В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление на заседании Законодательного Собрания области Назад
Выступление на заседании Законодательного Собрания области
Уважаемые депутаты!

Прогноз социально-экономического развития области и проект областного бюджета на 2005 год - это два основных закона, реализация которых должна обеспечить достижение главной цели - рост благосостояния жителей нашей области.
Путь к этому один - устойчивый экономический рост.
У нас выработана стратегия. Она изложена в Программе социально-экономического развития Оренбургской области на период 2004-2010гг. Выполнение предусмотренных мероприятий позволит решить задачу, поставленную Президентом РФ - удвоение регионального продукта.
Для этого понадобиться консолидировать, объединить усилия законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, обеспечить тесное конструктивное сотрудничество.
Условия для выполнения поставленных задач у нас созданы. Наш регион имеет один из самых высоких показателей темпов роста промышленного производства, самый низкий уровень безработицы. Число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, ежегодно снижается.
За последние 4 года совокупный индекс промышленного производства в области вырос на 47,4 процента против 24,7 процента в Российской Федерации. За 9 месяцев т.г. индекс промышленного производства по области составил 112,7 процента, в РФ - 106,5 процента. Индекс потребительских цен (инфляция) у нас ниже, чем в среднем по России.
Несмотря на неблагоприятные погодные условия, в текущем году у нас не снижен объем валовой продукции сельского хозяйства.
Область самодостаточна в вопросах обеспечения продовольствием. Положительная динамика развития экономики нашего региона зависит от того, насколько активно у нас будут внедряться новые, прежде всего ресурсосберегающие технологии, увеличиваться производительность труда, улучшаться качество продукции и услуг, повышаться рентабельность производства.
Реальный сектор экономики должен быть в поле нашего зрения ежедневно.
В промышленности - это: поддержка конкурентоспособных производств, развитие перерабатывающих отраслей. Для этих целей в области создан инвестиционный фонд. С момента его образования профинансированы 154 проекта на сумму 2,2 млрд.руб. Большинство из них реализовано или осуществляются с хорошей экономической эффективностью.
Следующее направление - повышение эффективности производства. Важно, чтобы предприятия добились наращивания объемов производства за счет освоения прогрессивных технологий, выпуска конкурентоспособной продукции. У нас разработана целевая программа сбережения энергетических ресурсов на период до 2010 года. Ее выполнение позволит снизить удельную энергоемкость валового регионального продукта на 18-20 процентов.
Исключительно важно сформировать благоприятный инвестиционный климат в регионе, создать условия для привлечения эффективного собственника, совершенствовать механизмы использования кредитно-банковского капитала.
Учитывая сложную ситуацию в агропромышленном комплексе, администрацией области в 2005 году, как и в предыдущие годы, будет реализовываться программа поддержки его развития.
Продолжит работу областной лизинговый фонд, обеспечивающий сельхозтоваропроизводителей новыми технологиями.
Существенной формой поддержки остаются инвестиции в сельское хозяйство. За последние четыре года построены жилые дома площадью 850 тыс.м, в том числе 3486 домов общей площадью 319 тыс.м по программе "Сельский дом", проложено более 2,4 тыс.км газовых сетей и 55 км водопровода.
Продолжится субсидирование процентных ставок по кредитам.
Оправдывает себя, как способ поддержки, региональный продовольственный фонд, по своей сути играющий роль гарантированного рынка сбыта продукции по твердой цене.
Особое внимание будет уделяться развитию малого предпринимательства. В рамках целевой программы "О государственной поддержке малого предпринимательства в Оренбургской области" предусматривается осуществление микрокредитования, развитие лизинговых компаний, создание инновационно-консультационных центров, расширение выставочной деятельности.
У нас есть все основания рассчитывать на прирост объемов валового регионального продукта за счет увеличения объемов промышленного производства, сельского хозяйства, торговли и услуг населению. Ожидаемый прирост ВРП составит (по вариантам) 4,1-6,5 процента против объемов в предыдущем году, при этом темпы роста в промышленности должны сохраниться на уровне 104,1-106,4 процента.
Рост производства валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2005 году к уровню 2004 года - 5,6-6,1 процента.
Объем инвестиций составит 34,7-35,8 млрд. руб. или 106,5-109 процентов к оценке 2004 года. В первую очередь они будут направляться на строительство и реконструкцию социально значимых объектов и объектов с высокой степенью готовности, а также на поддержку отраслей реального сектора экономики, конкретных предприятий и производств.
Рост денежных доходов населения области в 2005 году прогнозируется опережающими темпами по сравнению с прожиточным минимумом (на 116,1-118,3 процента). Это будет обеспечено (в первую очередь) за счет роста заработной платы (117,4-117,8 процента к 2004 году). Реальные денежные доходы населения увеличатся на 6 - 8 процентов.
