В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад на заседании Законодательного Собрания области `Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики области на 2006 финансовый год` Назад
Доклад на заседании Законодательного Собрания области `Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики области на 2006 финансовый год`
Уважаемые Юрий Вячеславович,
уважаемые депутаты и участники заседания!

Месяц назад администрация области представила Законодательному Собранию проект бюджета на 2006 год.
Работая над его параметрами и прогнозом социально-экономического развития области на 2006 год, мы исходили из необходимости выполнения задач, поставленных Президентом РФ Владимиром Путиным в его Послании Федеральному Собранию и выступлении на встрече с членами Правительства, Парламента и Госсовета Российской Федерации, где речь шла о реализации важнейших национальных проектов в социальной сфере - образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и в агропромышленном комплексе.
Участникам заседания хорошо известно, что проводимая в области бюджетная политика имеет ярко выраженную социальную направленность. Каждый четвертый рубль у нас направляется на образование, а пятая часть расходов бюджета приходится на медицину. При этом ресурсное обеспечение социальной сферы в области из года в год увеличивается.
Продолжается работа по газификации сел, строительству школ и больниц, жилья по программе "Сельский дом". Развивается ипотека. Поставлена и решается задача: в ближайшие 2-3 года завершить газификацию населенных пунктов области.
Социальная направленность бюджета сохранится и в 2006 году.
Отличительной особенностью следующего года, которая найдет свое отражение и в бюджетной политике, будет вступление в силу Федерального закона No 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", являющегося основой муниципальной реформы, направленной на создание эффективной системы управления на местном уровне.
Первым и важным шагом на этом пути стали прошедшие недавно муниципальные выборы. Они состоялись во всех муниципальных образованиях при высокой активности избирателей. Явка на выборы в среднем составила 51%, в некоторых территориях она превысила 70 процентов (Ташлинский район).
Депутаты органов местного самоуправления избирались в 610 муниципальных образованиях из 613, главы муниципальных образований - в 609. На 6157 депутатских мандатов претендовали более 12 тысяч кандидатов.
На сегодняшний день представительные органы сформированы во всех муниципальных образованиях. Везде избраны главы, из них 9 - в результате повторных выборов.
Выборная кампания отличалась высокой активностью и избирательных объединений. Наибольшее количество кандидатов в главы и депутаты выдвинуло или поддержало региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия": 1572 человека. У КПРФ этот показатель - около 300 человек, "Родина" помогала 111 кандидатам.
По предварительным данным, избиратели поддержали 818 кандидатов от "Единой России", или около 52 процента от общего числа выдвинутых ею кандидатов. Остальные политические партии имеют результат на уровне от 3 до 12 процентов.
Прежде, чем остановиться на характеристике основных параметров бюджета, считаю необходимым коротко проинформировать вас об основных итогах работы по реализации финансово-экономической политики администрации области.
Текущее состояние экономики Оренбуржья отличается положительной динамикой.
За последние 5 лет совокупный индекс промышленного производства в Оренбургской области увеличен на 66 процентов против 38,7 процента в Российской Федерации. Подъем производства обеспечен практически во всех отраслях.
Несмотря на все сложности, в том числе и погодного характера, объем валовой продукции сельского хозяйства в текущем году сохранен на уровне прошлых лет. Общий объем производства мяса в 2004 году по сравнению с 2000 годом увеличен на 42,7 процента, молока - на 7,9 процента, соответственно выросло производство мясных и молочных продуктов.
Благодаря работе лизинговых компаний значительно пополнен парк сельскохозяйственных машин (закуплено более 1700 комбайнов, свыше 1000 тракторов, около 170 большегрузных автомобилей, большое количество жаток, сеялок и пр.). На эти цели направлено 2,8 млрд. рублей.
Растут вложения инвестиций в основной капитал. Сохраняется положительная тенденция к росту оборота розничной торговли. Индекс его физического объема в 2004 году по сравнению с 2003 годом превысил 124 процента (РФ - 112,5 процента).
В 2004 году в нашей области был одним из наиболее низких индекс потребительских цен. Несколько лет подряд у нас сохраняются самые низкие среди регионов РФ тарифы для населения на электроэнергию, а также розничные цены на бензин.
Растут реальные денежные доходы населения.
Среднемесячная начисленная заработная плата в текущем году составила 5745 рублей (рост 124,7 процента), в августе она вплотную приблизилась к уровню 6600 рублей.
Ежегодно в среднем на 7,4 процента наращиваются объемы ввода в эксплуатацию жилых домов. В 2004 году в Оренбуржье за счет всех источников финансирования построено жильё общей площадью 545 тысяч кв. метров (в текущем году - 600 тысяч кв. метров).
Проложено 770 км газовых сетей, не снижены объемы газификации и в текущем году.
Итоги социально-экономического развития области за 10 месяцев 2005 года свидетельствуют о положительной динамике по всем основным показателям. Рост объемов промышленного производства составил 102,7 процента. Существенно увеличены объемы розничного товарооборота - 126,3 процента, что, безусловно, свидетельствует о повышении платежеспособности оренбуржцев. Денежные доходы населения возросли на 32,4 процента.
По состоянию на 1 октября текущего года в консолидированный бюджет области поступило доходов 18 910 млн. рублей, или на 3 222 млн. рублей больше, чем в соответствующем периоде прошлого года, что дало возможность увеличить расходы бюджета по сравнению с прошлым годом по основным отраслям социальной сферы: здравоохранению - на 503 млн. рублей, образованию - на 605 млн. рублей (рост 15 процентов).
Расходы на социальную политику возросли по сравнению с прошлым годом на 1,3 млрд. рублей и составили 2 540 млн. рублей, увеличены затраты на выплату льгот ветеранам труда и труженикам тыла.



