В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Губернатора Алексея Чернышева к тематическому приложению газеты `Экономика и жизнь` Назад
Интервью Губернатора Алексея Чернышева к тематическому приложению газеты `Экономика и жизнь`
Интервью Губернатора Алексея Чернышева к тематическому приложению газеты "Экономика и жизнь"

1. Государственная политика сегодня направлена не только на развитие добывающих отраслей, но и на возрождение производств товаров народного потребления, в том числе текстильной и легкой промышленности. В чем проявляется лоббирование интересов отрасли Правительством области?

Оренбуржье - один из индустриально развитых регионов России. Результаты работы последних лет отражают положительную динамику развития экономики края и ее ведущей составляющей - промышленности.
За последние шесть лет (2000-2005гг) прирост продукции промышленного производства составил по области 66,5% (по России - 41,4%). В 2006 году этот показатель в Оренбуржье приблизился к 108% (по России 104,2%). Выпуском продукции легкой промышленности в области занимается около 20 крупных и средних предприятий, объем производства которых в 2006 году превысил 900 млн. рублей. В числе крупнейших - ЗАО "ТПК "Орентекс" - выпускающее шелковые ткани; ЗАО "Промсинтекс", специализирующееся на выпуске термоскрепленного нетканого полотна; ООО "Орская Швейная фабрика", занимающаяся производством мужских и детских костюмов; ЗАО "Ореана", выпускающая женскую верхную одежду; ООО "Орская мануфактура" - бельевой и верхний трикотаж; ООО "Нотекс", специализирующееся на чулочно-носочном производстве; ОАО "Юничел-Оренбург" - изготовитель обуви. Жемчужина отрасли - предприятие ОАО "Ореншаль", где производятся знаменитые оренбургские пуховые платки и трикотажные изделия из пуха.
Минувший 2006 год был для оренбургских "легковиков" знаковым. После десятилетия, когда в силу постперестроечных процессов отрасль во многом утратила свои позиции, ее предприятия, наконец, вышли из разряда отстающих. Однако их конкурентоспособность остается значительно ниже, чем в других отраслях. Существует ряд сложных как внутренних, так и внешних проблем, с которыми самостоятельно, без протекции государства, отрасли справиться трудно.
Поэтому в области сложилась система оказания поддержки предприятиям легкой промышленности. В 2006 году она осуществлялась в рамках реализации мероприятий областной целевой программы "Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2006-2008 годы". В числе предусмотренных ею мер - субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов и пополнение оборотных средств, предоставление гарантий Правительства области по инвестиционным кредитам и другие действенные меры финансового оздоровления.
В качестве дополнительных инструментов стимулирования отрасли также используются: размещения областных заказов на пошив специальной одежды для силовых структур, одежды для социальных учреждений и школьной формы; участие в межрегиональных, российских и международных выставках-ярмарках с целью продвижения товаров на внутренний и внешний рынки.



2. Есть ли в Оренбургской области целевые программы по поддержке предприятий легкой промышленности?

У нас реализуется областная целевая программа "Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2006-2008 годы", предусматривающая создание условий для проведения технического перевооружения, модернизации производств и пополнения оборотных средств, обеспечения на этой основе роста объемов производства и расширения ассортимента выпускаемой продукции.
Так, в рамках программы на ЗАО "Промсинтекс" завершена реализация инвестиционного проекта по выпуску нетканого иглопробивного полотна. В 2007 году планируются мероприятия по модернизации и дальнейшему развитию данного производства, в числе которых - приобретение еще одной иглопробивной машины, освоение выпуска новых видов нетканых материалов медицинского и бытового назначения.
ЗАО "ПО "Орника" с привлечением банковских кредитов в прошлом году приступило к реализации инвестиционного проекта по техническому перевооружению производства мужских костюмов, утепленных курток и другой швейной продукции.
По программе технического переоснащения производства трикотажных изделий в ОАО "Ореншаль" проводится замена устаревшего и изношенного оборудования, совершенствование технологических процессов, направленные на улучшение качества продукции, увеличение объемов ее выпуска, освоение новых видов изделий. При этом основной объем работ по техническому перевооружению предусматривается выполнить за счет инвестиционных банковских кредитов.
Эти меры приносят некоторые результаты. Однако невозможно оказать полноценную поддержку предприятиям легкой промышленности только на уровне региона, ведь наши производители находятся в заведомо проигрышном положении, конкурируя с контрабандной и контрафактной продукцией. Поэтому приоритетами не только субъектов Федерации, но и всего государства должны стать защита внутреннего рынка и обновление технической базы предприятий.

3. Каковы особенности развития местных предприятий легкой промышленности по сравнению, например, с тенденциями развития аналогичных компаний других российских регионов?

Естественно, у наших предприятий есть свои традиции и особенности. Я уже упоминал ОАО "Ореншаль" - специализированное предприятие с законченным технологическим циклом, начиная с первичной обработки сырья и заканчивая выпуском готовых пуховых изделий. Этот промысел, который с полным основанием можно назвать подлинно народным, имеет многовековую историю. В нем успешно сочетаются и традиции, и новшества моды и стиля. На сегодняшний день "Ореншаль" выпускает пряжу 20 наименований и более 100 видов пуховой продукции, в том числе: пуховые платки, шарфы теплые и ажурные, джемпера пуховые мужские и женские разных моделей.
Коллектив предприятия продолжает работать, сохраняя свои трудовые традиции и историческое назначение - быть визитной карточкой Оренбуржья. Объем отгруженной продукции к уровню прошлого года здесь увеличился на 18% и составил 53,5 млн. рублей. При этом "Ореншаль" продолжает завоевывать призы на российских и международных выставках за высокие художественные достоинства своих изделий, многие из которых можно по праву назвать произведениями искусства.
Текстильное производство в области организовано на базе крупного комбината шелковых тканей, который в конце 80-х годов входил в сотню мощнейших текстильных предприятий мира. Переход на рыночные отношения потребовал реструктуризации производства и полной смены ассортимента выпускаемой продукции. В результате образовалось несколько предприятий, в том числе ЗАО "Промсинтекс", специализирующееся на производстве новых нетканых материалов и иглопробивного полотна. Ряд небольших швейных производств после приватизации стали самостоятельными акционерными обществами.
Обувная фабрика прошла процедуру банкротства и на ее площадях сегодня организовано ОАО "Юничел-Оренбург".



