В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление на Совете глав муниципальных образований Назад
Выступление на Совете глав муниципальных образований
"О ходе реформы местного самоуправления и задачах органов государственной власти и местного самоуправления по реализации национальных проектов в Оренбургской области в 2006 году"

Дорогие друзья!


Мы собрались с вами впервые после прошлогодних муниципальных выборов для того, чтобы обсудить назревшие проблемы местного самоуправления и неотложные задачи начавшегося 2006 года.
Прожитый нами год войдет в историю как год 60-летия Великой Победы. В области, как и во всей стране, многое сделано для ветеранов войны, тружеников тыла, всех, кто пережил военное лихолетье. Хочу особо отметить, что забота о ветеранах не должна заканчиваться юбилейным годом. Это обязанность органов власти любого уровня, святой долг ныне живущих поколений. Кроме того, 2005 год стал годом, когда Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным перед обществом и органами власти поставлены новые масштабные задачи, выполнение которых позволит стране сделать качественный рывок в своем развитии.
Что касается экономики, то в минувшем году в области достигнут рост практически по всем основным показателям. Объемы промышленного производства к предыдущему году выросли на 4,5 процента. Опережающими темпами развивались машиностроение (рост - 31,2 процента) и металлургия (10,1 процента). Именно эти отрасли, а не топливно-энергетический комплекс, как принято считать, являются сегодня лидерами по динамике производства.
В прошлом году снизили производство предприятия энергетики. Это связано с тем, что уменьшилась реализация электроэнергии за пределы области. Не вышли на достигнутый уровень предприятия пищевой промышленности.
Объем валовой продукции сельского хозяйства вырос и достиг 31 млрд. рублей, что на 2,4 млрд. рублей больше, чем в 2004 году. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, зерна мы собрали почти по тонне на каждого жителя области. Область самодостаточна в вопросах обеспечения продовольствием.
Дальнейшее развитие в 2005 году получил малый бизнес. Выпуск товаров и услуг, производимых малыми предприятиями, оценивается в сумме 17,5 млрд. руб., что составит 120 процентов к уровню 2004 года.
Большая работа проведена по сбору налоговых платежей. Всего в бюджеты всех уровней за истекший год поступило более 70 млрд. рублей (рост - около 50 процентов). В консолидированный бюджет области поступило 29096 млн. рублей, что на 6044 миллиона больше, чем в 2004 году (рост 31 процент). Собственных доходов поступило 25448 млн.рублей, что на 4924 млн. больше, чем в 2004 году.
Расходы из консолидированного бюджета области составили 29115 млн. рублей (31 процент). Наибольший удельный вес составили расходы на образование - 7361 млн. руб. (25,3 процента), здравоохранение и спорт - 5558 млн. руб. (19,1 процента), социальную поддержку населения - 3605 млн. рублей. Всего на социальную сферу и на финансирование социально значимых мероприятий за прошедший год направлено более 17 млрд. руб., что на 3 с лишним млрд. руб. больше, чем в 2004 году. Это является подтверждением того, что главная цель нашей бюджетной политики - развитие реального сектора экономики, чтобы увеличение доходной части способствовало росту расходов на финансирование жизнеобеспечивающих отраслей социальной сферы.
Всё это положительно отразилось на жизненном уровне населения. Вчера министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф доложил Президенту, что в России реальные денежные доходы населения выросли в 2005 году 9 процентов. В Оренбургской области за прошлый год этот показатель составил 14,3 процента. Среднедушевые денежные доходы возросли на 29,4 процента и составили 4728,5 рубля в месяц. Средний размер трудовой пенсии увеличился на 23,3 процента.
Заработная плата в реальном секторе экономики и в социальной сфере, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии росли темпами, опережающими инфляцию (10,5 процента), что повлияло на значительное увеличение оборота розничной торговли, платных услуг населению, накоплений и сбережений во вкладах и ценных бумагах. Замечу, что в Российской Федерации показатель инфляции в 2005 году составил 10,9 процента.
Среднемесячная заработная плата за январь-ноябрь 2005 года по полному кругу предприятий составила по области 5875,1 рубля, что на 24,6 процента выше аналогичного периода 2004 года. В ноябре 2005 года средняя заработная плата составила около 6500 рублей. Самая низкая - в сельском хозяйстве (чуть более 2000 рублей), в образовании (3800 рублей), в здравоохранении (4200 рублей).
В истекшем году за счет всех источников финансирования в области введено 583 тыс. кв. метров жилья с ростом к 2004 году. По программе "Обеспечение жильем молодых семей" помощь в приобретении жилья получили 255 молодых семей.
Продолжалась газификация населенных пунктов области. 2005 год добавил к имеющимся газовым сетям еще 800 км газопроводов. Мы ставим задачу привлекать к решению этой проблемы ежегодно до 1 млрд. рублей, чтобы к 2008 году завершить газификацию области.
Правительством области определены приоритеты социально-экономического развития Оренбуржья. Они изложены в законе о бюджете области на 2006 год, прогнозе социально-экономического развития и перспективном финансовом плане на ближайшие три года. Это значит, что создается база для реализации стратегических проектов, целью которых является качественный рывок в социально-экономическом развитии области.
О консолидированном бюджете 2006 года. К сожалению, он принят с дефицитом 12 процентов. Доходы прогнозируются в сумме 25 млрд. рублей, расходы - более 28 млрд. рублей. Прогнозируемые расходы консолидированного бюджета на 6,4 млрд. руб., или на 30 процентов больше, чем прогнозировались на 2005 год.
Капитальные вложения на текущий год планируются в сумме более одного миллиарда рублей (более чем на 40 процентов или на 300 млн. руб. больше, чем в 2005 году) и, в основном, будут направлены на строительство объектов здравоохранения и образования.