Уважаемые друзья!


Чтобы обеспечивать финансирование растущих расходов на социальную сферу, мы ставим перед органами исполнительной власти задачу - предметно заниматься вопросами развития реального сектора экономики.
В промышленности - поддержать конкурентоспособные производства. В этих целях, в том числе, будет эффективнее использоваться инвестиционный фонд. С момента его создания уже профинансированы 164 проекта на сумму 2,3 млрд. рублей. Большинство из них реализованы или осуществляются с хорошей экономической эффективностью.
Необходимо постоянно формировать благоприятный инвестиционный климат, создавать условия для привлечения эффективного собственника и использования кредитно-банковского капитала.
Есть необходимость совершенствовать систему государственной поддержки малого бизнеса. В области действуют свыше 7800 малых предприятий, 6700 крестьянских (фермерских) хозяйств и около 60 тысяч индивидуальных предпринимателей. На их долю приходятся:
- 75 процентов оборота розничной торговли;
- 79 процентов объёма бытовых услуг, оказываемых населению;
- 55 процентов объёма работ по договорам строительного подряда. В прошлом году субъекты малого предпринимательства перечислили в бюджет налогов более 470 млн. рублей, или в 1,7 раза больше, чем в 2003 году.
Тем не менее, в развитии этого сектора экономики есть немало проблем, требующих решения.
В рамках целевой программы "О государственной поддержке малого предпринимательства в Оренбургской области" предусматриваются осуществление микрокредитования, развитие лизинговых компаний, создание инновационно-консультационных центров, расширение выставочной деятельности.
Предпринимаемые меры дают нам основания рассчитывать на прирост объемов валового регионального продукта за счет увеличения объемов промышленного производства, сельского хозяйства, торговли и услуг населению.
В 2006 году рост инвестиций, улучшение финансовых показателей предприятий области и, что особенно радует, - повышение реальных денежных доходов населения, сохранятся.
Объем валового регионального продукта (ВРП) в будущем году прогнозируется на уровне 217,5 млрд. рублей. Уровень инфляции - 109,3 процента.
Инвестиции, направляемые в реальный сектор экономики, составят 37,4 млрд. рублей (105,4 процента к уровню 2005 года).
Бюджет был и остается важнейшим инструментом реализации стратегических задач, стоящих перед областью, главная из которых - обеспечение высокого и устойчивого экономического роста. Впервые для достижения стратегических целей сформирован перспективный финансовый план на 3 года.
Основными его приоритетами в 2006 году станут:
- повышение заработной платы учителей, врачей и других работников бюджетной сферы;
- увеличение финансовой поддержки студентов, многодетных семей и детей, оставшихся без попечения родителей, ветеранов;
- обеспечение доступности и повышения качества услуг, оказываемых учреждениями образования и здравоохранения;
- рост инвестиций капитального характера;


- совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями.
При этом, как и в предыдущие годы, из областного бюджета планируется направить средства на поддержание отдельных отраслей, в том числе сельскохозяйственного производства, дорожного хозяйства, малого бизнеса.
Первоочередными задачами будут рассматриваться пропаганда здорового образа жизни, обеспечение жителей области доступным жильем.
В соответствии с этими задачами консолидированный бюджет области сформирован по расходам в сумме 27,9 млрд. рублей (рост против уровня прошлого года - 30,3%).
Порядок, система распределения доходов и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы области соответствуют федеральному законодательству. Доля областного бюджета (с учетом помощи бюджетам муниципальных образований) в консолидированном бюджете региона составит по расходам более 78 процентов.
Консолидированный бюджет области на 2006 год по доходам прогнозируется в сумме 24,8 млрд. рублей (рост - 29 процентов, или 5 млрд. рублей).
Предлагаемый вам на утверждение прогноз доходов областного бюджета - очень напряженный для исполнения, поскольку при определении объемов налоговых поступлений учтена не только предельная их собираемость (97 процентов), но они еще и увеличены на 10 процентов за счет недоимки, имевшейся по состоянию на 1 июля текущего года. Тем не менее, бюджет сформирован с дефицитом 2,9 млрд. рублей, или 15 процентов.
В этой связи существенно повышается роль администраторов доходов областного бюджета и, прежде всего, Управления федеральной налоговой службы по Оренбургской области.
Особо хочу остановиться на вопросах земельного налога.
С 1 января 2006 года полномочия по введению и установлению параметров для его исчисления переходят к органам местного самоуправления. К ним же переходит и функция регламентации единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
С начала будущего года изменяется и порядок взимания земельного налога. Налогообложение будет осуществляться в зависимости от кадастровой стоимости земли. И хотя работа по её определению пока не завершена, уже сейчас очевидно, что доходы бюджета сократятся на сумму не менее 260 млн. рублей.
Нам необходимо принять меры к тому, чтобы полнее использовать возможности увеличения доходов от сдачи в аренду земельных участков. Если сегодня арендная плата устанавливается кратно к ставке земельного налога, то с 2006 года такой увязки не будет. Ставки арендной платы будут определяться самостоятельно органами местного самоуправления. Земля - это важный объект налогообложения, формирующий доходы местных бюджетов. (Об этом мы не один раз еще будем детально говорить с руководителями муниципальных образований, в первую очередь - вновь созданных).
При формировании расходной части бюджета первостепенное внимание уделялось обеспечению потребностей социально-культурной сферы и последовательному увеличению оплаты труда бюджетников.
С 1 сентября текущего года заработная плата работников бюджетной сферы, оплачиваемых по Единой тарифной сетке, повышена на 11 процентов. В 2006 году планируется дальнейшее поэтапное её увеличение, при этом ставка первого разряда ЕТС с 1 мая должна возрасти на 37,5 процента. Дополнительные расходы на эти цели составят почти 3,2 млрд. рублей, в результате доля затрат бюджета области на оплату труда в следующем году превысит 52 процента общего объема расходов.
С 1 января будущего года планируется повышение на 15 процентов денежного довольствия служащим органов внутренних дел. Для этого необходимо изыскать 99 млн. рублей. Возрастут также расходы по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, что также повлечет увеличение объема денежных выплат из областного бюджета.
Планируется повысить на 600 рублей размер опекунского пособия, он будет установлен в размере 2500 рублей в месяц, что соответствует уровню прожиточного минимума. Дополнительные расходы при этом составят 39 млн. рублей.
Предусматривается увеличение в 1,5 раза стипендиального фонда и суммы детского пособия, на что также потребуются дополнительные бюджетные средства - более 60 млн. рублей. Увеличение объема денежных выплат - характерная особенность не только областного, но и в целом консолидированного бюджета области. В 2006 году такие выплаты из консолидированного бюджета области составят 16 млрд. рублей. Это почти 60 процентов объема бюджетных расходов. Тем не менее, эти выплаты мы обязаны осуществлять своевременно, без задержек.
Планируя расходы бюджета 2006 года, мы исходили из необходимости оказания первостепенной поддержки тех направлений жизнеобеспечения и сфер производства, которые объявлены национальными проектами. Это образование и здравоохранение, жилищное строительство и агропромышленный комплекс.
Реализация национального проекта в сфере образования предусматривает государственную поддержку школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы и новейшие информационные технологии, улучшение материального положения учителей, прежде всего классных руководителей и лучших педагогов, поощрение талантливой молодежи, стимулирование одного из главных направлений деятельности образовательных учреждений - воспитания школьников. В целом расходы на образование из бюджета области увеличатся на 30 процентов и составят 8,1 млрд. рублей. Значительная часть средств пойдет на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, централизованное приобретение учебников для учащихся школ. В областном бюджете на 2006 год на эти цели предусмотрено 47 и 24 млн. рублей соответственно.
Более 80 млн. рублей бюджетных средств мы направляем на различные виды доплат работникам образования, в том числе:


