В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад `Задачи органов власти, вытекающие из Послания Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию` Назад
Доклад `Задачи органов власти, вытекающие из Послания Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию`
Уважаемые депутаты,
руководители муниципальных образований,
предприятий и организаций!



Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить вопросы, связанные с обеспечением выполнения задач и положений, вытекающих из Послания Президента России Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию Российской Федерации.
Прежде, чем перейти к разговору по основной теме, я хотел бы выразить искреннюю благодарность всем присутствующим за проведённую большую работу по подготовке и организации празднования знаменательной даты - 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
В своем Послании Президент России отметил, что этот день по праву можно считать днем торжества цивилизации над фашизмом, убедительным доказательством того, что Россия - великая держава с богатой историей, большим авторитетом и крупными достижениями в мировой политике.
Наш долг и прямая обязанность - свято чтить подвиг тех, кто спас мир от коричневой чумы фашизма, жестко пресекать любые попытки дискредитировать и унизить их заслуги, сам смысл и значение великой Победы, выставить ее в неприглядном свете.
Органы власти, политические партии, общественные организации, СМИ должны противопоставить этому эффективную, по-настоящему патриотическую позицию и эта работа должна вестись постоянно, а не только в праздничные дни. Мы не имеем права ослабить внимание к ветеранам войны, труженикам тыла, всем, кто обеспечивал разгром врага. Наоборот, наша забота о них должна с каждым днём расти, быть предметнее и шире.

Уважаемые друзья!

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию затронуты принципиально важные проблемы развития России в целом и ее регионов. В качестве главного направления провозглашен тезис о переходе к политике, устремленной в будущее. Прошлогоднее и нынешнее Послания Федеральному Собранию, подчеркнул Владимир Владимирович на недавней встрече с руководителями фракций и депутатских групп Государственной Думы, следует рассматривать как единую программу на ближайшее десятилетие по решению трёх главных проблем: удвоение ВВП, борьба с бедностью и укрепление обороноспособности страны.
Именно поэтому нам необходимо сосредоточить усилия на вопросах повышения эффективности во всех сферах жизни Оренбуржья - экономической, социальной, политической и духовной.
Основной задачей, поставленной в прошлогоднем президентском Послании, было последовательное повышение уровня жизни наших граждан, улучшение их благосостояния, борьба с бедностью. Был определен и путь решения этой проблемы - прежде всего обеспечение устойчивого экономического роста, стабильной социально-экономической ситуации в стране.
В нашей области сложилась определенная система создания условий для динамичного развития экономики.
Прежде всего принимаются меры к увеличению инвестиций в основной капитал. Сформирована региональная законодательно-нормативная база инвестиционной деятельности. Всего за прошлый год на подъем отраслей направлено 27,7 млрд. рублей. Рост по сравнению с 2003 годом - 17,3 процента, а против 1999 года - более чем на 66,2 процента.
Не первый год эффективно работает областной инвестиционный фонд. С момента его образования реализован 161 инвестиционный проект на общую сумму 2,3 млрд. рублей.
О стабильности развития области, роста платежеспособности и финансовой устойчивости наших предприятий свидетельствуют растущие объемы кредитных вложений. В прошлом году банки предоставили более 56 млрд. руб. кредитов, или в 1,6 раза больше, чем в 2003 году.
2004 год для нас характерен тем, что удалось закрепить достигнутые показатели по многим ключевым направлениям в экономике и социальной сфере.
Это стало возможным благодаря конструктивному взаимодействию исполнительной и законодательной власти, федеральных структур, бизнеса. Обеспечен устойчивый рост практически по всем основным экономическим показателям. Самое главное - сохранена тенденция к увеличению реальной заработной платы - она выросла в прошлом году более чем на 14 процентов. Повышение денежных доходов населения опережает темпы инфляции. Среднедушевые денежные доходы по отношению к 2003 году возросли на 23 процента и составили 3812 рублей в месяц, при увеличении среднемесячной зарплаты на 23,7 процента или почти до 4872 рублей.
Средний размер трудовой пенсии в 2004 году вырос против уровня предыдущего года на 15,7 процента. При этом надо учесть, что индекс потребительских цен у нас в прошлом году ниже, чем в среднем по России и Приволжскому федеральному округу (область - 110,2 процента, ПФО - 112,4 процента, РФ - 111,7 процента).
Объем промышленного производства в 2004 году увеличен на 11,3 процента. Это вдвое выше среднероссийского показателя. Особенно высокие темпы достигнуты в машиностроении и металлообработке (40 процентов), в черной металлургии (более 20 процентов), в топливной промышленности (свыше 12 процентов). По итогам прошлого года в области нет ни одной отстающей отрасли.
За 4 месяца текущего года темп роста промышленного производства обеспечен на 102,7 процента, объем валовой продукции сельского хозяйства увеличен за это время почти на 1 процент. Существенно вырос розничный товарооборот - 126,3 процента, что, безусловно, свидетельствует о повышении платежеспособности оренбуржцев. Денежные доходы населения возросли на 30,6 процента, среднемесячная начисленная заработная плата составила 5760 рублей (рост 26,3 процента к 4 месяцам прошлого года).
В 2004 году объем сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий превысил 27 млрд. рублей, то есть, сохранён на уровне 2003 года, и область продолжает оставаться самодостаточной по обеспечению населения продовольствием.
По комплексной оценке уровня социально-экономического развития за 2004 год Оренбуржье занимает 5-е место среди регионов ПФО. Валовой региональный продукт по предварительной оценке вырос на 9 процентов.
Тем не менее, при положительной в целом динамике развития у нас остается еще немало нерешенных проблем.
Хотя по темпам развития промышленности Оренбургская область занимает 2 место среди регионов Приволжского Федерального округа, по уровню заработной платы в промышленности она на 6 месте, а в сельском хозяйстве и того хуже - на 13-ом из 15!
Нас ни в коей мере не удовлетворяют темпы роста в пищевой и легкой промышленности. Беспокоит снижение объемов в газовой отрасли и нефтяной переработке. Немало сложностей есть и в сельском хозяйстве.
