В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Некоторые вопросы природопользования на региональном уровне Назад
Некоторые вопросы природопользования на региональном уровне
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ


Оренбургская область является ярко выраженным сельскохозяйственным регионом и одновременно обладает значительным минерально-сырьевым потенциалом. На начало текущего года доля земель, находящихся в частной собственности, превысила 61% всей территории региона. Сегодня уже никого не нужно убеждать, что вопросы природопользования (будь то земельные либо водные ресурсы, либо участки недр) необходимо решать комплексно. В связи с этим хотелось бы привлечь внимание читателей к проблеме использования участков недр, расположенных под поверхностью земель категории сельскохозяйственного назначения, в том числе, находящихся в коллективно-долевой собственности граждан.
В соответствии с Законом РФ "О недрах" на стадии лицензирования требуется предварительное согласие органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования.
Выполнение этого положения сопряжено с трудностями:
Первое. В настоящее время среднее число сособственников земли в одном хозяйстве колеблется от 500 до 800 человек, многие из которых за последнее десятилетие ушли из жизни, эмигрировали, по тем или иным не вступили в права собственности. Из-за реального отсутствия собственников земли (при их юридическом наличии) невозможно осуществить процедуры согласования земельного отвода, изъятия земель для государственных нужд, перевода их из категории сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения.
В результате недропользователи оказываются в правовом тупике: государственная регистрация прав на занимаемые земельные участки и, соответственно, объекты недвижимого имущества, становится практически невозможно.
Второе. Отвод участка в окончательных границах производится после утверждения проекта работ по недропользованию. Отнесение земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения предусматривает соответствующий правовой режим его использования, и поэтому для проведения работ, связанных с геологическим исследованием и последующим использованием недр, необходимо его изъять на основании соответствующих статей Земельного и Гражданского кодексов РФ с возмещением собственникам земельного участка выкупной цены, включающей в себя, в том числе, убытки и потери сельскохозяйственного производства, а также осуществить перевод земли в категорию промышленности.
Согласно Положению о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденному Постановлением Совета Министров-Правительством РФ No 77 от 28.01.93, при изъятии и предоставлении земель для несельскохозяйственных нужд размеры убытков и потерь устанавливаются при предварительном согласовании места размещения объекта и затем уточняются на стадии изъятия и предоставления земельных участков. То есть, планирование затрат на проведение мероприятий по изъятию земельных участков и их переводу должно осуществляться на стадии получения лицензии недропользователем и оговариваться в условиях лицензирования, чего в настоящее время не делается.
В целом, сегодня уже очевидна необходимость реформирования и самого недропользования, и Правительство России уже делает определенные шаги в этом направлении. В целях решения задач создания эффективной системы рационального использования природных ресурсов, поставленной в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2004 год, подготовлен в новой редакции Закон Российской Федерации "О недрах", который кардинально отличается от действующего в настоящее время.
Этот законопроект предусматривает отказ от разрешительной системы государственного управления и ввод договорных отношений. На смену лицензиям придут договора на пользование участками недр с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество. При этом уже выданные лицензии сохранят свою силу на период их действия, а их владельцам предоставлена возможность переоформить (при желании) эти лицензии в договора. Разрешение же вторичного оборота прав на пользование недрами будет распространяться только на договора, что в свою очередь определяет приоритетность договорных отношений, предлагаемых государством. Ввод в сферу недропользования элементов гражданско-правовых отношений, безусловно, будет способствовать активизации процессов развития рынка.
С целью повышения взаимной ответственности государства и недропользователя за рациональное использование недр, законопроектом предусматривается широкое применение экономических санкций в случаях нарушения договорных обязательств. Так, за невыполнение отдельных условий договора будут взиматься неустойки и штрафы, или реально возмещаться ущерб, в размерах установленных договором (например, за нарушение стадийности и сроков проведения работ, предоставления документации, повреждения участка недр и др.).
К сожалению, в законопроекте не учтен ряд предложений и рекомендаций концептуального характера, в результате чего он не охватывает некоторые крупные проблемы, накопившиеся в недропользовании за предыдущие годы.
При всей положительной направленности законопроекта на наведение порядка в сфере недропользования путем внедрения гражданско-правовых отношений при пользовании недрами, выдачи разрешений на вторичный оборот прав, несмотря на разрешение широкого применения экономических санкций, строгой регламентации стадийности работ, законопроект предлагает фактически закрепить в одностороннем порядке полномочия Федерации по распоряжению основными природными ресурсами региона, нарушая тем самым статью 72 Конституции РФ, относящей эти вопросы к совместному ведению.
Распоряжение участками недр, содержащими месторождения углеводородного сырья, рудных полезных ископаемых, месторождения подземных вод, полностью отнесено к полномочиям Федерации с оговоркой "при участии субъектов Федерации", которая подразумевает право регионов вносить предложения при формировании федеральными органами программ предоставления указанных участков недр (без всякой обязательности учитывать их) и участие представителей субъекта Федерации в аукционных комиссиях. При этом договор с победителем аукциона заключает уполномоченный федеральный орган. Контрольные функции по исполнению договора тоже возложены на федеральные органы власти.
Участие региона в распоряжении недрами, находящимися на его территории, не должно быть декларативным.
Одновременно хотелось бы отметить, что в и новом законопроекте вопросы предоставления земельных участков пользователям недр остались не урегулированными. В частности, по-прежнему отсутствуют нормы по отнесению затрат на пользователей недр, равно как и в случае изъятия земельных участков путем выкупа для государственных нужд.
Думается, что внесение дополнительных норм, необходимых для обеспечения сбалансированности полномочий федеральных и региональных органов государственной власти Российской Федерации, реального участия регионов в распоряжении недрами на их территориях, регулирования затратных механизмов при оформлении прав недропользователей на земельные участки, будет способствовать решению задач рационального использования имеющейся минерально-сырьевой базы, создания условий для ее расширенного воспроизводства, формирования адекватной системы государственного управления, системы ресурсных и земельных платежей.


31.05.2005
http://www.orb.ru:8080/dynamic/read_text?nd=963702130

Док. 389189
Перв. публик.: 31.05.05
Последн. ред.: 30.10.07
Число обращений: 349

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``