- за классное руководство (100-150 рублей) и проверку тетрадей (60 рублей);


- директорам образовательных учреждений - 300-500 рублей;


- руководителям дошкольных и внешкольных учреждений - 200 рублей;


- учителям, имеющим звание "Заслуженный учитель", и молодым специалистам - 120 рублей.
С 3000 до 5000 рублей увеличен размер ежегодно выплачиваемой премии лучшим учителям.
Реализация национального проекта развития системы здравоохранения предполагает повышение приоритетности и доступности медико-санитарных услуг населению области, укрепление диагностической службы первичной врачебной помощи и материально-технической базы службы скорой медицинской помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения. Объемы расходов на нужды здравоохранения и спорта превысят 6 млрд. рублей (без средств, направляемых из федерального бюджета).
Бюджет берет на себя обязательства по финансированию высокотехнологичных видов медицинской помощи, оказываемых медучреждениями области, в том числе и муниципальными. Это кардиохирургия, гемодиализ, трансплантация почки, протезирование (операции на суставах), химиотерапия и т. д. В областном бюджете на эти цели предусмотрено 143 млн. рублей. С учетом предполагаемого увеличения объемов высокотехнологичной медицинской помощи, которая будет оказана и федеральными специализированными учреждениями, будут удовлетворены потребности населения области в дорогостоящих видах медицинских услуг.
Особо следует отметить высокую долю участия областного бюджета в финансировании территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению. Размер платежа на обязательное медицинское страхование неработающего населения (2,8 млрд.рублей), планируемого к перечислению в областной фонд обязательного медицинского страхования, более чем в два раза превышает объем платежей, ожидаемых к поступлению от работающего населения.
Один из национальных проектов направлен на решение проблемы обеспечения граждан доступным и достойным жильем. В нашей области реализация государственной жилищной политики осуществляется через областные целевые программы. Основная из них - "Социальное развитие села до 2010 года", предусматривающая строительство жилья в сельской местности. На её выполнение из областного бюджета в 2006 году намечено выделить 138,8 млн. рублей, что значительно выше уровня нынешнего года.
В 3 раза увеличиваются объемы финансирования программы "Переселение граждан Оренбургской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы". В текущем году на эти цели будут использованы 17,9 млн. рублей, в следующем году планируется более 56 миллионов рублей.
Активно внедряется у нас система ипотечного кредитования. Разработана и принята специальная целевая программа по его развитию на 2005-2010 годы. Объем средств областного бюджета, направляемый на её реализацию, составит в нынешнем году 97 млн. рублей, в 2006 году - на 40 процентов больше.
Особое внимание будет уделено осуществлению областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2003-2010 годы". В текущем году субсидии молодым семьям за счет средств областного бюджета увеличатся на 50 процентов (15 млн. рублей). Кроме того, значительно повысится доступность ипотечных кредитов для молодых семей.
В 2006 году приоритетом остается осуществление национальной программы по подъему сельского хозяйства. На её осуществление в областном бюджете предусмотрено 1,5 млрд. рублей. Они будут направлены, в том числе, на выплату субсидий сельхозтоваропроизводителям за животноводческую продукцию - 251 млн. рублей, племенным хозяйствам при реализации молодняка животных, птиц и племенного яйца - 36 млн. рублей.
Более 70 млн. рублей ассигнований мы предусматриваем на субсидирование процентных ставок по краткосрочным кредитам, получаемым сельхозтоваропроизводителями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, МТС. Особое внимание при этом будет уделено малым формам хозяйствования: крестьянско-фермерским и личным подсобным хозяйствам. Впервые планируется субсидировать потребительские кредитные и торгово-закупочные кооперативы при получении кредитов на приобретение ГСМ, запчастей, семян, кормов, минеральных удобрений, племенного молодняка животных, на заработную плату, оплату взносов при страховании урожая, платежей по договорам финансового лизинга. Предусмотрено также субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, получаемым на срок до 5 лет для внедрения новых технологий в растениеводстве и животноводстве (148 млн. рублей). Эта мера позволит привлечь в 2006 году на льготных условиях кредитные ресурсы в АПК области в объеме не менее 2,5 млрд. рублей. Для сравнения: в 2004 году эта сумма составляла 710 млн. рублей.
Кроме того, из бюджета области планируется выделить за счет возвратных средств 500 млн. рублей на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования предприятиям и организациям АПК на условиях лизинга.
Инвестиционные приоритеты областного бюджета, безусловно, будут связаны со строительством жилья, школ, больниц, водопроводов, с газификацией сел и т.д. Расходы на капитальное строительство намечаются в сумме более 1 млрд. рублей.
Значительные средства предстоит вложить в сооружение ряда важных социальных объектов в областном центре (реконструкция драматического и татарского театров, строительство национальной деревни, детского онкологического отделения, родильного дома, спортивных сооружений: культурно-спортивного центра на пр.Гагарина на 5 тыс.мест, училища олимпийского резерва, детско-юношеской спортивной школы с ледовой площадкой, быстровозводимого физкультурно-оздоровительного комплекса площадью 7 тыс.кв.метров). Только на реконструкцию театра драмы и строительство культурно-спортивного центра за два года потребуется около 1 миллиарда рублей.
Планируется увеличить на 500 млн. рублей и довести до уровня 2 млрд. рублей капитальные вложения в дорожное хозяйство.
При формировании бюджета на 2006 год региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе учтен в размере 20 процентов (федеральный стандарт - 22 процента), а уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг - 90 процентов от их себестоимости (федеральный норматив - 100 процентов). В связи с этим в бюджете предусматриваются расходы на возмещение убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства в сумме 570 млн. рублей. С 2007 года нам придется перейти на федеральные стандарты, так как мы продолжаем субсидировать из областного бюджета всех - и малообеспеченные семьи, и семьи с хорошими доходами.
На компенсацию затрат по адресной поддержке получателей услуг в учреждения жилищно-коммунального хозяйства нам предстоит направить из бюджета еще 240 млн. рублей.
С начала будущего года за счет бюджетных средств будут финансироваться (в форме субвенций) все расходы в сфере социальной защиты населения, а также затраты по оказанию бюджетной поддержки сельскохозяйственному производству. При этом субвенции намечается выделять и на содержание органов, которым предстоит заниматься этой работой в районах и городах области. Всего от муниципальных образований планируется принять для дополнительного финансирования из областного бюджета расходные обязательства на сумму почти 2 млрд. рублей. Это требование федерального законодательства.