Особенность бюджетных вложений в текущем году - увеличение финансирования строительства спортивных сооружений, в первую очередь в областном центре (спортивно-культурный комплекс "Оренбуржье" на пять тысяч посадочных мест, спортивный комплекс училища Олимпийского резерва, физкультурно-спортивный комплекс с ледовой ареной СДЮШОР No1, спортивный комплекс с искусственным льдом). Мы продолжаем вести строительство и в других городах и районах области. Всего планируется построить 21 спортивное сооружение.
Вторая особенность бюджета - большие денежные выплаты (оплата труда, стипендии, детские и опекунские пособия, льготы ветеранам и специалистам села). На эти цели будут затрачены 16 млрд. рублей, или 60 процентов бюджета. Мы обязаны провести кропотливую работу, чтобы ежемесячно исполнять бюджетные обязательства.
Реальное улучшение жизни граждан, безусловно, должно начинаться с создания грамотной и эффективной структуры управления.
Прошедший год стал годом реформирования органов управления нашей области. В конце декабря закончились сроки реализации переходных положений Федерального закона от 6 октября 2003 года No 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с ним проведена работа по установлению границ и наделению соответствующих муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района. Были определены численность представительных органов первого созыва вновь созданных муниципальных образований, сроки полномочий представительных органов и глав вновь образованных муниципалитетов, определена дата их выборов, которые прошли повсеместно.
В результате реформы произошли значительные изменения в территориальной организации местного самоуправления. Вместо 48 существовавших муниципальных образований образовано 613, из них 9 - со статусом городского округа (8 городов и ЗАТО п.Комаровский), 35 - со статусом муниципального района, 4 - со статусом городского поселения (г. Абдулино, г. Кувандык, г. Соль-Илецк, г. Ясный) и 565 - со статусом сельского поселения. Новыми муниципальными образованиями стали 561 сельский и поселковый совет и 4 города.
Депутаты представительных органов местного самоуправления избирались в 610 муниципальных образованиях, главы муниципальных образований - в 609. 27 глав муниципальных образований избирались на основе прямых выборов, остальные - из состава депутатов советов. На 6157 депутатских мандатов претендовали более 12 тысяч кандидатов.
Выборы, которые состоялись в октябре 2005г., характеризовались высокой активностью избирателей и избирательных объединений. Наибольшее количество кандидатов в главы и депутаты выдвинуло или поддержало региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" - 1047 человек, у КПРФ этот показатель около 300 человек.
С начала 2006 года к осуществлению своих полномочий приступили должностные лица 560-ти вновь созданных муниципальных образований. К сожалению, в 4-х муниципальных образованиях поселений уставы по различным причинам до сих пор не зарегистрированы и органы управления в них, выходит, не правомочны решать вопросы своей компетенции. Это город Абдулино, сельские советы: Пригорный Ташлинского, Чесноковский Переволоцкого и Карагузинский Саракташского районов.


Органы государственной власти оказывают руководителям местного самоуправления конкретную помощь и в организационных вопросах, и в решении проблем повседневной деятельности. Особенно важно помочь разобраться в вопросах разграничения полномочий и имущества между районом и поселениями, формирования бюджетов и межбюджетных отношений.
Согласно закону в каждом муниципальном образовании, начиная с 2006 года, должен быть свой бюджет, сформированный самостоятельно, исходя из закрепленных за муниципалитетами доходов и принимаемых расходных обязательств.
На сегодняшний день все муниципальные образования области имеют нормативную базу, необходимую для обеспечения поступлений в 2006 году местных налогов в соответствующие бюджеты. Однако на начало года не были утверждены бюджеты в 181-м муниципальном образовании, в том числе в Абдулинском, Кувандыкском и Беляевском муниципальных районах, в Абдулинском и Кувандыкском городских поселениях и в 176 сельских поселениях.
Кроме того, некоторые руководители муниципальных образований необоснованно снижают налогооблагаемую базу. Так, при утверждении доходной части бюджетов занижены ставки налога на земли сельскохозяйственного назначения: вместо 0,3 процента от кадастровой стоимости земли, в некоторых муниципальных образованиях установлена ставка до 0,1 процента. Это имело место в 13 районах области. По этой причине муниципалитеты недополучат в этом году 41,4 млн. рублей. И это притом, что в области 90 процентов муниципальных бюджетов имеют дефицит собственных доходов и являются дотационными.
Согласно положениям Бюджетного кодекса РФ и областного закона "О межбюджетных отношениях в Оренбургской области" в бюджеты муниципальных районов и городских округов будут зачисляться поступления от ряда федеральных налогов и сборов, а именно: налога на доходы физических лиц; единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности; единого сельскохозяйственного налога и государственной пошлины. Дополнительно в бюджеты муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов) передана часть федеральных налогов, подлежащих зачислению в региональные бюджеты (налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц).
Что касается сельских поселений, то доходная база их бюджетов должна формироваться прежде всего за счёт поступления местных налогов - земельного и на имущество физических лиц. В области выбрана схема их финансовой поддержки с уровня муниципальных районов, но средства на выполнение этих полномочий муниципальным районам в свою очередь будут выделяться из областного бюджета, а точнее из Фонда компенсаций.
А всего в областном бюджете на 2006 год предусмотрены межбюджетные трансферты муниципальным образованиям в сумме более 9 млрд. рублей (из 23 млрд. руб. всех расходов областного бюджета).
Однако следует отметить, что получение финансовой помощи из вышестоящего бюджета - это самый простой, но далеко не самый эффективный способ улучшения социально-экономического положения муниципальных образований. Собственные доходы должны быть главными источниками финансирования расходных обязательств. Над этим мы должны напряженно работать.
Необходимо больше внимания уделять неналоговым доходам. Для муниципальных образований сельских (и городских) поселений это прежде всего средства от арендной платы за землю и доходы от сдачи в аренду имущества муниципальной собственности, развитие малого бизнеса и предпринимательства.
