В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление на VII областной общепромышленной конференции `Итоги работы и задачи по реализации промышленной политики в Оренбургской области` Назад
Выступление на VII областной общепромышленной конференции `Итоги работы и задачи по реализации промышленной политики в Оренбургской области`
"Итоги работы и задачи по реализации промышленной политики в Оренбургской области"

Уважаемые участники конференции, уважаемые друзья!

Ушедший 2006 год стал важным этапом развития экономики области. Нам удалось вновь подтвердить статус динамично развивающегося региона. В прошлом году рост валового регионального продукта составил 6,9%, а за последние 5-6 лет - более 60%.
Сегодня мы подводим итоги работы промышленности. Индекс промышленного производства в прошлом году составил 107,6 процентов, объем отгруженной продукции достиг 290 миллиардов рублей, причем в обрабатывающей промышленности этот показатель вырос почти на треть.
Строителями области освоено свыше 17 миллиардов рублей капитальных вложений. Ввод жилья составил 657 тыс. квадратных метров. Возведен и реконструирован целый ряд объектов социально-культурного назначения: медицинские учреждения, школы, спортивные сооружения. Велось интенсивное дорожное строительство.
Важным индикатором роста экономической активности в регионе является состояние транспортной системы. В прошедшем году перевезено свыше 64 млн.тонн грузов, объем грузооборота превысил 23 млн.тонно-километров с ростом на 12,6 %. Пассажирооборот всех видов транспорта возрос на 24,2% по сравнению с 2005 годом.
Наша область остается крупнейшим в России поставщиком сельскохозяйственной продукции и продовольствия. На полях и фермах, в личных подворьях велась огромная каждодневная напряженная работа. В результате обеспечен рост объема валовой продукции сельского хозяйства, который превысил 33 млрд. рублей.
Несмотря на неблагоприятные погодные условия мы собрали 2 млн. 119 тыс. тонн зерна, что обеспечило наши потребности в продовольствии и семенах, позволило реализовать часть продукции за пределы области.
Стабилизирующим фактором в экономике АПК по-прежнему остается животноводство. В 2006 году во всех категориях хозяйств произведено на убой скота и птицы в живом весе более 185 тыс. тонн, что составило 110,7% к уровню 2005 года. Сельскохозяйственные организации увеличили производство на 11,3%, хозяйства населения - на 10,4%, крестьянские (фермерские) хозяйства - на 7,1%. Производство молока во всех категориях хозяйств превысило 767,6 тыс. тонн, или 102,4% к 2005 году.
Улучшились финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов. Более 63% предприятий и организаций закончили год с прибылью, которая превысила 55 миллиардов рублей, что на 69% выше уровня 2005 года. Это позволило решить ряд основополагающих задач, которые мы ставили перед собой в начале года и превысить прогнозные показатели.
Во-первых, предприятиями области направлено почти 50 миллиардов рублей инвестиций в основной капитал. Это на 6 процентов выше уровня предыдущего года.
Во-вторых, поступления в консолидированный бюджет области превысили 35 млрд. рублей.
В-третьих, как мы и планировали, средняя заработная плата по области в декабре 2006 года превысила 10 тысяч рублей.
Важнейшей задачей и одновременно критерием эффективности структурной перестройки экономики является повышение уровня заработной платы в её реальном секторе. Решение этой задачи - это не кампания, не разовое мероприятие, а системная работа, направленная на формирование потребительской культуры населения, создание новых экономических отношений, основанных на полной покупательной способности населения. Хочу подчеркнуть, что мы должны рассматривать заработную плату не только и не столько как важнейший фактор социального самочувствия общества, а как категорию экономическую, играющую огромную стимулирующую роль во всех экономических процессах.
Наряду с ростом зарплаты в реальном секторе экономики опережающими темпами росла заработная плата в бюджетных отраслях.
Дополнительно полученные ресурсы позволили Правительству области, муниципальным образованиям в полном объеме выполнить свои бюджетные обязательства.
Благоприятный финансовый климат, стабильная социально-политическая обстановка в области способствуют повышению её инвестиционной привлекательности. C 2000 года в региональную экономику привлечено более 660 млн. долл. США иностранных инвестиций, в том числе только в 2006 году - 189 млн. долларов. Из этой суммы более 60% вложено в обрабатывающие производства - это 3 место среди областей ПФО (после Нижегородской и Самарской областей).
