В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад на заседании Правительства области `Задачи органов власти, вытекающие из Послания Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию` Назад
Доклад на заседании Правительства области `Задачи органов власти, вытекающие из Послания Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию`
Уважаемые члены Правительства, депутаты Законодательного Собрания,
участники заседания!

Сегодня на очередном заседании Правительства мы должны определить задачи органов власти нашей области, вытекающие из Послания Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию.
Нынешнее и два предыдущих Послания Президента создали основу внутренней и внешней политики России на ближайшие годы. Это конкретная программа развития нашей страны, над осуществлением которой мы вместе должны напряженно работать. Особенно показательным в этом отношении был прошлый, 2005-й год.
Наш регион активно включился в работу по реализации приоритетных национальных проектов в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве, в жилищном строительстве. Уже начальные результаты осуществления проектов, особенно по первым двум направлениям, говорят об улучшении ситуации в сферах, определяющих качество жизни людей.
В области проделана большая работа по совершенствованию системы органов государственной власти, местного самоуправления, по разграничению полномочий и выстраиванию взаимодействия, по развитию демократии и гражданского общества. Создано 613 муниципальных образований. С января текущего года начала действовать новая система органов исполнительной власти. Образовано Правительство области, 10 министерств. Мы стремились к тому, чтобы эти преобразования не стали данью моде и простой сменой вывесок, а обеспечили бы более высокий уровень ответственности государственных и муниципальных служащих, на каком бы участке они ни работали, какую бы должность ни замещали.
Процесс формирования властных структур области завершили прошедшие в марте выборы депутатов Законодательного Собрания. Новый депутатский корпус отличается высоким профессиональным уровнем, он способен рассматривать и решать самые сложные вопросы жизнедеятельности нашей области, принимать законы, которые помогут отстаивать интересы людей, устранять узкие места в развитии экономики и социальной сферы.
В этом году принят новый Закон "Об Общественной палате Оренбургской области", которая призвана обеспечить согласование интересов граждан, органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод личности и демократических завоеваний. На сегодняшний день избран 81 член Общественной палаты. В ближайшее время формирование её состава будет завершено.
Конечная цель реформирования органов государственной власти - завоевать доверие граждан ко всем её институтам, обрести способность принимать справедливые законы и твердо добиваться их исполнения, честно служить общественным интересам.



Уважаемые друзья!


Один из основных тезисов президентского Послания состоит в том, что необходимо сформировать такую экономику, которая была бы "способна расти высокими темпами, обеспечивая удвоение ВВП и конкурентноспособность выпускаемой продукции". В целом мы справляемся с этой задачей. За прошедшие 6 лет рост основных показателей социально-экономического развития опережает общероссийские показатели. За это время валовый региональный продукт вырос на 52% (в РФ на 48%), совокупный индекс промышленного производства на 74% (в РФ на 44%), объем инвестиций в основной капитал на 88%, (РФ - 65%), оборот розничной торговли на 95% (РФ - 81%). При этом у нас более низкие темпы инфляции. Реальная заработная плата увеличилась в 2,1 раза. Оборот розничной торговли вырос за 2005 год на 22%.
Положительные тенденции социально-экономического развития области сохраняются и в текущем году. Рост промышленного производства за 5 месяцев составил 107,1%, инвестиций в основной капитал - 119%. Розничный товарооборот увеличился на 118,2%, что свидетельствует о росте платежеспособности населения. Денежные доходы на душу населения возросли на 19,2%, среднемесячная начисленная заработная плата составила 7218,5 рубля (рост 123,8 %).
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в области за последние годы снизилась почти в два раза, однако по-прежнему около 20% жителей области имеют низкие доходы.
Стимулирование экономического роста остается, как и в предыдущие годы, наиболее эффективным способом решения этой проблемы. Мы должны принимать комплексные меры по снижению бедности, это наша основополагающая задача. Узловые направления этой работы:
- обеспечение занятости населения, создание условий для развития предпринимательской деятельности;
- повышение заработной платы в сфере производства;
- поддержка развития социального партнерства в сфере трудовых отношений;
- повышение адресности социальной политики и разработка специальных мер, направленных на поддержку малоимущих граждан;
- обеспечение ежегодного роста потребления на душу малоимущего населения.
В целом же для достижения высокого жизненного уровня населения необходим более ощутимый прорыв в экономике.
Нужны механизмы, способные обеспечить интенсивный, качественный рост всех её отраслей. И здесь никак не обойтись без внедрения новых, прежде всего ресурсосберегающих технологий, увеличения производительности труда, улучшения качества продукции и услуг, повышения рентабельности производства.
