В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тезисы выступления на учебно-методическом сборе руководящего состава ГОЧС Назад
Тезисы выступления на учебно-методическом сборе руководящего состава ГОЧС
Уважаемые коллеги!

Сегодня на учебно-методическом сборе руководящего состава области мы подводим итоги работы за 2006 год по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, на основе которых нам необходимо определить задачи в сфере ГО и ЧС на год начавшийся.
Учитывая, что с многими из присутствующих в зале мы сравнительно недавно встречались, не буду подробно останавливаться на результатах работы области в прошлом году. Скажу лишь, что по мере детализации итогов социально-экономического развития в 2006 году мы всё больше убеждаемся в том, что Оренбуржье подтверждает статус стабильного региона Российской Федерации.
Приведу в пользу этого лишь один пример. Вы знаете, что 2006 год для тружеников села был неудачным. Засуха постигла южные районы области - от Светлинского до Первомайского. Вследствие этого мы недобрали значительное количество зерна - около 1,5 млн. тонн. И вот на этом фоне особенно приятно отметить, что животноводы области, преодолевая все трудности, не только сохранили поголовье скота, но и увеличили его. Производство мяса возросло на 11 процентов. По этому показателю мы вышли в 2006 году на 4 место в Российской Федерации (после Белгородской, Липецкой и Пензенской областей). Благодаря животноводству, которое сыграло роль своеобразного локомотива всего АПК, объем валовой продукции сельского хозяйства в области вырос и составил более 33,4 млрд. рублей.
Неплохо начался для нас новый год. Несмотря на продолжительные каникулы, в январе все отрасли экономики сработали с плюсом. Рост промышленного производства составил 106,5 процента. Улучшились показатели и в других отраслях, что не может нас не радовать.
Мы не раз говорили о том, что принятый на 2007 года бюджет области имеет четко выраженную социальную направленность, причем средств, выделяемых на решение социально-экономических вопросов, нам в этом году понадобится гораздо больше, чем в 2006-м. В 2007 году с 1 сентября повышается на 15% заработная плата работникам бюджетных учреждений. Только на это потребуется дополнительно около 1 млрд. рублей.
С января увеличены размеры опекунских пособий, пособий гражданам, имеющим детей, единовременных денежных выплат труженикам тыла и реабилитированным гражданам на проезд в общественном транспорте, стипендий учащимся средне-специальных и высших учебных заведений.
Всего денежные выплаты из бюджета достигнут 18 млрд. рублей и все их мы обязаны проводить своевременно, без задержек.
В текущем году в целом по консолидированному бюджету области увеличиваются расходы на образование - 9,4 млрд. рублей, на здравоохранение и спорт - 7,4 млрд. рублей. Расходы на поддержку сельхозпроизводства увеличиваются на 44% и составят 2,1 млрд. рублей, объем капитальных вложений вырастет до 1,8 млрд. рублей. Значительные средства планируется направить на завершение газификации сел и поселков.
Для того, чтобы за счет бюджетных средств содержать социальную сферу, необходимо добиваться увеличения налогооблагаемой базы. А это зависит в первую очередь от эффективной работы предприятий. В настоящее время в области разработаны и внедряются ряд перспективных проектов по развитию топливно-энергетического комплекса, металлургического производства, АПК, машиностроения, транспортной инфраструктуры, а также в социальной сфере, напрямую влияющие на социально-экономическое развитие региона. При реализации проектов используются современные способы организации производства, ориентированные на создание кластеров.
В качестве примера можно привести организацию на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода совместного российско-казахстанского предприятия по переработке газа Карачаганакского месторождения. Речь идет о том, что мы должны получать до 15 млрд. куб.м. в год казахстанского газа, чтобы перерабатывать его на нашем газоперерабатывающем предприятии. Это позволит увеличить налоговые поступления на сумму более 1 млрд. рублей в год, привлечь дополнительные инвестиции, открыть новые рабочие места. Кроме того, переработка карачаганакского газа даст нам возможность поставлять сырье для действующего завода по производству полипропиленовых труб. Сейчас мы это сырье получаем из Татарстана. Все эти вопросы на прошлой неделе подробно обсуждались на моей встрече с Председателем Правления ОАО "Газпром" Миллером А.Б.