Характеризуя промышленный комплекс области, считаю необходимым отдельно остановиться на вопросах, связанных с направлениями дальнейшего развития производства, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры. Мы понимаем, что сегодня экономика области, несмотря на высокие темпы роста производства в отраслях переработки, еще в значительной степени зависит от топливно-энергетического комплекса. За период реформ в российской экономике предприятия ТЭК Оренбуржья не снизили объем добычи углеводородного сырья. За последние годы уровень добычи нефти, включая газовый конденсат, возрос почти в 2 раза. Однако в использовании недр региона явно просматривается стремление добывающих компаний взять как можно больше сегодня, не заботясь о дальнейшем развитии минерально-сырьевой базы. Прирост разведанных запасов не покрывает объемов добычи. Это недопустимо, не по-хозяйски. Мы не должны жить одним днем, необходимо серьезно заниматься восполнением минерально-сырьевой базы, увеличением объемов геологоразведочных работ.
К слову сказать, деятельность предприятий ТЭК - не единственный, как нередко утверждают, в том числе и СМИ, и не самый динамичный источник роста производства. По итогам прошлого года и I квартала текущего года уверенно, как я уже говорил, наращивают объемы производства другие ведущие отрасли переработки: машиностроение, черная и цветная металлургия, чему в значительной мере способствует на этих предприятиях освоение новых технологий, открытие новых предприятий.
Выравнивание отраслевой структуры, развитие обрабатывающего сектора промышленности - это приоритетное направление нашей промышленной политики сегодня и на перспективу.
Мы по-прежнему будем уделять особое внимание инвестиционной и инновационной составляющим в подъёме индустрии.
Сейчас в очереди на инвестирование находятся около 150 различных интересных проектов. Предпочтение в выделении ресурсов будет отдано разработкам, направленным на развитие и крупного производства, и малого предпринимательства, формирование благоприятной социальной обстановки.
Что касается стимулирования инновационной составляющей экономики, то у нас принят специальный закон "Об инновационной деятельности в Оренбургской области" и создан Совет по научно-технической и инновационной политике, регулярно проводятся областные конкурсы инновационных проектов.
Дальнейшее развитие любого производства напрямую связано с продвижением товаров на рынок. Поэтому активная работа по расширению рынков сбыта, увеличению объемов продаж должна стать принципом деятельности всех предприятий, так как это поставлено в ООО "Уралэлектро", ОАО "Орском машиностроительном заводе", ОАО "Бугурусланском заводе "Радиатор". Эти предприятия заняли твердые позиции, как в России, так и на мировом рынке.
В своем послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Владимирович Путин одной из основных задач развития государства определил проведение активной политики либерализации предпринимательского пространства.
В настоящее время у нас действуют свыше 7800 малых предприятий, 6700 крестьянских (фермерских) хозяйств и около 60 тысяч индивидуальных предпринимателей. На их долю приходятся:
- 73 процента оборота розничной торговли;


- 18,5 процента объёма платных услуг населению;


- 82 процента объёма бытовых услуг, оказанных населению;


- 54 процента объёма работ по договорам строительного подряда.
Количество малых предприятий постоянно растет. В прошлом году их стало на 224 единицы, или на 2,9 процента больше, чем было в предыдущем году.
Особенно увеличивается число предприятий на транспорте (на 56,3 процента), в сельском хозяйстве (на 30,8 процента), в промышленности (на 15,2 процента).
По числу малых коллективов на 1000 жителей Оренбургская область находится на 15 месте среди регионов РФ и на втором месте в Приволжском федеральном округе.
Активно работает большинство крестьянских (фермерских) хозяйств. В прошлом году их доля в валовом сборе зерновых и зернобобовых культур превысила 14%, в валовом сборе маслосемян подсолнечника - почти 20 процентов.
В прошлом году субъекты малого предпринимательства перечислили налогов более 470 млн. рублей, с ростом к 2003 году на 65 процентов. Однако в развитии этого сектора экономики пока есть немало проблем. Еще не устранено множество административных барьеров в виде чрезмерного государственного вмешательства. Например, ООО "Водолей-98" только в июне 2004 года проверяли сразу 11 организаций (архитектура города, области, прокуратура и т.д.). За 4 месяца текущего года на предприятии проведено уже более 15 проверок органами СЭС, стандартизации и метрологии, УВД и прокуратуры.
Я думаю, департаменту экономики и внешних связей (Горшенин Сергей Георгиевич) следует глубже вникнуть в эти проблемы и разработать областной закон об упорядочении проверок. Естественно, в соответствии с федеральными законами.
Необходимы дополнительные меры по развитию существующих и внедрению новых финансово-кредитных механизмов, более активному привлечению банковского капитала, использованию лизинга. Думается, назрела необходимость принятия областного закона и о субсидировании субъектам малого бизнеса процентных ставок по банковским кредитам.
Наконец, настало время по-настоящему заняться формированием положительного имиджа предпринимательства. В этом вопросе особая роль принадлежит общественным организациям, призванным отстаивать интересы малого бизнеса и средствам массовой информации.
Успех развития малого предпринимательства во многом зависит от конструктивного диалога бизнеса и власти. Мы к этому готовы и настроены активно заниматься формированием благоприятного климата для развития новых форм хозяйствования на территории области.
О положении дел в сельском хозяйстве. В целом по области 532 сельхозпредприятия, или 68 процентов завершили 2004 год с прибылью. Она составила 1 млрд. 330 млн.рублей.
В целях обеспечения повышения урожайности сельхозкультур, продуктивности животных всех видов, администрация области предусмотрела в бюджете области на 2005 год и депутаты подтвердили наше предложение 79,5 млн.рублей для полного возмещения ставки рефинансирования по инвестиционным кредитам, полученным на внедрение интенсивных технологий.
Это поможет, начиная с текущего года, в течение пяти лет внедрить интенсивную технологию возделывания сельскохозяйственных культур на 314 тыс. га, что превысит 10 процентов от площади ярового сева.