Анализ работы в 2005 году выявил целый ряд негативных моментов. Прежде всего, появилась тенденция замедления темпов экономического роста, которое связано, в первую очередь, со снижением темпов роста в отраслях ТЭК, до сих пор выступавших основным локомотивом промышленного подъема. В 2005 году, по сравнению с 2004 годом, добыча нефти выросла всего на 4,5%, газа - сократилась на 1,4%. В прошлом году энергетики снизили показатели по сравнению с 2004 годом.
Ключевым вопросом сохранения устойчивых темпов роста экономики является повышение конкурентоспособности обрабатывающих отраслей производства и главное здесь - рост инвестиций. Объем вложений в основной капитал в 2005 году, в сравнении с предыдущим годом, увеличился на 13 процентов, однако доля инвестиций в обрабатывающих отраслях остается очень низкой. В машиностроении, например, она составляет менее одного процента от общего объема инвестиций. Хотя у нас есть немало примеров внедрения значимых для экономики области инвестиционных проектов в этой отрасли, например организация серийного производства вертолетов на ПО "Стрела" и реконструкция завода холодильников на Орском механическом заводе с освоением выпуска мотор-компрессоров, некоторые другие.
Основой региональной инвестиционной политики должен стать программный подход, узловыми критериями которого являются экономическая эффективность, инновационность и значимость объектов инвестирования для развития региона.
Президент отметил, что мы уверенно чувствуем себя в добывающих отраслях. Наши предприятия здесь вполне конкурентоспособны. Действительно, интерес государства к ситуации в топливно-энергетическом комплексе неизбежно будет очень высоким на всю обозримую перспективу.
В этой связи остановлюсь на перспективах развития крупнейшего предприятия области - ООО "Оренбурггазпром". Его производственная деятельность существенно влияет на социально-экономическое положение региона и состояние потребительского рынка. Из общего объема инвестиций в основной капитал области почти треть в прошлом году составила доля "Газпрома". Здесь осуществляются самые крупномасштабные стройки - восстановление и реконструкция мощностей гелиевого завода, строительство подземного газохранилища с объемом 7 млрд. кубометров. Недавно сдан в эксплуатацию современный завод по производству полиэтиленовых труб, который удовлетворит потребности в водогазопроводных и канализационных трубах не только нашей области, но и прилегающих регионов.
Вместе с тем, работая в режиме падающей добычи, "Оренбурггазпром" снижает отдельные показатели. В прошлом году индекс промышленного производства составил менее 70 % к уровню 2002 года. За это время доля предприятия в общем объеме промышленности региона упала почти вдвое.
Сохранение ведущей роли "Оренбурггазпрома" в экономике области - важнейшая задача Правительства области и руководства предприятия. Её выполнение возможно только за счет развития собственной сырьевой базы (обустройство и ввод в эксплуатацию Филипповской и Среднекаменноугольной залежей Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения), решения вопросов о переработке газа с Карачаганакского месторождения Казахстана, а также углубления переработки сырья и освоения выпуска новых видов продукции. Эти проблемы обсуждались мною с главой "Газпрома" Алексеем Миллером.
В конце мая т.г. достигнуто принципиальное соглашение о создании совместного российско-казахстанского предприятия по переработке углеводородного сырья на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода (до 15 млрд. кубометров в год). Это создаст базу для реализации разработанных "Оренбурггазпромом" крупных инвестиционных проектов, таких, как реконструкция завода, строительство мощностей по производству полиэтилена и полипропилена. Общая сумма капитальных вложений должна составить почти 50 млрд. рублей.
Правительством области подписаны соглашения с крупнейшими компаниями нефтяной отрасли ОАО "ТНК-BP", ОАО "Русснефть", в которых подтверждается взаимная заинтересованность во внедрении и развитии современных прогрессивных технологий и реализации инвестиционных проектов по добыче и переработке углеводородного сырья.
Уважаемые друзья!
Для решения социальных проблем и повышения уровня жизни населения нам необходимо обеспечить рост доходов бюджета и налогооблагаемой базы. Налог на прибыль, например, является первым по значимости доходным источником бюджета области. В структуре доходов консолидированного бюджета поступления этого налога составляют 35,4 % собственных доходов.
Поэтому мы исходим из того, что в области должен работать только эффективный собственник, способный организовать рентабельное производство, и честный налогоплательщик.
За 5 месяцев текущего года поступления налоговых платежей и сборов в бюджеты всех уровней увеличились к соответствующему периоду 2005 года на 53,2% и составили 36,6 млрд. рублей, в том числе в консолидированный бюджет области - 10,1 млрд. рублей, рост 126 процентов.
За январь-апрель по основным видам экономической деятельности крупных и средних организаций получен положительный сальдированный финансовый результат в размере 15,2 млрд. рублей с ростом в 2,4 раза к январю-апрелю предыдущего года. Прибыль прибыльных предприятий получена в сумме 16,0 млрд. рублей с ростом в 2,2 раза к соответствующему периоду прошлого года.