Планируемые темпы развития реального сектора экономики в 2005 году позволяют рассчитывать на увеличение доходной части бюджета области.
Она прогнозируется в объеме 14,1 млрд.руб с ростом к утвержденным показателям 2004 года на 30 процентов. Расходы планируются в сумме 16,2 млрд.руб., с ростом на 37 процентов.
Одна из главных особенностей проекта областного бюджета на 2005 год состоит в том, что он формируется в условиях четкого разграничения расходных обязательств и доходных источников между всеми уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
К сожалению, налоговые поступления все больше перераспределяются в пользу федерального бюджета. В 2005 году в федеральный бюджет отчисления составят 61,2 процента от всех собранных в области налогов.
Изменения бюджетного законодательства, касающиеся уменьшения нормативов отчислений в бюджеты субъектов Федерации по налогу на добычу полезных ископаемых (с 14,4 до 5 процентов), налогу на прибыль организаций (с 19 до 17,5 процента) и водному налогу (до 0) обусловливают сокращение финансовых возможностей области на 2,3 млрд.руб.
Ощутимо, более чем на 1 млрд.руб., увеличиваются расходные обязательства областного бюджета, связанные прежде всего с передачей полномочий по выплате пособий гражданам, имеющим детей, а также предоставлением компенсационных выплат гражданам, имеющим право на льготы по федеральному закону "О ветеранах", репрессированным гражданам.
С 2005 года за счет из бюджета области будут финансироваться учреждения профтехобразования. Это повлечет увеличение дополнительных расходов еще на 540 млн.руб., (т.е. на 2,1 млрд.руб. уменьшаются доходы, на 3,1 млрд.руб. увеличиваются расходные обязательства).
Несмотря на все сложности, мы сохраняем социальную направленность бюджета - более 70 процентов его расходов предполагается направить на социальные мероприятия. Доля затрат на образование составит около 30 процентов, на здравоохранение и физическую культуру - 23 процента, (удельный вес расходов на образование в РФ - 20,6 процента, у нас - 30 процентов, на здравоохранение в РФ - 14 процентов, у нас - 23 процента).
В расходах учтено повышение заработной платы работников бюджетной сферы в 1,2 раза (на эти цели требуется 1,6 млрд.руб). (кстати: удельный вес в расходах на образование в т.ч. заработная плата с начислением - 14,6 процента, по РФ - 5,4 процента).
Льготы ветеранам труда и труженикам тыла, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, будут предоставляться в денежной и натуральной формах. На наш взгляд, для них это экономически выгодно.
Чтобы увеличить заработную плату, предусмотреть новые и сохранить существующие льготы необходимы большие финансовые средства. Наряду с мерами по увеличению доходов бюджета нам приходиться сокращать расходы. Эта вынужденная мера, к которой необходимо отнестись с пониманием, затрагивает практически все отрасли, (когда речь идет о сокращении расходов - надо понимать - как экономичный, рачительный подход к расходованию бюджетных средств)
Следует отметить, что 65 процентов расходов бюджета - это первоочередные обязательства: заработная плата, пособия, льготы.
Хотелось обратить Ваше внимание на следующие обстоятельства: на будущий год значительно увеличиваются денежные выплаты граждан: до 12,8 млрд. руб. в год, в месяц более 1 млрд. руб., а доходы в январе - феврале составляют всего лишь 900 млн.руб. - 1 млрд.руб., т.е. все доходы будут направляться прежде всего на денежные выплаты.
Как видите, положение сложное.
В этой ситуации работа по обеспечению доходов бюджета должна вестись параллельно с упорядочением расходов.
Я в очередной раз обращаюсь к вам, уважаемые депутаты, не принимать решений, направленных на увеличение расходных обязательств бюджета.
Особой заботой пока все еще остается проблема обеспечения своевременности выплаты заработной платы. За 10 месяцев текущего года - задолженность 526,7 млн.руб. , в сельском хозяйстве- 350,5 млн.руб. При этом в агропромышленном комплексе сохраняется самый низкий размер оплаты труда - 1510,7 руб, или 32 процента от среднеобластного уровня. Это ненормально и нам надо серьезно поработать, чтобы поправить ситуацию.
В 2005 году существенно изменятся межбюджетные отношения с муниципальными образованиями: предлагается утвердить единые нормативы отчислений по налогам для муниципальных образований, принять решения об установлении единых нормативов отчислений на 2006-2008 годы. Это позволит муниципалитетам осуществлять планирование бюджета и мероприятий на среднесрочную перспективу и повысит заинтересованность в изыскании дополнительных доходов.
В будущем году до 2,3 млрд.рублей увеличивается размер фонда финансовой поддержки. Эта мера способствует выравниванию бюджетной обеспеченности при сохранении стимулирования органов власти муниципальных образований к увеличению налоговой базы.

Наша общая задача, уважаемые депутаты, - это принятие прежде всего необходимых мер к выполнению прогноза социально-экономического развития, с тем, чтобы нам исполнить доходную часть бюджета, а значит выполнить все обязательства перед жителями нашей области.

08.12.2004

http://www.orb.ru:8080/dynamic/read_text?nd=963702102



Док. 389253
Перв. публик.: 08.12.04
Последн. ред.: 30.10.07
Число обращений: 330

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``