В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад на областном совещании `О задачах, вытекающих из Послания Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ` Назад
Доклад на областном совещании `О задачах, вытекающих из Послания Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ`
Доклад губернатора

Оренбургской области
А.А. Чернышева
на совещании 15 июня 2004 года

Задачи органов власти, вытекающие из Послания


Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию

Уважаемые участники совещания!


Мы собрались, чтобы определить основные направления работы органов власти Оренбургской области по выполнению задач, вытекающих из Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая т.г.
Как участник этого события, хочу подчеркнуть, что речь идет, как выразился В.В.Путин, о "задачах, затрагивающих каждую российскую семью".
В своем выступлении Президент четко определил наши цели: достижение высокого уровня жизни и роста благосостояния граждан; обеспечение безопасности и становление зрелой демократии и гражданского общества, укрепление позиций России в мире.
Президент коснулся большинства наиважнейших проблем, практически всех сторон жизни россиян, требующих решения.
И каждая из них может быть предметом отдельного детального разговора.
Особо вновь, как и в Послании 2003 года, выделены три общенациональные задачи. Цитирую: "Это удвоение за десятилетие валового внутреннего продукта, уменьшение бедности,рост благосостояния людей и модернизация армии".
От этого - сказал В. В. Путин - зависит сможем ли мы стать обществом действительно свободных людей, свободных - и экономически, и политически.
Естественно, наш сегодняшний разговор должен начаться с анализа итогов работы за период, прошедший после Послания Президента в 2003 году.
Поскольку они общеизвестны, я думаю, нет нужды это делать подробно. Главное - мы не топтались на месте. Оренбуржье - самодостаточная область, регион-донор. И это уже само по себе о многом говорит. Оренбуржье имеет один из самых высоких показателей темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства, самый низкий уровень безработицы. У нас неуклонно снижается число людей, имеющих доходы, ниже прожиточного минимума, нарастают объёмы строительства жилья по программе "Сельский дом" и на основе ипотечного кредитования. У нас накоплен опыт военно-патриотического воспитания молодежи, организации массовых видов спорта, развития приграничного сотрудничества, работы с ветеранами, обеспечения мира и согласия в обществе в условиях многонационального населения.
По интегрированному показателю социально-экономического развития область твердо занимает 4-6 место среди регионов Приволжского Федерального округа.
Но... Но это не должно нас удовлетворять. И не удовлетворяет.
Главный основной лейтмотив Послания Президента - сделать жизнь россиян лучше.
Для достижения высокого уровня жизни и значимого роста благосостояния граждан необходим более ощутимый прорыв в экономике.
Поставлена конкретная задача - к 2010 году удвоить валовый внутренний продукт. Для области - это внутренний региональный продукт. За последние 4 года он вырос на 25,2 % в условиях инфляции, не превышающей прогнозных ожиданий. У нас, кстати, она была ниже, чем в среднем по России. Иначе говоря, мы обеспечили прирост валового регионального продукта в среднем около 6% в год. Это значит, что для выхода на определенный Президентом России рубеж в оставшиеся 6 лет нам необходимо ежегодно сохранять такие темпы и добиваться их увеличения.
Задача сложная, но реальная, если учесть, что в 2000 году этот показатель у нас был 9,7 %, и если принять во внимание, что количество отраслей, которые хронически отставали, постепенно сокращается.
Нужны механизмы, способные обеспечить интенсивный, качественный рост в отраслях экономики. Какую из них не возьми, их подъем немыслим без внедрения новых, прежде всего ресурсосберегающих технологий, увеличения производительности труда, улучшения качества продукции и услуг, повышения рентабельности производства.
Это общие требования.
Основную долю ВРП, как известно, производят промышленность и сельское хозяйство. Значит, главное внимание реальному сектору экономики.



Промышленность.


За последние 4 года совокупный индекс промышленного производства в отрасли вырос на 44,3 %.
В 2003 году произведено продукции более чем на 100 млрд. руб., темп роста составил 116,3%, за 5 месяцев текущего года - 113,5%. По уровню развития промышленности Оренбургская область занимает одно из первых мест среди регионов Приволжского Федерального округа.
Пока основной вклад в ВРП вносят нефтегазовый комплекс, предприятия черной и цветной металлургии. Имея такие ресурсы, опираясь на добывающий сектор сегодня, мы обязаны развивать отрасли промышленности с высокой степенью передела.
Приоритетными направлениями в нашей промышленной политики должны стать:
1. Поддержка конкурентоспособных производств, выпускающих продукцию с большой долей передела, выравнивание отраслевой структуры промышленности в сторону увеличения доли перерабатывающих отраслей, что можно обеспечить за счет:


- инновационной и инвестиционной активности на основе имеющегося плана действий администрации области в сфере научной и инновационной деятельности;


- у нас создан инвестиционный фонд ( за три года он составил более 2,2 млрд. рублей, в 2001 году - выдано инвестиций 1,3 млрд.рублей, возвращено 1.7 млрд.рублей);


- максимальной загрузки имеющихся мощностей.
И в этом направлении положительным примером может служить МК "ОРМЕТО-ЮУМЗ", который выступив инициатором создания Союза металлургического машиностроения сумел разместить привлеченные заказы и уже в текущем году увеличил объемы производства на 41%. Дополнительные объемы, благодаря этому получили также: ОАО "Бузулукский завод тяжелого машиностроения", ОАО "Долина", ОАО "Орский машиностроительный завод";
К примеру, в результате создания совместного российско-французского предприятия ООО "Уралэлектроконтактор", магнитные пускатели с оренбургской маркой вышли на мировой рынок;
2.. Повышение эффективности промышленного производства, сокращение числа убыточных предприятий, обеспечение налоговых платежей в полном объеме.
Наращивание объемов производства само по себе еще не является показателем эффективности промышленной деятельности. Важно, чтобы предприятия добивались этого за счет:
- широкого освоения прогрессивных технологий;
- выпуска конкурентоспособной продукции;
- внедрения методов и приемов ресурсосбережения;
- повышения производительности труда;
- обеспечения роста рентабельности производства, исключения практики использования собственником внутрикорпоративных цен в целях снижения прибыли.
По итогам 2003 года доля прибыльных предприятий в промышленности превысила 54%, а сумма прибыли - 8,0 млрд. руб., что на треть больше предыдущего года.
За 5 месяцев текущего года рост прибыли составляет 19,7%.
Хотя не обходится и без искусственного сдерживания её роста.
Например "Газпром", применив внутрикорпоративные естественно низкие цены уменьшил сумму прибыли на 70% (более чем на 2 млрд. рублей) (Была встреча с руководством Газпрома - Миллером).
К сожалению, пока много и убыточных предприятий. В отношении них необходимо применять весь комплекс мер, определенных законодательством, но при этом учитывать социальную значимость их для области, искать пути финансового оздоровлению и сохранения предприятий.
3. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе, создание условий для привлечения эффективного собственника, совершенствование механизмов использования кредитно-банковского капитала, развитие лизинга.
4. Активизация деятельности по интеграции и межпроизводственной кооперации предприятий области. Для этого нам необходимо:


- осуществлять приоритетное размещение заказов крупных промышленных предприятий внутри области;


- преимущественное формирование областных и муниципальных государственных заказов для предприятий области;


- активное содействие налаживанию прозводственно-кооперационных связей с другими областями.
5. Формирование новых видов высокотехнологичных производств в области, в том числе и на существующей природной ресурсной базе:


- развитие информационных и телекоммуникационных технологий;
- формирование регионального рынка строительных материалов;
- организация переработки вторичного сырья.
6. Формирование активной позиции предприятий в вопросах кадровой политики (ИТР и главное рабочие кадры) и рационального использования трудовых ресурсов; обеспечения эффективного управления предприятиями.
7. Дальнейшее повышение заработной платы работающих, и в первую очередь в низкооплачиваемых отраслях промышленности.
Положительные тенденции в развитии промышленности не должны быть временными, не должны формироваться только за счет благоприятной конъюнктуры на мировом рынке нефтепродуктов, цветных и черных металлов, они должны быть результатом целенаправленной работы по выполнению поставленных перед нами задач.



