В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад `О деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления Оренбургской области по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию` Назад
Доклад `О деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления Оренбургской области по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию`
Доклад


"О деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления Оренбургской области по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию"


7 июня 2007 года


Уважаемые члены Правительства! Уважаемые депутаты Законодательного Собрания! Участники заседания!


Сегодня на очередном заседании Правительства мы должны определить задачи органов власти нашей области по реализации апрельского (нынешнего года) Послания Президента РФ Федеральному Собранию. Это восьмое по счету Послание Владимира Владимировича Путина. Все они являются не отдельными директивными документами, а целостной комплексной программой развития страны. В каждом из посланий были обозначены, во-первых, конкретные тактические задачи, которые последовательно выполнялись и выполняются, а, во-вторых, долговременные стратегические цели.
Если говорить об экономике, то здесь главным было и остается придание ей инновационного характера, достижение высокой конкурентоспособности производства, внедрение государственно-частного партнерства, поддержка отраслей-локомотивов экономического роста, развитие инфраструктуры, повышение роли малого бизнеса.
В социальной сфере - обеспечение нового качества жизни посредством реализации национальных проектов, повышение минимального размера оплаты труда, модернизация пенсионной системы.
В сфере государственного управления - укрепление политической системы, повышение эффективности работы органов власти всех уровней, развитие институтов гражданского общества.
В русле этих стратегических задач, которые последовательно, одну за другой, ставил перед нами Президент России, мы напряженно работаем последние годы. И как результат, ситуация в нашей области стала меняться в лучшую сторону. С 2000 по 2006 год валовой региональный продукт увеличился более чем на 64 процента, совокупный индекс промышленного производства более чем на 79 процентов, объем инвестиций в основной капитал - в 2,2 раза. Расширяются масштабы строительства жилья и объектов соцкультбыта.
Труженики агропромышленных предприятий обеспечивают продовольствием не только жителей области, но и реализуют его за пределы региона.
Но самое главное - улучшаются показатели, характеризующие уровень жизни оренбуржцев. За последние семь лет денежные доходы на душу населения возросли в 5,7 раза, среднемесячная заработная плата - более чем в 6, средний размер пенсии - более чем в 5 раз. Темпы роста несколько выше общероссийских показателей. Это стало возможным благодаря системной и настойчивой работе с собственниками по улучшению деятельности предприятий, последовательному увеличению налогооблагаемой базы. С 2000 по 2006 год собственные доходы консолидированного бюджета возросли почти в 5 раз (1999 г. - 7,2 млрд. руб., 2006 г. - 30,6 млрд. руб.).
За 5 месяцев текущего года все отрасли экономики сработали с положительной динамикой. Индекс промышленного производства - 111,4 процента. Улучшены показатели практически по всем направлениям развития региона.
Повышению качества жизни способствует реализация приоритетных национальных проектов в образовании, здравоохранении, строительстве жилья и агропромышленном комплексе. Использование дополнительных федеральных и областных ресурсов, новых технологий и оборудования, поощрение лучших специалистов создали для людей мощную мотивацию к высокопроизводительному, качественному труду, творческому подходу к порученному делу.
В результате реализации приоритетного национального проекта "Образование" осуществлен комплекс мероприятий по социальной поддержке учительства, стимулированию деятельности лучших школ, их компьютеризации, отбору и поощрению талантливых учащихся, укреплению материально-технической базы общеобразовательных учреждений. Дополнительное вознаграждение в размере тысячи рублей и региональные надбавки у нас получают все классные руководители. Отработана система материального стимулирования лидеров образования.
В рамках национального проекта "Здоровье" удалось укрепить первичное звено здравоохранения. В полтора раза возросла зарплата медработников. Тем, кто не получает федеральные надбавки, установлены дополнительные выплаты из областного бюджета.
Благодаря этому улучшилась укомплектованность первичного звена квалифицированными кадрами. Нам удалось оснастить многие лечебные учреждения современным диагностическим оборудованием, существенно обновить автопарк больниц и поликлиник, что существенно повысило качество и доступность медицинских услуг. В этом году мы завершим обновление машин скорой помощи. Снижены показатели смертности, в том числе детей до 1 года.
Одновременно усилена пропаганда здорового образа жизни, стали активнее приобщать людей, в особенности, молодежь, к занятиям физкультурой и спортом. Особое внимание уделяется развитию соответствующей материальной базы, прежде всего, в образовательных учреждениях. За последние годы расходы бюджетов всех уровней на эти цели выросли в разы.
В течение пяти лет, начиная с прошлого года, в городах и районах области предусмотрено строительство и реконструкция 44 крупных спортивных сооружений: стадионов, бассейнов, физкультурно-оздоровительных комплексов с игровыми залами, искусственным льдом. В 2006 году сданы в эксплуатацию спортивные комплексы в Оренбурге ("Олимпийский"), в Илеке и Новосергиевке. В текущем году будут введены в строй ещё 11 спортсооружений, в том числе самый крупный объект - спортивно-культурный комплекс "Оренбуржье" в областном центре на 4,5 тыс. зрителей. (Оренбург - 4, Орск - 1, Медногорск - 1, Первомайский -1, Сорочинск - 2, Оренбургский р-н - 1, Саракташ - 1).
Реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье" позволила ввести 657 тысяч квадратных метров жилой площади, что на 13 процентов больше, чем в 2005 году. Мы помогли обеспечить жильем 388 молодых семей, а по программе "Сельский дом" возвели более 1200 домов в сельской местности. По ипотеке в прошлом году получили кредиты 5300 семей, в том числе 339 - на льготных условиях, по сути в рамках "социальной ипотеки".
Нацпроект "Развитие АПК" дал хорошиее стартовые возможности крестьянско-фермерским и личным подсобным хозяйствам, получившим 1,6 миллиарда рублей льготных кредитов. Это самая высокая цифра среди регионов РФ. Сельским жителям оказывается помощь в приобретении жилья.
Сделано немало, но предстоит сделать ещё больше. У нас разработана и предварительно защищена в Министерстве регионального развития РФ Стратегия развития области до 2030 года. Задача Министерства экономического развития и торговли области, координирующего эту работу, - внести в Стратегию коррективы в соответствии с требованиями сегодняшнего дня и, прежде всего, с инициативами президентского Послания, а также с результатами общественного обсуждения перспектив дальнейшего экономического развития нашей области.
В первую очередь это касается экономики. Президент вновь подчеркнул, что её основным двигателем должны быть не темпы освоения природных ресурсов, а именно идеи, изобретения и умение внедрять их в повседневную жизнь. Хотя топливно-энергетический комплекс для нас по-прежнему является базовым, в области идет интенсивное наращивание объемов производства в машиностроении, черной и цветной металлургии, строительной индустрии. Это подтверждается и динамикой инвестиционной деятельности. Из 50 млрд. рублей, вложенных в прошлом году в основной капитал, наибольший рост поступлений наблюдается в высокотехнологичных отраслях: в производстве машин и оборудования - в 13 с лишним раз; почти в 2 раза - в металлургии и химической промышленности, в 2,4 раза - в производстве нефтепродуктов.
Крупные инвестиционные проекты осуществляются и в текущем году. В ОАО "Уральская сталь" идет реконструкция и модернизация электросталеплавильного цеха и стана 2800, что позволит перейти на выпуск новых марок стали и проката. Холдинг "Металлинвест", управляющий сталелитейными, машиностроительными и горнодобывающими активами, планирует инвестировать в это предприятие около 2 млрд. долларов США. На ПО "Стрела" продолжается производство многоцелевых гражданских вертолетов и сельскохозяйственной техники. В Оренбурге завершена реконструкция 5-й очереди гелиевого завода.
В марте т.г. в ходе государственного визита Президента России В.В. Путина в Италию в городе Бари подписаны учредительные документы по созданию на базе Орского механического завода совместного предприятия по производству бытовой техники, как это было ранее предусмотрено Соглашением 2006 года о сотрудничестве между Правительством Оренбургской области, итальянской компанией "Мерлони Проджетти", российской ООО "Литинтерн Консалт" и Внешэкономбанком России. Общая сумма инвестиций по всем направлениям в 2007 - 2008 году составит 120 миллионов евро. По окончании полномасштабной реконструкции Орский механический завод войдет в первую тройку основных производителей холодильной бытовой техники и компрессоров в России.
Медногорский медно-серный комбинат завершил модернизацию и реконструкцию сернокислотного цеха, в результате чего будет значительно увеличен объем утилизации сернистого газа, образующегося в медеплавильном производстве, а выбросы вредных веществ в окружающую среду сократятся в несколько раз.
Среди других предприятий, где осуществляются крупные инвестиционные проекты, следует назвать Бузулукский завод тяжелого машиностроения, ОАО "Завод бурового оборудования", Гайский горнообогатительный комбинат.
Кроме того, в развитие экономики области привлечено иностранных инвестиций $189, 4 миллиона (рост - 1,7 раза), в том числе: в транспорт и связь - 46,3 млн., металлургическое производство - 35 млн., пищевую промышленность - 29, 1 млн., химическое производство - $ 23,6 миллиона.
Все реализуемые инвестиционные проекты призваны стать катализатором качества экономического роста. Наряду с традиционными, мы обязаны настойчиво осваивать новые, перспективные направления производства, чтобы они стали центрами инновационных, инвестиционных, научных и кадровых ресурсов. Министерству экономического развития и торговли совместно с другими министерствами и департаментами областного Правительства следует всячески способствовать созданию режима благоприятствования инвестиционным процессам, стимулированию инвестиционной деятельности. В этом направлении лично министрам, другим руководителям подразделений необходимо активнее взаимодействовать с федеральными органами власти, увязывать наши инвестиционные планы с общероссийскими, тем более что сейчас федеральные министерства готовят инвестиционные программы до 2010-15 гг. Это становится еще более актуальным в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию. Далеко не все предприятия готовы работать в условиях интервенции более дешевых импортных товаров. Поэтому всяческой поддержки заслуживают те товаропроизводители, которые способны конкурировать с зарубежными фирмами. Министерствам экономического развития и торговли, сельского хозяйства, промышленной политики нужно выработать здесь конкретные меры по эффективному применению административных, финансовых, управленческих инструментов в интересах развития экономики области.