Крупнейшим проектом становится техническое перевооружение и модернизация Орского механического завода и организация на его базе производства бытовой техники с участием ведущей итальянской инжиниринговой фирмы "Мерлони Прожетти".
Выплавку сталей нового поколения, не имеющих аналогов в мире, позволит начать реконструкция мартеновского производства на ОАО "Уральская Сталь" (стоимость более 11 млрд. рублей). В ходе январской встречи с руководством "Уральской стали" мы получили заверения, что осуществление этого проекта не приведет к сокращению рабочих мест на комбинате, к другим негативным последствиям.
Уважаемые друзья!
Вопросы гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций находятся в центре внимания Правительства области. В 2006 году из областного бюджета на содержание противопожарной службы было израсходовано 310 млн. рублей. В текущем году на эти цели планируется 353 миллиона. 76 млн. руб. было направлено на предупреждение и ликвидацию стихийных бедствий. В начавшемся году эта цифра составит 93 млн. руб. Кроме того, в целях укрепления противопожарной службы в штатное расписание добавлено 280 единиц.
По вопросам ГОЧС наша область на протяжении ряда лет находится в лидирующей группе субъектов Приволжско-Уральского региона и Российской Федерации в целом. В 2006 году силами областных подразделений МЧС проведено около 4,5 тысяч спасательных операций. Только пожарно-спасательные подразделения привлекались к тушению пожаров 2700 раз. В ходе мероприятий спасено 450 человек, сохранено материальных ценностей на сумму около 2 млрд. рублей. Количество пожаров снизилось на 15%, гибель людей - на 12,5%, что лучше общероссийских показателей (РФ - 4 и 6,8% соответственно). Что касается муниципальных образований, то по вопросам защиты населения и территорий лучше других обстоят дела в Тюльганском, Домбаровском, Кваркенском, Новоорском, Шарлыкском районах. Хуже всего положение дел в Медногорске, а также в Бузулукском районе, где в течение прошлого года произошло два разлива нефти, повреждение газопровода с последующим прекращением подачи газа в населенные пункты.
Несмотря на положительную динамику по многим направлениям обеспечения безопасности, угроза возникновения природных, техногенных и иных опасностей на территории области достаточно высока. Это лесные и степные пожары, аварийные выбросы и пожары на нефтегазовых объектах, гибель посевов сельхозкультур от природных аномалий и т.д. Уровень защищенности населения и территорий от этих бедствий остается ещё низким.
Степень социального риска в России на один-два порядка выше, чем в других промышленно развитых странах. Экономический ущерб России от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в настоящее время составляет 3 - 5% от ВВП. В Оренбуржье этот показатель - около 1% от консолидированного бюджета области. Хотя это ниже, чем по стране, но никак не должно давать повода для самоуспокоенности.
В минувшем, относительно благополучном году, на территории области зарегистрировано около 9 тысяч происшествий и чрезвычайных ситуаций различного характера, в том числе 7,5 тысячи пожаров различной степени сложности. Наиболее крупными из ЧП были:
- пожары в складских помещениях строительных материалов и бытовой химии в южной (зауральной) части Оренбурга;
- лесные пожары в Кувандыкском, Переволоцком, Соль-Илецком районах, ликвидация которых потребовала привлечения дополнительных сил областного центра (уместно напомнить, что в целом по области за последние два года количество лесных пожаров увеличилось на 75%, а потери от них выросли в 3,5 - 4 раза);
- гибель озимых в ряде районов области (с наибольшими потерями в Домбаровском районе) на сумму более 4 млн. рублей;
- превышение предельно-допустимой концентрации по сероводороду в южной части Оренбурга в течение трех зимних месяцев;
- нарушение газоснабжения в Беляевском, Акбулакском, Соль-Илецком районах, когда в течение суток под угрозой остановки всех систем жизнеобеспечения находились более 20 населенных пунктов;
- авария с последующим пожаром на буровой станции No1086 "Оренбургбургаз" с ущербом более 4 млн. рублей.