Стержнем социально-экономической политики, проводимой в области, стала реализация приоритетных национальных проектов. В целом область справляется с выполнением утвержденных министерствами Российской Федерации сетевых графиков, планов, параметров по всем четырем направлениям - образованию, здравоохранению, созданию рынка жилья и развитию агропромышленного комплекса.
В результате реализации приоритетного национального проекта "Образование":
-около 15 тысяч классных руководителей получают дополнительное вознаграждение в размере 1 тысячи рублей;
- 57 лучших общеобразовательных учреждений получили государственную поддержку по одному миллиону рублей;
- 192 педагога области отмечены Президентским грантом в размере 100 тыс. рублей каждый;
- в 70 сельских школ приобретены автобусы, комплекты современного оборудования для предметных классов;
- более 660 школ области подключено к высокоскоростному "Интернету".
Всего на реализацию национального проекта "Образование" в области израсходовано более 600 млн. рублей.
В рамках национального проекта "Здоровье" из федерального бюджета поступили финансовые средства, оборудование, лекарственные препараты, тест-системы на сумму более миллиарда рублей. Главное - удалось укрепить первичное звено здравоохранения. Зарплата медработников возросла в среднем в 1, 4 раза, в том числе у врачей - в 1,6.
Укомплектованность первичного звена возросла с 78 до 96,5%. Лечебными учреждениями получено 270 единиц современного диагностического оборудования на сумму 240,5 млн. рублей из федеральных средств. Повысилось качество диагностики, сократились сроки обследований. Существенно обновлен автопарк лечебных учреждений.
В рамках реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье" введено 657 тысяч квадратных метров жилой площади, что на 13 % больше, чем в 2005 году. Это уровень 1991 года. Мы ставим задачу в ближайшие 2 года приблизиться к цифре 900 тысяч квадратных метров (уровень 1990 года), а в последующие годы - к миллиону квадратных метров жилья в год. Мы не строим бесплатно, а помогаем людям приобрести жилье, способствуя повышению его доступности. Эту задачу помогают решить две программы: ипотечное кредитование и "Сельский дом". По ипотеке в прошлом году получили льготные кредиты более 5000 семей. В рамках проекта мы помогли обеспечить жильем почти 400 молодых семей, а по программе "Сельский дом" введено в эксплуатацию более 1200 домов на селе.
Реализуя национальный проект "Развитие АПК", мы ставили перед собой следующие задачи.
1. Льготные кредиты должны были помочь людям, занимающимся крестьянским хозяйством, привлечь деньги, оборотные средства. В прошлом году выдано 1,6 млрд. рублей беспроцентных кредитов - на развитие подсобных и фермерских хозяйств. Это самая высокая цифра среди регионов РФ.
2. Государство выделяет средства на субсидирование процентных ставок заемщикам, желающим строить животноводческие комплексы. Мы привлекаем на эти цели более 5 млрд. рублей кредитных ресурсов. Сегодня у нас в области строятся 8 крупных животноводческих комплексов, кроме того, хозяйства за счет собственных средств строят или реконструируют еще 19 крупных животноводческих ферм.
В последнее время Правительством области принят ряд конкретных мер по выработке целенаправленной промышленной политики. Её существо и параметры определены соответствующим областным законом. Разработана и предварительно защищена Стратегия развития области до 2030 года. Этот документ, который проходит сейчас обсуждение в трудовых коллективах и общественных организациях, должен стать программой перевода экономики Оренбуржья на инновационные рельсы, обеспечивающие развитие наукоёмких и высокотехнологичных производств и рост инвестиций.
Считаю, что в каждом муниципальном образовании должна быть разработана своя стратегия, своя программа социально-экономического развития. Наличие таких программ должно быть обязательным для каждого органа государственной власти.
Развитие экономики инновационного типа невозможно без значительных инвестиционных ресурсов. Для привлечения инвесторов в области делается многое, но предстоит сделать еще больше. По исследованиям наиболее авторитетного российского агентства "Эксперт РА" рейтинг инвестиционного риска нашего региона с 1995 года повысился на 61 пункт, сегодня мы по этому показателю находимся вместо 80 места на 27-м в Российской Федерации. Сформирована соответствующая законодательная база, стабилизировалась социально-политическая обстановка.
