В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Из выступления на областном совещании работников образования по теме `Формирование жизнеспособной личности в современном социально - образовательном пространстве Оренбуржья в свете реализации национального проекта `Образование` Назад
Из выступления на областном совещании работников образования по теме `Формирование жизнеспособной личности в современном социально - образовательном пространстве Оренбуржья в свете реализации национального проекта `Образование`
Дорогие друзья!



Согласно сложившейся традиции проведения в преддверии очередного учебного года августовских совещаний, нам предстоит сегодня предметно и заинтересованно обсудить вопросы состояния и перспектив развития общего и профессионального образования, формирования личности в современном образовательном пространстве, подвести некоторые итоги реализации национального проекта "Образование". Эти проблемы теперь волнуют не только педагогическую общественность, но и все общество в целом, поскольку образование является одним из самых мощных факторов, определяющих стратегическое развитие России на десятилетия вперед.
В настоящее время ценность полученных знаний многократно возрастает в связи с развитием высоких технологий и широким использованием инновационных подходов во всех сферах деятельности человека. Не случайно национальный проект "Образование" является одним из базовых и наиболее масштабных.
Приятно сегодня отметить, что образовательная система Оренбуржья не только сохраняет свои устойчивые позиции, но и динамично развивается. Этому во многом способствует социально - экономическая ситуация в регионе.
Начиная с 2000 года, в области стабильно растут экономические показатели. Региональный валовый продукт за это время увеличен на 52 процента, объемы промышленного производства - на 74 процента, инвестиций в основной капитал - на 88 процентов (в РФ - на 65%), оборот розничной торговли вырос на 95 процентов. Реальная заработная плата возросла более чем вдвое.
Положительные тенденции развития сохраняются и в текущем году. За январь-июль обеспечен рост по всем основным видам экономической деятельности: индекс промышленного производства составил 107,4 процента, улучшается собираемость налогов, увеличиваются объемы товарооборота, а это значит, что растут денежные доходы населения, в том числе и работников бюджетной сферы.
Забота о развитии и совершенствовании системы образования всегда была и остается одним из приоритетных направлений в работе исполнительной и законодательной органов власти. Только за последние полгода у нас принято 15 законов, Постановлений Правительства Оренбургской области, исполнение которых обеспечит улучшение деятельности образовательных учреждений.
Доля расходов на образование в бюджете области в текущем году против уровня 2001 года увеличена более чем в три раза - с 2,6 млрд. рублей до 8,1 млрд. рублей. На эти цели мы направляем каждый четвертый рубль областного бюджета. В рейтинге регионов Российской Федерации Оренбуржье по этому показателю занимает 6 место.
В области ежегодно вводятся в строй не менее 10 образовательных учреждений. В настоящее время осуществляется строительство таких 24 объектов. К началу нового учебного года должны открыть свои двери три новые школы (в Оренбургском, Тоцком и Красногвардейском районах).
Для проведения капитального и текущего ремонтов в этом году изысканы более 150 млн. рублей. Всего за последние 5 лет на укрепление учебно-материальной базы за счет бюджетов всех уровней потрачено около 3 млрд. рублей.
Значительные средства выделяются для улучшения материального положения педагогов.
Уже несколько лет действует система доплат различным категориям работников образования: директорам школ и интернатных учреждений, заслуженным учителям РФ, молодым специалистам. На эти цели из бюджета области ежегодно выделяется около 70 млн. рублей.
В связи с тем, что Федеральный закон "О социальном развитии села в РФ" утратил силу, мы взяли на себя обязательство сохранить всем педагогическим работникам доплату за работу в сельской местности. Их у нас свыше 26 тысяч человек. Бюджету области это обходится в 144 млн. рублей.
Более 15-ти тысяч учителей получают вознаграждение за классное руководство. В июне этого года принято Постановление Правительства Оренбургской области, на основании которого для 164 педагогических работников вечерних и кадетских школ, школ - интернатов, специальных (коррекционных) учебных заведений области также установлена доплата за выполнение функций классного руководителя.
Хочу напомнить, что дополнительные выплаты классным руководителям у нас производятся с декабря 2001 года. Для этого ежегодно требуется более 25 млн. рублей. В результате наши учителя, имея полный класс - комплект ( не менее 14-ти учащихся в сельской школе и 25-ти учащихся в городской), получают за классное руководство 1300 - 1500 рублей в месяц. По мере возможности эти суммы будут увеличиваться.
Для реализации национального проекта "Образование" предполагается уже в текущем году привлечь более 300 млн. рублей федеральных средств, в том числе на доплату за классное руководство - около 130 млн. рублей, на поддержку образовательных учреждений - 57 млн.руб., на поощрение лучших учителей - более 19 млн. руб. Материальная база образовательных учреждений области пополнится на общую сумму более 145 млн. рублей, из них на 73 млн. за счет регионального бюджета.
В соответствии с соглашением между Правительством области и Федеральным агентством по образованию общеобразовательные учреждения на условиях софинансирования получат 201 комплект учебных кабинетов, 280 классов - комплектов школьной мебели, 165 станков для мастерских.
В июне этого года 36-ти сельским школам вручены автобусы марки "КАВЗ" для перевозки школьников из отдаленных сел. Мы считаем, что это лишь начало большой работы по обеспечению транспортом сельских школ. До конца этого года они получат еще 37 автобусов.
Кроме того, в рамках осуществления региональной областной целевой программы за счет областного бюджета к началу нового учебного года приобретены учебно-наглядное оборудование и учебники на сумму 51 млн. рублей.



