В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление на отчетно-выборной конференции Федерации профсоюзов области Назад
Выступление на отчетно-выборной конференции Федерации профсоюзов области
Уважаемые друзья!

Рад приветствовать участников III отчетно-выборной конференции Федерации профсоюзов Оренбургской области.
За сто лет своего существования профсоюзы накопили большой опыт в отстаивании прав трудящихся. Их эффективные действия во многом обеспечивают общественную стабильность, устойчивость политической системы. В том, что социально-экономическая ситуация в области год от года улучшается, есть определенная доля труда профсоюзов. Считаю необходимым проинформировать вас об основных итогах работы за истекший период текущего года и тех задачах, которые стоят перед нами в 2006 году.
Прошли выборы муниципальных органов власти. Избрано более 6000 депутатов, руководители городских округов и сельских районов муниципальных образований. Часть глав избиралась всенародно, часть - из числа депутатов. Важно, что жителям нашей области небезразлично было, кого они избирали депутатами и главами исполнительной власти. Явка была хорошей - в среднем более 50 процентов по области, в отдельных районах - более 70 процентов. Треть из числа руководителей районов и городов избрана впервые, остальные главы подтвердили свои полномочия. Повторю, что активность избирателей показывает, что людям не безразлично, кто будет решать их проблемы.
На заседании Законодательного Собрания области 9 ноября депутаты утвердили новую систему органов исполнительной власти области. Принят Закон "О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области", которым устанавливается система органов исполнительной власти во главе с Правительством области. Его возглавляет губернатор, который является высшим должностным лицом Оренбургской области.
В систему исполнительных органов государственной власти войдут 10 министерств, 4 департамента, главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям, государственная жилищная инспекция, 5 комитетов, представительство Оренбургской области при Правительстве РФ, аппарат губернатора и Правительства. Необходимо создание полнокровного Правительства области, так как нынешнее было лишь совещательным органом при главе администрации. Прокуратура области совершенно обоснованно сделала представление, что такой орган Правительством не является. Необходимо унифицировать структуру управления, привести её в соответствие с федеральным стандартом, устранить дублирующие функции, повысить ответственность государственных гражданских служащих за результаты работы.
Конечной целью преобразований должны стать повышение условий и качества жизни оренбуржцев, улучшение социально-экономической ситуации в области. На 1 ноября рост промышленного производства в Оренбуржье составил около 3 процентов (в предыдущие два-три года он был более 10 процентов). Ежегодно увеличивается оборот розничной торговли, который в текущем году составляет 26,3 процента. Успешно развиваются предприятия малого и среднего бизнеса.
В Оренбургской области 42 процента сельского населения, поэтому максимум внимания мы уделяем развитию агропромышленного комплекса. В неблагоприятных погодных условиях нынешнего года земледельцы собрали 2 млн. тонн зерна (это почти по тонне на каждого жителя области). То есть, мы обеспечили себя полностью продовольствием, под урожай будущего года засыпали семена, заготовили необходимое количество кормов для животноводства. Если привести цифры, то за 10 месяцев текущего года всеми категориями хозяйств произведено 96,2 тыс. тонн мяса и 701,6 тыс. тонн молока (в Приволжском федеральном округе больше производят мяса только Башкирия, Татарстан и Саратовская область). За счет производства животноводческой продукции у нас на уровне прошлого года сохранен объем валовой продукции в денежном исчислении. Ценовая политика на зерно в этом году значительно хуже - цена одной тонны пшеницы, реализованной в октябре, составляет 2870 рублей. Это низкая стоимость, но так сложился рынок. Однако цена на животноводческую продукцию и, прежде всего, на свинину, высокая - более 50 рублей за килограмм живого веса. Крупный рогатый скот тоже реализовывался в октябре по 33 рубля за килограмм. Есть много примеров, когда хозяйства, развивая животноводство, даже в этом неурожайном году получили неплохую прибыль.