Регулярный мониторинг, отслеживание платежей в бюджет позволят оперативно реагировать на ход исполнения бюджета по доходам, вырабатывать совместно с налогоплательщиками меры к обеспечению своевременной и полной уплаты налогов в бюджет. Необходимо позаботиться и об увеличении налогооблагаемой базы за счет стимулирования производства, увеличения заработной платы и т.д. На областном уровне мы с крупными налогоплательщиками заключаем договоры об участии в социально-экономическом развитии области.
В рамках реализации 131 Федерального закона в области проведена работа по разграничению полномочий между муниципальными районами и поселениями. В областном законе "О межбюджетных отношениях в Оренбургской области" при оценке индекса бюджетных расходов, используемого для расчёта бюджетной обеспеченности муниципальных образований, учтены вопросы местного значения как муниципальных районов и городских округов, так и поселений.
В связи с принятием Госдумой в сентябре прошлого года Закона "Об особенностях реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в переходный период" субъектам Российской Федерации было предоставлено право своими правовыми актами разграничить полномочия между органами и должностными лицами местного самоуправления вновь образованных поселений и органами и должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов, в состав которого входят данные поселения.
После консультаций с должностными лицами как муниципальных районов, так и вновь образованных сельских поселений в области принято решение в 2006 году воспользоваться возможностями переходного периода (на 1 год). Законом области от 15 декабря 2005 года определен порядок решения вопросов местного значения во вновь образованных поселениях в этот период, предусматривается часть полномочий, закреплённых Федеральным законом No 131 за поселениями, в текущем году передать муниципальным районам. К вопросам местного значения муниципальных районов во вновь образованных поселениях на период до 01.01.07 г. отнесены:
1) организация в границах поселений электро-, тепло- и газоснабжения населения, обеспечения населения топливом;
2) утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки;
3) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
4) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб;
5) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений;
6) организация библиотечного обслуживания;
7) создание условий для организации и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
8) обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта.
Кроме того, законом определено, что в 2006 году до разграничения государственной собственности на землю, органы местного самоуправления муниципальных районов будут осуществлять распоряжение земельными ресурсами во вновь образованных поселениях.
Учитывая, что в 2006 году часть поселенческих полномочий передана для исполнения муниципальным районам, в состав которых входят данные поселения, в бюджеты этих муниципальных районов в текущем году будут зачисляться отдельные налоговые доходы, обязательные к уплате на территории поселений, - земельный налог по нормативу 80 процентов и налог на доходы физических лиц по нормативу 10 процентов. То есть, финансовая сторона переданных для исполнения поселенческих полномочий органами власти муниципальных районов тоже урегулирована.
Главам поселений и районов следует учесть, что Федеральный закон No 131 (ст. 15) позволяет органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, заключать с этим районом соглашения о передаче ему права осуществления части своих полномочий за счет субвенций, передаваемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. В свою очередь и муниципальный район вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав этого района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций. С учетом конкретных условий в каждом районе и поселениях необходимо рассмотреть целесообразность и возможность заключения таких соглашений.
Кроме собственных полномочий, органы местного самоуправления обязаны исполнять полномочия органов государственной власти, переданные им в соответствии с федеральными законами и законами нашей области.
Хотел бы напомнить, что на данный момент органы местного самоуправления сельских поселений исполняют часть полномочий государственных органов по вопросам нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния и регистрационного учета граждан Российской Федерации. Финансовые средства на исполнение этих функций Федеральным и областным законодательством определены и средства уже перечисляются.

Уважаемые друзья!
В новом качестве вступила в 2006 год и исполнительная власть области. В соответствии с принятым 9 ноября прошлого года Законом высшим исполнительным органом государственной власти Оренбургской области является Правительство. Возглавляет его губернатор, который является высшим должностным лицом области. Создано 10 министерств. Мы должны понимать, что это не просто смена вывесок. Возрастает ответственность новых министерств за проводимую работу, повышается их самостоятельность. Накануне Нового года состоялось первое заседание Правительства, посвященное рассмотрению задач органов исполнительной власти Оренбургской области по реализации приоритетных национальных проектов в 2006 году. Этот вопрос должен стать стержнем социально-экономической политики, проводимой в области. Над его решением нам предстоит упорно потрудиться все ближайшие годы. Но уже в текущем году мы должны значительно продвинуться вперед по всем четырем направлениям стратегического развития, а именно: в образовании и здравоохранении, в обеспечении доступности жилья и агропромышленном комплексе.
Мы благодарны Президенту России за то, что государство впервые за последние 15 лет обратило серьезное внимание на проблемы сельского хозяйства и развития социальной сферы.
Министерствами и ведомствами области намечены конкретные пути их реализации по всем четырем направлениям. Необходимо, чтобы работа по реализации национальных проектов была проведена на уровне муниципальных образований, руководители которых должны четко себе представлять, как и что делать и уметь объяснить не только жителям поселений, но и непосредственным исполнителям.
Важно уяснить, что выделяемые средства должны использоваться не для латания дыр и безвозмездных вознаграждений. Инвестиции, которые государство направляет на реализацию национальных проектов, должны дать результат в ближайшей перспективе и позитивно отразиться на качестве жизни людей.
На что конкретно хотелось бы в этой связи обратить внимание?
Начнем с образования. За последние пять лет нам удалось заметно улучшить финансирование образовательных учреждений. Только в укрепление их учебно-материальной базы за 5 лет вложено около 3 млрд. рублей. Ежегодно в Оренбуржье вводятся в эксплуатацию не менее 10 новых образовательных учреждений. В настоящее время за счет средств бюджетов различных уровней ведется строительство 24 объектов.
Более 80 млн.руб. областного бюджета направляются на различные виды доплат работникам образования (руководителям, молодым специалистам, учителям, имеющим звание "Заслуженный учитель" и др.) Около 1 млн. рублей ежегодно выделяется на проведение областного конкурса "Школа Оренбуржья".