Сельское хозяйство.



Значительными возможностями, большим потенциалом обладает агропромышленный сектор области. В его состав входят свыше 600 крупных сельскохозяйственных организаций, 7,1 тысячи крестьянских хозяйств и более 270 тысяч семей, имеющих личные подсобные хозяйства.
По производству продукции сельского хозяйства Оренбуржье занимает лидирующие места в Приволжском округе. Объем продукции всеми категориями хозяйств за прошедший год превысил 24 млрд.рублей, что составляет 109,4% к уровню 2002 года. Но этих темпов на сегодня недостаточно.
Необходимо более настойчиво вводить в сельхозоборот продуктивные земли, наращивать производство зерна, развивать животноводческую отрасль. Все это требует больших средств.
Понимая это, мы и проводим целостную аграрную политику: сформированы лизинговый, инвестиционный, продовольственный фонды, ежегодно выделяются дотации на животноводческую продукцию до 300 млн.рублей, выплачиваются субсидии по процентным ставкам кредитных учреждений.
При всех финансовых трудностях, мы не будем отказываться от этой политики и впредь будем изыскивать средства на оказание поддержки сельхозпроизводителям.
Но возможности бюджета, дорогие друзья, не безграничны. Необходимо более эффективно использовать рычаги финансового оздоровления сельхозпредприятий за счет реструктуризации имеющихся долгов, льготного кредитования, повышения мотивации труда.
Нужно усилить курс на реанимирование хронически убыточных хозяйств. И здесь у нас есть определенный опыт. Сегодня в области функционируют 110 интеграционных объединений и есть положительные примеры объединения средств и возможностей промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Безусловно, не все гладко в организации этой работы. Значит, надо исправлять ошибки и искать варианты решения.
Особое место в агропромышленном комплексе области занимают личные хозяйства населения, которые произвели в прошлом году 58 процентов продукции сельского хозяйства, в том числе 97,6 процентов картофеля, 96 процентов овощей, до 60 процентов молока и мяса. Это дает возможность сельским жителям повысить уровень доходов, способствует увеличению занятости, значительно расширяет ассортимент продовольственного рынка, доступность товаров для малоимущих слоев населения. Наша задача - всячески поддержать развитие личных хозяйств, изыскать возможности для оказания им помощи.
Только повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных за счет внедрения передовых технологий позволит увеличить объемы производства растениеводческой и животноводческой продукции и обеспечит получение валовой продукции к 2010 году в размере 50 млрд. рублей.
Нам и впредь нужно заниматься социальным развитием села, более высокими темпами вести: жилищное и дорожное строительство, газификацию, водоснабжение и прочее.



Транспорт.



Экономический рост невозможен без нормального функционирования транспортной отрасли. Чрезвычайно важно не допустить, чтобы она превратилась в фактор сдерживания. А такие опасения небезосновательны. Транспортные предприятия области сегодня удовлетворяют потребности экономики в грузовых и пассажирских перевозках, более того, работы для них зачастую не хватает.
Но завтра ситуация изменится. Объёмы работ для транспортников увеличатся. Значит, надо серьёзно заниматься укреплением материальной базы предприятий, привлекать инвесторов, повышать эффективность собственников.
Несколько слов о пассажирских перевозках. Они, как вы знаете, обеспечиваются за счет интенсивного пополнения отрасли представителями малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями. Это нормально. Но есть немало нареканий на нарушение правил дорожной безопасности, неудовлетворительное техническое состояние автосредств, низкую культуру обслуживания, выезд на линии без лицензий, уход от уплаты налогов, дорогое "крышевание" их организованными теневыми группировками. С частными перевозчиками не отрегулированы вопросы перевозки льготников.
Ненормально, что на пассажирском транспорте автомобили марки "Газель" вытеснили автобусы, которые в большей степени предназначены для перевозки людей. В этом случае положения антимонопольного законодательства вступили в противоречия с экономическими и социальными реалиями.
Поэтому этот вид услуг должен быть под постоянным вниманием со стороны администраций городов и районов, органов внутренних дел (в частности, ГИБДД), прокуратуры, налоговых служб и др.
Элементы стихийности и нерегулируемости на этом рынке не позволяют полностью обеспечить перевозки пассажиров в отдаленных и малонаселенных районах области. И здесь более значимой должна стать роль муниципальных образований, особенно в связи с передачей им автобусного парка и инфраструктуры автопредприятий от АТК "Оренбургавтотранс".
Одним из направлений развития транспортной системы должна стать работа по интеграции в международные транспортные коридоры России. Наш регион имеет большие возможности, обусловленные географическим положением, наличием пограничных территорий, историческими факторами для включения в решение этой задачи. У нас есть все основания выступать экспортером транспортных услуг между центром России, странами Северной Европы, странами Центральной и Средней Азии. Для этого необходимо активизировать работу по вхождению области в Федеральную Программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы). И здесь веское слово должны сказать наши уважаемые депутаты Госдумы и члены Совета Федерации.



Работа с собственностью.



Удвоение валового продукта нельзя добиться без эффективного использования государственной и муниципальной собственности. В 2003 году поступления неналоговых платежей (от аренды имущества, земли, дивидендов, части чистой прибыли государственных предприятий) в областной консолидированный бюджет составили 573 млн.руб., что в 1,8 раза больше чем в 2002 году.
Всё более важным источником наполнения областных и местных бюджетов становится земля. За прошлый год за счёт аренды и налогов от её использования бюджет получил 1миллиард 160 миллионов рублей. При чём арендные платежи против уровня 2001 года увеличились в 8 раз, а поступления земельного налога лишь в 2 раза, хотя за названный период ставка земельного налога индексировалась дважды и возросла почти в 4 раза.
Важной задачей, причём в ближайшие два года, будет завершение государственной кадастровой оценки земель и значительное увеличение на ее основе сборов налогов и платежей за землю.
Решение проблемы удвоения ВРП вряд ли возможно без передачи нерентабельно работающих предприятий в руки эффективных собственников, привлечения инвестиций. Надо не банкротить и продавать по бросовым ценам неэффективно работающие предприятия, а оздоравливать их, чтобы новые собственники создавали дополнительные рабочие места, выпускали конкурентоспособную продукцию, платили людям зарплату, а государству налоги, участвовали в решении социальных программ.
Я хотел бы обратить на это особое внимание органов налоговой службы, которые теперь кроме традиционных функций будут осуществлять работу по финансовому оздоровлению неплательщиков.



Природные ресурсы.