Вместе с тем, в области остается высоким количество убыточных предприятий. Общая сумма их убытков составила более 847 млн. рублей.
Министерствам промышленной политики и инноваций (Калюжный Ю.И.), экономического развития и торговли (Сперанский Б.В.), финансов (Кухарев В.И.), природных ресурсов, земельных и имущественных отношений (Коннов М.Ф.), совместно с налоговыми службами (Кузнецов Г.В.), следует глубже анализировать положение дел на убыточных предприятиях и ужесточать контроль за формированием финансовых результатов их деятельности.
Мы уже не раз говорили о том, что основной источник пополнения местных бюджетов - это доходы от использования земли. Общие поступления по этому пункту в консолидированный бюджет области в 2005 году составили более 1,5 млрд. рублей и превысили уровень 2004 года на сумму более 150 млн. рублей. Однако в целом бюджетное задание выполнено лишь на 93 процента. Причина - плохая собираемость земельного налога.
С поступлениями от аренды земли у нас более благополучно, и дело здесь в организации четкого контроля за взиманием платы. Почему нельзя создать такую же систему контроля за поступлением земельного налога? Это вопрос к Министрам Правительства области и главам местного самоуправления, руководителям налоговой службы. Для наведения порядка в этом деле необходимо до конца года завершить уточнение кадастровой оценки земель, в том числе и сельскохозяйственного назначения. На эти цели из областного бюджета выделено 5 млн. рублей.
"Экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и техническими преимуществами", говорится в президентском Послании. Основой технологического прорыва в области должно стать инновационное развитие реального сектора экономики. Здесь есть над чем работать. Министерствам промышленной политики и инноваций (Калюжный Ю.И.) и экономического развития и торговли (Сперанский Б.В.) необходимо критически оценить ситуацию в научно-инновационной сфере, поставить быть может амбициозные, но реалистичные цели, достижение которых должно повлечь заметный прогресс в экономическом развитии нашего края. Для этого в регионе есть всё: талантливые ученые, научная и производственная база, оригинальные разработки.
Совместно с предприятиями следует активизировать работу по подготовке соответствующих документов для участия наших проектов в конкурсах на привлечение средств Инвестиционного фонда России и созданию особых экономических зон технико-внедренческого и промышленно-производственного типов.
Наиболее восприимчивы к инновациям предприятия малого бизнеса. В области реализуются мероприятия поддержки малых инновационных предприятий, сформирована законодательно-нормативная база, создан областной фонд содействия инновациям. Одним из значительных проектов является строительство бизнес-инкубатора в Оренбурге (общая стоимость почти 34 млн. руб.), планируется осуществить такой же проект в Орске. Предоставляются субсидии на компенсацию процентной ставки по кредитам, реализуется программа микрокредитования.
Однако для предпринимателей остается сложной процедура оформления исходно-разрешительной документации на приобретение в собственность или в аренду производственных, офисных и торговых помещений. Большинство организаций, не имея собственных площадей, вынуждены заключать договоры аренды. При этом договоры аренды в основном краткосрочные, что порождает неуверенность и мешает развитию малого бизнеса на перспективу.
До сих пор не в полном объеме реализуется такая форма поддержки малого бизнеса, как обеспечение его госзаказами.
В Послании Президента одним из приоритетных направлений определено развитие современных коммуникаций. Мы уже говорили о том, что в 2005 году в рамках реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия" завершено создание мощной телекоммуникационной инфраструктуры и среды электронного межведомственного взаимодействия, необходимых для обеспечения обмена информацией между органами государственной власти и местного самоуправления. Смонтировано 196 точек доступа в администрациях городов и районов, что позволило создать видеотелефонную и видеоконференцсвязь, сеть корпоративной пакетной телефонии, обеспечить доступ муниципалитетов к информационным ресурсам Правительства области.
К концу текущего года все муниципальные образования должны иметь электронную почту, доступ к сети Интернет, нормативно-правовым базам региона и Федерации. В перспективе - создание "Электронного правительства" Оренбургской области, доступ к порталу электронных закупок товаров и услуг для органов государственной власти, участие в этом предприятий ЖКХ, органов ЗАГС и других структур.
Развивается инфраструктура электрической связи в сельской местности, сеть спутникового телевидения, что в конечном итоге позволит достичь 100-процентного охвата населения программами областного телевидения.
В прошлом году принята областная целевая программа "Развитие сети автомобильных дорог на 2006-2010 годы". В Орске начато строительство объездной дороги, общая стоимость которой составит более 6 млрд. рублей, ведется строительство дорог в сельской местности.