Приоритетным направлением в системе образования является выявление и поддержка талантливой молодежи. Каждый год около 1 млн.руб. из областного бюджета расходуется на участие оренбургских школьников в олимпиадах различного уровня.
Верным было решение в 2000 году начать подготовку специалистов в оренбургских вузах на основе "губернаторского" набора. Сегодня число студентов-целевиков превышает 800 человек. На эти цели из областного бюджета затрачено более 70 млн.рублей
Реализация национального проекта в сфере образования в 2006-2007 г.г. предусматривает государственную поддержку школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы и новейшие информационные технологии, улучшение материального положения учителей, прежде всего классных руководителей и лучших педагогов, поощрение талантливой молодежи, стимулирование одного из важных направлений деятельности образовательных учреждений - воспитание школьников. Кстати, этому должно способствовать проведение Дней родной школы в соответствии с указом, принятым в прошлом году.
В этом году День родной школы будет проводиться 4 февраля. Главам муниципальных образований, сельских поселковых поселений следует взять подготовку, проведение праздника, расходование средств, полученных от спонсоров, под личный контроль, принять непосредственное участие в торжествах. Надо на примерах людей, состоявшихся в жизни, воспитывать школьников в духе патриотизма, прививать любовь к родному краю, умножать школьные традиции.
В 2006 году расходы на образование из бюджета области увеличатся на 30 процентов и составят 8,1 млрд. рублей. Это почти треть областного бюджета.
В рамках реализации национального проекта для Оренбургской области из федерального бюджета будут выделены: на поощрение лучших учителей - свыше 19 млн. руб., на поддержку образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы, - 57 млн.руб., на оплату труда классных руководителей - около 130 млн.рублей.
Для поощрения лидеров в школьном образовании в рамках национального проекта вводятся ежегодные премии по 100 тысяч рублей. В этом году они будут вручены 192 лучшим педагогам Оренбуржья.
Кроме этого, с текущего года свыше 10 тысяч учителей области будут получать ежемесячное дополнительное денежное вознаграждение в размере одной тысячи рублей за классное руководство в классе с наполняемостью 25 учащихся в городе и 14 учащихся в сельской школе. Сохранится и областная надбавка учителям 1-11 классов за классное руководство, которую мы ввели в 2000 году. Расходы областного бюджета на эти цели превысят 25 млн. рублей.
До городов и районов области доведены квоты претендентов и перечень необходимых документов, представляемых на региональный уровень. Конкурсный отбор лучших учителей должен пройти в установленные сроки.
Задача руководителей муниципальных образований - провести работу по отбору лучших учителей с участием ведущих педагогов, ветеранов педагогического труда, родительской общественности, ученических и трудовых коллективов, привлечь к этой работе средства массовой информации.
Система здравоохранения области также имеет значительный потенциал для реализации поставленных Президентом задач по национальному проекту "Здоровье". За последние пять лет улучшена материально-техническая база учреждений здравоохранения. Построено 10 новых поликлиник. Проводилась работа по оснащению рентгеновским, эндоскопическим и ультразвуковым оборудованием.
В ведущих клиниках области освоены высокотехнологичные виды медицинской помощи, такие как кардиохирургия, эндопротезирование суставов, трансплантация почки. В области отработана система льготного лекарственного обеспечения.
Из средств областного бюджета финансируются 12 целевых программ. На выполнение программы государственных гарантий в 2006 году из областного бюджета будут направлены 7 млрд. 85 млн. рублей, что более чем на 20 процентов выше уровня 2005 года. Вместе с тем, одних средств областного бюджета недостаточно для преодоления негативных тенденций в здравоохранении, поэтому только в этом году мы планируем получить поддержку из федерального бюджета в сумме 1,23 млрд. рублей.
Все это позволит существенно укрепить первичное звено здравоохранения, значительно повысить оплату труда медработникам. Предусмотрены дополнительные выплаты врачам общей практики, участковым терапевтам, участковым педиатрам, участковым медицинским сестрам. Всего в области на участках работают 1200 врачей и 1280 медицинских сестер, которые получат прибавку к заработной плате по 10 и 5 тысяч рублей соответственно.
Выплаты начнутся со второй половины февраля текущего года, в том числе и за январь. Для этого до конца января во всех муниципальных учреждениях здравоохранения должны быть заключены трудовые соглашения, открыты лицевые счета и подготовлены бюджетные заявки на дополнительные выплаты в фонд обязательного медицинского страхования.
Со второго полугодия 2006 года такие же прибавки получат средний персонал фельдшерско-акушерских пунктов, врачи и средний персонал скорой медицинской помощи. На эти цели из федерального бюджета будут выделены 95,2 млн. рублей.
Кроме этого, в текущем году в учреждения родовспоможения из Фонда социального страхования поступят более 180 млн. руб. по родовым сертификатам. От 40 до 60 процентов этих средств будут направлены на дополнительную оплату труда медицинского персонала. С начала года уже выдано порядка 700 сертификатов.
Хотел бы проинформировать вас, что мы приняли решение приблизить сроки повышения заработной платы работникам бюджетной сферы области. Заработная плата будет повышена в 1,15 раза уже с 1 марта 2006 года, а не с 1 мая, как планируется по всей стране. Кроме того, учитывая низкий уровень оплаты труда врачей и средних медицинских работников, мы вводим областные надбавки тем специалистам, которым не повышается зарплата в рамках национального проекта "Здоровье". Это врачи и медицинские сестры стационаров, "узких" специальностей. Врачам - до 1500 тысяч рублей, медицинским сестрам - до 700 рублей в зависимости от типа медицинского учреждения. Таким образом, у медицинских работников заработная плата с учетом всех надбавок и индексации вырастет в 2006 году на 60-70 процентов. Доплаты установлены с 1 января на 1 год.


Уважаемые друзья!