В рамках создания благоприятных условий для инвестирования проводится политика сдерживания тарифов на энергоносители, которые значительно ниже, чем в близлежащих регионах. Например, газ дешевле, чем в Челябинске более чем на 200 рублей и на 240 рублей, чем в Самаре за 1000 куб. м. Электроэнергия дешевле на 7%, чем в соседних регионах, теплоэнергия у нас также дешевле. По уровню социально-экономического развития Оренбуржье занимает 23 место в России и пятое в Приволжском федеральном округе.
В прошлом году в развитие экономики области было инвестировано почти 50 млрд. рублей. Наибольший рост объема капиталовложений при этом наблюдается в высокотехнологичных отраслях: в производстве машин и оборудования - в 13 с лишним раза; почти в 2 раза - в металлургии и химической промышленности, в 2,4 раза - в производстве нефтепродуктов.
В область пришли крупные инвесторы. Масштабная инвестиционная программа реализуется на ОАО "Орскнефтеоргсинтез". Компания "Русснефть" вкладывает в неё около 6,0 млрд. рублей. Модернизация производства позволит к 2010 году довести выпуск высокооктановых бензинов до 1,4 млн. тонн в год (рост - в 2 раза к уровню 2006 года) и углубить переработку нефти. В текущем году планируется приобрести оборудование для производства дизельного топлива по мировым стандартам Евро -4. Недавно с руководством компании "РуссНефть" подписано соглашение о выделении около 2 млрд. рублей в реконструкцию завода "Орскнефтеоргсинтез" и оренбургского Нефтемаслозавода.
Крупные позитивные перемены в сфере обрабатывающих отраслей ожидаются в связи с приобретением холдингом "МЕТАЛЛОИНВЕСТ" завода ЮУМЗ. Как вы знаете, до недавнего времени это завод переживал не лучшие времена - огромные долги бюджету, череда банкротств, а самое главное - отсутствие всякой перспективы развития. С таким положением дел на крупнейшем машиностроительном предприятии мы не можем мириться. По нашей инициативе на ЮУМЗ произошла смена собственника, и сегодня завод возрождается. С целью укрупнения было принято решение о консолидации пакетов акций ЮУМЗа и "Уралмаша" для возвращения совместными усилиями лидирующих позиций в отечественном машиностроении. Подчеркиваю, решение о консолидации акций, а не активов. Таким образом, создана управляющая компания "Объединенные машиностроительные заводы (ОМЗ)". При этом не только сохраняется, но и приумножается вся налогооблагаемая база "ОРМЕТО-ЮУМЗ" и в Орске, и в масштабах области.
Объединение "Уралмаша" и "ОРМЕТО-ЮУМЗ", исторически спроектированных как взаимодополняющие производства, обеспечит возможность централизации маркетинговой политики, предоставления клиентам комплексных решений по комплектации горно-металлургического оборудования, а также позволит объединить инжиниринговый потенциал предприятий. И уже есть результаты.
Буквально на днях ОАО "МК ОРМЕТО-ЮУМЗ" заключил контракт на поставку валков для станов холодной прокатки с крупнейшим индийским сталелитейным концерном. Стоимость контракта 11,5 млн. долларов США, что обеспечивают 80% потребности концерна в валках. До конца 2007 года ОАО "МК ОРМЕТО-ЮУМЗ" рассчитывает получить от компании заказы на сумму около 1 млрд. рублей.
Работа по улучшению инвестиционного климата в области продолжается. Недавно принят областной закон "О ставке налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков на 2007 год", в соответствии с которым эта ставка снижается на 4 процента для предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность. Эта мера тоже направлена на привлечение инвестиций.
Сегодня общая сумма инвестиционных программ крупных промышленных предприятий составляет около 300 млрд. рублей.
Правительство области намерено сделать всё необходимое для стимулирования высоких технологий в регионе. Делать мы это будем методами бюджетной, налоговой и тарифной политики и готовы в широком диалоге с предпринимательским сообществом выработать наиболее эффективные способы и механизмы совместных действий. Основными принципами этой работы должны стать: признание равенства и самостоятельности субъектов промышленности, частно-государственное партнерство, сочетание федеральных, муниципальных интересов и прав субъектов промышленной политики, оптимальное использование всех ресурсов области, развитие ресурсосберегающих и наукоемких технологий, целевой характер мер государственной поддержки. Реализация промышленной политики будет вестись в рамках стратегического планирования, предусматривающего инвестиции в производственную инфраструктуру, стимулирование и поддержку инновационных производств. При оказании финансовой поддержки будут учитываться социально-экономическая и бюджетная эффективность субъектов предпринимательской деятельности.