Уважаемые друзья!



На сегодняшний день в области функционируют 1408 общеобразовательных школ, 62 учреждения начального профессионального образования, 56 - среднего профессионального образования, 6 государственных и 3 негосударственных вуза с 25-ю филиалами, более 800 детских садов, почти полторы сотни учреждений дополнительного образования. В целом в них приобретают знания свыше 460 тысяч воспитанников, учащихся, студентов.
Сегодняшнее совещание не случайно проводится в Орске. Это второй город в области по численности населения и объему промышленного и экономического потенциала. Здесь большая сеть общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, имеющих богатый опыт педагогической деятельности, немало высокопрофессиональных учителей, по-настоящему любящих свою профессию.
Выступая недавно перед уфимскими педагогами, первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев, сказал, что нам необходимо обкатывать новые стандарты образования.
Залогом успешной их реализации становятся внедрение инновационной системы обучения, поддержка школ и учителей, работающих по инновационным образовательным программам.
Недавно завершен конкурсный отбор лучших общеобразовательных учреждений, внедряющих такие программы. По его результатам 57 школ Оренбуржья получат государственную поддержку по одному млн.рублей. Это не только престижные гимназии и лицеи, в которых учатся одаренные дети, но и сельские школы, действующие в более сложной обстановке.
Указом Губернатора 18-ти образовательным учреждениям области, набравшим не менее 40 баллов, присуждены гранты по 200 тысяч рублей. Они вручены коллективам школ Оренбурга, Бугуруслана, Гая, Сорочинска, Бузулука, Оренбургского, Беляевского, Гайского и других районов. На следующий год они вновь смогут участвовать в конкурсе на лучшие инновационные образовательные программы.
К сожалению, не во всех муниципальных образованиях предоставленные возможности использованы в полной мере. Например, отдел образования Сорочинского района вместо трех учреждений образования (по квоте) предоставил только одно, Кувандыкский два - вместо четырех, Тюльганский вместо трех - два, Пономаревский - одно из двух возможных.
Причина простая - отсутствие у школ лицензий на право ведения образовательной деятельности. Это непорядок.
Несколько слов о конкурсном отборе лучших учителей на получение гранта в 100 тысяч рублей.
Из 301 претендента отобраны 192 педагога. Среди них: 55% - сельские учителя, 175 женщин и 17 мужчин. Среди победителей конкурса 16 учителей, удостоенных звания "Заслуженный учитель РФ", 97 имеют отраслевые награды, два - ученую степень кандидата педагогических наук, 154 (свыше 80%) - высшую категорию, 160 (83,3%) являются участниками профессиональных конкурсов разного уровня. Т.е. лучшими стали педагоги, занимающие в обществе активную общественно-жизненную позицию.
Органы управления образованием ряда городов и районов представили неправильно оформленные документы на учителей для участия в конкурсе. В результате 31 место было перераспределено в пользу других территорий.
Теперь крайне важно обеспечить самую эффективную работу по использованию интеллектуального потенциала учителей и педагогических коллективов, создающих лучшие образцы образовательной практики, всеми мерами повышать мотивацию учителей для участия в конкурсе.
Убежден, что важную роль в этом может и должна сыграть Ассоциация лучших школ Оренбуржья, в которую вошли 30 инновационных образовательных учреждений - лидеров образования области. Очень хочется надеяться, что становление этой новой общественно-педагогической организации поможет повысить активность наиболее успешных школ, способных внести существенный вклад в решение проблем современного образования. Результатом же всей этой работы должно стать увеличение количества инновационных учреждений в каждом муниципальном образовании области, а, главное, повышение качества обучения.



Уважаемые коллеги!