Начало 2007 года также ознаменовалось крупными авариями. К их числу относится сход 36-ти вагонов с битумом, мазутом и сыпучими стройматериалами на железнодорожном перегоне Сарай-Гир - Филипповка в Асекеевском районе.
6 февраля произошел крупный пожар на резервуаре в складе стабильного конденсата, нефти и абсорбента Оренбургского газоперерабатывающего завода.
Две недели назад в результате штормового ветра и снегопада было нарушено на период от 4 часов до полутора суток энергоснабжение 17 населенных пунктов восточного Оренбуржья.
В результате вывода из строя водовода в течение двух месяцев было нарушено нормальное снабжение питьевой водой в п. Светлый Светлинского района. И эти примеры можно продолжить.
Ежедневно на территории области возникает от 16 до 20 чрезвычайных ситуаций и до 8 пожаров различной степени сложности. Ежесуточно бюджеты различных уровней теряют в среднем около 360 тыс. рублей. Более 70% пожаров происходит в жилом секторе, при этом ежегодно уничтожается около 4 тысяч кв. метров жилой площади, полностью выгорает порядка 200 квартир и 300 частных жилых домов, крова лишается около 1000 человек. Подразделениями МЧС области ежегодно спасается более 450 человеческих жизней, материальных ценностей на сумму более 2,1 млрд. Общие потери от всех видов чрезвычайных ситуаций оцениваются в сумме около 1,5 млрд. рублей в год, что сопоставимо с отдельными статьями консолидированного бюджета области. Прошу вдуматься в эти цифры.
Анализ чрезвычайных происшествий и ситуаций свидетельствует о том, что их причиной в большинстве случаев является так называемый человеческий фактор, а именно: безответственность, разгильдяйство, пьянство, низкая производственная дисциплина, пренебрежение правилами безопасности и т.п. Возьмем последний случай - пожар на Оренбургском газоперерабатывающем заводе. По предварительным данным, причиной его явилось грубое нарушение правил пожарной безопасности при проведении огневых работ на потенциально опасном объекте.
Сложившееся положение требует от руководителей органов исполнительной власти серьезного анализа, оценки, разработки и реализации неотложных и долгосрочных мер, направленных на повышение защищенности населения и критически важных объектов от чрезвычайных ситуаций различного характера.
Хочу напомнить, что в соответствии с федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на глав муниципальных районов и городских округов возлагается решение следующих задач:
- подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
- организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
- организация мероприятий по охране окружающей среды;
- обеспечение первичных мер пожарной безопасности;
-организация в границах зоны ответственности электро- и газоснабжения поселений;
-содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования.
Для успешного решения этих задач необходимо поддерживать в состоянии постоянной готовности все силы и средства, включая системы управления и оповещения. Следует также позаботиться о соответствующем обучении всех категорий населения. Сейчас уже нельзя работать по старинной пословице "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится".
Постановлением правительства области утверждена и успешно применяется "Комплексная методика прогнозирования и оценки риска для населения и территорий региона от техногенных, природных и биолого-социальных опасностей". Ее внедрение уже сейчас позволило просчитать показатели риска на потенциально опасных объектах. Впервые произведена оценка опасностей и разработана система показателей для комплексной оценки рисков административных образований. В соответствии с методикой предсказуемость возникновения чрезвычайных ситуаций различного уровня приближается к 85 процентам.
В целях подготовки специалистов, способных на современном уровне обеспечивать безопасность населения, в области образован Институт управления рисками и безопасностью жизнедеятельности. В соответствии с полученными лицензиями ведется подготовка кадров по специальностям: аудит и экспертиза безопасности; экологическая экспертиза и аудит; пожарная безопасность, а также страхование рисков.
