В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Разиль Валеев: `Толерантности я предпочитаю добрососедство` Назад
Разиль Валеев: `Толерантности я предпочитаю добрососедство`
3 ноября в Казани состоится второй Съезд народов Татарстана. Событие для республики знаковое - ведь первый проводился 15 лет назад. Вопросов за эти годы накопилось множество - от этнокультурного развития представителей различных народов, проживающих на территории Татарстана, до расширения их участия в экономической и социальной жизни республики. Своим взглядом на предстоящее событие и национальную политику в целом делится с посетителями 116.ru депутат госсовета (а по совместительству - писатель, журналист, выразитель идеологии татарского народа) Разиль Валеев.

- Разиль Исмагилович, почему так долго тянули с проведением второго Съезда народов республики?

- Действительно, первый съезд прошел очень давно, в 1992 году, в самые бурные политические времена. Конечно, можно было бы провести его спустя пять лет, но тогда не было такого документа, как у Всемирного конгресса татар, в уставе которого записано, что съезды должны проводиться каждые пять лет. Недавно мы созрели до проведения второго съезда, и вопрос был решен указом президента РТ.

- Кому принадлежит инициатива?

- Съезд решили проводить по просьбе общественных организаций, в первую очередь АНКО РТ (Ассоциация национальных культурных обществ Республики Татарстан). Депутаты госсовета, кабинет министров также подключились к просьбе. Сели за круглый стол, обсудили сложившееся положение и пришли к общему выводу.

- Давайте поговорим об ожиданиях.

- Татарстан всегда славился и славится толерантностью, хотя и не люблю это слово. В словарях оно обозначает терпимость. Я не хочу терпеть кого-либо, я предпочитаю находиться в добрососедских, дружеских отношениях с представителями других народов и, может быть, даже любовных с кем-то. В нашей республике очень хорошие отношения между ее жителями, представителями различных конфессий. Факт давно общепризнанный. Но как говорят у татар, доброте никогда не бывает предела. Так что, кроме решенных вопросов, еще много и проблем. Их мы хотим поднять на съезде и решить во время и после него. Самое главное - преобразовать АНКО РТ в Ассамблею народов Татарстана. В Ассамблее более широкие полномочия. К примеру, в АНКО было сосредоточены представители национальных культурных автономий, в Ассамблее же возможны любые формы объединения граждан.

- Вы только что сказали о проблемах. Конкретизируйте, пожалуйста, что вы имели в виду?

- Самое главное - мы хотим вывести на обсуждение проект Конституции государственной национальной политики РТ. Это очень важный документ - и для республики, и для всей России. Подобный был принят в РФ в 1996 году, но очень быстро устарел из-за меняющейся политической ситуации. Чтобы системно вести работу по национальной политике, должен быть основополагающий документ. В России трижды пытались принять федеральной закон о государственной национальной политике РФ. Попытки успехом не увенчались. Мы, в Татарстане, решили эту проблему исправить. Рабочая группа создала концепцию. После съезда с учетом мнений делегатов хотим направить ее президенту РТ, чтобы указом утвердить. Это первый этап работы. Дальше будет сложнее. Мы должны будем подготовить государственную программу по реализации концепции государственной национальной политики РТ.

- Что должно быть в программе?

- Она должна освещать каждый пункт того, что мы хотим сделать, кто и чем должен заниматься, сколько денег требуется и на какой срок и какого итога ждем. Конкретика гораздо сложнее теории. Если она будет принята госсоветом в виде закона, она заработает. Мы уже имеем опыт. Например, в 1994 году приняли государственную программу по реализации закона о языках. Там все было четко расписано: кто сколько денег дает, местный бюджет, республиканский. Потом мы должны будем периодически проверять ход исполнения - и наш комитет, и другие исполнительные органы.

- Сколько делегатов будет на Съезде?

- Всего 500 человек, 200 из них - почетные гости. Руководители республики, гости из других регионов, которые имеют отношение к проблеме, ученые, писатели, общественные деятели.

- Сейчас в Госсовете обсуждают бюджет-2008. Сколько средств будет выделено на ваши отрасли?

- Денег все равно всегда не хватает. На культуру на всю республику где-то около двух миллиардов рублей (на 14% больше, чем в этом году). Сейчас готовим поправки к проекту бюджета. Будем просить дополнительно 200 миллионов на культуру, 600 - на образование и 150 - на науку. Цифры основаны на конкретных расчетах.

- Последнее время много говорят о развитии и поддержке библиотек. Как ведется работа в Татарстане?

- К великому сожалению, на развитие - нет. А на содержание и поддержку есть. На пополнение фондов мы будем просить дополнительно восемь миллионов. В годичном послании Федеральному Собранию Владимир Путин первый раз в истории долго говорил о проблемах библиотек. Я удивился и обрадовался. Теперь из федерального бюджета собираются нашей республике выделить около 8,5 миллионов на комплектование фондов. Деньги хоть и маленькие, но лучше чем ничего. Дело еще и в том, что библиотеки у нас - муниципальные и финансируются из муниципальных бюджетов. Так что в дополнение к нему должны получить 16,5 миллионов. И еще для пополнения фондов библиотек из республиканского бюджета выделяется два миллиона по программе реализации закона о языках.

- Что будет со школьными книгохранилищами?

- Недавно обсуждали в госсовете проблему. В школьных библиотеках крайне бедственное положение по комплектованию художественной литературой. Чтобы довести фонды до нормативов по части беллетристики, необходимо 1,5 миллиарда рублей. Средств хватает только на учебники. Хорошо, что Путин понимает эту проблему.

- В России ведутся жаркие споры об "Основах православной культуры". Ваше отношение к религиозному вопросу?