Президент в своем Послании ещё раз напомнил о таком важном сегменте экономики, как малое предпринимательство. Малый и средний бизнес области - это около 9 тыс. предприятий, 6,5 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств, свыше 47 тыс. индивидуальных предпринимателей. Всего в этом секторе трудится 229 тыс. человек, что составляет четверть всего занятого населения области. На долю малого бизнеса приходится свыше 71 процента оборота розничной торговли, 85 процентов объема бытовых услуг, оказываемых населению, более половины объема работ по договорам строительного подряда.
Стратегической целью в развитии этого бизнеса является создание организационно-экономических условий для благоприятного предпринимательского климата, а также участие бизнес-сообщества в общенациональных проектах. В рамках целевой программы "О развитии малого предпринимательства в Оренбургской области на 2006-2008 годы" осуществляется микрокредитование, создание инновационно-консультационных центров, бизнес-инкубаторов, расширение выставочной деятельности. В прошлом году в области открыт первый бизнес-инкубатор. Его цель - создание условий для развития новаторских предприятий, повышение их конкурентоспособности и адаптация к условиям внешней экономической среды. В настоящее время ведутся работы по созданию бизнес-инкубатора в Орске. Дальнейшее развитие предпринимательской инициативы мы связываем с предстоящим принятием федерального Закона о поддержке и развитии малого бизнеса.
Оренбуржье обладает значительным научно-техническим потенциалом. Однако используется лишь небольшая часть имеющихся передовых технологий. И проблема здесь не столько в их недостаточной проработке, сколько в слабой коммерциализации. Ситуацию пора в корне менять, а именно: более четко определить роль и место каждого участника инновационного процесса. Министерствам промышленной политики и инноваций, экономического развития, финансов (Калюжный, Мелихов, Кухарев) необходимо создать эффективные механизмы финансирования научных разработок и технологий, продвижения их на рынок, наладить взаимодействие научных учреждений, органов власти, предприятий с целью усиления инновационного обеспечения социально-экономического развития. Необходимо побуждать руководителей предприятий активнее возрождать рационализаторскую и изобретательскую деятельность, систему поощрений за техническое творчество. Инновации одними директивами не внедряются! Здесь исключительно важны создание благоприятной атмосферы на предприятиях, мотивация новаторства всех работников.
Уважаемые участники заседания!
Нет особой необходимости убеждать, какое важное значение в экономическом и социальном развитии нашей области имеет агропромышленный комплекс. Для нас село - не только надежный источник продовольствия. В сельской местности проживает около 42 процентов оренбуржцев. Здесь должно быть всё гармонично - современное высокотехнологичное производство, подсобные промыслы, хорошие условия жизни и культура. Селу мы оказываем весомую государственную поддержку. Только в прошедшем году на развитие сельского хозяйства направлено около 3 млрд. рублей. Это - помощь в проведении полевых работ (на приобретение топлива), закупка племенного скота и оборудования для ферм, приобретение новых тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов, поддержка внедрения новейших технологий по выращиванию озимых культур и кукурузы на зерно. А также самое главное для жителей села - строительство жилья, школ, объектов здравоохранения и культуры, дорог, газификация и телефонизация, на что затрачено более 4-х миллиардов рублей за один год.
Взять хотя бы газификацию. За последние семь лет в области построено 2,5 тыс. км межпоселковых и столько же внутрипоселковых газопроводов на общую сумму 3 млрд. рублей. Для завершения этой работы в следующем году намечено подвести газ к наиболее крупным 70 поселениям, в каждом из которых проживает не менее 100 семей. Строительство оставшихся 900 км межпоселковых газопроводов возможно при финансовом участии ОАО "Газпром", с которым мы продолжаем вести переговоры. На эти цели в этом году выделено около 500 миллионов рублей, необходимо еще столько же.
Проведенная в сфере АПК работа дает некоторые положительные результаты. Как отметил Президент в Послании Федеральному Собранию, впервые за многие годы удалось остановить ряд негативных тенденций в сельском хозяйстве. Более того, подчеркнул он, для всех стало очевидно, что это перспективная и потенциально высокотехнологичная отрасль нашей экономики.
Безусловно, приоритетным остается дальнейшая реализация национального проекта "Развитие АПК". Растут инвестиции. Большие средства направляет в производство ООО "Оренбург-Иволга", которым создано 15 агропромышленных объединений в 7 районах области и обрабатывается более 300 тыс. га сельхозугодий, в том числе 250 тыс. га пашни. Успешно ведут инвестиционную деятельность в нашей области московские фирмы ООО "Региональный Общественный фонд" (г. Москва), инвестиционная компания "МТК Спектр" (г. Москва), группа "Разгуляй - УкрРОС" (г.Москва).
Немало примеров хорошей работы других предприятий. С участием капитала общества "Магистраль" (Денискин А.М.) созданы агропромышленные объединения в Ташлинском и Илекском районах. Только в 2006 году сюда вложено более 150 млн. рублей.