Удвоение ВРП подразумевает эффективное использование природных ресурсов.
Как Вы знаете на федеральном уровне планируется серьезная перестройка системы распоряжения и пользования природными ресурсами: сырьевыми, земельными, водными, лесными.
Для нас это важно, поскольку Оренбуржье обладает уникальным ресурсным потенциалом. Ведущая роль в нашей экономике принадлежит топливно-энергетическому комплексу (нефть и газ), в котором задействовано 23 предприятия. Основное из них - акционерное общество "Оренбургнефть"- все последние годы наращивает объёмы добычи нефти. Важно, чтобы такая тенденция была характерна для всех нефтянников.
На базе месторождений железных, хромовых и медных руд у нас высоко развит минерально-сырьевой комплекс черной и цветной металлургии, который представлен крупнейшими предприятиями области - ООО "Уральская сталь" (НОСТА), ОАО "Гайский ГОК", ОАО "Южуралникель", ООО "Медногорский МСК" и ЗАО "Ормет". Все они сейчас на подъёме. Надо удержать положительную динамику. Область заинтересована в том, чтобы металлурги работали ещё лучше.
Достаточно стабильны темпы развития минерально-сырьевого комплекса стройиндустрии. Область обеспечена на продолжительный период запасами строительного камня, глин, известняков, гипса, яшм, мраморов, асбеста, каменной соли, каолинов. На базе этих месторождений устойчиво работают ОАО "Орское карьероуправление", ЗАО "Силикатный завод", ОАО "Илецксоль" и "Оренбургские минералы", ООО "ОрьИнвестпром", "Новокиевский щебзавод".
Кстати, недавно я побывал в Новоорском районе на Ульяновском месторождении гранитов. Его огромные запасы полезных ископаемых широко используются в строительстве и способны обеспечить потребности не только области, но и других регионов. Предприятие, созданное на его базе, может внести существенный вклад в наращивание объёмов ВРП, платить налоги и обеспечивать людей работой. И количество таких предприятий у нас должно расти.



Малый бизнес и предпринимательство.



В решении задачи подъёма экономики огромную роль играет малый и средний бизнес. Их развитие - проблема не только экономическая (- это средство борьбы с безработицей и бедностью), но и политическая, как главное направление формирования среднего класса.
Сегодня малый бизнес Оренбуржья - это более половины всех выполненных строительных работ и бытовых услуг населению, две трети розничного товара и 10% поступающих налогов.
Благодаря частному предпринимательству снята, как я уже говорил, напряженность по внутригородским пассажирским перевозкам.
Но этого мало. Нужен комплекс дополнительных мер по приданию нового импульса развитию малого предпринимательства.
Нужно совершенствовать существующие и внедрять новые финансово-кредитные механизмы, активнее привлекать банковский капитал, шире использовать лизинг.
Особое внимание следует уделить устранению административных барьеров. Требует значительного упрощения процедура расчета и уплаты налогов, порядок выделения земельных участков под строительство.
Назрела необходимость снижения единого социального налога.
По опыту других регионов целесообразно проработать вопрос создания областного гарантийного фонда малого предпринимательства и поддержки инновационного бизнеса.
Наконец, настало время заняться и формированием положительного имиджа предпринимателей. Здесь все в руках средств массовой информации и общественных организаций, призванных отстаивать интересы малого бизнеса.
Развитие международных и внешнеэкономических связей.
В Послании Президента Российской Федерации обращается внимание, на то, что для достижения практических результатов в экономике, требуется более эффективно использовать инструменты внешней политики.
У нас тринадцать крупнейших экспортоориентированных предприятий области формируют до 40% доходной части областного консолидированного бюджета.
Ежегодный прирост экспорта Оренбургской области составляет около 10%. Эту тенденцию следует не только сохранить, но и по возможности усилить.
Такая работа должна вестись на основе конкретного плана нового сформированного департамента экономического развития и внешних связей Оренбургской области совместно с Торгово-промышленной палатой и Союзом промышленников и предпринимателей области. Целесообразно разработать областную целевую программу поддержки экспортоориентированных предприятий, и, в первую очередь, машиностроительного комплекса.
Со стороны налоговых органов области нужна помощь предприятиям в решении вопроса своевременного возмещения НДС за продукцию, отгруженную на экспорт.
Мы должны использовать преимущество приграничного, транзитного положения Оренбуржья по отношению к внутренним регионам страны. Большой интерес в этом отношении представляет создание на территории области системы международных таможенно-транспортных терминалов. Реализация такого проекта позволит усилить оптовое торговое звено, создать новые рабочие места, обеспечить дополнительные налоговые поступления в бюджеты различных уровней.
Наиважнейшую роль для нас играют иностранные инвестиции. За последние четыре года в экономику области привлечено более 322 млн. долларов США иностранных инвестиций.
Оренбуржье - активный сторонник интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств, межрегионального сотрудничества. Учитывая приграничный фактор, мы проводим целенаправленную комплексную работу по укреплению приграничного взаимодействия с сопредельными территориями Казахстана, нормативно-правовому оформлению и укреплению оренбургского участка государственной границы между РФ и Республикой Казахстан.
Оренбуржье и приграничные территории Казахстана связаны между собой экономически. Достаточно сказать, что на Оренбургском газоперерабатывающем комплексе в 2003 году переработаны 5,1 млрд. куб. м. сухого газа и 3,0 млн. тонн газового конденсата Карачаганакского месторождения. Мы заинтересованы не просто в увеличении, а в значительном увеличении объёмов переработки казахстанского углеводородного сырья.
17-18 июня текущего года на Днях экономики и культуры Оренбуржья в Западно-Казахстанской области вопросы расширения сотрудничества в газовой сфере должны стать основной темой переговоров.
Есть ряд проблем, о содействии в решении которых я хотел бы просить территориальные федеральные органы, органы государственного контроля. Прежде всего это включение в Федеральную целевую программу "Государственная граница РФ" большинства пограничных пунктов пропуска на оренбургском участке для осуществления их реконструкции и ускорения принятия решения об упрощённом порядке перемещения через границу жителей приграничных населенных пунктов.
Не отказываемся мы и от помощи в восстановлении производственно-хозяйственных связей с регионами государств Содружества, расширении рынков сбыта оренбургских товаров, налаживании гарантированных поставок качественного и недорогого импортного сырья, создании эффективной системы привлечения иностранной рабочей силы на строго правовой основе.



Потребительский рынок.



Состояние потребительского рынка - один из наиболее выразительных показателей социально-экономического состояния общества.
В настоящее время в области продолжается процесс совершенствования инфраструктуры торговли и общественного питания, активизировались коммерческие структуры, расширяется малый бизнес в сферах торговли и бытового обслуживания.
Сфера торговли и общественного питания относятся к числу наиболее крупных плательщиков в бюджеты всех уровней.
Совершенствуются формы торгового обслуживания, укрупняются предприятия розничной торговли, оптимизируются коммерческие связи, увеличивается доля розничного товарооборота на основе магазинных форм продажи - всё это признаки проявления цивилизованной рыночной экономики.
Рост платежеспособного спроса населения способствует расширению торговой сети. За 2003 год открыты 219 предприятий розничной торговли и 41 предприятие общественного питания на 1200 посадочных мест. В текущем году оборот торгующих организаций на 17% опережает продажу товаров на рынках.
За 2003 год на территории области произведено товаров на сумму 6637,3 млн. рублей, что составило лишь четвертую часть оборота розничной торговли. Это очень низкий показатель. Поэтому необходимо активизировать работу по привлечению инвесторов для восстановления утраченного в области производства конкурентоспособных товаров широкого ассортимента (кондитерских и макаронных изделий, овощных и мясных консервов, соков, трикотажных и чулочно-носочных изделий, бытовой техники и строительных материалов).
Таким образом, перед исполнительной властью стоят крупномасштабные задачи по дальнейшему усилению потребительского сектора, который должен стать по-настоящему цивилизованным и конкурентоспособным.





