В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление на конференции Оренбургского областного союза промышленников и предпринимателей Назад
Выступление на конференции Оренбургского областного союза промышленников и предпринимателей
Добрый день,
уважаемые участники конференции!

Очень рад приветствовать всех собравшихся в этом зале. Ваши планы и деятельность связаны с развитием экономики и перспективами области и поэтому считаю возможным сегодня затронуть принципиальные вопросы развития области.
Результаты работы последних лет отражают положительную динамику в развитии экономики области и ее ведущей составляющей - промышленности. Тенденции роста сохранены и в 2006 году, индекс промышленного производства за 1 квартал 2006 года составил 106,9 процента, в том числе по обрабатывающим производствам - 111 процентов. Налоговые поступления в бюджет области в прошлом году увеличились более чем на 20 процентов. В связи с этим у нас выросли денежные доходы на душу населения на 22,4 процента. Реальные денежные доходы выросли на 14 процентов.
К сожалению, финансовые показатели отдельных предприятий промышленности в прошлом году были неважными. Количество убыточных предприятий увеличилось на 11 процентов - 220 предприятий получили убытки. Хотя финансовый результат в целом неплохой - прибыль увеличилась на 65 процентов. Итоги первого квартала 2006 года подтверждают эти тенденции.
Сегодня необходимо говорить о проблемах и задачах, требующих совместного решения в рамках реализации промышленной политики.
Современный бизнес не в состоянии решить самостоятельно все существующие проблемы - для этого требуется время и главное, создание дополнительных экономических условий и стимулов. Каковы они будут - это вопросы проводимой государством и Правительством области промышленной политики на уровне области, городов и районов. Она должна стать программой и инструментом перехода экономики области с развитыми добывающими отраслями к развитию наукоемких и высокотехнологичных отраслей, опирающихся на модернизированные инфраструктурные элементы топливно-энергетического, металлургического и машиностроительного комплексов.
В области произошли серьезные изменения в структуре исполнительной власти. Создано 613 муниципальных образований, где созданы Советы (более 6 тысяч депутатов). Завершением стало избрание депутатского корпуса Законодательного Собрания области. Сформировано Правительство области, создано 10 министерств. Это не просто смена вывесок. Повышается самостоятельность новых структурных подразделений, значительно возрастает их ответственность за проводимую работу, ее итоги.
Для эффективного формирования и реализации промышленной политики сформировано Министерство промышленной политики и инноваций. При этом мы считаем, что только совместно с руководством промышленных предприятий, через союз промышленников и торгово-промышленную палату можно решать поставленные задачи.
Чтобы получить устойчивую положительную динамику в развитии отраслей промышленности, сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, безусловно нужны инвестиции, решение проблем внедрения инновационных технологий, интеграции. Это, в первую очередь, развитие современных наукоемких производств, переход экономики на инновационный путь развития. Сегодня доля инновационной продукции в России составляет менее 5 процентов, на мировом рынке наукоемкой продукции российская доля всего лишь 0,3 процента, в нашей области - чуть более 1 процента. В области накоплено значительное количество высокотехнологичных проектов. За последние пять лет наши ученые получили более 400 патентов на изобретения. Только за 2005 год были завершены и приняты к внедрению свыше 50 научных разработок. При этом подавляющее большинство их соответствуют самым передовым мировым технологиям. Однако, открытия и изобретения пока не стали у нас работающим капиталом и не вызывают должного делового интереса у отечественных инвесторов. Отсюда наша задача: создать такой механизм, который объединил бы и создал единую технологическую цепочку между научными разработками и их потребителями, т.е. промышленными предприятиями.
Предстоит серьезная работа по доведению научных разработок до готового коммерческого продукта. Результатом всех наших согласованных действий уже в ближайшей перспективе должно стать увеличение в 3-4 раза объема произведенной инновационной продукции, в том числе за счет эффективной коммерциализации результатов исследований и научно-технических разработок.