Совместно с ОАО "Российские железные дороги" и Правительством Самарской области намечено электрифицировать участок железной дороги "Оренбург - Кинель".


Уважаемые друзья!


Стержнем социально-экономической политики, проводимой в области, стала реализация приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, развития агропромышленного комплекса и строительства доступного жилья.
Ход реализации приоритетных национальных проектов "Образование", "Здоровье" и "Развитие АПК" рассмотрен на заседании Правительства области. На сегодняшнем заседании обсудим решение проблем доступности жилья.
Если говорить об образовании, то здесь одной из главных задач, в соответствии с президентским Посланием, является стимулирование учебных заведений, активно внедряющих инновационные программы. Региональной конкурсной комиссией проведена экспертиза документов общеобразовательных учреждений, претендующих на получение государственной поддержки. Такую поддержку по 1 млн. рублей должны получить 57 учреждений, в том числе 18 городских и 39 сельских школ. 18 школ получат областные гранты по 200 тысяч рублей каждая.
С 14 июня начала работу региональная комиссия по организации конкурса лучших учителей. 192 педагога получат денежное поощрение к Дню учителя по 100 тысяч рублей. Необходимо обеспечить, чтобы отбор претендентов на награды был максимально объективным.
Следующая задача: за два года дать доступ к электронным образовательным системам всем школам, которые сегодня не имеют выхода в Интернет. В настоящее время в школах имеется более 8300 компьютеров, к сети Интернет подключилось без малого 500 образовательных учреждений - 43 процента от числа основных и средних школ. Нетрудно подсчитать, какую работу предстоит провести, чтобы каждая школа в течение двух лет обрела "окно" в мир.
Необходимо в полной мере использовать летнее время для укрепления материальной базы образовательных учреждений, для подготовки к новому учебному году, в том числе в вопросах пожарной безопасности.
Многое предстоит сделать по реализации национального проекта "Здоровье". Он самый финансово-ёмкий, поэтому чрезвычайно важно по-хозяйски распорядиться теми немалыми средствами, которые выделяются на развитие здравоохранения из областного и федерального бюджетов. Из областного бюджета в 2006 году на здравоохранение выделяется 7,1 млрд. рублей, из федерального - 1,2 млрд. рублей. Главное - укомплектовать кадрами первичное звено здравоохранения, оснастить амбулаторно-поликлинические учреждения современным оборудованием и спецтранспортом. В область поступит 270 единиц нового медицинского оборудования на сумму около 500 миллионов рублей, 123 автомобиля скорой помощи на сумму 87 миллионов рублей. Принципиально важно добиться качественного улучшения работы врачей и медсестер, оплата труда которых по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась более чем на треть и будет продолжать расти. Только из областного бюджета на повышение заработной платы медицинских работников выделено более 250 млн. рублей.
Одним из главных вопросов по-прежнему остается профилактика заболеваний. В текущем году необходимо охватить диспансеризацией около 100 тысяч работающих оренбуржцев. Население должно получить более широкий доступ к высокотехнологичным методам лечения.
Предваряя обсуждение хода реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье", отмечу, что уже в этом году нам необходимо ввести в строй 650 тыс. кв. метров жилья, в том числе по программе "Сельский дом" - 130 тыс. кв. метров, по ипотечному кредитованию - 54 тыс. кв. метров, довести объем выданных ипотечных кредитов до 2,3 млрд. рублей. Всего же на жилищное строительство в текущем году должно быть направлено около 7 млрд. рублей за счет всех источников финансирования (4,9 млрд. - средства населения, 2 млрд. - средства предприятий, 50 млн. - деньги из бюджетов).
Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства (Карпов Ю.Н.) необходимо ускорить разработку областной целевой программы развития производственной базы жилищного строительства.
К 2008 году необходимо завершить газификацию населенных пунктов области. Для этого нужно построить 1200 км газовых сетей в 116 населенных пунктах, в том числе в текущем году - 680 км в 52 населенных пунктах.
Одной из самых сложных проблем является реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Цены на услуги ЖКХ продолжают расти, а качество их по-прежнему оставляет желать лучшего. И люди правы, когда возмущаются ростом цен и требуют коренным образом изменить положение дел в этой сфере.
Правительство РФ принимает меры по ограничению роста платежей. На текущий год для нашей области он не должен превышать 27 % за жилье, и 29 % за коммунальные услуги. На 2007 год поставлены более жёсткие условия в формировании тарифов.
Ощутимый эффект для улучшения дел в жилищно-коммунальном хозяйстве должны дать разработанные в области программы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и сбережения энергоресурсов, рассчитанные до 2010 года включительно. На эти цели будут привлечены средства бюджетов всех уровней и частных инвесторов в сумме 3,8 млрд. рублей (1,1 млрд. - федеральный, 0,9 млрд. - областной и местный, 1,8 млрд. - частные инвестиции). Создан необходимый потенциал для реализации этих программ. Указанная проблема долгосрочная и капиталоёмкая и над её реализацией нужно работать постоянно.