Рынок труда.





Ситуация на рынке труда области определяется развитием экономики, структурными преобразованиями в ряде ее отраслей, что привело к несоответствию спроса и предложения рабочей силы. По оценке, общее предложение рабочей силы ежегодно составляет более 300 тыс. человек, при спросе, не превышающем 200 тыс. человек.


Уровень официально зарегистрированной безработицы в области остается одним из самых низких в Российской Федерации и Приволжском федеральном округе (на конец года): 2002 год - 0,7%; 2003 г. - 0,6%. В то же время остается достаточно высокой скрытая безработица: численность работников работающих в режиме неполной занятости составляет (по итогам 2003 года) более 40 тыс.человек или более 5% от работающих.



Бюджетная политика.



Собираемость налогов, преобразования в налоговой сфере.



За период 2000-2003 годы, благодаря общему росту экономики, сохранению позитивных макроэкономических тенденций, мы получили неплохие экономические результаты.
Существенное улучшение финансовых результатов деятельности предприятий области способствовало увеличению налогового потенциала.
Поступления налоговых платежей и сборов по области в 2003 году составили 33,6 млрд.руб. Это в три раза больше, чем в 1999 году, в том числе в консолидированный бюджет области - в 2,2 раза, в федеральный бюджет - в 4,4 раза.
К сожалению, налоговые поступления все больше перераспределяются в пользу федерального бюджета. Если в 1999 году в федеральный бюджет отчислялись 37,7 % всех собранных в области налогов, то в 2003 году эти же - 55,1%.
Сокращен норматив отчислений по одному из определяющих доходных источников - налогу на добычу полезных ископаемых (по углеводородному сырью) с 20% до 14,4%. Потери бюджета по этой причине превышают 1 млрд.руб. Нам вместе с депутатами необходимо продолжить работу по обеспечению сбалансированности бюджетов для обеспечения социального равенства жителей области и стабильности.
С 2005 года ожидаются новые существенные изменения в межбюджетных отношениях, обусловленные разграничением полномочий между уровнями власти.
Основными источниками формирования бюджетов муниципальных образований будут : земельный налог и часть налога на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, а также налоги на малый бизнес.
Изменяющееся с 2005 года налоговое законодательство ограничит возможности по развитию налогового потенциала территории. Так, водный налог будет в полном объеме поступать в федеральный бюджет. Снизится норматив отчислений по налогу на добычу полезных ископаемых в виде нефти с 14,4 % до 5 %, уменьшится ставка налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ с 19 % до 17,5 %. Все это повлечет снижение доходов бюджета области на 1,5 млрд. рублей.
В качестве компенсации выпадающих доходов увеличатся на 8 % ставки акцизов на спирт, алкогольную продукцию и нефтепродукты. Отменяются некоторые льготы по налогу на имущество организаций. В итоге часть выпадающих доходов компенсируется (270 млн. рублей).
Но предполагаемые компенсации лишь в незначительной мере покроют выпадающие доходы.
Справедливости ради надо сказать, что постепенное вымывание доходов бюджетов субъектов Российской федерации происходит с 2001 года. Тем не менее, нам удалось обеспечить стабильный рост доходов бюджета. В 2003 году поступило собственных доходов 16 млрд. рублей, что на 57 % больше, чем в 2000 году. Планируемое установление долговременных нормативов должно стабилизировать ситуацию.
В связи с этим должны быть приняты комплексные меры по стабилизации доходов бюджета.
В сложившихся условиях усилия администрации области и муниципальных образований (во взаимодействии с налоговыми органами) должны быть направлены на усиление администрирования доходов, улучшение расчетов с бюджетом. Необходимо исключить решения, приводящие к потерям доходов бюджета.
Еще велика недоимка предприятий области по платежам в бюджет (430 млн. рублей в областной и 300 млн. рублей в местные6 бюджеты). Между тем мы вынуждены обращаться в Федерацию с просьбой в оказании помощи по выделению средств для выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы.
Мы просим руководителей предприятий, руководителя Управления Министерства налоговой службы по Оренбургской области (Кузнецов Г.В.) обратить внимание на эту проблему.
Как один из источников увеличения платежей в бюджет в виде налога на доходы физических лиц, необходимо рассматривать работу по погашению задолженности по заработной плате работникам предприятий и организаций. По состоянию на 1.06.04 она составила более 600 млн. рублей.
Значительно увеличиваются расходные обязательства областного бюджета, вызванные прежде всего передачей полномочий по выплате пособий гражданам, имеющим детей, а также предоставлением компенсационных выплат гражданам имеющим право на льготы по федеральному закону "О ветеранах" (кроме оплаты жилищно-коммунальных услуг, которые будут возмещаться предприятиям ЖКХ).
Сложность положения заключается в том, что передача указанных полномочий не сопровождается передачей средств из федерального бюджета. В 2005 году на выплату детских пособий потребуется 400 млн. рублей, а на реализацию ветеранских льгот по предварительным данным - 1,7 млрд. рублей. (В областном бюджете на 2004 год эти расходы учтены в сумме 380 млн. рублей).
Передача на областной бюджет содержания учреждений начального и среднего профтехобразования увеличит нагрузку на расходную часть бюджета еще на сумму более 500 млн. рублей, т.е., выпадающие доходы + финансирование дополнительных полномочий повышают нагрузку на расходную часть бюджета до 4-х млрд. рублей
В этой ситуации работа по увеличению доходов бюджета (и об этом было уже ранее сказано), должна вестись параллельно с упорядочением расходов. И здесь у нас тоже есть резервы.
Я обращаюсь к депутатам Законодательного Собрания (Трофимов Ю.В.) не принимать в текущем году решений, направленных на увеличение расходных обязательств бюджета.
Вот почему необходимо вводить строжайший режим экономии в расходовании бюджетных средств. Нужно рассмотреть возможность присоединения учреждений с низкой эффективностью, к учреждениям, имеющим сходные функции; исключить содержание непрофильных учреждений; провести работу по реструктуризации государственных унитарных предприятий и бюджетной сети с целью повышения эффективности их функционирования, предусмотреть в будущем году экономию средств не менее, чем на 9 - 10%.
Важно в кратчайшие сроки завершить внедрение энергосберегающих технологий в бюджетных учреждениях.
Нам необходимо не только сохранить, но и упрочить позитивные макроэкономические тенденции по расширению налоговой базы и росту бюджетных доходов.
Сегодня проводится большая работа по расширению участия области в реализации федеральных целевых программ. Мы намерены принять участие в 33 из них с объемом финансирования за счет средств федерального бюджета 1886,16 млн. рублей. В 2000-2003 годах область ежегодно принимала участие в реализации более 30 федеральных целевых программ, получено 992,7 млн. рублей, которые использованы на решение социальных проблем. Только в 2003 году с участием средств федерального бюджета завершено строительство корпуса Центральной районной больницы, межрайонного центра санэпиднадзора в г.Сорочинске, берегозащитных сооружений р.Урал у с.Илек, ведется строительство онкологических центров в Оренбурге (детского) и Бузулуке, ряда других объектов. За первый квартал текущего года в рамках реализации федеральных целевых программ область получила из федерального бюджета 40,3 млн. рублей. Из областного бюджета в 2004 году предусмотрено направить 540 млн. рублей, из федерального - 144,5 млн. рублей.
(Роль депутатов Госдумы, членов Совета федерации)




О совершенствовании структуры управления.