Существующая в области отраслевая структура позволяет сегодня максимально использовать конкурентные преимущества добывающих отраслей. Особо хочу подчеркнуть, что мы должны быть рачительными хозяевами недр, не должны забывать о завтрашнем дне топливно-энергетического комплекса, о развитии его сырьевой базы, если мы хотим в долгосрочном плане иметь конкурентоспособную продукцию. Повышение эффективности недропользования - наша одна из первоочередных задач. Серьезной проблемой становится все возрастающее количество простаивающих, бездействующих, требующих ремонта скважин. Несмотря на геологоразведочные работы прирост запасов не покрывает объемов добычи нефти. Так, в прошлом году при добыче нефти более 17 млн. т., прирост вновь открытых запасов составил менее 10 млн. тонн.
Необходимо заниматься технологиями глубокой переработки нефти, газа, то существенно повысит конкурентоспособность наших предприятий, увеличит налоговые поступления в бюджет области, что даст возможность вкладывать дополнительные средства в социальную сферу, и, в конечном итоге, повысить уровень жизни населения области.
Достигнуты договоренности с ОАО НК "РуссНефть" о реконструкции нефтеперерабатывающих заводов: ОАО "Орскнефтеоргсинтез" и ОАО "Нефтемаслозавод". Это очень важно и я прошу министерство промышленной политики и инноваций, министра Калюжного Юрия Ивановича взять ход реализации мероприятий по модернизации этих предприятий под особый контроль.
Сдедует ускорить решение вопросов на международном и федеральном уровнях о создании совместного предприятия ОАО "Газпром" и АО "Казмунайгаз" по переработке углеводородного сырья Карачаганакского месторождения на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода. Безусловно, мы настаиваем, чтобы это совместное предприятие было зарегистрировано в г.Оренбурге. В перспективе его создание позволит увеличить переработку сухого газа. Переговоры проводятся на самом высоком уровне, есть еще нерешенные вопросы.
Нужно обратить внимание на развитие добычи, и, самое главное, переработку твердых полезных ископаемых.
Положительные примеры тому есть. Так, ОАО "Оренбургские минералы", с середины 90-х годов работало на половину мощностей установленного оборудования. С пуском в апреле 2003 г. третьей, а в сентябре 2005 г. четвертой секции цеха обогащения, предприятие вышло на проектную мощность и в текущем году планирует произвести уже до 500 тыс. тонн сортового асбеста.
Остаются проблемы добычи и переработки щебня. Остановлено производство на ООО "Новокиевский щебеночный завод". Сегодня в область приходят новые собственники и наша задача - создать условия, чтобы их предприятия заработали в полную силу.
В быстроменяющихся рыночных условиях эффективно могут работать только предприятия, выпускающие конкурентоспособную продукцию, соответствующую международным стандартам. Следующий важный элемент нашей промышленной политики - оказание содействия внедрению на промышленных предприятиях области международного стандарта системы управления качеством. Многие предприятия уже сейчас проводят работу по сертификации продукции и систем менеджмента качества на соответствие международным требованиям и стандартам ИСО 9000. Это группа предприятий "Уралэлектро", ОАО "Завод "Инвертор", ОАО "Орский машиностроительный завод", ООО "Бугурусланский завод "Радиатор" ОАО "Бузулукский механический завод" и многие другие.
Решение вопросов полномасштабной модернизации производства и социальной сферы, невозможно без привлечения в инвестиционную сферу значительных финансовых ресурсов, оживления инвестиционной активности.
Государство сегодня готово инвестировать через Инвестиционный фонд РФ. Но, во-первых, на принципах государственно-частного партнерства. А во-вторых, те производства, где планируются модернизация, инновация, означающие выход на рынок любых новых товаров и услуг. Безусловным приоритетом при этом будут пользоваться, конечно, проекты национального значения, масштабные и долговременные, затраты на которые и риски не под силу никакому частному бизнесу.
Такие проекты у нас есть. Это реконструкция мартеновского производства на ОАО "Уральская Сталь", стоимость инвестиционного проекта более 11 млрд. рублей, создание нового производства бытовой техники на базе ОАО "Механический завод" г. Орск, стоимость проекта около 7 млрд. рублей, строительство заводов по производству полиэтилена, пропилена и полипропилена на площадях ООО "Оренбурггазпром", проектная стоимость свыше 16 млрд. рублей, создание производства по серийному выпуску вертолетов К-226.
Реализация этих проектов позволит области увеличить объем производства конкурентоспособной промышленной продукции более чем на 30 процентов, наш регион может производить четвертую часть российского рынка бытовых холодильников, половину кухонных плит и компрессоров. Наша задача - реализовать эти проекты