В ходе реализации национального проекта "Здоровье" особое внимание будет уделено укреплению материально-технической базы службы первичной медицинской помощи. За счет средств федерального бюджета в 2006 году в область поступит рентгеновское, лабораторное оборудованием, аппараты УЗИ, электрокардиографы, эндоскопическая техника на сумму 240 млн. руб. Будет укрепляться служба скорой медицинской помощи за счет федеральных поставок санитарного автотранспорта, реанимобилей, современных средств связи на 60 млн. рублей.
В муниципалитетах в течение первого квартала текущего года необходимо обеспечить наличие лицензий на необходимые виды медицинской деятельности, создание условий для установки диагностического оборудования, максимально быстрого ввода его в действие, сохранности и целевого использования, размещения санитарного транспорта.
О повышении доступности жилья. Придание этому вопросу статуса национального проекта позволяет коренным образом изменить подход к решению жилищных проблем населения, и что особенно важно, - эффективно использовать наработанный опыт поддержки населения в вопросах строительства и приобретения жилья.
На развитие жилищного строительства из бюджета области за 2000 - 2005 годы направлено порядка 1,3 млрд. рублей. За это время в целом по области за счет всех источников финансирования были построены жилые дома общей площадью почти 3 млн.кв.метров. При этом государственную поддержку в строительстве и приобретении жилья получили 7 тысяч семей оренбуржцев в виде льготных товарных займов, ипотечных кредитов, безвозмездных субсидий.
В сельской местности за 2000-2005 годы введены в эксплуатацию 1,2 млн.кв.метров жилья, из них более 200 тыс.кв.метров в 2005 году. По программе "Сельский дом" за эти годы введено около 5 тысяч жилых домов, в том числе в 2005 году - 1032 дома.
Главным инструментом государственной политики в жилищной сфере станет новая редакция федеральной целевой программы "Жилище", утвержденная Правительством Российской Федерации 15 декабря 2005 года.
Подобную областную целевую программу "Повышение доступности жилья населению области в 2006-2010 годах" нам предстоит утвердить в самое ближайшее время.
Решая проблему повышения доступности жилья, следует в первую очередь позаботиться о бюджетной поддержке молодых семей и молодых специалистов на селе. Это особо отмечено в национальном проекте.
Необходимо уже в I квартале текущего года по каждому муниципальному образованию сформировать списки молодых семей и молодых специалистов на селе - участников этой программы, утвердить стоимость одного квадратного метра общей площади жилья для исчисления субсидий, определить объемы ежегодного финансирования участников и утвердить объемы финансирования в местных бюджетах, разработать и внести совместно с комитетом по делам молодежи изменения в соответствующие и действующие программу и положения. Только за 2006-2007 годы должны улучшить свои жилищные условия 875 молодых семей и 745 молодых специалистов.
За второй этап реализации национального проекта (2008-2010 годы) эти цифры удвоятся: по молодым семьям цифра достигнет 1660, по молодым специалистам - 1400.
В интересах дела крайне важно исключить непрозрачность, административные барьеры и волокиту при решении вопросов о предоставлении земельных участков для жилищного строительства. Для того, чтобы уйти от дорогостоящих и длительных процедур согласования этих вопросов с надзорными органами, необходимо разрабатывать, как это предусмотрено Градостроительным кодексом РФ, планировочную документацию для жилищного строительства, изыскивать средства из бюджетных и внебюджетных источников, шире использовать возможности софинансирования из средств областных капвложений, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства области.
Реализуя национальный проект "Доступное жилье", область должна достичь объемов ввода жилья: в 2006 году - не менее 700 тыс.кв.метров, в 2007 - 775 тыс.кв.метров, к 2010 году - 900 тыс.кв. метров. За это время жилищные условия должны улучшить почти 90 тысяч семей, в том числе в 2006 - 2007 годах - около 21 тысячи семей.
Проводимая в области аграрная политика на протяжении последних пяти лет была направлена на всестороннюю поддержку сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности. Наше сельское хозяйство представляет многоукладную хозяйственную отрасль, в которой работают крупнотоварные и малые предприятия, личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства.
У нас сохранен потенциал для развития животноводства. Во всех категориях хозяйств ежегодно производятся более 170 тыс. тонн мяса, около 800 тыс. тонн молока, 784 млн. шт. яиц.
В аграрном секторе идет постоянный поиск путей повышения эффективности производства. Одним из них является внедрение новых технологий. Начиная с прошлого года изменен подход к выделению средств на приобретение сельскохозяйственной техники, прежде всего новых комплексных технологий. С февраля 2005 года в 44 хозяйствах разработаны и внедряются в растениеводство инвестиционные проекты на 5 летний период. Стоимость их - 1,6 млрд. рублей. Хозяйства приобрели новой техники на 798 млн. рублей, семян - на 48 млн. рублей, минеральных удобрений - на 127 и средств защиты растений - на 130 млн. рублей. Речь идет о том, чтобы эти меры у нас принимались комплексно.
Первый год внедрения новых технологий показал, что мы на правильном пути. Новая техника позволила заметно увеличить производительность труда, а применение удобрений и средств защиты растений обеспечили прибавку урожайности зерновых культур.
Я бы привел положительные примеры по всем проектам, когда техника продемонстрировала отличные показатели.
Хорошие результаты получены при эксплуатации энергонасыщенного трактора "Бюлер Версатайл 2375" в агрегате с широкозахватными орудиями в СПК "Комсомольский" Адамовского района.
В ООО "Сакмара" Сакмарского района на тракторе "Джон Дир" за 30 дней вспахано более 2000 га зяби, сэкономлено огромное количество дизтоплива.
Эффективно работала новая техника в ЗАО "Юбилейное" Адамовского района (руководитель Насыбуллин Ильдар), где для внедрения новых технологий в растениеводстве, наряду с отечественной техникой, были приобретены два трактора "Бюлер", зерновая сеялка, два культиватора и одна борона фирмы "Салфорд", которые дали замечательные результаты.