Главное в совершенствовании системы управления четко определить показатели и критерии, по которым надо оценивать работу каждого структурного подразделения администрации и на этой основе ввести понятие ответственности за конечный результат.
Деятельность структурных подразделений администрации области прямо или косвенно связана с бюджетным процессом, поэтому для однородности принципов предлагается выбрать степень вовлеченности в бюджетный процесс.
При этом следует выделить структурные подразделения:


- отвечающие за доходную базу бюджета;


- отвечающие за расходные полномочия и реализацию социальных программ;


- выполняющие организационные и представительские функции, а также обеспечивающие деятельность органов управления.
1. Структурные подразделения, обеспечивающие рост бюджетных поступлений и непосредственно связанные с повышением эффективности народно-хозяйственного комплекса и экономики в целом.
Критерии оценки:


- рост бюджетных поступлений;


- общие показатели экономического роста;


- рост прибыли прибыльных предприятий;


- сокращение убытков убыточных предприятий;


- сокращение задолженности по заработной плате в народно-хозяйственном комплексе;


- рост неналоговых доходов, связанных с эффективностью использования областной собственности и арендных отношений.
2. Структурные подразделения, реализующие социальную политику и программы.


Критерии оценки:


- контроль за соблюдением нормируемых статей расходов ( например: заработная плата в социальной сфере);


- контроль за расходными полномочиями по закупкам продукции на государственные нужды.
Таким образом, пересмотр функций структурных подразделений, а также их соподчиненности должен быть отвечать принципам: обеспечение экономического роста, укрепление доходной базы бюджета, контроль за эффективностью расходных полномочий и укреплению межбюджетных отношений.
Мы проводим работу по совершенствованию и оптимизации структуры управления:


- создан департамент образования (Ковалев А.В.) за счет объединения управлений общего образования и профтехобразования;


- недавно образован департамент экономического развития и внешних связей (Горшенин С.Г.) с упразднением департамента экономики и управления международных и внешних экономических связей.

Уважаемый участники совещания!
Все сказанное выше должно создать условия для существенного продвижения в социальной сфере.
Главная задача - преодолеть бедность.
В результате мер, принятых по борьбе с бедностью, в области за последние 4 года доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократилась более, чем на одну треть. Заработная плата за 5 месяцев текущего года увеличена на 28%, реальная - на 17%
Можно уверенно сказать, что сделано немало, но, вместе с тем, сдерживающим фактором роста доходов работающего населения остается низкая заработная плата в отдельных отраслях (об этом я говорил) и задолженность по ней.
И в России, и в области остается значительной дифференциация населения по уровню доходов (в настоящее время денежные доходы наиболее обеспеченного населения превышают доходы наименее обеспеченного населения почти в 9 раз); более чем в 12 раз отличаются денежные доходы между регионами страны. При этом на протяжении последних лет область по величине среднедушевых денежных доходов стабильно занимает 6 место среди 15 субъектов РФ Приволжского Федерального округа, мы отстаем и от среднероссийского уровня , что в значительной степени обусловлено структурой экономики области. Мы знаем, что у нас 42,2% населения живут на селе, а заработная плата работников сельского хозяйства, как известно, составляет всего 1/3 от среднеобластной и 1/4 от заработной платы в промышленности. Поэтому одной из самых актуальных задач, решение которой дальше нельзя откладывать, является динамичное повышение оплаты труда в сельском хозяйстве, создание условий для закрепления на селе молодых специалистов.



О заработной плате


Рост объемов производства в отраслях реального сектора экономики дал значительный прирост средней заработной платы, который за последний 2003 год и 5 месяцев текущего года составил: в промышленности - 130%, транспорте -133,7%, строительстве - 141,5%, сельском хозяйстве - 120,4%.
Уделение внимания в последние четыре года развитию социальной сферы способствовало укреплению ее материально-технической базы, привело в 2003 году к росту заработной платы в 3,5 раза, в том числе: в здравоохранении - 3,3, в образовании - 4 раза.
В целом по области - по полному кругу предприятий заработная плата к уровню 1999 года выросла в 3,2 раза.
По размеру среднемесячной зарплаты область стабильно держит 6 -7 место среди 15 субъектов ПФО.
Нашей главной заботой на сегодняшний день остается проблема несвоевременной выплаты заработной платы, наличие которой отмечается ежегодно, в том числе за 5 месяцев 2004 года. И, несмотря на ее сокращение к началу года и соответствующему периоду 2003 года, более чем на 30% задолженность составляет внушительную сумму - 667 млн. рублей, в том числе из-за бюджетного недофинансирования - 35 млн. рублей (при этом долги из-за бюджетного недофинансирования в общей задолженности растут: 2002 год - 3,4%, 2003 год - 3,7% 4 месяца 2004 года - 5,9%).
На 1 июня 2004 года просроченная задолженность по зарплате в разрезе отраслей:
промышленность - 98 млн.руб. ;
сельское хозяйство - 415 млн.руб.;
транспорт - 56 млн.руб. ;
отрасли соцсферы - 59 млн.руб.

Следует отметить высокий уровень задолженности по отношению к началу года в г.Медногорске, Кувандыке, Соль-Илецке, Гае, Гайском, Оренбургскоми Октябрьском районах. Почти 90 млн.руб составляет задолженность в г.Оренбурге, 65 млн. рублей в г.Орске.
Главам муниципальных образований необходимо уделять серьезное внимание вопросам увеличения заработной платы, своевременности ее выплаты, а это создание условий для улучшения работы предприятий, активизация деятельности ваших комиссий по стабилизации экономики, трехсторонней, с жестким контролем принятых решений.



Доступность жилья.