В прошлом году мы засеяли озимыми культурами 431 тыс. га. В целом они неплохо перезимовали и есть надежды на неплохой урожай. Под урожай 2006 года, исходя из научно-обоснованной системы земледелия, нам необходимо довести посевную площадь под озимые культуры, как минимум, до 800-1000 тыс.га. К сожалению, не во всех хозяйствах этому уделяется должное внимание. Озимые культуры позволяют не только повышать валовые сборы зерна, но и при дефиците комбайнов возможность более эффективно их использовать. Директору департамента агропромышленного комплекса области В.К.Еременко необходимо серьезно работать с руководителями районов и хозяйств и предъявлять им более жесткие требования выполнения поставленных задач.
В лучших хозяйствах области, где решаются в полном объеме вопросы применения передовых технологий и работают на перспективу, в прошлом году обеспечены хорошие результаты.
Так, в Первомайском районе СПК "Рубежинский" имеет до 50 процентов посевных площадей под озимые культуры, что позволяет работать рентабельно даже при снижении урожайности.
В СПК им. Пугачева Грачевского района (руководитель - Дорожкин Николай Николаевич), получена самая высокая урожайность зерновых культур в области - 26,0 ц/га, заготовлено кормов по 28,7 ц.к.ед. на 1 условную голову.
В Товариществе на вере "Рассвет" Бугурусланского района (руководитель - Ромашкин Андрей Степанович) урожайность зерновых 20,9 ц/га, кормов на 1 условную голову запасено по 29,6 ц.к.ед.
В ЗАО "Шевченко" Ташлинского района (руководитель - Шейда Григорий Григорьевич), урожайность зерновых культур 14,1 ц/га, кормов на 1 условную голову заготовлено по 30,6 ц.к.ед.
Высокой эффективностью отличается сельскохозяйственное производство в ЗАО "Куйбышева" Курманаевского района (руководитель - Бородин Владимир Родионович). В 2004 году в хозяйстве собрали по 12 ц/га при среднерайонном показателе 7 ц/га, надой на 1 фуражную корову составил 3546 кг молока (по району 1920 кг). ЗАО "Куйбышева" является не только крупным производителем зерна, молока и мяса в районе, но и реализует их на 30-40 процентов дороже, чем соседние предприятия. В хозяйстве прибыльны как растениеводство, так и животноводство.
Можно привести в пример СПК колхоз "Заря" Саракташского района (руководитель - Рябов Николай Иванович), где урожайность зерновых 13,3 ц/га, надой на 1 корову 3236 кг. Высокий уровень производства обеспечивает устойчивое развитие экономики хозяйства. За 2004 год получено 6755 тыс.рублей прибыли при уровне рентабельности 35,4 процента.
Основой роста производства на селе в ближайшие годы будет крупнотоварное производство, а приоритетным направлением-развитие отраслей, способных в короткие сроки произвести максимальное количество животноводческой продукции. В первую очередь, это свиноводство, мясное скотоводство и птицеводство. Нельзя ориентироваться только на зерновое производство, так как цена на зерно колеблется. Там, где развито животноводство, и есть возможность использовать зерно для изготовления комбикормов, это не сказывается на результатах работы хозяйств.
Выполнению задач, поставленных в Послании Президента РФ, будет способствовать и реализация Программы социального развития села до 2010 года, главными направлениями которой являются жилищное строительство, газификация, водоснабжение, электрификация, развитие образования и здравоохранения.
Особый, исключительно серьезный вопрос для всех отраслей - работа с убыточными предприятиями. В 2004 году они составляли 38 процентов от общего количества предприятий.
Среди убыточных предприятий около 40 процентов - сельские товаропроизводители. Этому есть объективные причины, вы о них знаете.
Но главное - немалые убытки есть и в промышленности: доля убыточных предприятий здесь более 35 процентов. Это серьезная проблема. Управлению администрации области по промышленности, транспорту и связи (начальник -первый заместитель главы администрации области С.И.Грачев) необходимо квалифицировано, объективно оценить ситуацию на каждом убыточном предприятии, определить и осуществить меры к их финансовому оздоровлению.
Особо хочу остановиться на вопросах обеспечения своевременности выплаты заработной платы. Вот уже несколько лет мы решаем этот вопрос. Но дело продвигается медленно. Несмотря на значительное сокращение задолженности (почти на 50 процентов), на 1 апреля текущего года она составила около 360 млн.руб. Практически на 1 мая она сохранилась.
Администрация области намерена настойчиво и жестко добиваться ее сокращения, а также увеличения официально начисляемой заработной платы работникам всех предприятий и организаций области. К сожалению, у нас на многих предприятиях процветает выдача "зарплаты в конвертах". Мы готовы решать эту проблему совместно с контрольными и правоохранительными органами.
Между администрацией, профсоюзами и работодателями Оренбургской области подписано трехстороннее соглашение на 2005-2007 годы, об увеличении заработной платы работающим и обеспечении своевременности ее выплаты. Особо хочу отметить солидарную ответственность с властью за социально-экономическую жизнь области и коллективов наших бизнес-структур. Никому из работодателей, вне зависимости от формы собственности, не позволено плодить бедность, а вместе с ней - угрозу политической и социальной стабильности.
Уровень заработной платы в сельском хозяйстве значительно отстает от среднего по области. В промышленности средняя заработная плата составляет более 7000 рублей, в то время как в сельском хозяйстве - 1620. Это оскорбительно низкий уровень. Совершенно недопустимо, что заработная плата в отдельных районах области составляет в Пономаревском - 667, Абдулинском - 691, Тюльганском, Илекском и Матвеевском - 900 рублей.
Уважаемые руководители районов! Необходимо изменить ситуацию и как минимум, удвоить среднюю заработную плату в сельском хозяйстве.
Важную проблему предстоит решить по оплате труда работников бюджетной сферы. В настоящее время средняя заработная плата учителей, врачей, работников культуры все ещё ниже средней заработной платы по стране.
Президент поставил задачу: в течение 3-х лет добиться повышения доходов бюджетников в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза. То есть, в ближайшие годы зарплата бюджетников должна расти как минимум в полтора раза быстрее, чем цены на потребительские товары. Только таким образом можно будет добиться приближения средней заработной платы в бюджетной сфере к ее уровню по стране.