- Сложное. Когда начали преподавать "Основы православной культуры" в некоторых регионах России, это взбудоражило общественность. Как можно в многонациональной стране преподавать основы только одной религии?! Такого быть не должно, если мы хотим жить хотя бы толерантно. С одинаковым уважением нужно относиться ко всем. Фактически нарушено конституционное равенство народов и религий. Минтимер Шаймиев в этом вопросе придерживается очень строгих правил. Если преподавать, то преподавать и христианство, и ислам, и буддизм, и иудаизм.

- Как будет решаться проблема в нашей республике?

- Вопрос можно считать решенным. Летом обсудили проект своего учебника, внесли кое-какие изменения и дополнения.

- Кто авторы?

- Коллектив. Московские специалисты, местные. Раздел "Ислам" написал кандидат философских наук, ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин. Министерство образования и науки решило, что пока будет предлагаться пилотный вариант для преподавания в школах республики. В каждом районе будет выбрано одно учебное заведение. Эксперимент рассчитан на один год. Начнется он, как только учебники отпечатают. Сейчас идет подготовка преподавателей-историков. Мы категорически против того, чтобы в школы шли религиозные деятели, так как религия в России отделена от государства.

- В Татарстане примерно десятая часть школьников сдает ЕГЭ на татарском. Увеличится ли в следующие годы их количество?

- У нас есть такое понятие - отложенное решение. Бесполезно писать, говорить, обращаться в Государственную думу, так как для них вопрос уже решен. Тем не менее мы не отступаемся. Недавно ректор МГУ Виктор Садовничий принародно объявил, что с будущего года он не будет принимать абитуриентов по результатам ЕГЭ. Многие критически относятся к экзамену, и я в том числе. Нельзя доверять только компьютерам. Порой в глаза человеку надо заглянуть, чтобы понять - есть толк или нет. Другая проблема - сдача нормативов на родном языке. В республике некоторые выпускники сдают ЕРЭ (единый республиканский экзамен, аналог ЕГЭ, но на татарском языке), результаты принимают местные вузы, а вот другие вузы - нет. Мы считаем это ущемлением прав человека, ведь 68-я статься Конституции дает право каждому гражданину учиться.

- Вы лично отказались от затеи перехода татарской письменности на латиницу?

- Никогда! Потому что это очень прогрессивная идея! И некоторых русских ученых в том числе. Если мы стремимся к глобализации, то должны использовать все средства для быстрого получения информации. Другой момент - существующий алфавит не удовлетворяет потребностям татарского языка. За латиницу единогласно высказались делегаты Всемирного конгресса татар. Мы не должны отделяться от родственных народов. Азербайджанцы, узбеки перешли, турки еще в начале XX века начали использовать латиницу, у казахов и крымских татар процесс идет полным ходом. Мы одни остаемся! Если бы я был националистом, то должен был отказаться от этой идеи. Ведь ранее татары писали на арабском. А латиница дает возможность интеграции в мировую культуру. Даже в Москве часть названий улиц написана на латинице. Как же иначе открывать свой город для иностранных гостей?

- Сейчас появляется все больше сайтов на татарском языке...

- Подрастает поколение, которое родилось после 1985-го. У них совсем другое мировосприятие. Причем национальное самосознание намного выше тех, кто родился раньше. И эти ребята требуют свое, в том числе и в виртуальном мире. Появляются татарские сайты. Правда, не в том количестве и качестве, каком хотелось бы. Но это дело времени. К тому же культура прививается не только через Сеть. У нас неплохая эстрада, еще никогда не было столько молодых певцов. Уровень у всех, конечно, разный. Но не запрещать же их! Путь поют. А сабантуй наш? Я был на праздниках в Вашингтоне, Нью-Йорке, Монреале, Стамбуле. Сабантуй объединяет. Молодежь с огромным удовольствием приходит на праздник. Театры опять же развиваются. Татарский ТЮЗ недавно поставил "Алхимика" Паоло Коэльо. Молодежные газеты и журналы все новые появляются. Работаем на всех фронтах.

- Как смотрит федеральный центр на развитие национальных культур?

- В России принимаются закон за законом, запрещающие развитие национальной культуры. Тот же запрет латиницы. Я и на суде сказал, что это решение не правовое, а политическое. В сентябре Госдума в первом чтении приняла закон, которым аннулируется региональный компонент в образовательном стандарте учебных заведений. Если пропадет национальный школьный компонент, национальное образование резко пойдет на спад. Это может обернуться национальной катастрофой в политике Российской Федерации. Так рисковать нельзя. Народ терпит-терпит, а потом взрывается. Только начали преподавать родные языки, историю своего края, основы религий. Против этого закона даже выступил патриарх Алексий II. Так как, если закон примут, из школ автоматически придется убирать "Основы православной культуры". Поэтому в госсовете РТ мы приняли обращение президенту РФ, председателю правительства, Госдуме, Совету Федерации по этому важному вопросу.

- В 20 лет вы написали фразу "Или мир я изменю сегодня, или сам сегодня изменюсь". Что изменить проще?

- Это существующее с миром противостояние, лоб в лоб. Или я стану человеком, или он меня сломает. Подход максималистский, но если человек хочет чего-то достичь, то должен быть им.

- Времени с той поры много прошло. Сейчас вы кто?

- Тоже максималист. У человека планка должна быть завышенной, но в меру, чтобы люди смогли поверить в достижимость цели. Но иногда надо ставить очень высокие планки, чтобы было к чему стремиться.


Арина МАРТЫНОВА, специально для 116.ru

Док. 388372
Опублик.: 29.10.07
Число обращений: 201

  • Валеев Разиль Исмагилович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``