Важным направлением национального проекта "Образование" является работа по внедрению современных информационных технологий, в том числе и дистанционного обучения.
За последние шесть лет в область поступило более 7 тысяч компьютеров. На сегодняшний день 1200 школ (84%) оснащены компьютерным оборудованием.
На 1 компьютер в среднем приходятся 27 учащихся (по России - 33). К сети Интернет различными способами (через спутник, радио-доступ, модем) подключены 492 образовательных учреждения (35 % от общего количества школ).
В рамках реализации национального проекта 1340 школ включены в перечень образовательных учреждений, подключаемых к высокоскоростному Интернету.
Скажем прямо: сделано немало! К сожалению, не везде.
В Кувандыкском, Красногвардейском, Ташлинском, Александровском, Домбаровском, Октябрьском и ряде других районов не решены проблемы подключения образовательных учреждений к сети Интернет из-за отсутствия телефонной связи и недостаточного количества соединительных каналов.
Многие компьютеры морально и физически устарели. Сегодня лишь половина из имеющейся в школах компьютерной техники может быть подключена к высокоскоростному Интернету.
В связи с этим, в рамках реализации областной целевой программы "Основные направления укрепления базы образовательных учреждений области на 2006 - 2008 годы" за счет всех источников финансирования предусмотрено выделить 27 млн. рублей на приобретение еще около 1000 современных компьютеров.
Министерству образования (Ковалёв А.В.) совместно с руководителями муниципальных образований и министерством промышленной политики и инноваций (Калюжный Ю.И.) необходимо разработать программу подключения образовательных учреждений к сети Интернет, обратив особое внимание на подготовку рабочих мест для установления доступа в сеть Интернет в соответствии со всеми техническими требованиями.
В текущем году наш Региональный Центр Развития Образования (Алешина С.А.) выиграл грант в размере 130 тысяч долларов, став победителем открытого конкурса, проводимого Национальным фондом подготовки кадров по внедрению современных информационных и коммуникационных технологий в практику управления образовательным учреждением.
Подобный программный комплекс дает возможность автоматизировать планирование и организацию учебного процесса в школе, что позволит родителям с домашнего компьютера не только контролировать обучение ребенка, но и помогать ему в учебе во взаимодействии с педагогами.
Такой режим в этом году намечено освоить в 3-х муниципальных образованиях - Саракташском, Александровском, Октябрьском районах.
Министерству образования (Ковалёв А.В.) в ближайшие три года необходимо перевести на компьютеризированную систему планирования, организации и управления всю региональную систему образования.



Уважаемые друзья!


Основой формирования жизнеспособной личности, как известно, является дошкольное образование.
Сегодня в Оренбуржье функционируют 824 дошкольных учреждения, в них воспитываются более 69 тыс. человек.
С каждым годом растет количество дошкольных учреждений, в которых процесс воспитания и обучения детей организован с учетом их интересов, склонностей и социального заказа родителей.
Большим спросом пользуются услуги по обучению детей живописи, хореографии, спортивным, эстрадным танцам, иностранным языкам, подготовке к школе, а также оздоровительные медицинские процедуры, направленные на профилактику и укрепление здоровья детей.
В настоящее время потребность в детских садах продолжает расти. Большая очередь в дошкольные образовательные учреждения существует в Оренбурге, Орске, Бузулуке, а также сельских районах.
В связи с этим Министерству образования совместно с руководителями городов и районов необходимо принять срочные меры по предотвращению нецелевого использования детских садов, обеспечению их возврата в систему образования, обязательно планировать строительство объектов дошкольного образования в новых микрорайонах.



Уважаемые коллеги!