Принимаются меры к повышению эффективности животноводства. За счет модернизации в ЗАО "ПТФ "Оренбургская" (руководитель Сизов) и СПК "Птицефабрика "Гайская" (руководитель Малюшин) на этих предприятиях почти вдвое увеличено поголовье птицы и производство яйца.
В ОАО "Спутник" Соль-Илецкого района (Анатолий Лукъянов ) в результате установки нового оборудования в одном из цехов возросли объемы производства яйца более чем в 3 раза.
ЗАО "Оренбургский бройлер" выполняет инвестиционную программу по реконструкции и модернизации предприятия. Если в 2000 -2001 г.г. году эта птицефабрика производила 2000 тонн продукции, то в прошлом году было произведено около 19 тыс. тонн мяса птицы.
Мы уже начали практическую реализацию приоритетного национального проекта "Развитие АПК". Увеличение выделения финансовых средств из федерального и областного бюджетов будет стимулировать вложение в развитие агропромышленного комплекса собственных средств сельхозтоваропроизводителей.
Сегодня уже определены основные мероприятия по первому направлению - "Ускоренное развитие животноводства".
Мы продолжим развитие скороспелых отраслей, способных в короткие сроки произвести максимальное количество продукции, - это свиноводство и птицеводство. В свою очередь мясное направление выращивания крупного рогатого скота и молочное животноводство будут постепенно наращивать объемы производства.
Особенно существенные изменения должны произойти в развитии свиноводства. 18 предприятий различных форм собственности наметили, а часть из них уже приступила к строительству и реконструкции свиноводческих комплексов. Эти коллективы увеличат поголовье свиней к 2008 году на 179 тыс. голов. Всего же поголовье свиней возрастет с 286 тыс. голов в 2005 году до 450 тыс. голов в 2008 году.
Многое будет сделано в птицеводческой отрасли. СПК "Птицефабрика "Гайская", ЗАО "Уральский бройлер", ЗАО "Оренбургский бройлер" за 2006-2007 годы проведут реконструкцию цехов по производству инкубационного яйца и производству мяса бройлеров.
В целом от реализации мероприятий в животноводстве производство мяса в области возрастет в 2008 году на 23 процентов по сравнению с 2005 годом и составит около 200 тыс.тонн.
Ускоренное развитие животноводства неразрывно связано с повышением эффективности отрасли растениеводства, особенно увеличением объемов производства кормов высшего качества. Эту задачу мы также намерены решать путем внедрения интенсивных технологий.
Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности за счет более эффективного использования мощностей, расширения сырьевой базы и ассортимента увеличат выпуск всех видов продукции с 6,6 млрд. рублей в 2005 года до 7,7 млрд. рублей в 2008 году.
Вторым направлением реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" является стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. Речь идет о личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах. Доля их производства в общей валовой продукции составляет в настоящее время 57 процентов, а по отдельным видам, таким, как картофель и овощи - 98 процентов.
От того, как будут дальше развиваться малые формы хозяйствования на селе, во многом будет зависеть улучшение качества жизни сельских жителей. Важно наряду с развитием экономики сохранить уклад жизни и традиции нашего многонационального сельского населения.
В решении этих вопросов особое место отводится главам муниципальных образований сельских поселений. От вашей активности и настойчивости напрямую будет зависеть выполнение национального проекта. Органы власти (мы с вами) просто обязаны оказывать содействие развитию личных подсобных хозяйств, выращиванию и реализации продукции растениеводства и животноводства с целью увеличения доходов населения.
В равной мере это относится к садоводству и огородничеству. У нас в области насчитывается более 250 тысяч садовых и почти 110 тысяч огородных участков общей площадью свыше 32 тысяч гектаров. В летний период на них занято более миллиона человек. Они производят до 70 процентов овощей и плодово-ягодной продукции, более 7 процентов картофеля от общего производства в области.
Руководителям муниципальных образований, совместно с министерствами сельского хозяйства, экономического развития и торговли, информационной политики, общественных и внешних связей области нужно провести большую разъяснительную работу среди населения о необходимости изменения отношения к работе, создания кооперативов, разработать программы по развитию малых форм хозяйствования.
Необходимо взять под особый контроль обеспечение личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств кредитными ресурсами, племенным молодняком скота и птицы, кормами, ветеринарным обслуживанием, семенами, стройматериалами, техникой, оборудованием, оказать помощь в закупе скота, мяса, молока, осуществлении взаиморасчетов и решении других вопросов.
Стимулирование развития малых форм хозяйствования будет достигаться за счет обеспечения доступности кредитных ресурсов с полным субсидированием процентной ставки Центробанка, в том числе 95 процентов из федерального бюджета и 5 процентов из бюджета области и создания сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Благодаря разъяснительной и организационной работе в районах, среди сельского населения уже создано 40 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 25 кредитно-снабженческо-сбытовых, 9 кредитных и 6 снабженческо-сбытовых. Во многих районах учредительные документы находятся в налоговых органах на проверке для регистрации. В составе учредителей кооперативов, как правило, от 90 до 100 процентов ЛПХ и фермеров.
Есть много примеров. Так, 19 декабря в Комиссаровском сельском совете Октябрьского района создан сельскохозяйственный потребительский кооператив. Его правление возглавил глава муниципального образования Слепов Сергей Николаевич. Учредителями выступили 14 личных подсобных, 8 крестьянских (фермерских) хозяйств и 2 юридических лица. Исполнительным директором назначен Курбанов Карим Валиевич, который пользуется доверием жителей окрестных сёл. В этих сёлах нет коллективных хозяйств, и люди охотно объединились для оказания взаимопомощи и поддержки друг друга в вопросах ведения подсобного хозяйства, приобретения скота, птицы, стройматериалов, кормов и оказание различных услуг. Сейчас кооператив активно ведет сбор заявок по этим направлениям, организован сбыт излишков молочной продукции.