Это особенно важно, если учесть, что в настоящее время в Российской Федерации активно прорабатываются вопросы внедрения новой методологии надзорной деятельности, основанной на аудите, декларировании через страховые компании. Принцип так называемого сплошного надзора уходит в прошлое.
Необходимо отметить, что безопасность и риск тесно взаимосвязаны и оказывают существенное влияние на стабильность социально-экономического развития региона. С введением аудита безопасности и принятием Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта", прошедшего второе чтение в Государственной Думе, будут задействованы экономические механизмы обеспечения безопасности и защиты населения от катастроф. Предприятие или территория, прежде чем застраховать свою ответственность, обязаны будут провести аудит, который в свою очередь должен опираться на единую методику оценки и анализа рисков.
С принятием закона и введением экономических механизмов в обеспечении безопасности и защиты населения из бюджетов различных уровней исчезнут статьи, финансирующие фонды ликвидации чрезвычайных ситуаций. Всё будет завязано на аудите и страховании. И это время уже не за горами.
Обращаю ваше внимание на необходимость завершения работы по созданию паспортов безопасности опасных объектов и территорий Оренбургской области. Это чрезвычайно важно, так как при разработке паспортов безопасности просчитываются риски, возможные варианты развития ЧС, действия органов управления по их предотвращению и ликвидации. Одним словом, заранее готовится алгоритм действий по защите населения и территорий по всем видам чрезвычайных ситуаций.
Созданная в области система управления гражданской обороной совмещена с областной системой управления, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и системой единых дежурно-диспетчерской служб (ЕДДС) области и муниципальных районов.
Руководство области контролирует эти системы с повседневного, загородного запасного и подвижных пунктов управления (ППУ) и стратегического областного Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), решающего задачи как мирного, так и военного времени.
Непосредственное управление системой ГО области с подвижного пункта управления практически отработано в сентябре прошлого года при проведении крупнейших тактических учений с боевой стрельбой "Южный щит" под руководством министра обороны России Иванова С.Б..
В соответствии с постановлением Правительства РФ в текущем году в целях формирования системы антикризисного управления страной при самых разных чрезвычайных ситуациях всероссийского масштаба - от крупного землетрясения до военных действий, на базе МЧС России будет создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС). Этот орган станет головным информационным координатором единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории страны.
Соответствующая структура создается и в нашей области на базе действующего на протяжении нескольких лет территориального центра мониторинга и прогнозирования Главного управления по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям. Теперь это будет областной стратегический Центр управления в кризисных ситуациях (ОС ЦУКС). Его главной задачей станет обеспечение оперативного антикризисного управления на основе существующей территориальной системы мониторинга и прогнозирования ЧС со всесторонним программным и информационным обеспечением. В дальнейшем в него будет включена вся система единых дежурно-диспетчерских служб области и районов и областная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания. Конечной целью этих преобразований должно стать сокращение сроков доведения необходимой информации до населения в 1,2 раза. Одной из важных задач, которые в ближайшие два года предстоит решить нам, в том числе и муниципальным образованиям городов и районов, будет переход диспетчерских служб постоянной готовности на единый номер спасения "112".
К концу 2008 года областной стратегический Центр управления в кризисных ситуациях должен быть сопряжен с аналогичным Центром общероссийского масштаба.
Организуя работу в сфере гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, Правительство Оренбургской области исходит из конституционного положения о том, что человек у нас является высшей ценностью и обеспечение его безопасности, сохранение жизни составляют одно из приоритетных направлений деятельности государства. Это полностью соответствует программе "сбережения народа", объявленной Президентом России В.В.Путиным.
Завершая свое выступление, хочу особо подчеркнуть: от вашей ответственности и компетентности в обеспечении мероприятий гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера зависит благополучие и спокойствие оренбуржцев.

14.02.2007
http://www.orb.ru






Док. 388675
Перв. публик.: 14.02.07
Последн. ред.: 29.10.07
Число обращений: 229

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``