Несмотря на увеличение спроса на места в детских садах, наполняемость школ, в основном сельских, пока оставляет желать лучшего. Поэтому хотелось бы подробней остановиться на проблеме оптимизации образовательных учреждений.
На начало прошлого учебного года количество учащихся в области сократилось по сравнению с предыдущим на 17 тыс.человек. Были закрыты 43 школы, 53 реорганизованы в филиалы.
В этом году учащихся за школьными партами будет еще на 6,5 тысяч меньше.
Региональная образовательная политика в отношении сельских школ направлена на то, чтобы обеспечить возможность получения качественного образования каждому ученику.
В первую очередь, необходимо создавать ресурсные центры, опорные школы, в которых были бы сосредоточены кадровые, материальные, информационные ресурсы, доступные для школьников, социокультурные или социообразовательные комплексы.
В экспериментальном режиме мы провели в Саракташском и Переволоцком районах работу по оптимизации бюджетных расходов в социальной сфере.
Объединение полупустующих зданий детского сада, школы, библиотеки и дома культуры позволяет не только рационально использовать муниципальные бюджетные средства, но и расширить объем и качество предоставляемых социальных услуг сельскому жителю.
Нет сомнения, что здесь кроются значительные резервы в обеспечении повышения качества образования, эффективного использования кадрового потенциала, а также бюджетных ассигнований.
В связи с этим непонятно, почему вопросами оптимизации школ совсем не занимаются в Грачевском, Кваркенском, Октябрьском, Переволоцком, Новосергиевском и ряде других муниципальных образований, в которых от 80 до 100 процентов основных школ имеют численность до 30 и менее учащихся.
Министерству образования, главам муниципальных образований следует принять меры к исправлению такого положения, вплотную заняться работой по оптимизации сети образовательных учреждений, обеспечению возможности получить качественное образование каждым учащимся.
Отдельно остановлюсь на проблемах противопожарной и антитеррористической безопасности объектов образования.
Общий объем финансирования противопожарных мероприятий в 2006 году превысил 60 млн.рублей. В 52-х образовательных учреждениях установлены автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения о пожаре. Средства на эти цели ежегодно затрачиваются немалые. Тем не менее, перед началом каждого нового учебного года многие школы оказываются не соответствующими требованиям пожарного надзора.
По состоянию на 17 августа 2006 года в г.Сорочинске, Абдулинском, Адамовском, Грачевском, Курманаевском, Матвеевском, Оренбургском, Пономаревском, Соль-Илецком, Тюльганском, Шарлыкском районах не принято к новому учебному году ни одной школы, тогда как в среднем по области этот показатель составлял 47%. Сегодня у нас в области 29 особо пожароопасных школ.
Это недопустимо. Мы обязаны добиться, чтобы все образовательные учреждения области были безопасным местом пребывания для всех участников образовательного процесса.
Возможности для этого есть. Мы на 15 млн. рублей увеличили финансирование работ по подготовке образовательных учреждений, финансируемых из бюджета области, и на 19,9 млн. рублей - за счет муниципальных бюджетов.
Кроме того, хочу напомнить, что муниципальным образованиям области в текущем году выделена дополнительная финансовая помощь в сумме 509 млн. рублей, часть этих средств также может быть направлена на выполнение лицензионных требований и подготовку образовательных учреждений к новому учебному году.
В целях успешного осуществления национального проекта в сфере образования федеральным центром предполагается реализация пилотных проектов поддержки регионов, которые готовы в течение ближайших двух лет выполнить комплексные программы модернизации образования. На эти цели в 2007 году предполагается выделить 3,5 млрд.рублей.
По словам заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, при реализации пилотного проекта прежде всего следует принять меры к переходу на нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений. Вторая характерная особенность пилотного проекта - изменение системы оплаты труда учителей в рамках отраслевой системы.
Третье, на что следует обратить внимание, - это необходимость развития региональных систем оценки качества образования.
Четвертое условие - обязательное широкое участие общественности в управлении образовательным процессом.