Учитывая значимость этих проектов, я поручил министерству экономического развития и министерству промышленной политики и инноваций оказать содействие предприятиям в их осуществлении.
Уважаемые руководители! Правительство области готово сегодня оказать содействие в оформлении пакета документов и прохождении необходимых согласований, однако других конструктивных предложений, кроме вышеназванных, пока не поступало. Учитывая ситуацию с наполнением Инвестиционного фонда РФ, сегодня есть возможности получить значительные финансовые ресурсы, как на развитие производства, так и инфраструктуры, завтра возможно будет поздно.
Немаловажной считаю проблему формирования сбалансированного кадрового потенциала, способного удовлетворить возрастающие потребности промышленного комплекса области в квалифицированной рабочей силе. Это становится проблемой. Дефицит кадров уже ощутим. Сейчас в области более 300 студентов приходятся на десять тысяч населения. Это достаточно высокий показатель среди регионов РФ. В то же время многие предприятия, развивающиеся в современных условиях, испытывают острый дефицит квалифицированных кадров. Тем не менее, у нас по-прежнему наблюдается перенасыщение рынка труда выпускниками вузов юридических, экономических и управленческих направлений. Нам следует стремиться к тому, чтобы большинство выпускников учебных заведений работали по специальности. Речь идет не о возврате к директивному распределению, а о прогнозировании потребности экономики в необходимых специалистах. Как отметил Президент в своем прошлогоднем Послании к Федеральному Собранию - нам необходимо формирование госзаказа на подготовку специалистов. В этой связи верным было наше решение в 2000 году начать подготовку специалистов в оренбургских вузах на основе "губернаторского" набора. Сегодня число таких студентов-целевиков превышает 800 человек. На эти цели из областного бюджета затрачено более 70 млн.рублей. В прошлом году состоялся первый выпуск и главное, что молодые специалисты поехали работать в районы. Эта работа будет продолжаться.
В тоже время и нашим предприятиям всех форм собственности необходимо осуществлять целевую подготовку кадров для своего производства, проводить "директорские" наборы в вузы, техникумы и профессиональные училища. Бизнес должен участвовать в решении кадровой проблемы.
Необходимо практиковать заключение между будущим работодателем и студентом договоров о том, что после получения бесплатного образования молодой специалист должен отработать по специальности определенный срок.
Я могу приводить много положительных примеров. Но далеко не все руководители готовы от фрагментарных актов взаимодействия перейти к системе социального партнерства. Предприятия и работодатели часто отказываются работать с учебными заведениями по вопросам подготовки кадров и обучения молодежи. Так, не сформировало заказ на подготовку кадров ни одно промышленное предприятие Абдулинского, Адамовского, Кваркенского, Новоорского, Светлинского, Тюльганского районов. Практически без заказа от работодателей остались училища No 14 и 16 г.Оренбурга, училище No 44 г. Орска, училище No 34 г. Новотроицка. Список можно продолжать. Мы должны изменить эти подходы.
Еще одна серьезная задача - развитие информационных технологий. В последнее время Правительством области большое внимание уделяется их развитию в органах государственной власти. Совместно с федеральными органами власти построена единая информационная телекоммуникационная сеть. На основе этой транспортной системы создаются сервисы "Электронного Правительства области". И наша совместная задача - построить такую современную систему управления регионом, которая позволит реализовать общение государства с населением и хозяйствующими субъектами по принципу "одного окна", обеспечить органы государственной власти актуальной и достоверной информацией о социально-экономическом состоянии региона, организовать мониторинг и оценку состояния региона, выявить тенденции и видеть отклонения в его развитии, подготовить прогнозы и принимать соответствующие меры.
Актуальны и вопросы энергосбережения. Приведу только один пример. Сегодня около 5 млрд. куб.м. попутного газа сжигается в факелах, это 14 добываемого газа в области. Для сравнения: такой крупный потребитель газа, как Ириклинская ГРЭС, вырабатывающая более половины всей электроэнергии области, потребляет около 2,5 млрд. куб. м. А всего по области потребление газа составляет 9 миллиардов кубометров в год.