Отрадно, что работа селян получает высокую оценку со стороны руководства страны. Вы знаете, что недавно присвоено высокое звание Героя России Вячеславу Васильевичу Чернухе - механизатору сельскохозяйственного производственного кооператива "Комсомольский" Адамовского района. Награду за героизм и самоотверженность при спасении урожая от огня и высокие достижения в труде вручил Президент России Владимир Путин. Такая оценка говорит о том, что государство стало уделять проблемам тружеников села гораздо большее внимание.
Повышается жизненный уровень населения Оренбургской области. Реальные доходы выросли на 17,3 процента. По темпам их роста в ПФО у нас показатель - один из лучших, выше (20 процентов) только в Татарстане. Если приводить абсолютные цифры, то в сентябре средняя заработная плата была 6786,5 рублей и выросла к уровню прошлого года на 26,9 процента. Средний размер пенсии превысил 2330 рублей (с ростом к соответствующему периоду предыдущего года 12,2 процента). В области - один из самых низких среди регионов ПФО уровень безработицы - 0,8 - 0,9 процента.
Мы ведем работу с энергетиками и газовиками, чтобы держать низкие тарифы на электроэнергию для населения: в городах - 80 коп. за кВт/ч, в сельской местности - 56 коп. Это самые низкие тарифы для населения среди субъектов РФ. Оптовая цена на газ ниже только в двух северных территориях - Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Мы и впредь будем делать все возможное, чтобы сдерживать рост тарифов для населения, уменьшать пресс на семейный бюджет.
Важен еще один момент. Люди возмущаются высокими ценами на топливо, прежде всего, на бензин. И, если вы помните, когда Президент РФ Владимир Владимирович Путин отвечал на вопросы граждан, первый вопрос был о ценах на бензин. Так вот и у нас высокие цены, но в то же время, они самые низкие среди субъектов Российской Федерации. Наши соседи платят за литр такого бензина на 1-1,5 рубля больше, чем в Оренбургской области. Это результат ежегодных переговоров с поставщиками топлива, прежде всего с ТНК-ВР. Снижение цен для сельских товаропроизводителей позволило им сэкономить около 270 миллионов рублей.
Экономика и бюджетная политика в области имеют ярко выраженную социальную направленность. Каждый четвертый рубль направляется на образование - более 7 млрд. рублей в 2005 году. На будущий год эта цифра будет увеличена.
В здравоохранении реализуются 10 региональных целевых программ, на эти цели также выделяется значительная сумма средств.
С 2000 года мы реализуем две программы по обеспечению жителей области доступным жильем - "Сельский дом" и "Ипотечное кредитование". Ежегодно наращиваем ввод жилья на 7-7,5 процентов. В прошлом году было введено 545 тысяч кв. метров, в текущем планируется построить 600 тысяч. В 2006 году эта цифра также возрастет.
В последнее время интенсивно ведется газификация населенных пунктов. В 2004 году проложено около 800 км межпоселковых газопроводов, газовых сетей, не снижаются объемы газификации и в этом году. Ставится задача в ближайшие 2-3 года завершить газификацию практически всех крупных населенных пунктов области.
Рост промышленного производства, развитие малого бизнеса позволяют ежегодно наращивать сбор налогов в бюджетную систему всех уровней. За 10 месяцев собрано налоговых платежей около 54,5 млрд. рублей с ростом к уровню прошлого года 17,6 млрд. или в 1,5 раза больше.
Из общей суммы 54,5 млрд. рублей в федеральный бюджет перечислено 37,9 млрд. рублей с ростом в 1,8 раза. Доля федерального бюджета составляет 69 процентов (в прошлом году - 57,6). Это третий показатель по России - после Тюменской и Томской областей.
Что касается консолидированного бюджета, то за этот период мы оставили себе 16, 6 млрд. рублей - на миллиард больше, чем в прошлом году, но с ростом всего лишь на 7, 5 процента. Напоминаю: если в федеральный бюджет рост 1,8 раза (80 процентов), то себе - только 7,5. Таково федеральное законодательство.