Крупными инвесторами являются ОАО "Сакмарский элеватор" (руководитель Сало А.В.), ОАО "Юбилейное" (Насыбуллин И. И.) ОАО "Саринский элеватор" (Герасименко А. В.), предприятие "Хлебопродукт-2" (Джуламанов А.А.) и другие.
В текущем году продолжается строительство и реконструкция семи животноводческих объектов. Завершается строительство молочного комплекса в ТнВ "Рассвет" Бугурусланского района на 1000 коров, который планируется пустить в эксплуатацию в летние месяцы этого года. В НПО "Южный Урал" в Саракташском районе продолжается строительство молочного комплекса на 1200 голов. Завезено оборудование, разборные металлоконструкции из Германии. Ведется строительство свиноводческого комплекса на 12 000 голов единовременного содержания в ООО "Тимашевское" Сакмарского района, идет завоз и монтаж оборудования, закуплена первая партия животных в Венгрии. Продолжается реконструкция птицефабрик ЗАО "Уральский бройлер" Гайского района и ЗАО "Оренбургский бройлер" Сакмарского района, свиноводческого комплекса ООО НПО "Южный Урал" в том же районе с выращиванием более 70 тыс. голов животных в год. Уже пущена в эксплуатацию первая очередь комплекса, где размещено около 3 тысяч голов животных, завезенных из Канады.
В области продолжается работа по созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Поставлена задача - иметь хотя бы по одному в каждом сельском муниципальном образовании. Но далеко не все эти кооперативы работают. И дело здесь не только в инициативе их учредителей, но и в отсутствии или недостатке необходимой методической и консультационной помощи со стороны ответственных работников Министерства сельского хозяйства области.
Но сегодня главная проблема - реализация выращенного скота. Так называемые малые формы хозяйствования уже получили около 2 млрд. рублей кредитов. Выплачено субсидий на сумму 45,6 млн.руб. (в том числе из областного бюджета 1,6 млн.рублей). И эти деньги в основном пошли на увеличение поголовья скота в личных подворьях.
Надо признать, что министерству сельского хозяйства, главам районов не удалось отработать систему заготовок животноводческой продукции, прежде всего, у личных подсобных, фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов с привлечением заинтересованных предпринимательских объединений, в том числе организаций потребкооперации.
Министерствам экономического развития и торговли (Мелихов, Еремин), сельского хозяйства (Еременко) с участием глав городов и районов, руководителей перерабатывающих предприятий необходимо в ближайшее время подготовить, с учетом прогноза производства и потребления основных видов животноводческой продукции, комплексную программу по развитию системы заготовки и переработки животноводческой продукции, обратив особое внимание на развитие во всех городах и крупных поселках сельскохозяйственных кооперативных рынков. Такие рынки должны быть в каждом районном центре и в городах. Необходимо также создание недостающих высокотехнологичных предприятий по первичной переработке мяса, направить необходимые кредитные средства на льготных условиях на строительство, модернизацию и оснащение перерабатывающих предприятий, молокоприемных пунктов, приобретение специального транспорта и оборудования для хранения животноводческого сырья.
Мы понимаем, что проблему реализации животноводческой продукции нам не решить без государственного регулирования импорта этой продукции. Мы знаем, что много продукции завозится из-за рубежа. В ближайшее время в Правительстве РФ будут рассматриваться проекты нормативных правовых актов по данной тематике. Надеюсь, что многие проблемы, с этим связанные, будут решены.
Большие надежды на государственную поддержку АПК мы связываем с принятием в конце прошлого года Закона РФ "О развитии сельского хозяйства". Сейчас Минсельхоз России завершает разработку в соответствии с Законом пятилетней программы развития сельскохозяйственной отрасли, в которую наша область внесла свои предложения.
Из других приоритетов Президент особо выделил жилищное строительство. Он отметил, что реализация нацпроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" привела к значительной активизации строительства во всех областях - от малоэтажного до комплексной застройки отдельных районов и даже городов. Это в полной мере относится и к нашей области. Прошлогодний показатель по вводу жилья - 657 тыс. кв. метров, достигнут впервые за 15 лет. Но мы не удовлетворены такими результатами.
Несмотря на позитивную динамику, работа по повышению доступности жилья населению у нас пока недостаточно эффективна. В 2006 году в очереди на улучшение жилищных условий стояло около 34 тыс. семей оренбуржцев, из них молодых семей - 4600, ветеранов и инвалидов - 4300, граждан, перед которыми имеются государственные обязательства - 2094 и др. Из этого числа лишь 2 тысячи семей (только 6 процентов) решили свою жилищную проблему.
31 марта т.г. на заседании Правительства области рассмотрен ход реализации национального проекта и определены дополнительные меры по повышению доступности жилья в 2007 - 2010 годах. Суть этих мер сводится к тому, чтобы полнее открыть доступ застройщикам, включая индивидуальных, к земельным участкам, а населения - к льготным ипотечным кредитам, увеличить финансирование региональных жилищных программ, расширить адресную поддержку граждан в вопросах строительства и приобретения жилья.