Для тех регионов, которые будут определены как пилотные, деньги будут выделяться не в рамках стандартной сметы, а в соответствии с количеством учеников. Зарплата учителям будет определяться не только почасовой нагрузкой, но и качеством преподавания. Это должна быть совершенно новая, стимулирующая система оплаты труда.
В результате эксперимента зарплата учителей должна вырасти примерно на четверть.
У нас в области такая работа начнется не с нуля, многое уже делается. Оренбуржье по качеству образования, по доступности его получения и состоянию дошкольного образования в рейтинге регионов России находится в первой десятке субъектов РФ.
Мы по праву гордимся своими учителями - участниками и победителями ежегодных конкурсов профессионального мастерства работников образования - "Учитель Оренбуржья", "Лидер образования", "Сердце отдаю детям". Каждый год, в канун Международного дня учителя, лучшим педагогам образовательных учреждений вручается премия Правительства области. Ее лауреатами уже стали 900 работников образования. В этом году размер премии увеличен в 5 раз - с 5 до 25 тысяч рублей. По традиции она будет вручена 60-ти лучшим педагогическим работникам.
Принято отметить, что в Оренбуржье ежегодно увеличивается количество "золотых" и "серебряных" медалистов. Из 19 тысяч выпускников 11-х классов 1170 человек (6,2%) удостоены золотых и серебряных медалей. Это на 18 больше, чем в прошлом году (хотя количество выпускников уменьшилось на 1413).
Отрадно отметить, что у нас активно развивается олимпиадное движение. Наши школьники достойно выступили на заключительном этапе Всероссийской олимпиады, заняв 5 первых, 7 вторых и 8 третьих мест. Два оренбургских ученика вошли в команду России для участия в международных олимпиадах, а учащаяся гимназии No 1 г.Оренбурга Анастасия Иванова завоевала серебряную медаль на Международной олимпиаде по биологии.
В области функционирует 64 инновационных образовательных учреждения, обеспечивающих образование повышенного уровня (14 гимназий, 11 лицеев, 39 школ с углубленным изучением предметов). Гимназия No 4 г.Оренбурга стала лауреатом Российского конкурса педагогических инноваций, лидером национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал России", финалистом II Всероссийского конкурса "Лучшая школа России".
Шесть лет на базе Оренбургского государственного университета работает областной лицей для одаренных детей из сельских районов и малых городов Оренбуржья. За эти годы его закончили более 200 выпускников, каждый третий из них награжден "золотой" или "серебряной" медалью.
Успешно формируется региональная система оценки качества образования. В этом году в области уже пятый раз проводился единый государственный экзамен. Высокие результаты в нем стабильно показывают выпускники школ Оренбурга, Новотроицка, Бугуруслана, Медногорска, Красногвардейского, Саракташского, Тоцкого и ряда других районов. Мы уже заявили об участии в ЕГЭ и в 2007 году.
Кстати сказать, Правительство РФ одобрило законопроект о едином государственном экзамене. При этом переходный период к полномасштабному внедрению ЕГЭ в России продлен до 2009 года, поскольку пока не все регионы готовы к такому переходу.
Принято решение о том, что дополнительные испытания, которые и раньше планировались в творческих или профессиональных вузах, могут проводиться также и по профильным направлениям.
Список вузов (и направлений, по которым разрешены дополнительные испытания) будет утверждаться Правительством РФ.
Решено также расширить перечень всероссийских олимпиад, проводимых ведущими российскими университетами, по результатам которых ребята будут зачисляться в вузы без экзаменов.
Важным элементом в обеспечении качества образования являются новые формы итоговой аттестации.
В 2006 году наша область впервые приняла участие в эксперименте по новой внешней форме итоговой аттестации учащихся 9-х классов (через независимые внешкольные комиссии). Главная задача эксперимента - создание более объективной и прозрачной системы приема в профильные школы и классы. Такая форма сдачи экзаменов будет поэтапно вводиться в РФ в течение следующих лет, и хорошо, что наша область уже имеет в этом некоторый опыт.
Одно их важнейших элементов реформы образования - введение системы профильного обучения.
В Оренбуржье она внедрена в 273 школах, в течение последних двух лет во всех образовательных учреждениях введена предпрофильная подготовка.
Задача муниципальных образований городов и районов, органов управления образованием - постепенное формирование сети многокомплектных, разнопрофильных образовательных учреждений. Сегодня уже есть возможность сделать это в городах и райцентрах области.