С 1 января 2005 года мы увеличили заработную плату в бюджетной сфере на 20 процентов. С 1 сентября планируем повысить еще на 10 процентов. Главы администраций районов должны быть готовы выполнить это решение.
Очень серьезно влияет на положение дел в области ситуация в торговле. За последнее время она заметно улучшилась. За 2004 год оборот розницы в товарной массе вырос на 22,8 процента. Динамично развивается рынок бытовых услуг.
Из года в год устойчиво увеличивается внешнеторговый оборот региона. В 1999 году он составлял 956 млн. долларов США, в прошлом году - 2237 млн. долларов, или увеличен в 2,3 раза. Нашими торговыми партнерами являются более 60 стран ближнего и дальнего зарубежья.
В прошлом году, накануне 70-летия области, в Лондоне и Оренбурге прошли презентации нашего края. К нашему региону проявили большой интерес иностранные инвесторы. Отдельные из них уже работают с нами.
Например, в январе текущего года открыт первый в России филиал американского концерна с мировым именем "Джон Дир" по сборке посевных комплексов. На сегодняшний день уже смонтированы 40 агрегатов. Недавно в Москве мы с министром сельского хозяйства А.В.Гордеевым встречались с президентом этой компании и говорили о перспективах развития предприятия в области. В планах компании намечено увеличение объемов производства в 2 раза в 2006 году. Достигнута договоренность о размещении заказов на изготовление комплектующих узлов и деталей на предприятиях области.
ООО "Уралэлектроконтактор", российско-французское совместное предприятие (французский концерн "Шнайдер-Электрик"), созданное благодаря активному привлечению иностранного капитала в экономику области (доля зарубежного партнера в уставном капитале - 90 процентов), за два года работы добилось значительных результатов и стало лидером на российском рынке низковольтной коммутационной аппаратуры, удовлетворяющей требованиям мирового уровня. Объем производства за 2004 год превысил 191 млн. рублей, что на 10 процентов выше уровня 2003 года.
ЗАО "Уралэлектро-СТМ" (совместно с итальянской кампанией СТМ) произвело промышленной продукции в 2004 году на сумму 180 млн. рублей, или на 19,5 процента больше, чем в 2003 году. Выпуск электродвигателей переменного тока за прошлый год увеличен на 24,4 процента и составил 115,9 тыс. штук
Неплохо работает в Новотроицке иностранный капитал ЗАО "Пивоварни Ивана Таранова" произвело продукции в прошлом году на 1540 млн. рублей. Это более 23 процентов произведенной продукции пищевой промышленности и на 11,3 процента выше уровня производства 2003 года. Выпуск пива увеличен на 21,5 процента по отношению к 2003 году и составил более 11 миллионов декалитров. Можно привести и другие примеры.
В послании 2005 года Президент впервые уделил особое внимание проблеме межбюджетных отношений, а именно выстраиванию их на справедливой основе с тем, чтобы субъекты Российской Федерации имели возможность повышать заработную плату бюджетникам, своевременно выплачивать ее и детские пособия, финансировать содержание социальной сферы. С вопросами о совершенствовании межбюджетных отношений мне неоднократно приходилось обращаться в Минфин, Минэкономразвития, к Председателю Правительства РФ и непосредственно к Президенту России. 31 мая состоится очередная встреча с Президентом, и главным вопросом будут межбюджетные отношения.
Оренбуржье - регион донор. В предыдущем году мы собрали налогов 46,4 млрд. рублей (рост на 38,0 процентов). Но, как и в предшествующие годы, более половины всех собранных на территории области налогов, а именно 58 процентов - консолидируются в доходах федерального бюджета и лишь 42 процентов зачисляются в бюджет области.
В текущем году вопрос стоит особенно остро: на 3 млрд.рублей увеличиваются расходные обязательства областного бюджета и в то же время на 2 млрд. рублей уменьшается доходная часть бюджета из-за изменения налогового законодательства.
Отрадно, что мнение субъектов Федерации, наконец, услышано на самом высоком уровне. Это, безусловно, послужит на пользу стране и всем ее гражданам. Теперь нужно, чтобы заявление главы государства было правильно воспринято Правительством и депутатами для внесения соответствующих изменений в законодательстве. Без этого условия невозможно реализовать на практике еще один важный тезис Президента в Послании к Федеральному Собранию - повышение реальных доходов бюджетников в 1,5 раза.
Чтобы решить эту задачу, мы должны наиболее полно использовать собственные резервы, обеспечить поступление дополнительных налогов в бюджет области, покрыть его дефицит, который в текущем году составляет 2,2 млрд. рублей.
За четыре месяца текущего года в области собрано доходов во все уровни бюджетов в 1,4 раза больше соответствующего периода прошлого года - 18 миллиардов рублей (в федеральный бюджет рост 75 процентов, в региональный - всего лишь 5,9 процентов). И это притом, что еще очень велика недоимка предприятий по платежам в консолидированный бюджет - около 2 млрд.рублей.
Нам необходимо скоординировать усилия всех экономических структур и добиться высокого уровня собираемости налогов и сборов в бюджеты всех уровней. Главная роль здесь принадлежит, безусловно, налоговым органам, которые не должны проходить мимо нарушений законодательства. Но вместе с тем, как подчеркивает Президент в своем Послании Федеральному Собранию, "должны быть найдены такие формы погашения налоговой задолженности прошлых лет, которые обеспечивали бы интересы государства, но не разрушали экономику и не загоняли бизнес в тупик". У нас иногда бывает так, что налоговые органы вынуждают предприятия, которые начали выходить из кризиса, платить старые долги без возможности реструктуризации и, тем самым, загоняя их в тупик. Налоговым службам необходимо еще раз внимательно проанализировать экономическую целесообразность такого подхода.
И здесь я считаю уместным еще раз напомнить присутствующим о позиции администрации к вопросам банкротства предприятий. Если коллектив, пусть медленно, но поднимается с колен после кризисной ситуации, платит текущие налоги и зарплату, начинает рассчитываться с долгами, выпускает продукцию, ему надо дать возможность работать, сохранить предприятие. Банкротству должны подлежать только те предприятия, для которых это единственный вариант оздоровления.