Мы обязаны последовательно увеличивать масштабы ввода жилья. Рубеж нынешнего года - 750 тыс.кв. метров. К 2011 году планируется довести эту цифру до 1 миллиона квадратных метров в год. В течение ближайших до 2010 года лет 1600 молодых семей получат увеличенную на 10 процентов жилищную субсидию, т.е. доля областного бюджета при софинансировании с федеральным бюджетом возрастет до 40 процентов, а общий размер субсидии составит 50 процентов от среднерыночной стоимости жилья. На эти цели из областного бюджета мы планируем выделить 155 млн. рублей. Кроме того, в случае рождения ребенка молодой семье предоставляется субсидия до 30 процентов стоимости жилья, в зависимости от количества родившихся детей.
Планируется ввести 70 тыс.кв. метров социального жилья, на что предусмотрено выделить 1,4 млрд. рублей, более 1000 семей улучшат жилищные условия. Приемлемыми станут условия предоставления целевых займов для строительства жилья в сельской местности - за счет снижения процентной ставки по займам и увеличения его среднего размера на одного получателя с 200 тыс. рублей до 350 тысяч. Это позволит ввести в сельской местности дополнительно 430 тыс.кв. метров жилья, создать благоприятные условия для строительства жилья более 5 тысячам индивидуальных застройщиков. Кроме того, готовятся предложения по строительству малоэтажного поселка из сборных (в заводских условиях) домов общей площадью более 800 тысяч кв. метров в районе с. Ивановка под Оренбургом. Предварительные переговоры с инвесторами уже проведены - это будет по-настоящему доступное по цене жилье.
Президент заострил внимание на проблеме ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, что является актуальным и для нашей области. У нас насчитывается 1020 домов муниципальной и государственной собственности с высокой степенью износа (более 70 процентов). Их общая площадь - более 350 тыс. кв. метров. В этих строениях проживают свыше 6 тысяч семей (порядка 15 тысяч человек).
В области действует программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда", рассчитанная до 2011 года. Для отселения людей из ветхого жилья необходимо ввести в эксплуатацию 37 тысяч кв. метров площади, для чего потребуется не менее 585 млн. рублей из областного и федерального бюджетов. В 2006 году на реализацию мероприятий программы из областного бюджета было направлено 60 млн., в текущем году - около 70 млн. рублей. На последующие три года предусмотрено выделение ещё 300 миллионов.
Как сказано в президентском Послании, более половины жилищного фонда в России нуждается в капитальном ремонте. У нас площадь жилфонда, требующая капитального ремонта, составляет по предварительным данным около 9,5 млн. кв. м., на что необходимо средств не менее 29,2 млрд. руб.
Капитальный ремонт жилфонда области на протяжении ряда лет ведется в объемах 10 процентов от необходимого, на модернизацию инженерных сетей имеется возможность направлять лишь 20 процентов средств от потребности. Для решения проблем коммунальной сферы, осуществления капитального ремонта жилищного фонда приняты и выполняются целевые программы, в том числе - "Сбережение энергоресурсов в Оренбургской области на 2005-2010 гг." с объемом финансирования мероприятий 5,8 млрд. рублей. Мы надеемся, что Правительство РФ разработает действенные меры по поддержке этих мероприятий из федерального бюджета.
Разработана и в ближайшее время будет принята программа модернизации объектов коммунальной инфраструктуры области на 2007 - 2011 гг. на условиях ее софинансирования за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а также частных инвестиций.
Около 2 млрд. рублей будет направлено в 2007 - 2010 годах на модернизацию производственной базы строительства. Это позволит обеспечить растущий объем строительных работ основными материалами собственного производства - цементом, сборным железобетоном, изделиями крупно-панельного домостроения и другими строительными материалами. Большие надежды мы связываем со строительством двух цементных заводов мощностью до 4 млн. тонн продукции в год в г.Новотроицке и р.ц. Акбулак, здесь же ведется строительство кирпичного завода.
Развитие экономики области требует увеличения объема электропотребления к 2015 году более чем на 25 процентов, поэтому проблемы ограниченности энергоресурсов нам не избежать. Уже в 2009-2010 гг. электропотребление достигнет уровня 1990 года, когда наблюдался максимум объёма потребляемой электроэнергии в области. Без серьёзных капвложений в развитие электросетей будет невозможно обеспечить передачу электроэнергии потребителям в необходимых им объёмах. Для решения проблемы уже разработана программа развития регионального электросетевого комплекса на период до 2015 года, на реализацию которой определено более 22 млрд. рублей инвестиционных средств.
В этой связи нам необходимо иметь стратегию развития всего энергетического комплекса области на ближайшие 10-15 лет, в т.ч. использование угля Тюльганского угольного бассейна как альтернативного источника электрогенерации.
Перед нами стоят большие и ответственные задачи по развитию транспортной системы. Как сказано в президентском Послании, плохое состояние дорог, а порой и само их отсутствие является серьезным тормозом для развития страны. Это мы чувствуем у себя особенно остро, поэтому пришло время основательно браться за решение этой проблемы. В декабре прошлого года по нашему приглашению область с рабочим визитом посетил Министр транспорта РФ Игорь Евгеньевич Левитин. В ходе этого визита подробно обсуждены вопросы развития транспортного комплекса и дорожного хозяйства. Достигнута договоренность по таким важным для области проблемам, как:
- развитие аэропорта Оренбург (реконструкция взлетно-посадочной полосы), с финансированием в 2007-2008 годах за счет федерального бюджета в объеме 700 млн. рублей;
- развитие дорожного хозяйства области, с выделением на эти цели в 2007 году почти 1,5 млрд. рублей.