Одной из наиболее острых социально-экономических проблем для большинства населения области по-прежнему остается жилищная проблема. Только на учете в администрациях городов и районов состоят около 48 тысяч семей оренбуржцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из них в получении безвозмездной жилищной субсидии - 12 тысяч семей.
В ветхом жилом фонде проживают около 7 % населения области, а это без малого 153 тысячи человек. За 2003 год решили свою жилищную проблему лишь 4,6 % семей (2,2 тысячи человек) из 48 тысяч семей, нуждающихся в улучшении жилья. В очередях состоят сегодня в основном малообеспеченные граждане, некоторые из которых не способны самостоятельно оплатить даже часть его стоимости (инвалиды, многодетные семьи, дети-сироты, погорельцы и т.д.). Именно этим категориям граждан необходимо предоставить социальное жилье в государственном и муниципальном жилищных фондах по договорам социального найма бесплатно или за доступную плату.
Доступность жилья определяется платежеспособностью населения и объемами его предложения на рынке жилья. Эту двуединую задачу мы решали все предыдущие 4 года. Уже в 2000 году удалось остановить падение объемов ввода жилья в эксплуатацию, а в 2003 году довести его до 520 тыс. кв. м общей площади. Ежегодно на эти цели выделяется более 230 млн. рублей.
В 2003 году мы сделали первые шаги в создании системы обеспечения доступным жильем молодых семей. Принята областная программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2003-2010 гг.". За последние два года (2003-2004 гг.) на предоставление субсидий из областного и федерального бюджета было выделено 28 млн. рублей, что позволит приобрести жильё многим молодым семьям. Уже сегодня в собственное жильё въехали 24 молодые семьи, которые воспитывают 51 ребёнка. Мы будем работать над реализацией этой программы, привлекая к её финансовому обеспечению средства консолидированного бюджета, предприятий и организаций.
В рейтинге по вводу жилья на 1 тысячу населения среди областей и республик, входящими в Приволжский округ, Оренбургская область за 2003 год находится на 5 месте.
Это достигнуто за счет адресности инвестиций, акцента на новое строительство, развитие финансово-кредитных механизмов поддержки населения ипотечными кредитами, товарными целевыми займами, субсидиями, содействия деятельности ссудосберегательных товариществ, реализации более 30 инвестиционных проектов по развитию производственной базы жилищного строительства. Сегодня более 20 % жилья вводится при поддержке областного бюджета, благодаря осуществлению программы "Сельский дом" и ипотечному кредитованию граждан. И это направление мы будем выдерживать до тех пор, пока доходность населения станет более высокой и позволит снизить достаточно серьезную нагрузку на бюджет.
Стратегическим вопросам ближайшего периода должна стать работа по совершенствованию финансово-кредитной схемы поддержки населения, позволяющей увеличить втрое число платежеспособных участников рынка жилья, а также работа по увеличению объемов ввода жилья к 2010 году до 800-900 тысяч кв. метров в год.
Одновременно необходимо изменить отношение и к работе по структурной перестройке производственной базы жилищного строительства. Порядка 400 млн. рублей инвестиций, направленных бюджетом на возвратной конкурсной основе в экономику стройкомплекса в 2001-2003 годах позволили освоить технологии производства домов новых архитектурно-строительных систем, пополнить областной рынок строительных изделий современной конкурентоспособной продукцией областных товаропроизводителей.
В этой связи необходимо решить в самое ближайшее время затянувшуюся проблему с возобновлением работы единственного в области кирпичного завода в городе Оренбурге способного выпускать облицовочный кирпич для нужд жилищного строительства (Карпов Ю.Н., Мищеряков Ю.Н.).
Решение вопросов предоставления жилищных кредитов населению должно быть увязано с "пропускной способностью" учреждений юстиции, БТИ, служб земельного кадастра и других участников рынка жилья.
У нас есть еще немало административных барьеров при оформлении застройщиками исходно-разрешительной документации на строительство и выделение земельных участков. Застройщики обременены всякого рода платежами, непосильными техническими условиями со стороны коммунальных служб и естественных монополий.



Задачи в области здравоохранения.



Уважаемые коллеги! Думаю каждому из присутствующих понятно значение доступного здравоохранения. Этому направлению в нашей области уделяется особое внимание.
На выполнение программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Оренбургской области за четыре года направлено 15,1 млрд. рублей. Расходы на одного жителя области в 2003 году составили 2229 рублей, что на 10% выше, чем в 2002 году и значительно больше, чем в других регионах ПФО.
Только в прошлом году введено 10 медицинских объектов, в числе которых туберкулезный диспансер на 62 койки в г. Бугуруслане, поликлиника на 250 посещений в смену в Илекском районе, наркологический диспансер в г. Новотроицке, областная стоматологическая поликлиника на 600 посещений в смену, родильный дом в г. Сорочинске и другие.
Из средств областного бюджета за 2003 год дополнительно было приобретено оборудования на сумму 171,3 млн. рублей, в центральные районные больницы направлено 16 автомобилей "Скорой помощи".
В клиниках области создаются центры новых технологий лечения: это кардиохирургический центр в областной клинической больнице, в которой уже проведено более трех тысяч операций на сердце, в том числе 840 на открытом сердце, в первой городской больнице - центр по пересадке почки, где уже шести пациентам проведены такие операции.
Этим как раз решается задача доступности медицинской помощи, о которой говорил президент и, если хотите, и безопасность жизнедеятельности.
Нас настораживает состояние здоровья оренбуржцев трудоспособного возраста. Выявление заболеваний на ранних стадиях - важное условие их успешного лечения, снижения инвалидности и смертности.
Крайне необходимым является восстановление системы профилактических осмотров населения независимо от форм собственности предприятий, на которых оно трудится. Считаю, что агитировать много не надо, следует принимать срочные и конкретные меры по каждой территории, по сохранению и открытию здравпунктов на предприятиях.
По-прежнему много вопросов остаётся к учреждениям здравоохранения области.
Одна из причин существующего положения - в недостаточной эффективности управления здравоохранением. Затраты ежегодно растут, а качество медицинской помощи и доступность диагностического оборудования, которое, как правило, приобретено на бюджетные деньги, оставляет желать лучшего.
Гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть известны и понятны населению, подходы к оказанию платных услуг - едиными для всей области.
Не менее важное направление в работе системы здравоохранения - оказание фармацевтической помощи населению, предполагающей эффективность, безопасность и доступность лекарственных средств.

Задачи в сфере образования.