Полученные доходы позволяют финансировать обязательства по основным статьям расходов. По сравнению с 2004 годом увеличено финансирование образования более чем на 600 млн. рублей, здравоохранения - почти на 1 млрд. рублей. Самая большая прибавка в расходной части - на социальную политику, что связано с выплатой больших средств ветеранам, труженикам тыла и другим льготникам. Рост расходов на социальные нужды к уровню прошлого года составил 1,5 млрд. рублей. Рост финансирования в целом по расходным обязательствам к уровню прошлого года - 21 процент. Близится конец года, и я поставил задачу - в декабре выплатить бюджетникам заработную плату за декабрь и аванс за первую половину января.
Сейчас завершается работа над бюджетом области 2006 года. Законодательное Собрание приняло проект закона в первом чтении, то есть основные показатели бюджета утверждены. К сожалению, мы утверждаем бюджет с солидным дефицитом - около 3 млрд. рублей, или 15 процентов. Мы делаем это осознанно, тем самым ставим перед органами власти всех уровней очень ответственную задачу по увеличению собираемости налогов. В бюджете на будущий год только на реализацию мер по социальной поддержке населения предусматривается более 3 млрд. рублей. Повышение оплаты труда в бюджетной сфере составит в среднем 20 процентов.
Еще одна особенность бюджета. Все должны знать об этом: впервые за последние годы в консолидированном бюджете огромная сумма предусмотрена на денежные выплаты - 16 млрд. рублей: на зарплату, детские пособия, стипендии, выплаты ветеранам и т.д. Эти деньги должны быть выплачены наличными. 16 миллиардов рублей: много это или мало? Чтобы ответить на вопрос, достаточно знать, что доходная часть должна составить 24 млрд. рублей, из которых 16 млрд. - денежные выплаты людям. Это очень сложная задача, тем более, что 78 процентов всех расходных обязательств консолидированного бюджета области приходится на областной бюджет. Для сравнения: на 1 ноября текущего года в бюджет поступило 16,6 миллиардов рублей.
На прошлой неделе мы провели совещание с руководителями муниципальных образований, где говорили о серьезной работе по экономии бюджетных средств, правильном их расходовании.
Об инвестиционных приоритетах. До 1 млрд. рублей увеличиваются на будущий год капитальные вложения. Такая сумма - небольшая для нашей области, но по сравнению с 2005 годом она увеличена в два раза. В этом году вообще цифра была мизерной - 500 млн. рублей. Будем направлять средства на строительство жилья, завершать строительство школьных зданий, учреждений здравоохранения, будем проводить работу по газификации области. Намечена большая программа по строительству спортивных сооружений, в том числе и в областном центре. Уже сейчас ведется строительство училища олимпийского резерва стоимостью 100 млн. рублей, готовится документация на ещё один объект - ДЮСШ с ледовой площадкой. Завершаем переговоры по строительству крупного спортивного комплекса площадью 7 тыс. кв.м. На будущий год на пр. Гагарина начнем строительство спортивно-культурного комплекса на 4,5 тыс. мест. На эти объекты потребуются значительные средства.
Кроме того, в Оренбурге ведется большая реконструкция объектов культуры. Только на театр драмы в этом и будущем году затратим не менее 400 млн. рублей. Только на два объекта - драмтеатр и спортивно-культурный комплекс потребуется не менее 1 млрд. рублей. Мы идем на это осознанно, потому что надо очень серьезно заниматься воспитанием молодого поколения.
Уже в этом году мы начали строительство областной спутниковой сети телевещания, которая позволит транслировать программы в каждый населенный пункт области.
Планируя расходы бюджета 2006 года, мы предусмотрели финансирование тех направлений жизнеобеспечения и сфер производства, которые объявлены Президентом РФ национальными проектами. Это образование и здравоохранение, жилищное строительство и агропромышленный комплекс.
Реализация национального проекта в сфере образования предусматривает государственную поддержку школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы и новейшие информационные технологии, улучшение материального положения учителей, прежде всего классных руководителей и лучших педагогов, поощрение талантливой молодежи, стимулирование одного из главных направлений деятельности образовательных учреждений - воспитания школьников. В целом расходы на образование из бюджета области увеличатся на 30 процентов и составят 8,1 млрд. рублей. Значительная часть средств пойдет на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, централизованное приобретение учебников и школьной одежды для учащихся школ. В областном бюджете на 2006 год на эти цели предусмотрено 47 и 24 млн. рублей соответственно.