Сейчас нам необходимо серьёзно готовиться к безаварийной работе жилищно-коммунального комплекса в предстоящий осенне-зимний период. Для выполнения подготовительных работ следует мобилизовать все возможные ресурсы. Из областного бюджета предусматривается выделение 116 млн.руб. и прорабатывается вопрос финансовой поддержки из федерального бюджета.
Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства (Карпов Ю.Н.) необходимо установить контроль за выполнением постановления Правительства области по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к работе в осенне-зимний период в установленные сроки.
Анализируя ход реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", скажу, что нам необходимо форсировать выполнение намеченных мероприятий с тем, чтобы уже к концу нынешнего года достигнуть ощутимых результатов. Узловая задача - добиться увеличения поголовья и продуктивности сельскохозяйственных животных и птицы. Обеспечить это мы должны в том числе и за счет строительства новых и реконструкции существующих мощностей. Производство мяса к уровню 2005 года должно возрасти на 8,9, молока - на 2,1 процента. Увеличение объема реализации продукции, производимой ЛПХ и КФХ, должно составить 7,8 процента.
Используя накопленный опыт, необходимо продолжить работу по внедрению новых технологий не только в животноводстве, но и в растениеводстве. Мы должны добиваться устойчивых урожаев, в первую очередь, зерновых культур. С этой целью следует, прежде всего, уделить внимание качеству подготовки паровых полей на площади 1 млн. гектаров для расширения озимого клина, применять новые засухоустойчивые сорта семян.
Нельзя забывать и о таких элементах повышения эффективности отрасли, как использование новейшей сельскохозяйственной техники отечественного и зарубежного производства, применение удобрений и средств защиты растений.
В создании прочной кормовой базы важное место занимает производство зернофуражных культур, особенно кукурузы на зерно.
В плане развития малых форм хозяйствования в текущем году предполагалось создать 150 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. На сегодняшний день создано 162, которыми охвачено более 346 сел. С количественной точки зрения здесь всё благополучно, а вот какова отдача от этих кооперативов? За 5 месяцев 135-ю снабженческо-сбытовыми кооперативами закуплено у населения и поставлено в торговые организации более 136 тонн мяса и 210 тонн молока. Достаточно ли это для такого количества кооперативов?
Нам надо серьезно подумать (Еременко В.К.) об увеличении объемов первичной переработки и сбыта продукции личных подсобных хозяйств. Некуда сбывать продукцию - мы подорвем доверие сельских жителей и к национальному проекту и органам власти. Активнее надо привлекать к решению этой проблемы вновь созданные сельскохозяйственные кооперативы и организации потребительской кооперации.
Не должны нас убаюкивать и цифры кредитования малых форм хозяйствования. На фоне относительно благополучного положения дел в целом (а выдано более 650 млн. руб. кредитов) немало районов, где эта работа ведется слабо. Так, в Домбаровском районе всего 8 ЛПХ взяли 1,6 млн. руб., в Кваркенском и Курманаевском районах оформили по 11 кредитов, в Гайском - 16, в Северном 17. Надо добиться, чтобы во всех районах были открыты дополнительные офисы "Россельхозбанка".
Президентом принято решение - продлить финансирование национального проекта "Развитие АПК" на 2008 год (т.е. трехлетнее финансирование).
Принципиально важным является вопрос обеспечения доступным жильем молодых специалистов на селе. В текущем году мы просто обязаны ввести 6,6 тыс. кв. метров жилья, обеспечив им 147 молодых специалистов.
Наступает решающая фаза нашей работы над реализацией приоритетных национальных проектов в текущем году. Мы должны сконцентрировать все силы и средства с тем, чтобы к декабрю выйти на те показатели, которые мы с вами наметили. При этом нельзя упускать из виду главную цель каждого из четырех направлений деятельности - улучшение качества жизни оренбуржцев.
И еще. Реализуя национальные проекты мы должны приступить к практическим шагам по комплексной (системной) модернизации тех отраслей, в которых осуществляются национальные проекты.
Сейчас идет подготовка бюджета на 2007 год. Министерству финансов (Кухарев В.И.) следует учесть расходные обязательства области при реализации национальных проектов.
Президентом поднят вопрос об эффективном использовании значительных ресурсов, выделяемых на развитие социальной сферы. Речь идет не только о национальных проектах в области образования и здравоохранения. Большие средства выделяются на строительство социально значимых объектов в рамках федеральных целевых программ. Основная часть этих средств идет из областного и местных бюджетов, а также из внебюджетных источников. Доля федерального бюджета незначительна, но выделения даже этих средств, в силу разных причин, мы не добиваемся. Не видна ответственность отдельных глав городов и районов за эту работу. Ясно, что положение надо поправлять.