Мы придаем большое значение позиционированию области на российском и мировых уровнях. Областные экспозиции инновационных и инвестиционных проектов демонстрировались на 17-й международной выставке - ярмарке в Каннах (Франция), на Московских международных салонах инноваций и инвестиций, на ярмарках "Российским инновациям - российский капитал", на международных промышленно-экономических форумах "Россия единая" в Нижнем Новгороде. Конечно, это требует определенных средств, но при квалифицированно проведенной презентации затраты окупаются. По существу это реклама, но направлена она не на абстрактного, а на конкретного потребителя. Итогом выставки в Каннах являются переговоры об инвестировании средств, в том числе в два туристических проекта. К сожалению, инвестиционных проектов промышленных предприятий на этой выставке не было представлено.
Большие резервы инновационного развития экономики кроются в укреплении связи науки и производства. Ранее на предприятиях имелись планы освоения новой техники и технологий, выполнение которых строго контролировалось. По достигнутым результатам выплачивались немалые премии. Думаю, что нам следует вернуться к этому положительному опыту. К сожалению, часто можно услышать из уст ученых о том, что предприятия не заинтересованы в финансировании разработок ученых университета. Может быть, все-таки проблема носит обоюдный характер? Здесь и инертность руководителей предприятий, и оторванность науки от запросов рынка. Мы с вами должны в самое ближайшее время создать механизм, стимулирующий руководителей предприятий использовать имеющиеся и заказывать новые отечественные технологии, а ученых - с готовностью исполнять бизнес-заказы. Нам следует сформировать принципиально новые отношения науки, бизнеса и власти.
Необходимо всячески поддерживать усилия, направленные на внедрение передового опыта, новых технологий, приобретение высокопроизводительного оборудования. Так, ООО "Оренбургская буровая сервисная компания" (директор Степанов В.Н.) после приобретения уникальных буровых установок сможет бурить скважины для добычи нефти из глубоких пластов, что чрезвычайно важно в Оренбуржье в условиях падения разведанных запасов.
Я думаю, что надо на каждом крупном и среднем промышленном предприятии (а у нас их более 300) создать юридически самостоятельные фирмы ранней фазы инноваций. Эти фирмы должны заниматься разработкой, приобретением и промышленной отработкой новой техники и технологий. На базе таких промышленно-научных образований возможно будет объединять потенциал науки и производства, создавать более конкурентную социальную и коммерческую среду. Мы готовы оказывать всяческую поддержку подобным коллективам и фирмам.
Одним из главных событий 2006 года стало подписание российско-казахстанского соглашения о создании совместного предприятия по переработке газа Карачаганакского месторождения. Соглашение предусматривает увеличение объема переработки карчаганакского газа на Оренбургском ГПЗ с 7 до 15 миллиардов кубометров ежегодно. ООО "Оренбурггазпром" и компания "Сибур-Холдинг" с одобрения ОАО "Газпром" ведут согласования по строительству заводов по производству полиэтилена и полипропилена площадях ООО "Оренбурггазпром", общая стоимость которых составляет около 45 млрд. рублей.
"Оренбурггазпром" и компания "Сибур-Холдинг" в первой декаде апреля т.г. проведут публичные слушания и обсуждение проекта строительства этих предприятий. Министерству промышленной политики и инноваций (Калюжный Ю.И.) поручено взять ход реализации мероприятий по строительству заводов под особый контроль.
В нашей области есть не только нефть и газ, но и множество других полезных ископаемых. По существу в каждом городе и районе есть свой неиспользованный потенциал, развитие которого могло бы обеспечить конкурентоспособность и процветание территорий в недалеком будущем. У Шарлыкского района, например, хорошие перспективы освоения запасов калийных солей, в Ясном - разработка месторождения и создание собственного производства по выпуску каолинов, Акбулак богат природными кладовыми цементного сырья, а уж месторождения кирпичных глин, минеральной воды есть почти во всех районах.