В частности, деньги будут выделятся на строительство объездной дороги в г.Орске, на строительство и реконструкцию дорог в г.Оренбурге. Для Орска это не только решение транспортной проблемы - это и значительное улучшение экологической ситуации, так как основной объем загрязнения воздуха сейчас приходится на автомобильный транспорт, идущий через город.
Кроме того, на встрече с Министром и на прошедшем на днях с его участием Сочинском транспортном форуме нами поставлен вопрос использования транзитного потенциала Оренбуржья по обеспечению интеграции регионального транспортного комплекса в систему Российских и мировых связей, что позволит обеспечить развитие автомобильных дорог нашей области с включением их в международный транспортный коридор Север-Юг, а точнее, "Западная Европа - Западный Китай".
Мы инициировали включение в Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" электрификацию участка железной дороги "Оренбург - Красногвардеец - Кинель". Его стоимость оценивается в 16,3 млрд. рублей. Работы намечено выполнить в 2008-2011 годах. Это позволит получить еще один электрифицированный ход от Самары до Транссиба, увеличить грузооборот на данном направлении на 40-45 процентов. Это, безусловно, положительно скажется на дальнейшем развитии нашего региона.
Правительству и органам местного самоуправления и в дальнейшем следует содействовать комплексному развитию всех видов транспорта.
Исключительно актуален для нашей области вопрос использования природных ресурсов, увеличения объемов и глубины переработки нефти и газа. На днях В.В.Путин на встрече с премьер-министром Казахстана К.Масимовым одобрил завершение процедур по созданию совместного предприятия по переработке газа Карачаганакского месторождения. Президент высоко оценил проделанную российским и казахстанскими специалистами работу и назвал проект важным и взаимовыгодным. Соглашение, заключенное на 15 лет, предусматривает увеличение годового объема переработки карчаганакского газа на Оренбургском ГПЗ с 7,8 миллиардов кубометров в настоящее время до 15 к 2012 году. В этой связи становится реальным строительство завода по производству полиэтилена и полипропилена на площадях "Оренбурггазпрома". В настоящее время по этому вопросу ведутся переговоры с компанией "Сибур-Холдинг". Общая стоимость проекта составит около 45 млрд. рублей.
У нас реализуется инвестиционная программа на ОАО "Орскнефтеоргсинтез". Модернизация производства позволит к 2010 году довести выпуск высокооктановых бензинов до 1,4 млн. тонн в год (рост - в 2 раза к уровню 2006 года) и углубить переработку нефти. В текущем году планируется приобрести оборудование для производства дизельного топлива по мировым стандартам Евро-4. На реконструкцию орские нефтепереработчики на протяжении двух лет инвестируют 2,3 млрд. рублей.
В президентском Послании названа такая цифра: сегодня в России на нефтяных промыслах сжигается по самым минимальным оценкам более 20 млрд. кубометров попутного газа в год. А у нас разве этой проблемы нет? В области есть неплохой опыт утилизации ценного топлива. На заводе "Терминал" в Новосергиевском районе успешно внедряются новые технологии переработки нефтяного попутного газа. Здесь завершено строительство технологического комплекса мощностью 260 млн. кубометров газа в год, что позволило прекратить сжигание попутного газа и получать сухой газ и жидкую фракцию углеводородов.
Нам следует позаботиться об эффективном использовании наших сравнительно небольших, а значит тем более ценных лесных богатств. В целях реализации переданных полномочий РФ и комплексного решения проблем лесной отрасли, накопленных за последнее время, в текущем году планируется рассмотреть на Законодательном Собрании областную целевую программу "О содержании и воспроизводстве лесов на территории области на 2008-2010 годы".
Наконец, положительно решилась проблема создания Национального парка "Бузулукский бор". Во всяком случае последние 5 лет мы настойчиво отстаивали эту проблему. Председатель Правительства РФ Фрадков М.Е. 2 июня подписал соответствующее постановление, которое обязывает Министерство природных ресурсов России совместно с другими министерствами РФ подготовить необходимые акты о создании учреждения "Национальный парк "Бузулукский бор", о переводе земель лесного фонда площадью более 106 тыс. га в земли особо охраняемых территорий и объектов, предоставлении их национальному парку "Бузулукский бор" и внесении этих документов до 1.01.2008 г. в Правительство Российской Федерации.
Министерству природных ресурсов, земельных и имущественных отношений (Коннов М.Ф.) совместно с органами Росприроднадзора, с администрацией Бузулукского района необходимо разработать план мероприятий по обеспечению режима особой охраны земель в границах создаваемого национального парка "Бузулукский бор" на территории области, предусматривающий недопущение деятельности, способной нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира и противоречащей целям и задачам национального парка.

Уважаемые друзья!
