В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью `Оренбуржье - один из опорных регионов России` Назад
Интервью `Оренбуржье - один из опорных регионов России`
Оренбуржье - один из опорных регионов России

- Россия сегодня переходит к определению и приоритетной поддержке опорных регионов. Какое место занимает Оренбуржье в этом процессе?

- На мой взгляд, Оренбургская область располагает всеми возможностями для выполнения роли одного из локомотивов экономического роста страны. Она обладает существенными конкурентными преимуществами. У нас сложился мощный научно-технический, индустриальный, сельскохозяйственный и кадровый потенциал, создана устойчивая финансовая система, развита производственная инфраструктура, регион занимает выгодное географическое положение. Хозяйственный комплекс области носит многоотраслевой характер. Недра Оренбуржья богаты нефтью и газом, медью, железом и асбестом. Разнообразие полезных ископаемых определило характер и особенности промышленности. У нас производятся продукты нефтепереработки, черные и цветные металлы, продукция машиностроения и многое другое.
На сегодняшний день основой базы для развития области является топливно-энергетический комплекс. В то же время идет наращивание объемов производства в ведущих отраслях переработки: машиностроении, черной и цветной металлургии. Тон здесь задают такие предприятия, как ОАО "Уральская сталь", "Медногорский медносерный комбинат", "Южно-Уральский никелевый комбинат", машиностроительный концерн "ОРМЕТО - ЮУМЗ", "Механический завод" (г.Орск).
С учетом сказанного, область вправе рассчитывать на статус опорного региона в Приволжском Федеральном округе и России и добиваться соответствующей поддержки от федеральных органов власти, в том числе финансовой.

- В своем Послании Федеральному Собранию от 10 мая 2006г. Президент говорит о необходимости достижения высоких темпов экономического роста. Что в области делается для выполнения этой задачи?

Анализ социально-экономической ситуации за последние 6 лет показывает, что Оренбургская область подтверждает свой статус экономически стабильного региона. За указанный период (2000-2005гг) прирост продукции промышленного производства составил по области 73,8% (по России - 43,7%). При этом наиболее высокие темпы роста достигнуты в обрабатывающих отраслях, в том числе в производстве машин и оборудования, металлургическом производстве, производстве транспортных средств и оборудования.
Темпы роста экономики сохранены и в текущем году общий индекс промышленного производства за январь-июнь - 107,3% .
Перед Правительством и органами исполнительной власти поставлена задача - создание условий для дальнейшего осуществления социально-экономических реформ, новой промышленной и инвестиционной стратегии. В целях обеспечения эффективного формирования и реализации промышленной политики создано Министерство промышленной политики и инноваций, задача которого совместно с руководством промышленных предприятий через Союз промышленников и предпринимателей Оренбуржья и Торгово-промышленную палату решать имеющиеся проблемы развития экономики.
Учрежден Совет по промышленной политике при Правительстве Оренбургской области, первое заседание которого состоялось 28 июня 2006г.
Подготовлен и в целом одобрен на заседании Совета проект Закона "О новой промышленной политике в Оренбургской области", ведется его доработка. Одновременно готовится пакет документов, позволяющих реализовать закон на практике: это Концепция развития промышленного комплекса области и программы развития отдельных отраслей.

- По какому пути пойдет развитие промышленности области?
Единственно верный путь, обеспечивающий динамичное развитие экономики области, а значит и решения социальных проблем, - инновационный.
Чтобы обеспечивать устойчивый рост промышленно-энергетического сектора экономики, безусловно, нужны инвестиции в инновационные проекты.
Сегодня доля инновационной продукции в России менее 5%, в области и того меньше. И это наряду с тем, что только за последние пять лет учеными Оренбуржья получено свыше 400 патентов на изобретения, за 2005г. подготовлены к внедрению более 50 научных разработок, которые уже удостоены медалей и грамот различных инновационных салонов. Но, к сожалению, масштабного внедрения инноваций в области нет. Существует разрыв между ученым с его разработкой и бизнес-сообществом, готовым его внедрить.
Отсюда наша первоочередная задача - разработать действенный механизм, объединяющий их в единую технологическую цепочку. И он будет создан в ближайшее время.
В результате всех запланированных действий уже на близлежащую перспективу объемы производства инновационной продукции в области должны возрасти в 3-4 раза.
Определенные шаги в этом направлении уже предприняты. Подписанная совместная декларация Президента России Владимира Путина и Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева предусматривает создание на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода (ОГПЗ) совместного предприятия по переработке газа Карачаганакского месторождения.
Крупнейшим проектом становится техническое перевооружение и модернизация Орского механического завода и организация на его базе производства бытовой техники с участием ведущей итальянской инжиниринговой фирмы "Мерлони Прожетти".
Важным акцентом развития новой региональной модели экономики становится повышение эффективности производства, что невозможно без решения проблемы энергосбережения. Это не дело, что в области ежегодно в факелах сжигается до 5 млрд. кубометров попутного газа, или ? от его добычи.
Решение этой проблемы позволит не только получит дополнительное сырье, электро- и тепло-энергию, но и улучшить экологическую обстановку.
В целом идеология структурной перестройки промышленности формулируется просто: ставка на рост доли продукции высоких технологий через радикальную модернизацию действующих производств.