Главам муниципальных образований нужно оценить ресурсы разведанных общераспространенных полезных ископаемых на своих территориях и совместно со специалистами областного Правительства подготовить бизнес-предложения для возможного участия в этих проектах. Особый разговор о Тюльганском угольном бассейне, содержащем до 1 млрд. тонн бурого угля.
Министерству промышленной политики и инноваций необходимо подготовить этот объект для того, чтобы мы могли представить на российский уровень, как источник твердого топлива для выработки электроэнергии. Это будет созвучно с последними инициативами Президента Путина В.В.
Развитие экономики области требует увеличения объема электропотребления к 2015 году более чем на 25%. По расчетам специалистов, мы столкнемся с объективной проблемой ограниченности энергоресурсов. Эту задачу необходимо решать по нескольким направлениям: развитие генерации, электросетей, снижение энергоемкости региональной продукции.
Уже в 2007-2008 гг. электропотребление достигнет уровня 1990 года, когда наблюдался максимум объёма потребляемой электроэнергии в области. Без серьёзных капвложений в развитие электросетей будет невозможно обеспечить передачу электроэнергии потребителям в необходимых им объёмах. Для решения проблемы разработана программа развития регионального электросетевого комплекса на период до 2015 года, на реализацию которой определено более 22 млрд. рублей инвестиционных средств или около 2,5 млрд. рублей в год. Энергетики должны наполнить это соглашение реальным содержанием для обеспечения надежного и качественного энергоснабжения потребителей. Это очень серьёзная задача.
Проблему дефицита энергоресурсов необходимо решать и в другом направлении. Переход на рыночные отношения в электроэнергетике, планируемое Правительством РФ доведение цен на энергоносители до мирового уровня, предстоящее вступление России в ВТО диктуют необходимость снижения затрат на производство продукции, максимального снижения энергоёмкости выпускаемых товаров реального сектора экономики. Два года назад в области была принята программа сбережения энергетических ресурсов, рассчитанная до 2010 года. Эта программа уже выполнена, и нам необходимо разработать новую. Соответствующим министерствам и главам городов и районов следует обеспечить скорейшее принятие отраслевых и муниципальных программ энергосбережения.
Целесообразно перенимать положительный опыт других регионов. Министерство промышленной политики и инноваций изучило опыт Татарстана, который добился за последние 6 лет снижения энергоемкости внутреннего регионального продукта на 28% и ставит задачу к 2010 году снизить темпы потребления по первичным энергоносителям более чем в три раза по сравнению с темпами роста ВРП.
Мы ставим перед собой цель - за счет реализации программы энергосбережения обеспечить к 2010 году снижение энергоемкости внутреннего регионального продукта примерно на 20 процентов, т.е практически компенсировать предстоящий рост электропотребления.
По оценкам специалистов, это позволит снизить затраты на энергоресурсы в целом по области на 9,0 млрд. рублей, получить дополнительно соответствующую прибыль и увеличить консолидированный бюджет области более 1,5 млрд. рублей, снизить расходы бюджетных организаций на 300 млн. рублей.
С сентября 2006 года вступили в действие новые правила оптово-розничного рынка, на основании которых заключаются договора на поставку электроэнергии. Правительством РФ принят ряд нормативных документов, определяющих порядок осуществления технологических присоединений электропотребляющих установок к сетям.
От промышленных предприятий в Правительство области поступают жалобы на неприемлемый стиль работы энергетиков, которые навязывают свои условия при оформлении договорных отношений и прибегают к нерыночным методам при осуществлении поставок электроэнергии и техприсоединений.
В связи с этим хотел бы обратиться к руководителям Оренбургской энергосбытовой компании, Оренбургэнерго и напомнить, что в работе по обеспечению растущих потребностей экономики следует исходить из аксиомы "Потребитель всегда прав", и всякое незаконное давление на него недопустимо.
В рамках проводимой промышленной политики мы должны применять кластерный подход. Главное здесь заключается в том, что усилия государственных органов власти будут направляться не на поддержку отдельных отраслей и предприятий, а на развитие групп взаимосвязанных крупных и малых предприятий, организаций, т.е. кластеров, объединенных общей производственной цепочкой и взаимодополняющих друг друга. Преимущество такого подхода заключается в том, что комплексное развитие всех предприятий и организаций помогает повышать рентабельность производства и расширять присутствие их на рынке.