В области полным ходом идет реформа местного самоуправления. Сформирован депутатский корпус, избраны главы муниципальных образований. На них возложена ответственная работа по решению вопросов местного значения. Итоги первого года работы муниципалитетов показали, что в целом они справляются с возложенными на них задачами.
В своем Послании Президент России обратил внимание на необходимость укрепления экономических основ местного самоуправления. Мы уже неоднократно говорили, что делается у нас в этом направлении. Это установление дополнительных, сверх утвержденных Бюджетным кодексом РФ налоговых отчислений в бюджеты муниципальных образований, это оказание им прямой помощи из фондов финансовой поддержки (её объем в текущем году увеличен на сумму более 0,5 млрд. рублей), а также направление средств из областного Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, Фонда сбалансированности и Фонда реформирования муниципальных финансов. Мы понимаем, что этих средств не хватает. Но проблема не только в этом.
К сожалению, часть руководителей живет по-старому, с иждивенческими настроениями и не стремится что-либо менять. Сегодняшние реалии таковы, что будут поддерживаться только те муниципальные образования, которые хотят и умеют зарабатывать, пополнять местную казну и, главное, эффективно использовать бюджетные средства.
С целью увеличения поступления доходов в местные бюджеты муниципальным образованиям оказывается методическая помощь, доведены рекомендации по утверждению ставок за земельные участки по категориям земель и по налогу на имущество физических лиц, - не ниже предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. По единому налогу на вмененный доход - по утверждению коэффициентов - не ниже установленных областным законодательством.
Однако, в отдельных сельских поселениях Пономаревского, Грачевского, Оренбургского, Соль-Илецкого районов приняты ставки по земельному налогу в три раза ниже, чем предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Представительные органы муниципальных образований часто утверждают дополнительные льготы отдельным категориям налогоплательщиков по земельному налогу.
Напомню, что наполнение доходной части местных бюджетов это главная задача муниципальных органов. Укрепление территориальных основ и экономической базы муниципалитетов - наша общая задача. Органы местного самоуправления, в свою очередь, должны кардинально менять подходы к формированию финансово-экономической базы. Надо настойчиво искать и находить источники финансирования, открывать новые и развивать действующие предприятия, поддерживать предпринимательство и кооперативное движение.
Необходимо обеспечить повышение эффективности и прозрачности расходования бюджетных средств. Этому способствует реализация политики по более широкому внедрению процедуры закупок товаров для государственных и муниципальных нужд в соответствии с федеральным законодательством.
Правительству необходимо уже в текущем году в соответствии с федеральным законодательством внедрить методику оценки уровня социально-экономического развития территорий, критерии эффективности деятельности администраций муниципальных районов и городских округов.
Особую роль в этом должно сыграть Министерство экономического развития и торговли, которому необходимо осуществить комплексный макроэкономический анализ социально-экономической ситуации и, наряду с основными направлениями развития экономики области сформулировать приоритеты для муниципальных образований.
Большое место в Президентском Послании отведено вопросам культуры, роли интеллигенции в духовном и нравственном возрождении страны. В текущем году из консолидированного бюджета области на сохранение и развитие культуры и искусства будет направлено около одного миллиарда рублей. Это самая большая сумма за все последние годы.
К 150-летию Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького осуществлена реконструкция его здания. Но это только начало большой работы. Принято решение о реконструкции и других объектов культуры. В татарском драматическом театре им. Файзи работы уже идут, а в июне начнутся в областном театре музыкальной комедии. Необходимо готовиться к выполнению этих работ и в Орском драматическом театре, строительству и капитальному ремонту учреждений культуры в сельской местности.
Но, пожалуй, самым значительным проектом станет строительство современного книгохранилища для областной научной библиотеки им. Крупской. Стоимость этого проекта более 400 млн. рублей, его значимость для развития культуры нашего края трудно переоценить.
Среди других приоритетов - улучшение деятельности Оренбургского государственного академического русского народного хора, Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, реставрация памятников культуры, сохранение музейных и библиотечных фондов. Эти и другие назревшие проблемы должны найти отражение в разрабатываемой в настоящее время областной программе "Культура Оренбуржья: 2008-2010 г.г".
Уважаемые участники заседания!
В президентском Послании говорится, что "на развитие демократических институтов и процедур оказывает стремительное расширение национального информационного пространства...." Это говорит о возрастающей роли средств массовой информации в происходящих в стране процессах. Роль прессы действительно огромна. И это относится в том числе к региональным и местным СМИ. На наш взгляд, сегодня они должны больше говорить и писать о подлинных, а не мнимых человеческих ценностях, культуре, нравственности, морали. Убежден, это направление сегодня особо значимо, так как без духовного возрождения народа не будет ни экономического, ни какого-либо другого развития страны.
Известно, что Президент РФ поддержал инициативу об объявлении 2008 года - Годом семьи в России. В области развиваются новые формы работы с семьей и родительской общественностью: открываются консультпункты по вопросам воспитания на базе учебных заведений и по месту жительства, семейные клубы "выходного дня", создаются ассоциации родителей-профессионалов (юристов, врачей и т.д.). На областном и муниципальном уровнях поощряются самые различные формы семейного жизнеустройства сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в области под опекой находятся 6284 ребенка. В образовательных учреждениях формируются воспитательные системы, направленные на подготовку молодежи к семейной жизни, развитие традиционных нравственных и семейных ценностей. Думаю, что всё это должно найти отражение и в работе наших СМИ.