Условия глобальной конкуренции требуют от нас усиления практической направленности образования.
Система общего и профессионального образования Оренбуржья многогранна и многочисленна: в 1534 общеобразовательных школах обучается более 285 тыс. учащихся; в 67 училищах (лицеях), 56 техникумах (колледжах) и 35 вузах и их филиалах обучается более 145 тысяч юношей и девушек по 150 профессиям.
Сейчас в области более 300 студентов приходятся на десять тысяч населения. Это достаточно высокий показатель.
Тем не менее, у нас по-прежнему наблюдается перенасыщение рынка труда выпускниками вузов юридических, экономических и управленческих направлений.
Так, ежегодный выпуск юристов только государственными учебными заведениями превысил 1000 человек, из которых 34% испытывают затруднения в трудоустройстве. При этом, например, в сельском хозяйстве есть нужда в 6 тысячах специалистов агропромышленного комплекса. Ситуация усугубляется тем, что многие вузы области, призванные готовить кадры для реального сектора экономики, ведут подготовку по непрофильным специальностям.
Нам следует стремиться к тому, чтобы большинство выпускников учебных заведений работали по специальности. Речь, разумеется, не о возврате к директивному распределению, а о прогнозировании потребности экономики в необходимых специалистах.
Как отметил Президент в своем Послании к Федеральному Собранию - нам необходимо формирование госзаказа на подготовку специалистов.
В нашей области уже четвертый год в вузах области по целевому "губернаторскому" набору обучаются 734 человека. На эти цели направлено более 20 млн. рублей. Эта работа будет продолжаться.
В тоже время и нашим предприятиям всех форм собственности необходимо осуществлять целевую подготовку кадров для своего производства, проводить "директорские" наборы в вузы, техникумы и профессиональные училища.
Необходимо практиковать заключение будущим работодателем договора со студентом, который после получения бесплатного образования должен отработать по специальности определенный срок. И начать, видимо, надо с дефицитных сегодня специальностей.
Особо отмечу, что выпускники школ - независимо от имущественного положения родителей - должны иметь возможность поступать в вузы в соответствии с уровнем их знаний.
При этом подчеркну - мы против сокращения бюджетных мест и перекладывания оплаты обучения на плечи населения. К сожалению, многие вузы сегодня пошли по пути бесконтрольного увеличения коммерческого набора, что является препятствием для получения высшего образования молодежи из семей с небольшими доходами. Так, в Оренбургском филиале торгово-экономического университета при 50 бюджетных местах ежегодный коммерческий прием составляет более 200 человек. Наверное, стоит подумать о роли и месте таких учебных заведений в регионе.
Мы должны обеспечить талантливым молодым людям возможность обучения за счет государства.
Для этого потребуется воссоздание в широком масштабе подготовительных отделений в вузах, предметных олимпиад, адресное предоставление государственных стипендий и грантов на обучение. Эта практика уже применяется, нужно ее активнее использовать.
Что касается общего образования, то следует отметить, что сегодня в Оренбуржье работают около 27 тысяч учителей. В целях обеспечения доступности и высокого качества образования с 2000 года действует областной лицей-интернат для одаренных детей из сельских районов и малых городов области. Радует, что подобные учреждения открываются и в других муниципальных образованиях: Акбулак, Кувандык, Соль-Илецк.
Сегодня область активно участвует в совместных с федеральным центром программах по компьютеризации сельских школ, обеспечении их оборудованием, учебниками, спортинвентарем.
Ежегодно вводится в эксплуатацию до 10 объектов образования, это и спортивные комплексы, детские сады, центры патриотического воспитания.
Только в прошлом году 37 сельских школ получили автобусы на сумму свыше 11 млн.руб.
Я считаю, что нами немало сделано и надеюсь, что вся работа будет продолжена.
Но хотелось бы остановиться на тех проблемах, что предстоит решать в ближайшее время.
Нам необходимо продолжить работу по обеспечению доступности и качества общего образования в сельских школах.
Муниципалитетам предстоит серьезно укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений. Сегодня 288 сельских школ требуют капитального ремонта, 16 из них находятся в аварийном состоянии.
В текущем году мы продолжим совместный проект с Министерством образования и науки по обеспечению компьютерами, другим оборудованием.
Нам предстоит реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с потребностями экономики Оренбуржья.
Следует отметить, что качественный состав педагогов улучшается медленно, и лишь 72 процента имеют высшее образование. Многие выпускники педагогических вузов не едут в школы (особенно выпускники факультета иностранных языков) и устраиваются в другие структуры.
Необходимо активизировать работу по подготовке кадров для системы образования, сохранить существующий кадровый потенциал, обеспечить приток в систему образования талантливой молодежи.

Демографическая ситуация

Демографическая ситуация в области характеризуется продолжающимся снижением естественной убыли населения, хотя она остается достаточно высокой - 3,1 тысячи человек (на 1 июня текущего года), что в сочетании с продолжающимся ростом миграции населения, несмотря на некоторый рост рождаемости, приводит к сокращению численности населения области.
Каждый третий рожденный ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья. Уменьшается численность детей, доля которых составляет 23 процента от всего населения.
Увеличивается количество пожилых людей. Средняя продолжительность жизни мужчин составляет 59 лет, женщин - 72 года. Показатель смертности не имеет тенденции к снижению.
Ежегодно погибает около 6 тысяч человек от несчастных случаев, травм и отравлений, причем подавляющая часть из них - трудоспособного возраста!
Президентом Российской Федерации поставлена задача преодоления демографического спада с стране, что в полной мере относится и к ситуации в нашей области и требует безотлагательной разработки и принятия конкретных мер, которые касаются всех без исключения сфер деятельности органов власти.
Эта задача может быть решена только совместными комплексными усилиями и требует незамедлительных действий.
Нужно обратить особое внимание органов социальной защиты на эффективное использование мер адресной социальной поддержки. В Оренбургской области более 300 тысяч человек нуждаются в государственной помощи.
Существующая в настоящее время система предоставления льгот крайне неэффективна, что приводит из-за необеспеченности финансовыми ресурсами к противоречиям между предприятиями, предоставляющими льготы, населением и органами власти.
В настоящий момент рассматривается вопрос о возможности замены по ряду позиций льгот денежными компенсациями.
На мой взгляд, механизм замены натуральных льгот денежной компенсацией упрощает их предоставление, уравнивает в правах льготников, и, в первую очередь, позволяет адресно поддерживать каждого гражданина, а также самостоятельно распоряжаться выделяемыми денежными средствами. Это все, безусловно, положительный фактор.
К полномочиям федерации предполагается отнести обеспечение семи категорий льготников (инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории) общей численностью 211 тыс.чел.
К полномочиям субъектов РФ - обеспечение ветеранов труда и тружеников тыла, их численность составляет 315 тыс.чел.
При предполагаемых размерах денежных компенсаций для тружеников и ветеранов труда из бюджета области потребуется 1 млрд. 964,9 млн.руб. Область же в 2004 году имеет собственные финансовые ресурсы на эти цели лишь в размере 123 млн.руб.
Кроме того, видимо нам необходимо изменить систему назначения и выплаты жилищных субсидий, передать эти функции полностью органам социальной защиты, т.к. по сравнению с другими территориями Приволжского федерального округа, наша область по численности получателей субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг занимает последнее место: удельный вес семей, получающих субсидии, в общем числе семей - немногим более 4 процентов, тогда как в других областях - 10-12 процентов. Это направление, безусловно, нам необходимо развивать.

Задачи силового блока.