Новые производственные отношения, основанные на кластерном подходе, формируются и в других отраслях. Ядро газохимического кластера будут составлять подразделения ООО "Оренбурггазпром" (Гелиевый завод, ООО "Полимер", заводы по производству полиэтилена и полипропилена).
Одно из основных направлений нашей промышленной и инновационной политики - создание новых импортозамещающих производств на основе наукоемких технологий. В марте т.г. в ходе государственного визита Президента России В.В. Путина в Италию в городе Бари деловыми кругами наших стран подписаны учредительные документы по созданию на базе Орского механического завода совместного предприятия по производству бытовой техники, как это было ранее предусмотрено Соглашением 2006 года о сотрудничестве между Правительством Оренбургской области, итальянской компанией "Мерлони Проджети", российской ООО "Литинтерн Консалт" и Внешэкономбанком России.
Это важный шаг для развития машиностроительного комплекса не только области, но и России в целом. Реализация совместного проекта позволит:


- объединить финансовые и материальные ресурсы, в том числе и иностранных инвестиций, путем привлечения в перерабатывающую отрасль региона крупных инвестиции (около 200 млн. евро);


- создать ритмично и прибыльно работающее предприятие по выпуску новых моделей бытовой техники, соответствующих мировым стандартам.
В планах совместного предприятия - начать производство современных моделей холодильной техники европейского качества. Максимальный выпуск холодильников составит 240 тыс. шт., электрических и газовых бытовых плит - 200 тыс. шт. в год.
В рамках масштабного перевооружения Орского механического завода предусмотрено создание в 2008 г. по передовой японской технологии нового производства мотор-компрессоров с объемом выпуска до 1,5 млн. шт. в год, что дает возможность обеспечить не только потребности собственного производства холодильной техники, но и до 50 % потребностей общероссийского рынка этой продукции.
В результате предприятие уже в следующем году доведет объем выпускаемой продукции до 4 млрд. руб. в год, создаст 1200 новых рабочих мест. По окончании полномасштабной реконструкции Орский механический завод войдет в первую тройку основных производителей холодильной техники в России.
Учитывая предстоящее вступление в ВТО и быстроменяющиеся рыночные условия, единственно верный путь - это выпуск конкурентоспособной продукции. Поэтому на большинстве предприятий обрабатывающих отраслей сегодня идет реализация крупных инвестиционных проектов.
В машиностроении хотелось бы отметить одно из ведущих предприятий отрасли - ОАО "Орский машиностроительный завод" (директор Стеценко Анатолий Иванович). На протяжении последних трех лет, благодаря комплексной модернизации производства, сертификации продукции по мировым стандартам, удается поддерживать ежегодный рост объемов производства на уровне 35 - 80 %.
Всего в период до 2010 года в масштабную реконструкцию предприятия предполагается вложить около 1 млрд. рублей, благодаря чему объем выпуска буровых замков по мировым стандартам достигнет 180 тыс. комплектов (рост - 1,3 раза).
Среди предприятий отрасли со средней численностью хотелось бы выделить такие, как ОАО "Долина" (генеральный директор Мингалеев Илья Сергеевич), ООО "Коммунар" (директор Абдрахманов Ильдар Хабибулович). Эти предприятия сохранили свой профиль, постоянно расширяют номенклатуру выпуска продукции и наращивают объемы производства.
Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру рынка Бузулукский завод тяжелого машиностроения (генеральный директор - Аксанов Николай Анатольевич) в последние годы постоянно наращивает объемы производства (рост в 2006 году - 29%). Привлекая собственные и заемные средства, составляющие почти четверть годового объема производства, предприятие активно ведет реконструкцию, создает новые рабочие места, участвует в решении городских социальных и экологических программ.
Именно таким предприятиям необходимо оказывать поддержку.
Акционерному обществу "Уральская сталь" за последние годы удалось не только стабилизировать объем производства, но и занять ведущее место на российском рынке мостовой стали и штрипса. На предприятии ведется модернизация электросталеплавильного и листопрокатного цехов, реконструкция главной линии стана "2800", строительство новой машины непрерывного литья заготовок производительностью 1 млн. тонн, не имеющей аналогов в России и странах СНГ.