Уважаемые коллеги!


В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию отмечено, что в школах надо не только учить, но и воспитывать, заниматься физической и военно-патриотической подготовкой молодежи, возрождать допризывную подготовку, помогать развитию военно-технических видов спорта.
За последние годы в образовательных учреждениях области накоплен хороший опыт работы, позволяющий решать целый комплекс актуальных задач по воспитанию подрастающего поколения. В качестве примера можно привести среднюю школу No 3 п.Переволоцкий, Ибрагимовскую школу Кувандыкского района, лицей No 3 г.Оренбурга, школу No 6 г.Гая, школу им.Калинина г.Бугуруслана, которые являются победителями областного конкурса "Опыт организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении".
Большое внимание в области уделяется вопросам развития кадрового потенциала в сфере воспитания: сохранен институт старших вожатых, педагогов дополнительного образования, заместителей директоров по воспитательной работе, введено более 350 ставок заместителей директоров по гражданскому и патриотическому воспитанию. Надеемся, что эти меры позволят более качественно решать вопросы формирования жизнеспособной и конкурентоспособной личности.
Важной составной частью всей воспитательной работы является организация патриотического воспитания детей и молодежи. У нас ежегодно проводится более 30 областных массовых мероприятий патриотической направленности. На эти цели из бюджета области только по разделу "Образование" в 2006 году выделены 4 млн. 384 тыс. рублей (2005г. - 985 тыс. рублей).
Расширяется сеть патриотических, военно-патриотических и военно-спортивных клубов, школ, кружков, объединений. В настоящее время в них занимаются более 12 тысяч подростков. Широко известен положительный опыт работы военно-спортивного комплекса "Юность России" Саракташского района, Центра внешкольной работы "Подросток" г.Оренбурга, центров патриотического воспитания г.Орска, Курманаевского района и других.
Назрела необходимость создать областной Центр патриотического воспитания. Министерству образования области необходимо ускорить эту работу.
Военно-патриотические объединения и клубы могут составить социально-педагогическую основу системы подготовки кадров для профессиональной армии.
Важнейшее значение в формировании облика подрастающего поколения имеет трудовое воспитание.
Сегодня в 767 школах области осуществляется допрофессиональная подготовка учащихся 10-11 классов по основным специальностям сельскохозяйственного профиля (водитель автомобиля, тракторист-машинист, оператор машинного доения и др.), 344 общеобразовательные школы имеют подсобные хозяйства, площадь которых составляет около 13 тысяч га.
У нас в области возрождено проведение областного конкурса ученических производственных бригад. В нем из года в год успешно принимают участие бригады Оренбургского, Кувандыкского, Переволоцкого и других районов. Сборная команда Оренбургской области участвовала даже на Всероссийском слете.
Еще один существенный аспект развития образования - это широкое участие общественности в управлении образовательным процессом.
Примером успешного взаимодействия педагогического коллектива с родительской общественностью может служит опыт коллектива школа No 1 г.Гая, который строит свою работу по принципу "Родитель + ребенок", когда родители являются активными участниками всех коллективных творческих дел в учебном заведении.
Основой открытого плодотворного взаимодействия школы с обществом должны стать реально действующие Советы школ, попечительские советы, а также ассоциации выпускников.
Не могу не остановиться на вопросах семейного воспитания, поскольку семья - это основа для развития и становления личности. Мы должны всеми мерами способствовать сохранению приоритета традиционных семейных ценностей, подготовке молодежи к семейной жизни и формированию ответственности за свою семью.
Неплохие программы, направленные на укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка, действуют во многих территориях нашей области. Например, программа "Семья" в Асекеевском районе.
Особо хочу остановиться на проблеме социального сиротства.
Ежегодно на территории области выявляется около 2 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для защиты этих обездоленных детей у нас созданы 14 детских домов, 5 школ-интернатов и 111 приемных семей.
Всем этим учреждениям, в первую очередь детским домам, обязательно оказывается ощутимая государственная поддержка.
Но, чтобы не делало в этом отношении государство, ребенку это не заменит теплоту материнских рук и отцовского сердца. В связи с этим необходимо всемерно способствовать развитию положительного опыта семейных форм устройства сирот. У нас он есть. Более 6 тыс.обездоленных детей находятся под опекой и попечительством, около 2 тыс.живут с усыновителями. Развиваются институт приемной семьи и патронатное воспитание.
В результате создания 25 приемных семей закрыт Петровский детский дом Саракташского района, 54 его воспитанника обрели семейное тепло и родительскую заботу.
В послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию поставлена задача - создать механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях.
С 1 января 2007 года финансирование содержания ребенка в приемной семье будет осуществляться не за счет муниципальных образований, а за счет средств областного бюджета.
Хотелось бы обратить внимание глав муниципальных образований на то, что создание приемных и патронатных семей решает не только проблему устройства детей-сирот, но и трудоустройства населения, особенно на селе.
Супруги, создавшие приемную семью и принявшие на воспитание одного ребенка, получают 8 тыс. рублей в месяц.



Дорогие друзья!


Для полноценного развития личности необходимо дополнительное образование. С каждым годом мы ощущаем возрастающий спрос на новые современные формы такого образования. Поэтому многие образовательные учреждения в дополнение к традиционным курсам по учебным предметам вводят такие наукоемкие дисциплины, как компьютерное моделирование и дизайн, элементы статистики, комбинаторики и теории вероятности, технологии эффективных коммуникаций. Ассортимент этих услуг постоянно расширяется.
Принципиально важно развивать на базе образовательных учреждений не просто творческие объединения по интересам, а создавать структурные подразделения учреждений дополнительного образования: центры народных ремесел, производственные мастерские, творческие студии, музыкальные, спортивные школы, позволяющие ребенку получать качественное дополнительное образование в самой школе, куда непременно должна войти должность педагога дополнительного образования.


Уважаемые коллеги!


Говоря о формировании жизнеспособной личности, нельзя обойти вопросы укрепления здоровья и физического развития нашего молодого поколения. В этом направлении делается немало. Почти во всех школах, лицеях, училищах введен дополнительный урок физкультуры, для учащихся 9 классов - обязательный экзамен по этому предмету, формируются специальные медицинские группы с учетом состояния здоровья детей. Проводятся спартакиады, различные соревнования, ежегодно растет число участников спортивного движения "Президентские состязания".
В школах и в учреждениях дополнительного образования действуют более 6,5 тыс.кружков, секций, объединений спортивной и спортивно-технической направленности, в которых занимается 30% школьников области.
Только в прошлом году проведено 36 областных спортивных соревнований. В них участвовали более 5 тыс.человек. Реализуется большая программа по строительству спортивных сооружений. Все эти меры направлены на воспитание здорового и жизнеспособного поколения.
В то же время, не секрет, что только около 60% студентов вузов регулярно занимаются физкультурой и спортом, а в учреждениях начального и среднего профессионального образования - всего лишь 35% и 38% соответственно. Нет ли здесь связи с ростом в молодежной среде таких негативных явлений, как пьянство, наркомания, преступность?
В прошедшем учебном году стартовал областной смотр-конкурс на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной и физкультурно-массовой работы в образовательных учреждениях, главная задача которого - каждому образовательному учреждению обрести свою спортивную индивидуальность, свое "спортивное лицо". Надеюсь, что это мероприятие поддержат муниципалитеты, что оно станет массовым и получит такой же высокий статус, как конкурсы профессионального мастерства.