Можно только приветствовать вывод президентского Послания о том, что давно пора прекратить из Москвы руководить строительством школ, бань и канализаций, что настало время передать регионам часть инвестиционных средств из федерального бюджета, которые по своей сути финансируют муниципальные полномочия. Очевидно, об этом пойдет речь 21 июля 2006 года на заседании Государственного Совета Российской Федерации, где будет рассмотрен вопрос "О механизме взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке программ социально-экономического развития регионов".
Продолжая тему разделения полномочий, напомню, что с 1 января 2007 года вступает в полную силу Федеральный Закон No131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Переходный период мы продлевать не намерены. А это значит, что надо провести серьезную подготовительную работу с руководителями органов местного самоуправления, поселений, чтобы они были готовы самостоятельно решать все вопросы местного значения. Для этого необходимо сделать всё для разграничения полномочий и имущества между районами и поселениями, отработать налогооблагаемую базу местных налогов - земельного и на имущество физических лиц. Хотел бы особо обратить внимание на эти вопросы Министерств природных ресурсов, земельных и имущественных отношений (Коннов М.Ф.), экономического развития и торговли (Сперанский Б.В.), финансов (Кухарев В.И.), Управления федеральной налоговой службы (Кузнецов Г.В.), Аппарата Губернатора и Правительства (Трофимов Ю.И.).


Уважаемые участники заседания!


Реализация национальных проектов должна быть увязана с решением проблем демографии - проблем "сбережения народа". Фактически все проекты работают на эту цель.
Улучшение демографической ситуации - одна из первоочередных задач, стоящих перед современной Россией, наряду с технологической модернизацией экономики и укрепления национальной безопасности, - заявил Президент РФ В.В.Путин на последнем заседании Совета безопасности России.
Демографическая ситуация, сложившаяся в области к началу 2006 года, несмотря на ряд позитивных изменений, остается сложной. На 1 января 2006 года численность населения Оренбуржья составила 2137,8 тыс. человек, в том числе в городских поселениях - 1228,1 тыс. человек (57,4%), в сельской местности - 909,7 тыс. человек (42,6%).
За 2004-2005 годы только в 5 территориях области отмечалось незначительное увеличение численности населения: город Бузулук и Оренбургский район - на 600 человек, Сакмарский район - на 400 человек, Переволоцкий и Саракташский районы - на 200 человек. Во всех остальных городах и районах наблюдается сокращение населения. По данным статистики, с 1998 года оно сократилось по области почти на 65 тыс. человек, в том числе в городе Оренбурге - на 5 тысяч. Это равносильно тому, что исчезло целиком население 3-4 средних сельских районов или двух городов, таких, как Медногорск и Кувандык вместе взятых.
Одной из главных причин неблагополучной демографической ситуации является снижение рождаемости на фоне высокой смертности.
Увеличилась смертность среди лиц трудоспособного возраста. С начала 90-х годов число умерших этой возрастной категории увеличилось в 1,7 раза. Подавляющее большинство умерших в трудоспособном возрасте - мужчины, смертность которых почти в 4 раза превышает женскую в этой возрастной категории. Основными причинами смертности являются болезни системы кровообращения (55,6%), несчастные случаи, отравления и травмы (17%), новообразования (13,6%).
Большое количество жизней уносят дорожно-транспортные происшествия. В прошлом году в ДТП погибли и получили увечья 4573 человека, а за пять месяцев текущего года - 1375.
Президент предложил конкретные меры для стимулирования рождаемости, и наша основная задача - обеспечить их выполнение своевременно и в полном объеме, ориентируясь не на временный эффект. Первые шаги в этом направлении нами уже сделаны. Действует областная целевая программа "Дети Оренбуржья". С 2003 года на каждого новорожденного оренбуржца открывается именной накопительный вклад "Губернаторский" в размере тысячи рублей. Такие вклады сегодня имеют более 73 тысяч малышей. Это значит, что из областного бюджета на эти цели выделено свыше 73 миллионов рублей. Осуществляется единовременная материальная помощь семьям при рождении близнецов в размере 3 тысяч рублей на каждого ребенка. Предоставляются меры социальной поддержки многодетным семьям с низким среднедушевым доходом. В области насчитывается 10600 таких семей.
Реализуется большая программа по поддержке и развитию службы родовспоможения. По родовым сертификатам с начала года лечебные учреждения получили дополнительно более 64 миллионов рублей. Мы уже видим, как положительно меняется отношение врачей к здоровью будущих матерей и оказание эффективной помощи значительному числу новорожденных.