Реализация национального проекта развития системы здравоохранения предполагает повышение приоритетности и доступности медико-санитарных услуг населению области, укрепление диагностической службы первичной врачебной помощи и материально-технической базы службы скорой медицинской помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения. Объемы расходов на нужды здравоохранения и спорта превысят 6 млрд. рублей (без средств, направляемых из федерального бюджета).
Бюджет берет на себя обязательства по финансированию высокотехнологичных видов медицинской помощи, оказываемых медучреждениями области, в том числе и муниципальными. Это кардиохирургия, гемодиализ, трансплантация почки, протезирование (операции на суставах), химиотерапия и т. д. В областном бюджете на эти цели предусмотрено 143 млн. рублей. С учетом предполагаемого увеличения объемов высокотехнологичной медицинской помощи, которая будет оказана и федеральными специализированными учреждениями, будут удовлетворены потребности населения области в дорогостоящих видах медицинских услуг.
Один из национальных проектов направлен на решение проблемы обеспечения граждан доступным и достойным жильем. В нашей области реализация государственной жилищной политики осуществляется через областные целевые программы. Основная из них - "Социальное развитие села до 2010 года", предусматривающая строительство жилья в сельской местности. На её выполнение из областного бюджета в 2006 году намечено выделить 138,8 млн. рублей, что значительно выше уровня нынешнего года. В 3 раза увеличиваются объемы финансирования программы "Переселение граждан Оренбургской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы". В текущем году на эти цели будут использованы 17,9 млн. рублей, в следующем году планируется более 56 миллионов рублей.
Активно внедряется у нас система ипотечного кредитования. Разработана и принята специальная целевая программа по его развитию на 2005-2010 годы. Объем средств областного бюджета, направляемый на её реализацию, составит в нынешнем году 97 млн. рублей, в 2006 году - на 40 процентов больше. Особое внимание будет уделено осуществлению областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2003-2010 годы". В текущем году субсидии молодым семьям за счет средств областного бюджета увеличатся на 50 процентов (15 млн. рублей). Кроме того, значительно повысится доступность ипотечных кредитов для молодых семей. В 2006 году приоритетом остается осуществление национальной программы по подъему сельского хозяйства. На её осуществление в областном бюджете предусмотрено 1,5 млрд. рублей. Они будут направлены, в том числе, на выплату субсидий сельхозтоваропроизводителям за животноводческую продукцию - 251 млн. рублей, племенным хозяйствам при реализации молодняка животных, птиц и племенного яйца - 36 млн. рублей. Более 70 млн. рублей ассигнований мы предусматриваем на субсидирование процентных ставок по краткосрочным кредитам, получаемым сельхозтоваропроизводителями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, МТС. Особое внимание при этом будет уделено малым формам хозяйствования: крестьянско-фермерским и личным подсобным хозяйствам. Впервые планируется субсидировать потребительские кредитные и торгово-закупочные кооперативы при получении кредитов на приобретение горюче-смазочных материалов, запчастей, семян, кормов, минеральных удобрений, племенного молодняка животных, на заработную плату, оплату взносов при страховании урожая, платежей по договорам финансового лизинга. Кроме того, из бюджета области планируется выделить за счет возвратных средств 500 млн. рублей на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования предприятиям и организациям АПК на условиях лизинга.
Для чего я так подробно остановился на социально-экономической ситуации в области, на содержании и путях реализации национальных проектов, поставленных Президентом России во главу угла деятельности всех структур власти? Для того, чтобы вы знали обстановку в экономике и социальной сфере, знали тот круг проблем, над которыми работают органы государственной власти, и на основе этого определили свои задачи, свою роль в осуществлении намеченных программ, имеющих особую значимость для населения области. Деятельность органов власти открыта. Председатель Федерации профсоюзов области Виктор Константинович Антонов присутствует на наших аппаратных совещаниях, знает все обсуждаемые вопросы.