Чтобы обеспечить исполнение принятых расходных обязательств, нам необходимо покрыть дефицит консолидированного бюджета области, а он в текущем году составляет 2,2 млрд. рублей.
Работа по увеличению доходов бюджета должна вестись с упорядочением расходов. Это тоже немалый резерв. Сейчас мы решаем вопросы реформирования учреждений с низкой эффективностью, проводится инвентаризация бюджетной сети. Областному финансовому управлению (начальник - заместитель главы администрации области В.И.Кухарев) необходимо активизировать деятельность в этом направлении.
Крайне важно в кратчайшие сроки завершить внедрение энергосберегающих технологий, особенно в жилищно-коммунальной сфере.
Неоправданно высоки расходы бюджета на содержание органов управления муниципальных образований. Это значит, что надо упорядочить штатную численность работников.
Важнейшими задачами остаются контроль за целевым использованием бюджетных средств, организацией закупок для нужд бюджетных учреждений на конкурсной основе и многие другие меры.
В центре внимания всех органов власти области была изначально и остается всегда социальная сфера. В последние годы более 70 процентов собственных доходов регионального бюджета направляются на решение социальных вопросов. В текущем году расходы на эти цели возрастут еще. Если в прошлом году на финансирование мероприятий социальной сферы были направлены 13 млрд. рублей, то теперь планируется израсходовать 15 млрд. рублей. Каждый четвертый рубль у нас идет на образование, а пятая часть расходов бюджета приходится на медицину.
В предыдущем послании Президента были четко обозначены многие задачи, касающиеся системы здравоохранения. У нас немало сделано в этом направлении, но, естественно, за один год все намеченное не реализовать, и мы продолжаем активно решать их и далее. Общее ухудшение состояния здоровья населения ставит перед нами необходимость не только лечения болезней, но, прежде всего, организацию их профилактики. Для этого требуется в значительной степени пересмотреть структуру деятельности органов и учреждений здравоохранения, направить ее на пропаганду среди населения здорового образа жизни, профилактику таких социально опасных болезней, как туберкулез, ВИЧ-инфекция и др.
С внедрением новейших технологий в областной клинической больнице появилась возможность проводить самые сложные операции больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в т.ч. по коррекции врожденных пороков у детей. На базе второй областной больницы открыт центр профессиональных патологий. Это позволило значительно сократить младенческую и материнскую смертность, оказало положительное влияние на демографическую ситуацию. Нас не может не беспокоить тот факт, что пока у нас в регионе сохраняется невысокий уровень рождаемости (коэффициент рождаемости в 11 на 1000 человек населения). Хотя это четвертый показатель в ПФО, но у нас продолжается сокращение численности населения). За последние 5 лет население Оренбуржья уменьшилось на 40 тысяч, что фактически соответствует населению целого района.
Поэтому нам необходимо добиваться не только снижения детской смертности, но и продолжать создавать условия для появления на свет здоровых детей.
В истекшем году из федерального бюджета мы получили на здравоохранение дополнительно 112 млн.руб. На них приобретены оборудование и медикаменты. Для финансирования платных услуг в лечебные учреждения поступили 466 млн.руб. Область участвует в 4-х крупных международных проектах.
Медицинским учреждениям необходимо и далее активно использовать внебюджетные средства, развивать платные услуги, повышать инвестиционную привлекательность здравоохранения.
Главная цель модернизации здравоохранения - повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Именно это, прежде всего, необходимо учитывать при проведении любых реорганизаций в здравоохранении.
В двух последних Посланиях к Федеральному Собранию РФ Президент РФ Владимир Владимирович Путин обращается и к вопросам модернизации образования.
За последние пять лет заметно увеличено финансирование образовательных учреждений. На их развитие в прошлом году направлено 5,5 млрд. рублей. В области ежегодно вводятся в эксплуатацию до 10 объектов. В образовательные учреждения поступило более 5 тысяч современных компьютеров, школы оснащаются новыми комплектами мебели, спортоборудованием и инвентарем, учебниками. Мы обеспечиваем по льготной цене детей школьной одеждой, принимаем меры к улучшению питания.
Вместе с тем, в настоящее время каждая четвертая общеобразовательная школа нуждается в капитальном ремонте, 28 школ и 6 учреждений начального профессионального образования находятся в аварийном состоянии, более 350 образовательных учреждений - в неудовлетворительном противопожарном состоянии, 32 процента основных школ не имеют спортивных залов.
Власти всех уровней нужно находить реальные пути решения этих проблем.
Нам необходимо активизировать работу по оптимизации сети учреждений профессионального образования в соответствии с потребностями экономики Оренбуржья. В то же время, необходимо помнить, что реформы не должны ухудшать качество обучения.
В Послании Президента РФ обращено внимание на такой бич для нашего общества, как распространение алкоголизма и наркомании. К сожалению, эта беда не обошла стороной школьную и студенческую молодежь. Уровень распространения алкоголизма в нашей области вырос с 2,5 (31 чел.) в 2003 году до 3,3 единиц (41 чел.) в 2004 году на 10 тысяч подросткового населения. Это выше среднего показателя по России.
Областные службы неоправданно увлеклись подсчетами процентов охвата молодежи и подростков занятиями в спортивных секциях, кружках художественной самодеятельности и технического творчества, больше внимания уделяют развитию школ высшего спортивного и художественного мастерства. Многие формы занятости молодежи теперь стали платными, к ним ограничен доступ детей из малообеспеченных семей. Необходимо серьезно проанализировать, как мы можем обеспечить реальную массовость занятий молодежи физической культурой и спортом?
Многие подростки в свободное время предоставлены самим себе. Чтобы отвлечь их от безделья (а оно ведет к увлечению алкоголем и наркотиками), надо добиться, чтобы в каждом районе были хорошие стадионы, а в каждом микрорайоне - спортивные площадки, молодежные центры и клубы.