4. В какой мере, на Ваш взгляд, развитию отраслевых предприятий может помочь создание в области параллельных экономических кластеров, не связанных с легкой промышленностью?

Сегодня кластерная стратегия в мире является самым востребованным инструментом государственной политики, повышения конкурентоспособности. В нашей области крупные производственные кластеры сформированы в цветной и черной металлургии, образуется газохимический и ряд других кластеров. Пока участие предприятий легкой промышленности в составе кластеров незначительное, в основном, как поставщиков спецодежды. В состав кластеров входят крупные вертикально интегрированные компании с централизованной системой закупок, ориентированные на специализированные фирмы по производству спецодежды, а наши швейные предприятия относятся к средним и малым, и пока не могут соответствовать жестким условиям проводимых тендеров. Но в перспективе внедрение отраслевых структур в кластерную систему неизбежно и к этому нужно готовиться.

5. Насколько конкурентоспособна продукция местных производителей? Могут ли обувь, ткани, одежда предприятий легкой промышленности Оренбургской области сегодня успешно конкурировать, например, с продукцией китайских производителей?

В области есть отдельные предприятия, например, ЗАО "Промсинтекс", продукция которых уже сегодня успешно конкурирует не только с китайскими товарами, но и с продукцией западных фирм. Реализуется инвестиционный проект на ООО "Орника", который позволит выпускать мужские костюмы, соответствующие по качеству изделиям известных западных производителей.
Говоря о конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей, следует учесть, что, во-первых, ее уровень во многом определяется своевременностью внедрения новых технологий, оборудования. К сожалению, отечественные производители сегодня не способны обеспечить нашу легкую промышленность современным конкурентоспособным оборудованием и предпочтение пока отдается зарубежным фирмам.
При этом важно понять, что большинству предприятий самостоятельно с техническим перевооружением не справиться. В нашей же легкой промышленности 80 процентов оборудования имеет срок службы свыше 15 лет.
Правительство области принимает меры, способствующие техническому перевооружению отрасли. Так, уже упомянутая программа "Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2006-2008 годы" дает возможность предприятиям получать дешевые кредиты. Но полностью переоснастить легкую промышленность современным оборудованием и осуществлять его замену не реже, чем раз в 5 - 7 лет, как это делается в Китае и Турции, наши условия пока не позволяют.
Во-вторых, конкурентоспособность продукции связана с соблюдением равных условий работы на рынке. Проблема пресечения незаконного производства, реализации и ввоза товаров на территорию России, требует совместных усилий как региональных, так и федеральных органов власти. Пока же, как известно, общий объем контрафактной и контрабандной продукции в минувшем году вдвое превысил уровень легального производства и импорта. Отсюда - демпинг и вытеснение своих производителей.
В-третьих, с целью соблюдения экономической безопасности, необходимо поддерживать конкурентоспособность отечественных производителей введением протекционистских мер, как это делается в западных странах.
В странах Евросоюза пошлины на обувь составляют не менее 20 процентов от стоимости продукции. У нас - значительно ниже. Не зря директора обувных предприятий обратились к руководству страны установить такие же правила в России.
На нашем рынке товаров народного потребления импорт сегодня составляет около 80%. Поэтому повышение конкурентоспособности продукции легкой промышленности сегодня остается одной из главных задач промышленной политики области, однако эффективность проводимых мероприятий в значительной степени зависит от позиции федеральных органов.



6. Каков кадровый и научный потенциал в легкой промышленности Оренбургской области?

К сожалению, в последние годы качество трудовых ресурсов в отрасли оставляет желать много лучшего. В связи с тем, что в легкой промышленности средняя заработная плата значительно ниже (более чем в 2,5 раза) средней по промышленности, наблюдается высокая текучесть кадров.
Одна из основных проблем на областном рынке труда - дисбаланс спроса и предложения. Он носит преимущественно структурный характер, суть которого в том, что соискатели рабочих мест не соответствуют требованиям работодателей, а вакантные рабочие места не соответствуют запросам ищущих работу. По одним и тем же профессиям одновременно имеется неудовлетворенный спрос и избыточное предложение рабочей силы.
Особенно остро стоит проблема нехватки высококвалифицированных рабочих 5-6 разряда. Сегодня работники с такой квалификацией в возрасте до 40 лет на рынке труда большая редкость.
Основным поставщиком новых рабочих кадров в области стала система начального профессионального образования. В настоящее время кадры для легкой промышленности готовят два профессиональных училища, один колледж. Однако эти учебные заведения готовят специалистов, в основном, для швейного производства.
Органы власти области не просто констатируют, но и активно влияют на эти процессы. В частности, прорабатывается ряд законодательных предложений, касающихся ситуации в отрасли. Большие надежды мы связываем с приходом в нее малого бизнеса, развитием предпринимательской инициативы, приданием продукции наших "легковиков" особого оренбургского колорита и качества.

13.02.2007
http://www.orb.ru














Док. 388676
Перв. публик.: 13.02.07
Последн. ред.: 29.10.07
Число обращений: 321

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``