В современных условиях невозможно представить себе политический процесс без участия общественных организаций, без учета их мнений и позиций. Надежным инструментом сотрудничества гражданских институтов и государственных органов власти стала Общественная палата области. Высокий авторитет её членов, представляющих интересы 27 общественных объединений, позволяет позитивно влиять на нормотворческую деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти, органов местного самоуправления. Убежден, что Общественная палата и в дальнейшем будет играть объединительную роль в решении назревших проблем, станет проводником действительно необходимых и значимых инициатив.
Оренбуржье - приграничный регион, через который активно проходят миграционные потоки. Это существенно влияет на демографическую и этнополитическую ситуацию в крае и определяет суть национальной политики, проводимой в области. Создана комплексная система защиты коллективных и индивидуальных прав представителей всех этнических общностей. Ежегодно проводятся праздники и фестивали национальных культур, действуют школы с этнокультурным компонентом, издаются национальные газеты, ведется большая работа по изучению культуры и быта народов края. Активную деятельность, направленную на сохранение и развитие национальных культур народов нашего края, осуществляют более ста национально-культурных общественных объединений. К осени этого года в областном центре будет открыт культурный комплекс "Национальная деревня".
Убежден, что сохранение национальных культур, обычаев и обрядов несет в себе большой положительный заряд. Лишь непрерывно совершенствуя систему обеспечения конституционных гарантий на свободное национально-культурное развитие народов Оренбуржья, мы можем противостоять основным вызовам современности: этническому сепаратизму, религиозному экстремизму и международному терроризму.
Задачи нашей государственной политики - укрепление дружбы народов, развитие языков, национальных культур и традиций, воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма. Отрадно, что у нас исторически сложилась веротерпимость, конструктивное сотрудничество традиционных конфессий. Как и прежде, им будет оказываться всемерная поддержка в патриотическом, нравственном и духовном воспитании граждан.
Нынешний год объявлен Годом русского языка. По этому поводу принято специальное постановление. Осуществление предусмотренных в нем мероприятий должно вызвать большой интерес, принести пользу и укрепить наши международные и гуманитарные контакты.
Уважаемые участники заседания!
В прошлом году произошли существенные изменения в законодательстве о выборах. Отменен порог явки избирателей. Предстоящие выборы в Государственную Думу пройдут по партийным спискам. В связи с этим повышаются требования к самим партийным организациям и претендентам на депутатские мандаты. Хотелось бы видеть кандидатов, в том числе молодых, способных эффективно работать, болеющих за нашу общую судьбу.
В последние годы сложилась определенная система взаимодействия между Правительством области и федеральными службами. Мы участвуем в работе совещаний, коллегий, вместе определяем меры по урегулированию социально-экономических процессов в регионе, стремимся действовать в одном направлении. У нас установились постоянные контакты с руководством служб. К сожалению, здесь не все гладко. Система контроля очень часто доставляет гражданам немало проблем - бюрократическая волокита, чрезмерная отчетность не способствуют полноценному развитию. Этим страдают и исполнительные органы власти всех уровней.
Систему нашего взаимодействия необходимо совершенствовать. Думаю, что это пойдет на пользу общему делу - решению задач поступательного развития экономики Оренбуржья, повышению жизненного уровня населения.
Мы не раз отмечали, что позитивные результаты, которых нам удалось добиться в последние годы, достигнуты благодаря конструктивному взаимодействию органов исполнительной и законодательной власти. Думаю, что так будет и в дальнейшем. Поэтому прошу депутатов Законодательного Собрания активно включиться в процесс реализации установок президентского Послания, поддержать инициативы областного Правительства, направленные на ускорение социально-экономического развития региона.
Наша область обладает огромным производственным, научно-техническим, интеллектуальным и кадровым потенциалом, богатыми природно-сырьевыми ресурсами. Накоплен ценнейший созидательный опыт трудовых коллективов, районов и городов. Для Оренбуржья характерны общественно-политическая стабильность, настрой на конкретные дела, выполнение социально-экономических программ и национальных проектов. Это вселяет уверенность в том, что все ответственные задачи, поставленные в Послании Президента РФ Федеральному Собранию, будут реализованы.
Главная цель, к которой мы должны стремиться - это повышение благосостояния жителей области. Для этого необходимо повышать конкурентноспособность экономики, науки и образования, делать все от нас зависящее для создания благоприятного инвестиционного климата и, наконец, для максимальной реализации нашего кадрового и человеческого потенциала.


Мы едины в стремлении видеть родное Оренбуржье сильным, процветающим, открытым для новых идей и прогресса, безопасным и комфортным для проживания.
На это нам следует направлять все свои силы, знания и опыт.


Спасибо за внимание!

07.06.2007
http://www.orb.ru








Док. 388665
Перв. публик.: 07.06.07
Последн. ред.: 29.10.07
Число обращений: 332

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``