Буртинским сельским советом Беляевского района создан кредитно-снабженческо-сбытовой сельскохозяйственный потребительский кооператив "Радуга" и многие другие.
Но есть территории, где еще не приступали к этой работе. Мы все выжидаем. Многие районы снизили поголовье крупного рогатого скота. Этого допускать нельзя.

Уважаемые друзья!
Работу по созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов необходимо провести в ближайшие два-три месяца. К концу текущего года в области должно быть не менее 150 потребительских кооперативов, которые будут способны оказать, как финансовые, так и снабженческо-сбытовые услуги.
Ожидаемый результат от реализации приоритетного национального проекта в АПК - это улучшение качества жизни на селе. Ускоренное развитие животноводства будет способствовать росту производства продукции в крупных и средних сельхозпредприятиях.
В целом реализация намеченной программы обеспечит повышение конкурентоспособности животноводства, позволит увеличить потребление основных продуктов питания на душу населения и будет способствовать росту вклада АПК в решение задач по удвоению валового внутреннего продукта.
На осуществление национальных проектов будут выделены значительные средства: из федерального бюджета - почти 3 млрд.руб., из областного - более 5 млрд.руб., всего - около 8 млрд. рублей.
В этой связи перед нами встает задача их рационального и эффективного использования. Мы должны наладить контроль за расходованием средств, за коммерческой эффективностью каждого вложенного рубля.
В области создан и действует совет во главе с губернатором, который занимается разработкой комплекса мероприятий и механизма осуществления национальных проектов. На него возложены и контрольные функции. Всякие попытки нецелевого использования средств будут пресекаться. Ни одна копейка не должна уйти не по назначению. Люди должны ощутить результаты нашей работы на своем кармане, в своих квартирах, домах и социальном положении.
Реализация приоритетных национальных проектов коснется по существу каждого жителя нашей области. Надо прямо сказать, что пока значительная часть населения не имеет представления о национальных проектах. Необходимо наладить широкую разъяснительную работу и в этом мы рассчитываем на активную роль глав муниципальных образований, особенно, сельских и поселковых, которые повседневно находятся среди населения, лучше всех знают о его информированности, нуждах и заботах.
Сегодня людей особенно волнует рост цен и тарифов. В прошлом году инфляция в области была 10,5 против 10,9 по стране. На это соотношение повлияли меры, которые были приняты администрацией области по сдерживанию роста цен на энергоносители и жилищно-коммунальные услуги. Они у нас остаются одними из самых низких в ПФО. Тарифы на электроэнергию - одни из самых низких в России. За услуги ЖКХ население оплачивает пока 90 процентов их стоимости (стандарт по России 100 процентов). Жители села, пользующиеся электроотоплением, оплачивают только треть экономически обоснованных затрат на производство электроэнергии.
В текущем году из бюджета на компенсацию затрат населения на энергоносители и услуги ЖКХ выделено 580 миллионов рублей. Установлен предельный рост тарифов. Но некоторые руководители, к сожалению, не приняли это к исполнению. В январе текущего года в адрес Правительства области поступили десятки писем с жалобами на непомерный рост тарифов на тепло, воду, ставок содержания жилья из Оренбурга, Орска, Медногорска и других городов и районов.
Мы приняли решение о сдерживании перехода населения на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг, с намерением осуществлять его постепенно, с учетом инфляционного роста. Делать это приходится в условиях жесткой необходимости технического перевооружения и обновления коммунальных предприятий.
Ситуация в жилищно-коммунальном комплексе пока улучшается медленно. Решения Советов депутатов в городах и районах области, касающихся оплаты населением в 2006 году жилья, тепла и водоснабжения, зачастую далеки от деклараций о защите каждого жителя города, села.
В некоторых районах население по отдельным видам услуг в январе получили платежки с увеличением оплаты на 40-60 процентов больше, чем в прошлом году. Причина здесь одна - формальный подход к реализации основных положений жилищной реформы, пренебрежение законодательными нормами, требованиями Жилищного и Гражданского кодексов.
Плата за капитальный ремонт в январе начислена без согласования с собственниками жилья. Плата за найм увеличена в разы. Нормы потребления холодной воды приняты на глазок. В результате - недовольство населения, что в конечном итоге вызывает недоверие к проводимым реформам.
Несколько дней назад были подписаны и направлены на места решения о предельных индексах роста тарифов и ставок оплаты населением за жилищные и коммунальные услуги по каждому муниципальному образованию. Это сделано в соответствии с новым законом об основах регулирования ЖКХ, согласно контрольным цифрам, которые установила для регионов Федеральная служба тарифов. Хочу сразу сказать, индексы для нас достаточно выгодные. Они позволили нам, не нарушая закона, установить для отдельных муниципальных образований предельные показатели оплаты населением жилищно-коммунальных услуг несколько выше среднеобластного индекса.
Мы учли и сдерживание тарифов в предыдущие годы, и техническое состояние предприятий ЖКХ. По ряду городов и районов мы не могли согласиться с уже принятыми решениями и установили предельные индексы значительно ниже утвержденных вами.
Уважаемые друзья!
Я прошу вас незамедлительно пересмотреть, руководствуясь законом, ваши решения и установить тарифы и ставки оплаты в рамках предельных норм, утвержденных департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов.
Хотелось бы поднять ещё один важный для муниципальных образований, особенно сельских поселений, вопрос. Для села, так же, как и для города, всё существенно: и надежное обеспечение теплом, газом, водой, и предоставление транспортных услуг, и организация торговли и бытового обслуживания, и благоустройство, и контроль за санитарным состоянием.
Нередко можно услышать от глав поселений, что для решения этих вопросов не хватает средств. Да, с этим трудно не согласиться. Однако вы не хуже меня знаете, что при желании и усердии многие вопросы можно решать и без больших финансовых затрат.