Уважаемые депутаты!


Основная задача при исполнении расходной части областного бюджета в 2006 году - обеспечить рациональное и эффективное использование бюджетных средств. В настоящее время мы формируем новую законодательно-методическую основу межбюджетных отношений. Принят закон "О межбюджетных отношениях в Оренбургской области", в соответствии с которым в областном бюджете предусматривается формирование Фонда финансовой поддержки на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов. В целом дотация, передаваемая бюджетам муниципальных образований из областного бюджета на эти цели, превысит 1,6 млрд. рублей.
Что касается сельских поселений, то они будут получать финансовую помощь в основном с уровня муниципальных районов, которым на осуществление этих полномочий планируется предоставить средства из Фонда компенсаций, формируемого за счет областного бюджета.
Кроме субвенций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципальных районов, из областного Фонда компенсаций предусматривается выделение субвенций муниципальным образованиям на реализацию госстандарта общего образования в размере более 3,3 млрд. рублей, на социальную поддержку и обслуживание - более 2,5 млрд. рублей и т.д. Общий объем субвенций из областного Фонда компенсаций превысит 7,5 млрд. рублей.

Уважаемые депутаты!
Областной бюджет сложился напряженным, со значительным дефицитом. Работа по его выполнению не обещает быть легкой. При ответственном подходе к делу, консолидации наших сил на всех направлениях по обеспечению социально-экономического развития области мы, безусловно, просто обязаны добиться положительных результатов в решении главной стоящей перед нами задачи - повышение благосостояния жителей области.
Спасибо за внимание.

09.11.2005

http://www.orb.ru:8080/dynamic/read_text?nd=963702142




Док. 388864
Перв. публик.: 09.11.05
Последн. ред.: 30.10.07
Число обращений: 270

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``