В Послании Президента подчеркнуто, что мы должны не только поднять уровень доходов населения, но и создать безопасные условия жизни, снизить уровень преступности, остановить рост наркомании, избавиться от детской беспризорности.
В области правопорядка и борьбы с преступностью. За прошедшие четыре года оперативная обстановка в области сохранялась стабильной и контролируемой.
Ведется планомерная работа по упорядочению трудовой миграции, наметилась устойчивая тенденция к сокращению количества граждан, получающих статус вынужденных переселенцев. Число преступлений, совершенных подростками и при их участии, снизилось за последние четыре года на 25 процентов.
Вместе с тем обоснованную тревогу вызывает сохраняющийся высокий уровень преступлений против личности. Количество краж, разбойных нападений, грабежей в этом году увеличилось на 5 -19%, а неправомерное завладение автотранспортом (так называемых угонов автомобилей) - на 49%. В то же время раскрываемость таких преступлений составляет 31,46%. Состояние оперативной обстановки требует принятия более решительных мер по повышению эффективности в борьбе с экономическими преступлениями. За прошедшие четыре года кардинальных изменений в этой сфере не произошло, количество выявляемых ежегодно преступлений практически не меняется.
Наиболее реальной мерой противодействия преступности является активизация и усиление мер административного воздействия к правонарушителям, профилактика преступлений. Без четкого взаимодействия органов правопорядка (прокуратуры, судов, милиции) с местными администрациями реальной борьбы с преступностью не получится.
В силу своего геополитического положения Оренбургская область стала одной из основных российских территорий, используемых преступными группами как транзитный перевалочный пункт контрабанды наркотиков из Афганистана и государств Средней Азии в центральные регионы России. Немалая часть героина остается и на нашей территории. Количество больных наркоманией в Оренбуржье за последние десять лет возросло в 12 раз. По уровню распространенности наркомании наша области занимает третье место среди регионов Приволжского федерального округа. В 2000 году выявлено 3290 наркопреступлений, в 2003 году - 3389.
В связи с этим одной из важных задач на предстоящий период выступает дальнейшая координация усилий правоохранительных органов по пресечению контрабанды наркотиков, выявлению и ликвидации очагов дикорастущих и незаконно выращиваемых наркосодержащих растений.
Первостепенным фактором нормализации обстановки в области является профилактика наркомании, работа по формированию здорового образа жизни. Органам местного самоуправления совместно с заинтересованными сторонами необходимо активизировать работу по организации профилактических мероприятий. Такая работа должна стать более адресной, целенаправленно проводится, в первую очередь, среди молодежных групп.
В Оренбуржье из общего числа несовершеннолетних более половины (324,5 тыс. детей) проживают в малообеспеченных семьях. К сожалению, за последние годы наметилась тенденция увеличения неблагополучных семей. Не снижается и число родителей не исполняющих должным образом свои обязанности по воспитанию детей.
Возросшее количество детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством при живых родителях, требует не только помощи со стороны государства, но и выдвигает на первый план необходимость ужесточение ответственности родителей за воспитание своих детей.
Мы положительно рассматриваем тот факт, что за 2003 год около 33 тысяч оренбургских подростков в летний период получили работу. Это и материальная помощь семьям, и борьба с детской беспризорностью, наркоманией среди подростков.
В Послании серьезное внимание уделено вопросам модернизации армии. Для нашей области, на территории которой размещено более сотни воинских частей, в том числе 31-я ракетная армия и 27-я мотострелковая дивизия - это актуальная проблема. Мы поддерживаем курс на модернизацию армии, поскольку понимаем, что без оснащение новейшей техникой ракетных войск, сухопутных сил и авиации нельзя обеспечить качественный рост боевой готовности Вооруженных Сил.
Нам предельно ясно и другое. Социальные вопросы, которые имеются у военнослужащих, надо решать быстрее. В первую очередь, обеспечение их жильем. Эту проблему государство планирует решить через создание ипотечно-накопительной системы. В связи с этим стоит подумать сидящим в этом зале руководителям наших финансовых компаний, корпораций и банков о своей роли по участию в этой работе. У нас пока более тысячи военнослужащих запаса и более полутора тысяч офицеров и прапорщиков не имеют своего жилья.
В организации антитеррористической деятельности. Обстановка на территории Оренбургской области по линии противодействия террористической деятельности обусловлена, прежде всего, продолжающейся контртеррористической операцией на Северном Кавказе, увеличением миграционных потоков в Оренбургскую область представителей Северного Кавказа и Средней Азии, прозрачностью границы с республикой Казахстан.
Оренбургская область, учитывая наличие значительного количества особо важных объектов промышленности, жизнеобеспечения, ТЭК, объектов Министерства обороны РФ, а также особенности национального состава и религиозных установок населения, является регионом, где акции терроризма и их последствия могут иметь повышенный негативный резонанс для безопасности и престижа Российской Федерации.
Пока однако не все органы муниципальной власти, главы территорий и руководители предприятий еще осознали опасность, которую таит в себе терроризм. Недавно мы организовали операцию по проведению ложных террористических актов с проникновением на охраняемые объекты, подкладывание взрывных устройств и т.д. и столкнулись с вопиющей безответственностью и преступной халатностью. Необходимо проведение широкой разъяснительной работы среди населения, направленной на разоблачение реакционной сущности и опасности последствий террористической деятельности, с использованием средств массовой информации.
Приоритетным направлением в деятельности органов государственной власти является реформа местного самоуправления. В соответствии переходными положениями Федерального закона до 1 января 2005 года нам необходимо установить границы вновь образуемых муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района. До 1 ноября 2005 года предстоит провести выборы представительных органов и глав вновь образованных муниципальных образований.
Мы приступили к работе по подготовке материалов для установления границ вновь образуемых муниципальных образований со статусом сельских и городских поселений. Документы должны быть своевременно подготовлены для рассмотрения на Законодательном Собрании области.
Позиция администрации области в вопросах установления границ сельских поселений схожа с мнением руководителей районов - не допускать большого перекраивания границ территорий сельсоветов, их объединения, не увлекаясь при этом увеличением числа сельсоветов (поссоветов).
Нам необходимо выработать конкретные рекомендации по выстраиванию экономических взаимоотношений между всеми уровнями власти, по увеличению доходов местных бюджетов и довести эти рекомендации до руководителей местных органов власти, чтобы они владели навыками работы в условиях бюджетной самостоятельности с вступлением в силу Федерального закона в полном объеме.
Многое предстоит сделать и в совершенствовании земельно-имущественных отношений, в решении социальных вопросов, проблем местного значения. Не лишним будет изучить по всем этим вопросам накопленный опыт других российских регионов и все ценное из него взять для применения в области.


Формирование гражданского общества

В Оренбуржье сложился широкий спектр политических сил - зарегистрировано более 2600 общественных объединений, в том числе 42 региональных отделения политических партий. Но далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей.
В течение последних четырёх лет у нас выросли роль и значение областной Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в становлении и развитии социального партнерства власти, профсоюзов и работодателей. Активно включились в работу члены комиссии по помилованию и по правам человека при главе администрации области. Это заметный шаг на пути к гражданскому обществу.
Существенную роль в становлении демократии играют неполитические Союзы женских организаций, объединения ветеранов войны и труда, складывающиеся в последнее время общественные объединения "землячеств", молодежные организации.
На протяжении всего периода после распада СССР у нас не было столь явных негативных тенденций, которые можно было видеть в других областях. И это несмотря на приграничное положение региона и на достаточно высокий уровень миграционных движений. Не зря федеральный центр рассматривает Оренбуржье как пилотный регион для формирования общероссийской модели национальной политики.
Однако, это не даёт нам повода для самоуспокоения. Необходимо усилить эффективность системы обратной связи между органами власти и населением, повысить действенность форм информирования населения о деятельности власти и получения информации о насущных проблемах оренбуржцев в рамках областных "Дней информации" для последующего их оперативного решения. Нам всем нужно осваивать навыки межпартийного диалога и коалиционных действий. Партии, как справедливо заметил Президент: "...должны учиться приходить к власти и расставаться с ней по воле народа".
Необходимо поддерживать интенсивный и конструктивный диалог органов власти с общественными объединениями, прежде всего, через работу Общественной палаты при Законодательном Собрании и главе администрации Оренбургской области, Общественную палату при мэре и горсовете Орска, Советов по связям с общественностью при городских и районных администрациях. В целом же, работа по укреплению общественно-политической стабильности в Оренбуржье требует деликатности, выверенных и эффективных подходов в решении возникающих проблем. И мы с вами ни на минуту не должны забывать, что только народ, через демократические институты и гражданское общество в состоянии гарантировать незыблемость нравственных и политических основ развития нашего региона.

Уважаемые друзья!
Вопросы, изложенные в Послании Президента России, требуют вдумчивой и каждодневной работы органов власти всех уровней. Они актуальны и касаются всех граждан нашей области.
Я выражаю надежду, что в решении задач, поставленных Президентом в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, все ветви региональной власти, все руководители органов исполнительной власти, предприятий и организаций будут действовать слажено и конкретно. Это в полной мере относится и к руководителям федеральных структур, действующих в нашей области
От нас с вами люди ждут не деклараций, а активных и решительных мер в ответ на понимание и поддержку всего многонационального населения области.
Спасибо за внимание.

15.06.2004

http://www.orb.ru:8080/dynamic/read_text?nd=963702091



Док. 389280
Перв. публик.: 15.06.04
Последн. ред.: 30.10.07
Число обращений: 325

  • Чернышев Алексей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``