Думаю, присутствующим нет необходимости объяснять значение спорта в жизни общества. Этому направлению мы уделяем особое внимание. За истекшее время у нас возросло количество занимающихся физической культурой и спортом с 12 до 14,9 процента, в т.ч. учащихся школ, профтехучилищ, средних и высших учебных заведений - до 30 процентов. На мой взгляд, этому во многом способствовали несколько основных факторов.
Прежде всего, нам удалось привлечь к этой проблеме внимание руководителей всех уровней. Советы по развитию спорта созданы при главах администраций многих городов и районов. Нужно посмотреть, как они работают, принимаются ли необходимые решения?
Активно работают по привлечению трудящихся к занятиям физической культурой и спортом профсоюзы. В течение года спартакиады по отдельным видам спорта прошли во многих трудовых коллективах и в отраслях.
Постоянно улучшается материальная база. За прошлый год число спортивных сооружений области увеличилось на 136 единиц, в том числе построены и сданы в эксплуатацию новые современные спортивные залы в п.Акбулак и в Первомайском районе, крытый многофункциональный комплекс в Асекеевском районе; спорткомплекс в Новосергиевке. Многое делается и в других районах - Илекском, Тюльганском, Кувандыкском, Матвеевском и других районах и городах области.
Надо сказать, что в последнее время несколько оживилась работа по месту жительства, прежде всего, по созданию комплексных спортивных площадок и хоккейных кортов. Отрадно, что среди руководителей администраций городов и районов области, предприятий появилось в этом плане здоровое соперничество.
В настоящее время почти 40 процентов школьников и более 28 процентов учащихся профтехучилищ занимаются физической культурой на базе системы образования, в том числе и в системе дополнительного образования.
Постепенно решается задача по введению дополнительного урока физической культуры, и сегодня уже 97 процентов школьников занимаются ею не менее 3 часов в неделю.
Для развития интереса школьников к физической культуре, проявления их индивидуальных особенностей и возможностей, департаментом образования введен экзамен по физической культуре для учащихся 9 классов, проводятся олимпиады школьников.
И все же, актуальность создания единой целостной системы физвоспитания детей и молодежи трудно переоценить, потому что занятия спортом для человека, особенно в детские и юношеские года - это залог здоровья не только физического, но и нравственного.
Несмотря на качественный рост многих показателей по развитию физической культуры и спорта, они все же продолжают оставаться ниже определенных социальных нормативов. Это касается, прежде всего, обеспеченности спортсооружениями, кадрами, инвентарем. Нам надо сделать так, чтобы в крупных городах, в т.ч. в областном центре, в каждом районе города был доступный стадион.
В послании Президента подчеркивается, что "Российское государство, если хочет быть справедливым, обязано помогать нетрудоспособным и малоимущим гражданам - инвалидам, пенсионерам, сиротам, с тем, чтобы жизнь таких людей была достойной, а основные блага были бы для них доступными".
В Оренбуржье реализуются положения Федерального Закона No 122 по обеспечению равной доступности пассажирских услуг разным категориям населения, ведется целенаправленная работа по развитию общественного муниципального транспорта.
Осуществляется передача пассажирского транспорта, приобретенного за счет средств областного бюджета, от ОАО "Оренбургавтотранс" в собственность муниципальным образованиям области для организации перевозок населения на внутрипоселковых, внутрирайонных и пригородных маршрутах. За счет этого количество муниципальных автобусов уже возросло на 293 единицы.
Продолжается создание муниципальных предприятий пассажирского транспорта, обеспечивающих перевозки социально незащищенных категорий граждан. Их число выросло вдвое.
Принято решение о закупке в текущем году более 230 новых автобусов, 117 из них уже поступили в города и районы области. Будет продолжена работа по передаче администрациям территорий от ОАО АТК "Оренбургавтотранс" еще 100 автобусов и объектов инфраструктуры общественного транспорта.
Эта работа позволит увеличить долю муниципального пассажирского транспорта на рынке транспортных услуг, гарантировать перевозку льготных категорий населения, обеспечить равную доступность всех слоев населения к транспортным услугам.
Серьезная ответственность в реализации таких задач лежит на администрации муниципальных образований, которым предстоит на своих территориях создать и содержать развитую маршрутную сеть общественного транспорта всех форм собственности.
Особое внимание в Послании Президента уделяется проблемам миграции. В Оренбуржье она, в ее легальной форме, пока невелика - всего более 2 тыс. человек в год. Но при этом серьезную озабоченность вызывают масштабы нелегальной трудовой миграции, которая превратилась в выгодный бизнес, по сути, в работорговлю. По оценке экспертов, у нас в области нелегально работают свыше 15 тысяч человек.
В президентском Послании подчеркивается необходимость выработки государственной миграционной политики с учетом реальной оценки сложившейся ситуации на рынке труда, перспектив демографического, экономического и социального развития.
В последнем Послании Президент впервые выделил особый статус приграничных субъектов РФ, необходимость превращения их в опорные центры при сотрудничестве России с сопредельными государствами.
Сегодня оренбургский участок российско-казахстанской границы доставляет массу проблем существованием незаконного наркотрафика, нелегальной миграции, контрабанды. По итогам первого квартала текущего года на Оренбургскую область приходятся 69 процентов от всех задержанных нарушителей госграницы в Приволжском федеральном округе и 89 процентов конфискованных на границе товаров.
17-18 мая в Челябинске состоялась встреча Президентов РФ и Казахстана Владимира Владимировича Путина и Нурсултана Назарбаева с участием глав администраций приграничных регионов. Отрадно отметить, что поставленные нами ранее на заседаниях Государственной пограничной комиссии вопросы нашли на этой встрече положительное решение. В частности, принято решение о проезде через российско-казахстанскую границу граждан по внутренним паспортам и о совместном строительстве и оборудовании пунктов пропуска через границу, благодаря которым вдвое сократится время простоев большегрузного транспорта и наполовину уменьшится стоимость растаможивания груза.
Следующий беспокоящий нас вопрос - невысокая эффективность работы правоохранительных органов.