Одним из направлений поддержки молодых семей должно стать обеспечение доступности дошкольного образования. В Оренбуржье действует свыше 800 дошкольных образовательных учреждений, где воспитывается около 70 тыс. детей. Но это лишь 57 процентов от их общего числа. Многим детские учреждения попросту недоступны. Президентом предложено ввести компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание. Следует позаботиться о расширении сети детских дошкольных учреждений, исключить факты нецелевого использования помещений бывших детских садов, добиваться включения в планы капитального строительства объектов дошкольного образования.
Семья - это важнейший институт, формирующий личность. Никакое интернатное учреждение, тем более учреждение традиционного типа, не может в полной степени компенсировать отсутствие семьи. Ежегодно по области в семьи устраивается 65-70 процентов детей, оставшихся без попечения родителей. За 2005 год 1115 детей передано под опеку, 90 - в приемные семьи, 228 - на усыновление. Сегодня в 34-х патронатных семьях воспитывается 45 детей.
Министерствам образования и социального развития (Пивоварова Н.С., Ковалев А.В.) необходимо разработать меры материального стимулирования воспитания в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Программу "Дети Оренбуржья", рассчитанную на 2007-2010 гг., следует дополнить мероприятиями по развитию семейных форм устройства детей.
Важным резервом улучшения демографической ситуации в области является приобщение оренбуржцев, особенно молодежи, к здоровому образу жизни, к занятиям физкультурой и спортом. Правительство области уделяло и уделяет этому вопросу максимум внимания. Мы хорошо понимаем, что чем больше молодых людей придет на стадионы, в спортзалы, на футбольные и хоккейные поля, тем лучше будет нравственное и физическое самочувствие населения, чище атмосфера в обществе, выше экономические показатели трудовых коллективов и успехи учебных заведений.
В 2006 году ассигнования из областного бюджета на физическую культуру и спорт увеличены и составляют 193,9 миллионов рублей (без капитальных вложений). Это позволит выполнить намеченные планы и задачи, а также поддержать ведущих спортсменов области и команды по игровым видам спорта.
Но высшие достижения в спорте во многом зависят от массовости физкультурного движения. В настоящее время физической культурой, спортом и туризмом в области занимается около 350 тыс. человек.
Но всего этого пока недостаточно. Для того, чтобы обеспечить массовость занятий физкультурой и спортом, необходимо укреплять материальную базу. Поэтому мы нашли возможность в текущем году, кроме вышеназванной суммы средств из бюджета, изыскать ещё более 500 миллионов рублей на строительство современных спортивных сооружений. Как результат, сдан физкультурно-спортивный комплекс в райцентре Илек. Завершается сооружение училища олимпийского резерва в Оренбурге. Здесь также начато строительство спортивно-культурного комплекса "Оренбуржье" на пять тысяч посадочных мест сметной стоимостью 850 млн. руб. На очереди в областном центре сооружение физкультурно-спортивного комплекса с ледовой ареной СДЮШОР No1 и спортивного комплекса с искусственным льдом. Аналогичные сооружения появятся в Саракташском и Новосергиевском районах, в г. Медногорске, в Тюльганском районе продолжится сооружение спортивно-оздоровительного центра "Ташла", первая очередь которого недавно введена в эксплуатацию.
Убежден, что реализация всех намеченных мероприятий по поддержке физической культуры и спорта позволят этой важной сфере нашей жизнедеятельности развиваться эффективно и динамично, а значит молодое поколение у нас будет крепким и здоровым.
По демографической проблематике нужны новые подходы, новые нормативные акты, а значит есть над чем поработать и депутатам Законодательного Собрания, и министрам Правительства области.
Особое внимание в послании Президента уделяется формированию эффективной миграционной политики. С начала 90-х годов резко возросло влияние миграции на численность населения. За 15 лет из-за рубежа на постоянное место жительства в область прибыли 213 тыс. человек, статус вынужденного переселенца получили более 82 тыс. человек - представители более 50 национальностей. На 1 января 2006 года в области на учете находилось более 5 с половиной тысяч вынужденных переселенцев. Вместе с тем, в общих миграционных потоках внутренняя межрегиональная миграция стабильно характеризуется оттоком населения из области, ее сальдо носит отрицательный показатель. За последний год число выбывших превысило число прибывших почти на 2 тыс. человек.
По данным управления федеральной миграционной службы по Оренбургской области, на 1 января 2006 года в едином списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в постоянном жилье, состоит 1794 семьи (4442 чел.). На их обустройство необходимо 831,5 млн. рублей с учетом утвержденной стоимости (1 кв. м. жилья 10400 рублей). В 2005 году из федерального бюджета на жилищное обустройство вынужденных переселенцев было выделено всего лишь чуть более 20 млн. рублей. Работа с соотечественниками отнесена к приоритетным направлениям внешней политики Российской Федерации, при этом она преследует цель обеспечения миграционного прироста за счет квалифицированных работников, людей образованных и законопослушных.