Прежде всего, хотелось бы пожелать, чтобы профсоюзы четче определили свою роль в решении жизненно важных социальных вопросов, чтобы они выступали в этом застрельщиками, инициаторами. Речь, таким образом, идет о дееспособности, боевитости профсоюзных организаций. На проводимых вами акциях слышатся одни сетования: у бюджетников низкая зарплата, велика её задолженность, власти не принимают мер по её ликвидации и т.д. То есть идет одна констатация фактов. Но редко говорится, а главное - мало делается для того, чтобы зарплата росла, чтобы не было задержек по её выплате, чтобы не возникало социальное напряжение в коллективах.
В области многое сделано и будет делаться для повышения зарплаты бюджетников, упорядочения её выплаты. На развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта выделяются, как говорилось выше, огромные средства. Значительная их часть пойдет на оплату труда. Долгов по зарплате в бюджетной сфере нет. Что касается производственной сферы, то здесь дела в разных отраслях обстоят по-разному. На 1 ноября общая задолженность по зарплате составила по области 228,5 млн. рублей. Основная доля задолженности приходится на сельское хозяйство - 148,3 млн. руб. (около 65 процентов).
С начала года задолженность сократилась на 46,8 процента, из-за недофинансирования из территориальных бюджетов - на 67,1 процента. К сожалению, ряд муниципальных образований с начала года увеличили задолженность по зарплате. Это районы: Оренбургский (в 3 раза), Ташлинский (в 1,8 раза), Октябрьский (в 1,6 раза), Северный (100,2 процента), город Медногорск (837 тыс. руб.).
На недавнем совещании с руководителями территориальных структур федеральных органов исполнительной власти мы говорили о том, что по ликвидации задолженности по зарплате у нас хорошо поработала прокуратура. С 1 миллиарда рублей задолженность сократилась до 200 миллионов. Но прокуратура - это карательный орган, она применяет крайние меры, вплоть до обращения в суд. До этого не надо доводить дело. Вот тут-то и должны определить свою роль профсоюзы, а именно - в воздействии на руководителей предприятий, забывающих о долгах перед людьми.
Сегодня много говорится о социальном партнерстве. В области немало примеров плодотворного сотрудничества между работниками, работодателями и органами государственного управления. Действует областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Аналогичные комиссии созданы в городах и районах области. Один из главных показателей эффективности социального партнерства - наличие коллективных договоров. Сегодня такие договоры имеют 4924 предприятия области, их действием охвачено более 700 тысяч человек, или 76 процентов, занятых в экономике. В строительной отрасли коллективные договоры имеют 97 процентов предприятий и организаций. По количеству заключенных договоров и показателям охвата ими работников Оренбуржье занимает лидирующие позиции в ПФО и по России в целом. Однако мы ещё не добились полного, а главное - качественного охвата социальным партнерством всех сфер производства и жизнедеятельности. Много вопросов остается в сельском хозяйстве, сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. Вызывает озабоченность слабое развитие системы социального партнерства в малом бизнесе. Во вновь созданных частных строительных фирмах вообще нет профсоюзных организаций.
Влияние профсоюзов утрачено во многих трудовых коллективах. В результате 20 процентов существующих коллективных договоров подписывают не профсоюзы, а другие представители работников. Оставляет желать лучшего содержательная сторона коллективных договоров. Допускается вольная трактовка норм Трудового кодекса, нарушение отдельных статей законодательных актов, недостаточно внимания уделяется предоставлению льгот и гарантий.
Велико значение социального партнерства в сфере охраны труда. Оно выгодно для обоих партнеров: совместный вклад в улучшение условий труда ведет к росту его производительности и повышению качества продукции, что важно для работодателей и одновременно помогает сохранить здоровье работников. И наоборот, плохие условия труда наносят вред здоровью работников и в долгосрочном плане невыгодны работодателям.
Реализация мероприятий областной программы по улучшению условий и охраны труда на 2001-2005 годы, а также аналогичных программ, разработанных в сорока городах и районах области, позволила за 5 лет снизить общий производственный травматизм почти в 2,6 раза, травматизм со смертельным исходом в 1,4 раза. Число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших сократилось в 2,7 раза.