Несмотря на некоторые положительные тенденции, проблем и недостатков в деятельности органов внутренних дел остается пока немало. Принимаемые меры по защите интересов личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств не адекватны ожиданиям общества и масштабам криминальной угрозы.
Организация работы по перекрытию каналов поступления наркотиков в Оренбуржье и их транзита в Россию, выявление организованных преступных групп в сфере наркобизнеса, в том числе имеющих транснациональные связи, должно оставаться одним из наиболее важных, приоритетных направлений в совместной деятельности всех правоохранительных органов и ветвей власти на территории области.
Пристальное внимание со стороны силовых структур следует уделять вопросам борьбы с терроризмом и организованной преступностью.
В послании актуально прозвучала тема обеспечения безопасности государства. А это, в первую очередь, сильная профессиональная армия и обеспечение ее всем необходимым: вооружением, имуществом, достаточным денежным содержанием, а также решение накопившихся социальных проблем. Руководство области ставило и будет ставить их перед Президентом и Правительством РФ с целью скорейшего разрешения.
Одна из самых неотложных проблем - строительство жилья для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. На 1 мая текущего года в области более 900 военнослужащих не имеют своего жилья.
Совместно с военными комиссариатами и органами военного управления мы должны повышать качество патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе. В то же время эти вопросы необходимо активнее решать в каждом городе и районе. За прошедший период у нас укрепились шефские связи с командованием воинских гарнизонов и пограничными частями, расположенными в нашем регионе. Особенно ярко это проявилось в ходе оборудования выставочного комплекса "Салют, Победа!" и проведения мероприятий, посвященных 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Одним из факторов решения демографической проблемы в России является обеспечение безопасности дорожного движения. Президент с большой озабоченностью отметил, что "в России почти 100 человек в день погибают в дорожно-транспортных происшествиях; нам следует реализовать целый комплекс мер, позволяющих преодолеть эту ужасную ситуацию".
На дорогах нашей области ежегодно погибают около 500 человек.
Созданная при администрации области комиссия по безопасности дорожного движения систематически рассматривает проблемы, существующие в этой сфере жизни общества. В соответствии с ее рекомендациями, с целью обеспечения охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, гарантий их законных прав на безопасные условия движения по дорогам области и улицам населенных пунктов, подписано распоряжение о разработке областной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Оренбургской области на 2006 -2008 годы".
Задачей номер один в Послании названо повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению. Полагаю, что эти требования в равной степени относятся и к органам государственной власти, и к органам местного самоуправления, и руководителям хозяйствующих субъектов, особенно крупных предприятий и объединений и тех организаций, которые связаны с обслуживанием населения.
Злободневна ли эта тема для органов власти области? Приведу один лишь пример. Как вы думаете, трудно ли заплатить арендную плату за приусадебный участок в г. Оренбурге? Казалось бы, что здесь сложного? Получил извещение, пошел в сберкассу и внёс деньги. Ошибаетесь, для этого надо пойти сначала в отдел аренды земель управления землепользования и развития пригородного хозяйства Оренбурга, показать квитанцию по оплате за прошлый год, написать заявление на перерасчет оплаты в текущем году, на другой день прийти за этим расчетом (причем для выдачи документов выделяется по полдня всего три раза в неделю) и только после этого вы можете посетить сберкассу и заплатить. В субботу и воскресенье - выходной. Сколько раз надо человеку при этом отпрашиваться и уходить с работы, никого не интересует. И такое "обслуживание" организовано при наличии современной электронной техники.
Совсем недавно сложилась взрывоопасная ситуация, когда "Межрегионгаз" прислал потребителям новые счета, в которых применена новая методика расчета стоимости газа. Необходимо было провести разъяснительную кампанию, а только потом пытаться предъявить людям новые требования. Речь идет не о капвложениях и необходимости выделять значительные финансовые средства, а об элементарном уважении к людям.
Подобные примеры неэффективной работы чиновников можно привести по многим другим направлениям деятельности государственной власти и местного самоуправления.
Немало претензий у предпринимателей и физических лиц к работе архитектуры города, налоговым органам, где также нередко встречаются факты волокиты, пренебрежительного отношения к людям.
Уместно вспомнить, сколько нам пришлось принять мер, чтобы в области эффективно заработал механизм реализации "льготной реформы".
У нас впереди большая работа по подготовке и проведению выборов местного самоуправления 16 октября 2005 года. Всего на этих выборах предстоит избрать 6164 депутата представительных органов и 609 глав муниципальных образований. Федеральным законом от 18 апреля 2005 года "О внесении изменений в ст. 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дано право органам государственной власти субъектов Российской Федерации установить законом порядок избрания глав вновь созданных муниципальных образований на первый срок их полномочий, а также статус указанной должности в структуре органов местного самоуправления. Этот вопрос был сегодня рассмотрен на Законодательном Собрании области. О результатах вы знаете.
После проведения выборов необходимо четко разграничить полномочия и имущество между муниципальными районами и входящими в их состав поселениями, а также сформировать бюджеты муниципальных образований всех уровней. В условиях неопределенности базы по доходам и расходам местных бюджетов сделать это будет весьма не просто.
Успех решения задач, обозначенных в Послании Президента полностью зависит от наличия и квалификации кадров.
Администрация области ведет целенаправленную работу по подготовке управленческих кадров для народного хозяйства по Президентской Программе. Прошли обучение более 500 специалистов области, 87 из них стажировались в ведущих фирмах Германии, Японии, Великобритании, Испании, Франции, США, Голландии, Финляндии.
В высших учебных учреждениях Оренбуржья обучается более 75 тысяч студентов, проводится "губернаторский набор" студентов, которым гарантировано трудоустройство после завершения учебы. Особо успешно обучающимся выплачиваются "губернаторские стипендии", которые в полтора раза выше обычных стипендий.
Беспокойство вызывает проблема кадрового обеспечения производственной сферы. Большинство предприятий Оренбурга и других городов испытывают дефицит рабочих и инженерных специальностей. Снизилось качество подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях области. Требуется коренным образом улучшить работу по подготовке кадров непосредственно на предприятиях.