Это позволит довести объем производства стали до 5,5 млн. тонн в год, в основном за счет выпуска её новых качественных марок. Ставится задача по выпуску на комбинате импортозамещающей продукции - труб большого диаметра. На реализацию масштабного проекта по строительству стана "5000" и мощностей по производству труб потребуется привлечение инвестиций на сумму более 50 миллиардов рублей.
Правительство области ведет постоянную работу с руководством Уральской горно-металлургической компании (генеральный директор Козицын Андрей Анатольевич) не только по повышению эффективности недропользования, но и по перспективам углубления переработки сырья.
В настоящее время на Гайском ГОК завершаются работы по техническому перевооружению обогатительной фабрики с целью увеличения ее мощности в полтора раза и доведения объемов переработки руды до 8 млн. тонн в год.
Реализуется проект освоения глубоких и сверхглубоких горизонтов, что позволит увеличить производительность подземного рудника комбината до 8 млн. тонн руды в год. На эти цели только в 2006-2007 гг. будет направлено более 7 с половиной млрд. рублей.
Завершение строительства нового сернокислотного цеха на Медногорском медносерном комбинате стоимостью 660 млн. рублей и его запуск в ближайшее время позволит не только улучшить экологическую обстановку, но и увеличить объемы переработки медного концентрата с Гайского ГОКа до 60 тыс. тонн меди в год. Однако это не обеспечивает в полной мере переработки 106 тыс. тонн меди, добываемой компанией в нашей области. Необходимо решать вопросы дальнейшего наращивания медеплавильных мощностей, следуя принципу: всё, что добыто в Оренбуржье, должно быть переработано на нашей территории. Это значительно увеличит объемы поступления средств в консолидированный бюджет области.
Эффективность процесса управления и производства во многом зависит от внедрения современных информационных технологий. Наша область активно участвует в реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия". Мы приступили к внедрению сервисов "Электронного правительства". Одним из них является Региональная информационно-аналитическая система (РИАС), позволяющая проводить мониторинг и прогноз социально-экономического развития области, муниципального образования, промышленного предприятия.
Думаю, что министерству промышленной политики и инноваций нужно с ними поработать, объяснить руководителям, что система РИАС создается для их же выгоды.
В декабре прошлого года в Оренбурге состоялось совещание по вопросу развития транспортного комплекса и дорожного хозяйства с участием Министра транспорта Российской Федерации Левитина И.Е, где рассматривались такие важные для области проблемы, как:
- развитие аэропорта Оренбург, с финансированием в 2007-2008 годах за счет федерального бюджета в объеме 700 млн. рублей;
- развитие дорожного хозяйства области, с выделением на эти цели в 2007 году 800млн. рублей;
Кроме того, обсуждалась проблема использования транзитного потенциала Оренбуржья по обеспечению связанности регионов в единое экономическое пространство, интеграции регионального транспортного комплекса в систему Российских и мировых связей, что позволит обеспечить развитие автомобильных дорог нашей области с включением их в международный транспортный коридор Север-Юг.
Мы инициировали включение в Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" пункта об электрификации участка железной дороги "Оренбург - Красногвардеец". Управлением Южно-Уральской железной дороги подготовлен бизнес-план такого проекта с общей суммой инвестиций около 16 млрд. рублей. В настоящее время этот бизнес-план прорабатывается в министерствах Оренбургской и Самарской областей с участием железнодорожников и энергетиков. В этой связи энергетикам необходимо определить свое участие в этом проекте, в частности, в строительстве высоковольтных линий и подстанций, что одновременно позволит в перспективе гарантировать устойчивое энергоснабжение Северо-Западной части региона.
Считаю необходимым заострить вопрос о формирования сбалансированного кадрового потенциала, способного удовлетворить возрастающие потребности промышленного комплекса в квалифицированной рабочей силе. Сейчас у нас на десять тысяч населения приходятся более 300 студентов. В то же время многие предприятия испытывают острый дефицит кадров. Рынок труда перенасыщен выпускниками юридических, экономических и управленческих вузов, а востребованных технических специалистов недостает. В этой связи верным было наше решение в 2000 году начать подготовку специалистов в оренбургских вузах на основе "губернаторского" набора. Сегодня число таких студентов составляет почти 900 человек. На их обучение только в этом году в областном бюджете предусмотрено 25 млн. рублей. Эта работа будет продолжена.