22 июня текущего года Президент Путин В.В. подписал Указ "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", которым утверждена государственная программа по этому вопросу и план мероприятий по ее реализации.
Это целая система дополнительных мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции, увеличению численности трудоспособного населения, способствующая социально-экономическому развитию страны, кардинальному изменению демографической ситуации.
В каждом муниципальном образовании нужно оценить потребность в трудовых ресурсах, готовность имеющейся инфраструктуры к приему переселенцев, возможность предоставления им базовых социальных услуг, жилья. Следует разработать программу переселения, выделить финансовые ресурсы, определить размеры компенсационных пакетов, государственных гарантий, меры информационной поддержки, исполнителей, формы контроля и т.д.
В современных политических и экономических условиях, в том числе на пороге вступления в ВТО, развитие Оренбуржья возможно по пути расширения межрегионального сотрудничества и внешнеэкономических связей, в первую очередь, с сопредельными областями Казахстана.
Это сотрудничество в последние годы развивается достаточно успешно. Оренбургские предприятия тесно сотрудничают с партнерами из соседней республики. По итогам 2005 года внешнеторговый оборот с Казахстаном составил более 18 млрд. рублей, в том числе экспорт - 3,9 млрд. рублей, импорт - 14,6 млрд. рублей.
Доля Казахстана во внешней торговле Оренбургской области составила 23%, в торговле со странами СНГ - почти 75%.
Между приграничными районными отделами внутренних дел Оренбургской области и сопредельных районов Западно-Казахстанской области подписаны планы взаимодействия по приграничному сотрудничеству.
Оренбуржье как приграничная территория должно стать одной из опорных точек обеспечения национальной стратегической безопасности на евразийском пространстве. В настоящее время на территории области расположены 116 воинских частей и соединений Минобороны и пограничных частей ФСБ России.
Как отмечено в президентском Послании, в течение ближайших пяти лет, наряду с оснащением армии и флота новейшим вооружением, подводными лодками и современными самолетами, предстоит многое сделать для качественного комплектования вооруженных сил личным составом. Область ежегодно с хорошим качеством выполняет задания по призыву. Так, весной этого года в войска направлено почти 3 тысячи призывников Оренбуржья.
Мы должны повышать уровень и качество физической и военно-патриотической подготовки молодежи, помогать развитию военно-технических видов спорта. В школах надо не только учить, но и воспитывать. Здесь огромное поле деятельности для Министерства образования области, военных комиссариатов, комитета по делам молодежи, департамента по физической культуре, спорту и туризму, органов местного самоуправления, командования воинских частей.
"Человек, защищающий Родину, - подчеркнул Президент, - должен иметь высокий общественный и материальный статус". Одной из важнейших проблем является обеспечение военнослужащих жильем. В 2005 году на средства федерального бюджета приобрели жилье 44 уволенных в запас военнослужащих. На 1 мая текущего года более 750 семей военнослужащих стоят в очереди на получение жилья. Стоимость одного квадратного метра жилья по государственному жилищному сертификату (ГЖС) составляет всего 13,7 тыс. руб. Конечно, за такие деньги новую квартиру не купишь. Другая проблема у военнослужащих - низкая стоимость продпайка (20 руб. в сутки при потребности минимум 60 руб.). За 1995-98 гг. не исполнено постановление Правительства РФ о 20-процентном повышении должностных окладов. Пенсионеры Минобороны эту доплату не получили. Мы знаем об этих проблемах и стремимся донести их до Правительства и Президента РФ.


Уважаемые участники заседания!


Послание Президента - это программа, в которой поставлены самые актуальные задачи перед органами исполнительной и законодательной власти, муниципальными образованиями, трудовыми коллективами, представителями бизнеса и предпринимательства, политическими партиями, профсоюзами, общественными организациями.
Работа по реализации положений послания не должна ограничиться сегодняшним разговором. Его необходимо продолжить в городах и районах, на предприятиях, в организациях, в трудовых, научных и образовательных коллективах. Но самое главное - это определить практические меры по выполнению требований и рекомендаций Президента Российской Федерации. Убежден, что у нас есть все возможности для улучшения жизни людей, и мы способны обеспечить достижение поставленных целей.
29.06.2006
http://www.orb.ru
































Док. 388695
Перв. публик.: 29.06.06
Последн. ред.: 29.10.07
Число обращений: 258

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``