Есть положительный опыт в этом направлении на Зайкинском газоперерабатывающем заводе в Первомайском районе. Газотурбинная электростанция, работающая на попутном газе, покрывает потребности в электроэнергии самого завода и на 50 процентов потребности НГДУ "ЮжОренбургнефть", причем себестоимость ее втрое ниже стоимости, закупаемой в ОАО "Оренбургэнерго".
Структурами ОАО "Оренбургнефть" разработаны мероприятия, которыми предусмотрена утилизация свыше 90 процентов попутного газа, сжигаемого в факелах. Работы в этом направлении сегодня ведутся и на других предприятиях, в том числе Оренбургском газоперерабатывающем заводе, где планируется провести реконструкцию системы сбора и переработки и направить попутный газ на дальнейшую переработку. Об этом много раз говорил генеральный директор предприятия Сергей Иванович Иванов, но пока объем сжигаемого газа не уменьшается.
Решение этого вопроса позволит не только получать дешевую электроэнергию и сырье, но и значительно улучшить экологическую обстановку в области.
Одним из важнейших направлений совместной работы с Союзом было и остается обеспечение максимальной загрузки имеющихся производственных мощностей на основе развития внутриобластной и межрегиональной производственной кооперации.
Этот вопрос крайне важен, мы уже обсуждали его на собрании Союза в прошлом году и за прошедшее время в значительной мере переломили отношение к производственной кооперации со стороны руководителей наших крупных, ведущих предприятий. сталь".
Не секрет, что крупные межрегиональные корпорации и холдинги имеют чрезмерно централизованные системы проведения тендеров при закупках продукции для собственных нужд. Закрытый характер таких систем отсекает местных товаропроизводителей, затрудняет доступ к достоверной информации. Мы знаем немало примеров, когда продукция, производимая в области, не уступающая по цене и качеству закупаемым аналогам, поступает из других регионов. Зачастую, руководствуясь мнимой экономией, мы оставляем без работы наши предприятия, что ведет к сокращению рабочих мест, уменьшению заработной платы. Несколько слов об условиях проведения госзакупок. Считаю, что при определении бюджетной эффективности условия конкурса должны учитывать не только такие показатели, как цена и качество, но и сумму поступивших налогов в бюджет области от размещенных заказов. С 2006 года область приступила к реализации четырех национальных проектов.
Инициативы президента по коренному улучшению дел в сфере образования, здравоохранения и строительстве жилья - это крупные стратегические проекты, на долгое время определяющие развитие России как социально-ориентированного государства. В этом же ключе нужно рассматривать и проект по развитию АПК. Он дает новые возможности и шанс доказать, что сельское хозяйство одно из самых эффективных отраслей экономики. Развитие сельскохозяйственного производства будет стимулировать и развитие социальной инфраструктуры села.
Хороший пример интеграции промышленного и сельскохозяйственного производства имеется в ТНВ "Рассвет", где инвестором выступил Бугурусланский завод "Радиатор". Имеются очень хорошие результаты и этот опыт должен послужить примером для многих других хозяйств, в том числе и в рамках реализации приоритетного национального проекта.
Сегодня мы намерены вкладывать большие средства в строительство крупных животноводческих комплексов. Например, Орский мясокомбинат будет строить свиноводческий комплекс на 100 тысяч голов.
Отдельный вопрос - обеспечение АПК современной сельскохозяйственной техникой. У нас есть определенные успехи в этом направлении - в г.Оренбурге работает филиал компании "Джон Дир", который производит посевные комплексы. Деятельность компании на территории области будет расширяться, что сулит нам хорошие перспективы. Комплектующие будут производится на предприятиях области. Нам надо расширять производство сельхозтехники и на ПО "Стрела".
В области проводится большая работа по поддержке личных подсобных хозяйств. В рамках национального проекта по развитию АПК коммерческие банки выделяют кредиты вновь образованным кооперативам, процентная ставка по которым будет погашаться из бюджета.
У нас в области намечена серьезная программа газификации. Заключено соглашение с ОАО "Газпром", которое выделяет только в этом году почти 900 миллионов рублей на эти цели. Если нам удастся освоить эти средства, то с полной уверенностью можно говорить, что в конце 2007 года мы завершим подвод газа ко всем крупным населенным пунктам области.
Приоритетные национальные проекты направлены на решение самых актуальных проблем - преодоление демографического кризиса, повышение качества жизни оренбуржцев. На всех уровнях власти и бизнеса мы должны способствовать реализации проектов на территории области.