Считаю, что нашим предприятиям всех форм собственности самим необходимо осуществлять свою целевую подготовку кадров для своего производства, проводить собственные "директорские" наборы в вузы, техникумы и профессиональные училища.
Бизнес должен участвовать в решении кадровой проблемы вместе с властными структурами. Необходимо практиковать заключение между будущим работодателем и студентом образовательных кредитных договоров о том, что после получения образования молодой специалист должен отработать по специальности определенный срок и вернуть предприятию затраченные на него средства.
У нас немало примеров успешного сотрудничества учреждений профессионального образования с представителями бизнес-сообщества. На ряде предприятий области (ОАО "Завод бурового оборудования", ПО "Стрела", ОАО "Уральская сталь") разрабатываются планы развития трудового потенциала, имеются базовые профессиональные учебные заведения, заключаются договора на целевую подготовку кадров, укрепляется сотрудничество с профессиональными учебными заведениями. Но далеко не все руководители готовы от взаимодействия по случаю перейти к системе социального партнерства. Предприятия и работодатели часто отказываются сотрудничать с учебными заведениями. Такие подходы надо менять.
Вопросы социального партнёрства власти и бизнеса являются всё ещё не простыми, но уже большинство руководителей понимают, что это необходимая политика бизнеса и власти. Успешное развитие бизнеса и общественное признание гарантированы только тем, кто не забывает о "малой родине", где ведет свой бизнес, о нуждах людей, проживающих в регионе.
Особо хотелось бы отметить высокую социальную ответственность таких предприятий, как ТНК-ВР, ОАО "Оренбурггазпром", ОАО "Уральская Сталь", "УГМК" и других.
Но, к сожалению, у нас есть коллективы, избегающие участия в реализации социальных программ. Мы должны сделать всё необходимое для упрочнения институтов социального партнерства, участия бизнес-сообщества в реализации национальных проектов, повышения эффективности взаимодействия власти и бизнеса.
Уважаемые друзья!
Сегодня, подводя итоги 2006 года, обсуждая задачи на перспективу, мы впервые заглядываем на несколько лет вперед, ставим перед собой цели, позволяющие по-новому спланировать нашу работу, выстроить приоритеты, рационально распорядиться ресурсами. В определенной степени это стало возможно в результате устойчивого роста экономики, прогнозируемости результатов нашей деятельности. В целях сохранения набранных темпов, создания сбалансированной социально-экономической системы мы должны к 2010 году выйти на более высокие рубежи: валовой региональный продукт должен вырасти на 26 %, объем промышленного производства - на 24 %. Причем основой этого подъема должен стать опережающий рост высокотехнологичных секторов экономики и сферы услуг. Необходимо значительно увеличить долю производства экспортной продукции, инвестиции в основной капитал должны возрасти в 1,2 раза. Мы должны привлекать все больше инвесторов в поддерживающие сектора экономики: энергетику, транспорт, связь. Должен быть обеспечен рост сельскохозяйственного производства, как минимум на 15 процентов. И не только за счет государственной поддержки сельхозпроизводителей, но и посредством создания и развития новых форм хозяйствования, обеспечивающих весь цикл сельскохозяйственных работ.
2007 год - стартовый год реализации Стратегии развития области до 2030 года. В этой связи необходимо:
-разработать планы и программы, обеспечивающие реализацию намеченных целей на ближайшее трехлетие. Речь идет прежде всего о консолидированном бюджете области и муниципальных образований до 2010 года;
-разработать всеобъемлющие программы энергоресурсосбережения во всех отраслях экономики и социальной сферы, на каждом предприятии области;
добиться финансового оздоровления промышленных предприятий, сокращения числа убыточных производств;
- увеличить число инновационно-активных предприятий, сохранив при этом высокие темпы освоения инвестиций, привлечения в развитие производства как собственных, так и привлеченных средств.
Мы вступили в сложный, насыщенный политическими событиями год. Это год выборов в Государственную Думу, год подготовки к выборам Президента. Очень важно в этой ситуации сохранить набранные темпы, обеспечить дальнейший рост экономики области, муниципальных образований, каждого предприятия, добиться повышения жизненного уровня оренбуржцев.

30.03.2007
http://www.orb.ru


















Док. 388669
Перв. публик.: 30.03.07
Последн. ред.: 29.10.07
Число обращений: 249

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``