Посмотрите на наши села со стороны. В одних - поднятые, выровненные дороги, аккуратные, покрашенные фасады домов, заборчики. Село озеленено, имеются детские площадки, работает клуб для молодежи, мусор вывозится и складируется в траншеи в отведенном для этого месте. В этих селах, как правило, кипит жизнь, много молодежи. В других же селах непролазная грязь, перекошенные или сломанные заборы, у домов и в общественных местах ни одного деревца, мусор вываливается где попало, все заросло сорняками.
Вы думаете, что у глав сельсоветов, чьи села ухожены, больше средств? Нет. Просто здесь руководители умеют работать с населением.
В качестве примера можно привести Новосергиевский район (глава Балыкин С.В.), где прижилась добрая традиция - проведение дней села. Здесь ежегодно, как правило, весной, проводится месячник по благоустройству, наведению санитарного порядка и озеленению населенных пунктов. В его рамках объявляется конкурс на лучшие результаты благоустройства: по приведению в порядок подворий, улиц, территорий предприятий и учреждений, дорог и т.д. Хозяйства выделяют технику, а район - средства на ГСМ, жители вносят установленную, но вполне приемлемую плату за транспортные услуги.
В ходе праздника села победителям вручаются денежные премии и ценные подарки, чествуются передовики производства, старожилы села, юбиляры, молодожены, родители новорожденных.
Думается, что такой опыт работы заслуживает всяческого распространения. И мы, Юрий Николаевич Карпов, давайте организуем такой конкурс в масштабах всей области. Реализация приоритетных национальных проектов и реформа органов местного самоуправления позволит улучшить положение в области. Все зависит только от нас с вами.
Важной задачей муниципальных образований в современных условиях является, на наш взгляд, всемерное развитие физической культуры и спорта. В этом отношении также важно использовать лучший опыт, накопленный как в укреплении материальной базы, так и в организации физкультурно-массовой работы. В пример можно поставить города Бугуруслан, Бузулук, Акбулакский, Асекеевский, Первомайский, Илекский и Саракташский районы.
До 2015 года, как я уже говорил, в области планируется построить 21 крупное спортивное сооружение, в том числе в сельской местности. Ну а пока нам следует хорошо позаботиться об эффективном использовании имеющейся базы. У нас немало стадионов с современным покрытием беговых дорожек. Но, к сожалению, не все они поддерживаются в должном порядке и используются в полной мере. Особенно это касается плоскостных спортивных сооружений на базе общеобразовательных школ. Многие из них имеют малоприглядный вид, не приспособлены для проведения уроков физкультуры, самостоятельных занятий населения массовой физической культурой. Это не требует особых финансовых затрат. Ведь сумели же мы построить за последние три года 96 хоккейных кортов, в том числе в сельских населенных пунктах.
Сегодня должна повышаться культура работы управленческих кадров. Особо хочу остановиться на проблеме использования в нашей повседневной деятельности современных информационных технологий, позволяющих повысить мобильность в работе, наладить четкое взаимодействие органов власти, обеспечить их широкую информированность. Для этого в нашей области созданы все необходимые условия. В декабре прошлого года в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия" администрацией области совместно с УВД завершено создание областной телекоммуникационной сети с включением в неё всех городов и районных центров (всего 196 точек доступа). Всего по стране было 5 пилотных проектов, в нашей области в том числе. Эта работа высоко оценена Министрами РФ: внутренних дел - Рашидом Нургалиевым и экономического развития и торговли Германом Грефом, посетившими Оренбург в конце прошедшего года.
Нам удалось создать корпоративную телефонную сеть органов государственной власти, наладить видеотелефонную и видеоконференцсвязь. Теперь я имею возможность с каждым главой города, района, с каждым начальником городского и районного отдела внутренних дел говорить и видеть друг друга и смотреть в глаза. Администрации городов и районов могут теперь пользоваться информационными ресурсами серверов областного центра. В перспективе - создание "Электронного правительства" Оренбургской области, открытый доступ к электронным закупкам товаров и услуг для органов власти, создание системы электронного ЖКХ и т.д. То есть у нас имеется мощный инструмент для внедрения информационных технологий в систему управления. Но используем мы эти возможности плохо, у нас нет даже специалистов соответствующего профиля.
Лишь у 12 глав районов и 5 городов имеются на рабочих столах компьютеры. Только 20 администраций подключены к информационной сети Интернет, и то по одной-двум точкам доступа. То есть, власть в большинстве территорий находится в глубоком информационном вакууме.
Практика показывает: там, где глава района, города, его заместители "дружат" с компьютером, Интернетом, и службы работают лучше и дела идут эффективнее. По оценкам ряда специалистов потери только бюджетных средств за счет некачественного информационного обеспечения достигают 25-30 процентов.



Уважаемые друзья!


В завершение хочу отметить, что проводимая в настоящее время реформа органов управления и работа по реализации национальных проектов - для многих из нас совершенно новое дело, требующее сил, усердия и, конечно же, знаний. Поэтому будет организована учеба на курсах повышения квалификации, где планируется в этом году обучить 400 муниципальных служащих, в первую очередь глав муниципальных образований. На эти цели в 2006 году планируется израсходовать более 3 млн.рублей.
Дорогие друзья!
В текущем году перед нами стоят очень сложные, ответственные задачи. Нам предстоит работать в новых условиях и решать, не ослабляя внимания к нашим повседневным заботам, совершенно новые проблемы. Я надеюсь, что эти задачи мы успешно выполним.
В заключение позвольте пожелать вам больших успехов в работе.


31.01.2006

http://www.orb.ru











Док. 388708
Перв. публик.: 31.01.06
Последн. ред.: 30.10.07
Число обращений: 308

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``