Учитывая сложность поставленных задач, мы ценим поддержку, оказываемую предприятиями области в этой работе. Так, филиалом ОАО "ТНК-ВР" ежегодно выделяются средства на строительство и ремонт дорог, благотворительные программы. Нефтяники активно участвуют в укреплении материальной базы здравоохранения, образования и социальной сферы области.
Уральская горно-металлургическая компания в последние годы активно участвовала в обеспечении автотранспортом ветеранов войны. Около 1000 человек получили автомобили "Ока" в 2005 году.
В последнее время в этой работе начало активно принимать участие ООО "Оренбурггазпром" (генеральный директор Иванов С.И.), слова благодарности хочу адресовать руководству ОАО "Уральская сталь" (ген. директор Эфендиев Н.Т.), которое участвует в реконструкции здания областного драмтеатра им.М.Горького. Кроме того, предприятие оздоравливает детей-инвалидов и сирот из школ-интернатов г. Новотроицка, обучает 76 студентов вузов, финансирует деятельность поискового отряда "Уралец".
Надеюсь, что таких примеров с каждым годом будет все больше.


Дорогие друзья!


Мне бы хотелось несколько слов сказать о малом бизнесе. Мы серьезно должны заниматься этой проблемой, так как у нас в области более 8 тысяч малых предприятий, более 6,5 крестьянских хозяйств, около 45 тысяч индивидуальных предпринимателей. Число малых предприятий в прошлом году увеличилось более чем на 500 единиц. Сегодня 53 процента объема строительных подрядных работ выполняются малыми предприятиями. Более 80 процентов бытовых услуг, 70 процентов оборота розничной торговли, и т.д. Наша задача - увеличивать оборот малых предприятий. Он сегодня составляет 40 миллиардов рублей. Надо увеличивать, как минимум, в два раза. Задача Правительства области, руководителей муниципальных образований - развивать малый бизнес, создавать новые рабочие места.


Дорогие друзья!


Оренбуржье играет важную роль в общероссийской экономике. Мы производим половину доменного и сталеплавильного оборудования, асбеста, треть стабильного газового конденсата и электродвигателей, шестую часть соли и серы общероссийского производства. Сталь, чугун, никель, цветной и черный прокат, нефть, газ пользуется большим спросом в России и на мировом рынке.
В текущем году у нас есть все основания рассчитывать на положительную динамику развития всех видов производства, инвестиций, финансовых показателей. Валовый региональный продукт вырастет до 218 млрд. рублей, объем промышленной продукции до 206 млрд. рублей, объем валовой продукции сельского хозяйства вырастет до 107,7 процента. Объем инвестиций составит 105,4 процента к уровню предыдущего года.
Все это обеспечит доходную часть бюджета в сумме 27,9 млрд. рублей в консолидированном бюджете. Что даст нам возможность сохранить его социальную направленность, увеличить на 20 процентов денежные доходы населения, на 22,4 процента заработную плату, решить серьезнейшую задачу текущего года - обеспечить возросшие денежные выплаты (16 млрд. рублей, или 60 процента бюджета) на оплату труда, стипендий, детских и опекунских пособий, льгот ветеранам и специалистам села.
Мною обозначена лишь часть проблем, и некоторые аспекты их решения. Я надеюсь, что в своих выступлениях вы подробнее осветите эти проблемы, и вместе мы сможем выработать конкретные предложения по основным направлениям стратегии развития области. Необходимо сосредоточить усилия на анализе положительных и негативных тенденций в развитии экономики области, изучении передового опыта в выработке конкретных предложений по назревшим проблемам. Мы можем реально добиться успехов, если будет работать вместе на один результат.
Желаю вам больших успехов в работе на благо области и ее жителей!


21.04.2006


http://www.orb.ru










Док. 388700
Перв. публик.: 21.04.06
Последн. ред.: 30.10.07
Число обращений: 280

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``