Одна из важных особенностей Послания заключается в том, что в нем Президент, пожалуй, как никогда подробно остановился на обеспечении права граждан на объективную информацию. Глава государства выделил два направления этой работы: с одной стороны, он подчеркнул, что российский чиновник обязан научиться разговаривать с обществом на современном языке сотрудничества и общественной заинтересованности. С другой, оценивая роль и место СМИ, Владимир Владимирович затронул актуальную тему: что надо сделать, чтобы в прессе были в полной мере учтены потребности гражданского общества и соблюдены его интересы.
Президент потребовал в короткие сроки подготовить законопроект о формировании механизмов, обеспечивающих доступ к информации о деятельности органов государственной власти.
Работа в этом направлении нуждается в серьезном улучшении и у нас. И это несмотря на то, что деятельность органов власти Оренбуржья абсолютно открыта для населения. Вот уже восьмой год у нас ежемесячно проводятся единые Дни информации, цель которых - информирование жителей области о деятельности органов власти, выявление проблем в территориях, путей их решения, анализ обращений и приемов граждан, консультирование населения по различным вопросам.
Мы намерены и впредь широко использовать эту форму общения с жителями области, постоянно работая над её совершенствованием.
Право граждан на объективную информацию в Оренбуржье реализуется и через открытость органов власти для СМИ. В администрации области около шести лет действует четко отлаженная система брифингов и пресс-конференций для журналистов, осуществляется ежедневная электронная рассылка оперативной информации, в которой отражаются все социально-значимые управленческие решения.
В информационном пространстве региона сегодня действует более 370 СМИ, 80 процентов из них - так называемые независимые издания. За последние 5 лет ни одно из них не закрыто по политическим мотивам, из-за своих убеждений не преследовался ни один журналист. Администрация области за это время ни разу не ввязалась в судебные разбирательства с прессой, хотя поводов к тому, откровенно говоря, было немало. Если в независимых изданиях печатаются заказные материалы это и есть так называемая "независимость".
Острейший вопрос - объективность информации. Несмотря на обилие и разнообразие прессы читатели и зрители получают ее далеко не всегда. Газеты и телеканалы нередко в основу редакционной политики закладывают политические пристрастия своих спонсоров, а не принципы справедливости и правды.
Большая роль в посланиях президента прошлого и нынешнего годов отводится развитию телекоммуникаций, особенно это важно в приграничных территориях, что даст возможность получать гражданам публичные услуги, широкую информацию, в том числе о деятельности государственного аппарата.
Для решения этих вопросов необходимо реализовать намеченные у нас программы по развитию связи и информатизации, в частности:
- за 2005-2006 годы создать единую государственную систему передачи данных, позволяющую обеспечить доступ граждан области к информационным ресурсам, в том числе ресурсам сети Интернет;
- до 2010 года реализовать программу развития инфрастуктуры электрической связи в сельской местности, то есть осуществить полную цифровизацию телефонных сетей, телефонизировать все населенные пункты области (116 поселков с количеством жителей 15 340 человек), полностью удовлетворить потребности сельского населения в услугах телефонной связи.
За 2005-2006 годы предполагается создать телевещательную сеть, обеспечивающую 100-процентный охват населения программами местного телевизионного вещания. Строительство сети уже начато.
Реализуется программа информатизации образовательной среды, что позволит к 2007 году создать условия для доступа в Интернет образовательных учреждений.
Нам необходимо провести большую работу по обновлению Общественной палаты Оренбургской области. Как известно, с 1 июля вступает в силу инициированный Президентом России Федеральный Закон "Об Общественной палате Российской Федерации", который предоставил этому общественному образованию полномочия гражданского контроля за деятельностью органов исполнительной власти, экспертизы важнейших законопроектов.
В области Общественная палата существует уже более 10 лет. Чтобы она выполняла те задачи, которые поставлены главой государства, ее нужно обновить, сформировать на новых принципах.
Поэтому считаю необходимым управлению по информации и общественным связям разработать проект областного закона, в котором при сохранении принципов, заложенных в федеральном законе, обязательно учесть региональную специфику. Закон целесообразно принять как можно скорее с тем, чтобы палата могла начать свою работу в полном объеме с начала 2006 года.
В Оренбуржье на сегодняшний день зарегистрировано 37 региональных отделений общероссийских политических партий, однако лишь третья их часть в той или иной мере известна избирателям.
Президентское послание предоставляет политическим партиям большое поле деятельности.
Вечная проблема любой управленческой системы в том, что эффективных руководителей, так же, как и денег, всегда не хватает. Их надо воспитывать. Но если политические партии не будут этим заниматься, мы их никогда не получим.
Это одна из главных задач, над которой нужно работать. Мы не должны оставаться в стороне от процессов формирования региональной элиты, в том числе и политической.
В современной политической ситуации идея Президента о возможности победившей партии предлагать одну из кандидатур на пост губернатора - вполне логична.



Уважаемые друзья!



Реализация Послания Президента России невозможна без тщательного анализа документа по всем направлениям, сопоставления с особенностями Оренбуржья, определения механизма решения конкретных задач в нашем регионе.
Руководителям структурных подразделений областной администрации, главам городов и районов следует внимательно почитать Послание с карандашом в руках и четко определить свою роль в его реализации.
Главное условие успеха - это продуманная, координированная, каждодневная работа всех ветвей региональной власти, оренбургской общественности, каждого гражданина нашего края, и, конечно же, всех подразделений федеральных структур, действующих на территории области, которые, на мой взгляд, должны быть не столько контролерами, сколько непосредственными участниками всех процессов, тем более, что ответственность их руководителей повышается в связи с усилением вертикали власти в государстве.
Убежден, что на такую совместную, слаженную работу мы способны, настроены действовать, а, значит, поставленные в послании Президента Федеральному Собранию цели достижимы.



Спасибо за внимание.

25.05.2005

http://www.orb.ru:8080/dynamic/read_text?nd=963702129

Док. 389190
Перв. публик.: 25.05.05
Последн. ред.: 30.10.07
Число обращений: 324

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``