Вместе с тем, положение с обеспечением безопасности труда на предприятиях области и, прежде всего, в части производственного травматизма со смертельным исходом, остается сложным. За 9 месяцев т.г. на производстве погибли 38 человек, в том числе 5 человек - в групповых несчастных случаях, погибла одна женщина.
Анализ состояния условий труда в основных отраслях экономики (промышленность, строительство, транспорт, связь), по данным областного комитета статистики, показывает, что на производстве, не отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, занято 30 процентов работников. В 1,6 раза возросло количество работников, занятых тяжелым физическим трудом.
Практика показывает, что проблемы, назревшие в сфере охраны труда, можно решить только комплексно, посредством реализации специальных целевых программ. Департаментом по труду совместно с заинтересованными сторонами и областной межведомственной комиссией разработана программа по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области на 2006 - 2008 годы. Этот документ рассмотрен и принят на последнем заседании Законодательного Собрания. Он должен стать руководством к действию всех заинтересованных сторон, в том числе и профсоюзов.
Немало проблем у нас в сфере образования. Тут действует боевой отряд профсоюзов, имеющий солидный опыт работы в отстаивании прав педагогов, особенно в части обеспечения достойной и своевременной оплаты труда. Хотелось, чтобы такую же активность профсоюз работников образования проявлял и в других вопросах.
Мы серьезно озабочены текучестью кадров в образовательных учреждениях. Учебные заведения области ежегодно теряют около 2 тыс. человек. На начало учебного года только в школах было около 100 вакансий. Не хватает учителей английского языка, физики и математики, физической культуры. Педагогический корпус Оренбуржья стареет: около 9 процентов руководящих и педагогических работников образовательных учреждений достигли пенсионного возраста.
Причины такого положения во многом объясняются недостаточной социальной защищенностью учительства. Помимо низкого уровня зарплаты, следует назвать плохую обеспеченность жильем, отсутствие необходимых условий отдыха и лечения, что отрицательно сказывается на престиже профессии и приводит к уходу из образовательных учреждений молодых педагогов, особенно мужчин.
Профсоюзы должны оказывать всяческое содействие органам местного самоуправления в закреплении молодых кадров, добиваться выплаты им подъемных, предоставления жилья, кредитов, дополнительных льгот и т.д. В этом учебном году 52 молодых педагога, первых выпускников губернаторского набора, пришли работать в школы. Нужно сделать всё необходимое, чтобы они не оказались временщиками. Решению этой задачи поможет областная программа "Жилье молодому педагогу", на реализацию которой уже в следующем году будет отпущено 10-15 млн. рублей из областного бюджета.
Много нерешенных вопросов в здравоохранении области. Вследствие этого у нас сохраняется низкая рождаемость, сокращается численность населения, остается высоким уровень заболеваемости как детей, так и взрослых.
Как уже говорилось выше, на развитие здравоохранения в будущем году будут выделены значительные средства и из областного, и из федерального бюджетов.
Работники здравоохранения, особенно на селе, также нуждаются в социальной защищенности и роль профсоюзов в этом трудно переоценить. В текущем году прошел первый выпуск шести врачей из 41 студента, поступивших по губернаторскому набору. Все они после получения первичной специализации будут направлены на укрепление сельского здравоохранения. На следующий год планируется выпуск уже 19 врачей для сельских участков. Нужно создать все необходимые условия для их закрепления на селе.

Уважаемые друзья!
Сегодня, на отчетно-выборной конференции вы оцениваете свою работу за истекший период, обсуждаете задачи на будущее. Надо прямо сказать, что в новых рыночных условиях, когда в нашей жизни многое изменилось, профсоюзы Оренбуржья не потеряли "своего лица", нашли свою нишу в тех процессах, которые происходят сейчас в трудовых коллективах, в обществе в целом. Следует отметить большую организующую роль Совета Федерации профсоюзов во главе с Виктором Константиновичем Антоновым.
Позвольте пожелать вам дальнейших успехов в решении непростой задачи, которая была и остается главной для профсоюзов, - защите прав трудящихся.

23.11.2005

http://www.orb.ru




Док. 388856
Перв. публик.: 23.11.05
Последн. ред.: 30.10.07
Число обращений: 248

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``