- Как отражается на проводимой промышленной политике будущее вступление России в ВТО?
Вступления России в ВТО для экономики Оренбургской области повлечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия.
Выстраивая свою промышленную политику, мы учитываем, что при вступлении России в ВТО мы будем использовать свои конкурентные преимущества в топливно-энергетическом комплексе, черной и цветной металлургии, продукция которых сегодня составляет основу экспорта. Эти отрасли получат лучшие по сравнению с существующими условия доступа своей продукции на иностранные рынки, более широкие возможности использования международного механизма разрешения торговых споров.
Но, вступление в ВТО может иметь и некоторые отрицательные последствия: остро стоит вопрос о соответствии продукции промышленного комплекса области международным стандартам, в себестоимости продукции, высока доля энергосоставляющей. Эти моменты также учтены в проводимой нами промышленной политике.
Проводимая в области масштабная модернизация должна решить целый комплекс проблем - повышение качества продукции, снижение затрат, в том числе и энергоемкости, обеспечение экологической безопасности производства.
Многие предприятия уже сейчас проводят работу по сертификации продукции и систем менеджмента качества. Это группа предприятий "Уралэлектро", ОАО "Завод "Инвертор", ОАО "Орский машиностроительный завод", ООО "Бугурусланский завод "Радиатор", ОАО "Бузулукский механический завод" и многие другие.
Успешно реализуются долгосрочные инвестиционные программы технической модернизации и реконструкции на ведущих металлургических предприятиях предприятий (ОАО "Уральская Сталь" г. Новотроицк; ОАО "Комбинат Южуралникель" г. Орск; ОАО "ГОК" г. Гай; ОАО "ММСК" г. Медногорск и др.), которые предусматривают, наряду с увеличением объемов, выпуск продукции, соответствующей международным требованиям и стандартам.
Однако, большинство предприятий машиностроения и легкой промышленности без поддержки Правительства области не смогут вести модернизацию и техперевооружение своих предприятий. Поэтому, начиная с 2006 года реализуется областная целевая программа "Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2006-2008 годы", ведется разработка программы развития машиностроительного комплекса.

- Каковы возможности области в получении финансовых средств через Инвестиционный фонд России?

Учитывая ситуацию с наполнением Инвестиционного фонда РФ, сегодня у нас есть возможность получить значительные финансовые ресурсы, как на развитие производства, так и инфраструктуры. Завтра, возможно, будет поздно.
Государство сейчас готово инвестировать через Инвестиционный фонд РФ. Но, во-первых, на принципах государственно-частного партнерства. А во-вторых, те производства, где планируются модернизация, инновация, означающие выход на рынок любых новых товаров и услуг. Безусловным приоритетом при этом будут пользоваться, конечно, проекты национального значения, масштабные и долговременные, затраты на которые и риски не под силу никакому частному бизнесу
Такие проекты у нас есть. Это реконструкция мартеновского производства на ОАО "Уральская Сталь" (стоимость инвестиционного проекта более 11 млрд. рублей), создание нового производства бытовой техники на базе ОАО "Механический завод" г. Орск (стоимость проекта около 7 млрд. рублей), реконструкция обогатительной фабрики на ОАО "Гайский ГОК" (стоимость проекта 4,3 млрд. рублей), реконструкция производства по переработке нефти и выпуска моторного топлива ОАО "Орскнефтеоргсинтез" (стоимость проекта 9 млрд. рублей), строительство свинокомплекса ЗАО "Орский мясокомбинат" (стоимость проекта более 2 млрд. рублей).
Все они включены в перечень особо значимых проектов для развития Российской Федерации и вправе рассчитывать на финансирование за счет средств Инвестиционного фонда РФ.
Кроме того, в области ведется реализация крупнейших проектов за счет собственных средств инвесторов. В их число входит строительство заводов по производству полиэтилена, пропилена и полипропилена площадях ООО "Оренбурггазпром" (проектная стоимость свыше 16 млрд. рублей), комплексная реконструкция на ОАО "МК "ОРМЕТО-ЮУМЗ".
Реализация этих проектов позволит области увеличить объем производства конкурентоспособной промышленной продукции более чем на 30%.
Учитывая значимость таких проектов, министерства экономического развития и торговли и промышленной политики и инноваций оказывают содействие предприятиям в оформлении документов, обеспечении прохождения необходимых согласований.

- Инновационные преобразования в экономике области невозможны без соответствующего кадрового обеспечения. Что делается в этом направлении?

Мы уделяем большое внимание проблеме формирования сбалансированного кадрового потенциала, способного удовлетворить возрастающие потребности промышленного комплекса региона в квалифицированной рабочей силе. Сейчас в области на десять тысяч населения более 300 студентов. Это достаточно высокий показатель. В то же время многие предприятия, развивающиеся в современных условиях, испытывают острый дефицит квалифицированных кадров. Тем не менее, у нас по-прежнему наблюдается перенасыщение рынка труда выпускниками вузов юридических, экономических и управленческих направлений.
Нам следует стремиться к тому, чтобы большинство выпускников работало по специальности. Я веду речь, не о возврате к директивному распределению, а о прогнозировании потребности экономики в необходимых специалистах. В этой связи верным было наше решение в 2000 году начать подготовку специалистов в оренбургских вузах на основе "губернаторского" набора. В настоящее время число таких студентов превышает 800 человек. На эти цели из областного бюджета затрачено более 70 млн. рублей и эта работа будет продолжаться.
В текущем году мы приступили к целевой подготовке кадров за счет средств федерального бюджета. Министерством промышленной политики и инноваций заключены соглашения с ОГУ и ОГИМ о выделении 500 мест на бюджетной основе по направлениям промышленных предприятий и организаций, муниципальных образований.
Хочу особо подчеркнуть: не следует ни на минуту забывать, что мы работаем исключительно для людей и ради людей. Чтобы не когда-то в будущем, а уже сегодня и завтра оренбуржцы жили лучше, не на словах, а в конкретных делах ощущали результаты нашей работы, были уверены, что мы сделаем все для решения насущных проблем.


31.07.2006

http://www.orb.ru









Док. 388692
Перв. публик.: 31.07.06
Последн. ред.: 29.10.07
Число обращений: 223

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``