Уважаемые коллеги!


Ключевым звеном в формировании конкурентоспособной личности XXI века является система профессионального образования.
Сегодняшний кадровый потенциал Оренбургской области достаточно высок: более 145 тысяч человек имеют высшее и 337 тысяч - среднее профессиональное образование. В прошедшем учебном году на всех уровнях профессионального образования обучалось 157 тысяч учащихся и студентов. В 2006 году количество выпускников высших учебных заведений составило 14 тысяч, специалистов среднего звена - 13 тысяч, квалифицированных рабочих - 10 тысяч человек.
В настоящее время учреждения начального профессионального образования получили заказ, подтвержденный договорами, на подготовку рабочих кадров в количестве 4 тысяч человек: по 1 тысяче - для предприятий промышленности и сельского хозяйства, более 600 человек - для различных отраслей экономики и 53 человека - для жилищно-коммунального хозяйства. На будущий год эти цифры наверняка возрастут.
Год от года становится более гибкой система высшего профессионального образования. В области активно формируются новые структурные формы, такие, как университетские комплексы (ОГУ и ОГАУ); учебно-научно-производственные комплексы; ассоциации и системы профильного непрерывного образования; современные дистанционные образовательные технологии.
Вместе с тем, я уже высказывал обеспокоенность тенденцией к открытию центральными вузами своих представительств и филиалов в территориях области.
Например, без согласования с органами исполнительной власти области работают:
- представительство Международного института экономики и права в г.Новотроицке;
- представительство Самарского государственного университета в гг.Бузулуке и Бугуруслане;
- филиал Академии комплексной безопасности в г.Оренбурге и представительство в п.Акбулак;
- филиал Московского государственного университета технологий и управлений в г.Абдулино и многие другие.
С легкостью подписывают согласования на ведение образовательной деятельности таких представительств главы администраций Бузулукского, Курманаевского районов, г.Орска и других муниципальных образований области, не задумываясь над тем, что далеко не все они имеют соответствующую материальную базу, стабильные научно-педагогические кадры, а прием на те или иные специальности не связан с реальными потребностями рынка.
Кроме того, хочу напомнить директорам профессиональных учебных заведений, что Закон "Об образовании" запрещает совмещение их должностей с другими руководящими должностями внутри или вне образовательных учреждений, т.е. они не имеют права возглавлять филиалы и различные представительства. Однако, такие примеры есть и, к сожалению, они не единичны. Директор ПУ No 17 Шерстобитов А.Х. одновременно совмещает руководство филиалом в г. Абдулино.
Образование - это та отрасль, которую можно и нужно инвестировать. Организации, компании и фирмы, руководители которых это понимают, будут успешно работать в будущем. Возьмем, к примеру, предприятие "Оренбургские авиалинии", подготовившее для себя около 1000 специалистов на базе ОГУ. Или ОАО "Уральская сталь", которое готовит себе кадры в Новотроицком филиале Московского государственного института стали и сплавов, а также в индустриальном колледже и профессиональном училище No 5 г.Новотроицка.
Руководители названных предприятий принимают активное участие в проведении Дней специалистов, конкурсов ИТР и рабочих профессий, "круглых" столов по проблемам кадровой политики, ярмарок-вакансий, фестивалей работающей молодежи, культурно-спортивных массовых мероприятий, выплачивают именные стипендии лучшим учащимся и студентам.
К сожалению, такое отношение к образованию не носит пока массового характера. И нас неслучайно беспокоит процесс адаптации выпускников профессиональной школы к реальной жизни и показатели их трудоустройства. А они, как вы знаете, неутешительны.
Только в 2005 году в службу занятости населения по Оренбургской области обратилось более полутора тысяч выпускников вузов и ссузов, получивших экономическое и юридическое образование. Из них 1360 человек официально признаны безработными. Это очень тревожные факты, свидетельствующие о явной диспропорции в структуре подготовки специалистов. Такое положение дел нас никак не может устраивать.
В связи с этим министерству экономического развития и торговли, министерству образования совместно с департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Оренбургской области, Союзом промышленников и предпринимателей необходимо разработать долгосрочный, тщательно проработанный прогноз потребности в кадрах по различным отраслям экономики. Он позволит откорректировать программу развития каждого учреждения профессионального образования региона.
В настоящее время в области началась реорганизация профессиональных образовательных учреждений. Мы уже осуществили объединение ряда профессиональных училищ, планируем создание центров непрерывного профессионального образования на базе Оренбургского профессионально-педагогического колледжа и профессионального училища No 46; Орского машиностроительного колледжа и профессионального училища No 1; Оренбургского колледжа статистики, экономики, информатики и Оренбургского учетно-финансового техникума.
Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2006 года к Оренбургскому аграрному университету в качестве обособленных структурных подразделений присоединены Адамовский сельскохозяйственный, Бузулукский гидромелиоративный, Сорочинский ветеринарный, Покровский сельскохозяйственный и Илекский зоотехнический техникумы, Оренбургский региональный институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса.
В рамках реализации национального проекта "Образование" создается ресурсный центр по подготовке специалистов для АПК региона на базе ПУ-56 п.Саракташ, на что планируется выделить 30 млн. рублей, из них 5 млн. руб. - уже в этом году.
Сегодня Министерство образования области разрабатывает программу развития регионального образования на период до 2010 года. В ней необходимо четко прописать программу оптимизации сети профессиональных учебных заведений с учетом демографической ситуации, которая складывается в Российской Федерации.
Важное место должно отводиться поддержке и поощрению общественно-полезных начинаний студенческой молодежи как варианта формирования жизнеспособной личности.
Правительство и Законодательное Собрание области готово поддержать инициативы наших студентов. Во многих учебных заведениях успешно действуют студенческие Советы, профсоюзные организации.
Студенческие научные конференции, Всероссийские и областные молодежные форумы, фестивали патриотической песни "Долг. Честь. Родина", "Дни молодежи" - это далеко не полный перечень мероприятий, где студенты ВУЗов Оренбуржья заявляют о себе как о достойных гражданах, ответственных за сохранение традиций, преемственность исторического и культурного наследия, возрождение Отечества.
Вновь возрастает роль играет движения студенческих строительных отрядов. Летом этого года на территории региона трудовую вахту несли около 100 отрядов, насчитывающих более 3-х тысяч студентов.
Одним из направлений национального проекта "Образование" является поддержка талантливой молодежи. 75 студентов колледжей, лицеев и вузов являются стипендиатами Правительства области. Учреждены также и федеральные премии ( для молодежи в возрасте от 14 до 25 лет). В Оренбуржье их удостоены 32 человека, из них 4 учащихся (победители Всероссийской олимпиады школьников 2006 года) будут отмечены премией в 60 тысяч рублей, а остальные получат по 30 тысяч рублей. Обладатели грантов будут занесены в федеральный банк талантливой молодежи, призванный способствовать решению кадровых проблем многих российских предприятий. Такой банк, наверное, надо формировать и у нас в области.
Напомню также, что в Оренбуржье ежегодно проходит "губернаторский набор" в вузы области. В этом году он будет доведен до 1000 человек, а в последующие увеличен еще больше.


Дорогие друзья!


В заключение коротко хотел бы еще раз остановиться на тех проблемах, которые стоят перед педагогическими коллективами в ходе реализации национального проекта.
В новом учебном году прошу Вас, уважаемые руководители, в организации учебного процесса на первое место поставить задачи:
- обеспечение качества образования. С этой целью продолжить внедрение инновационной системы обучения, новых образовательных технологий, создание лучших образцов педагогической практики;
- создание комфортных, безопасных условий обучения;
- усиление воспитательной составляющей учебного процесса, повышение роли классного руководителя;
- оптимизация сети образовательных учреждений;
- переход на нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений;
- разработка и внедрения отраслевой системы оплаты труда;
- укрепление здоровья учащихся и студентов;
- поддержка способных и одаренных детей и молодежи.
Прошу вас начатый сегодня разговор продолжить на районных и городских педагогических конференциях.




Дорогие друзья!


Совсем немного времени остается до Первого сентября, когда "оживут" наши школы, гимназии, лицеи, средние и высшие профессиональные учебные заведения. По всей стране будет отмечаться День знаний. Пусть эти знания станут высшей ценностью и повседневной необходимостью каждого человека для достижения самых высоких целей.
Поздравляю вас с наступающим новым учебным годом! Доброго вам здоровья, благополучия, оптимизма, успешного претворения в жизнь всех намеченных планов!

22.08.2006
http://www.orb.ru







Док. 388691
Перв. публик.: 22.06.06
Последн. ред.: 29.10.07
Число обращений: 353

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``