В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Якубович-в эфире ЭХО МОСКВЫ Назад
Леонид Якубович-в эфире ЭХО МОСКВЫ
Е. АФАНАСЬЕВА - В эфире "Телехранитель", программа о сути телевидения и тех, кто определяет и хранит эту суть. И каждое воскресенье мы говорим о персонах и программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на развитие отечественного телевидения. Сегодня у нас в гостях Леонид Якубович. Добрый день, Леонид Аркадьевич.
И сегодня, к сожалению, пришла одна очень грустная новость - в 50 лет скончался Алексей Бурков. Да, вы не слышали еще? Вот такая трагедия. Алексей был не так давно у нас в эфире перед олимпиадой, мы разговаривали и это действительно большая потеря для всего телевизионного сообщества. Мы выражаем свои соболезнования. Вот Леонид Аркадьевич просто закрыл глаза, новость действительно трагическая. После нее трудно начинать разговор о чем-то более легком, наверное. Леонид Аркадьевич, телевидение влияет на человека, оно высасывает, делает вашу профессию более рискованной, может быть, в плане стрессов, в общем, это более рискованная профессия, я не имею в виду репортеров, работающих в горячих точках. А вот вы человек, который выходит в эфир, Алексей, который работал руководителем передачи. Или это такая же, как другие профессии.

Л. ЯКУБОВИЧ - На меня не влияет естественно никак. Я не касаюсь новостного ряда. С виду у меня довольно спокойная профессия.

Е. АФАНАСЬЕВА - Но, наверное, есть какие-то свои подводные камни, которые вас в этой профессии удручают, напрягают, может быть, вызывают резкую реакцию.

Л. ЯКУБОВИЧ - В жизни каждого человека, особенно публичного, или известного, есть такие подводные камни, но я совершенно не убежден, что об этом должны знать окружающие. Все с виду должно быть легко, изящно, весело. В данном случае я сейчас соглашаюсь с председателем СФ - все должно быть оптимистично.

Е. АФАНАСЬЕВА - То есть вы согласны с тем, что, например, будут идти новости на любом канале и все такой организованный хороший оптимизм. Все правильно. А новости плохие в конце, кто хочет - посмотрит.

Л. ЯКУБОВИЧ - Я согласен с тем, что человеку надо каждый день говорить, что он гений и в результате мы, наверное, получим хотя бы одного гения из ста. Но если каждый день говорить всей нации, что вы дураки и все равно у вас ничего не получится, потому что все плохо, мы действительно получим нацию дураков. Я все-таки думаю, что хорошего больше.

Е. АФАНАСЬЕВА - А где соотношение правильное процентное? Потому что если говорить только о хорошем, ничто кроме как лакировка не получится. Мы все это в нашем недавнем прошлом проходили. Когда официальные СМИ были полны бравурными новостями, и страна жила не далеко так замечательно как показывала пресса.

Л. ЯКУБОВИЧ - Скажите, пожалуйста, вот я вам задам вопрос. Насколько вам интересно, сколько самолетов разбилось, сколько людей погибло, скольким оторвало руки, ноги и вообще вся эта кровавая статистика. Сколько человек в этот день умерло от онкологии, от СПИДа, еще чего-то. Это область специальная и заниматься этим должны специалисты. Показывать по телевизору...

Е. АФАНАСЬЕВА - Сегодня, например, показывали трагедию в Китае. Разбился самолет, казалось бы, что нам до Китая. Китай далеко, всегда где-то кто-то умирает. Но для этих людей это такая трагедия...

Л. ЯКУБОВИЧ - Подождите, но от этого трагедия не становится меньше. И не надо ковыряться пальцем в гнойной ране. Все зависит от того, как показывать.

Е. АФАНАСЬЕВА - Хорошо, Леонид Аркадьевич, когда была трагедия Беслана, телетрансляции вы смотрели?

Л. ЯКУБОВИЧ - Смотрел.

Е. АФАНАСЬЕВА - И вы считаете, что это можно было не показывать?

Л. ЯКУБОВИЧ - Нет, я считаю, что это можно было показывать не так.

Е. АФАНАСЬЕВА - А как?

Л. ЯКУБОВИЧ - Это очень просто. Все заложено в том - зачем мы это делаем это как. То, как показывали Беслан и как раньше показывали все, что было до этого, должно логично привести к священной всенародной ярости, то есть к мести.

Е. АФАНАСЬЕВА - Я могу с вами не согласиться. В этот раз ни один из каналов, ни месть не разжигал, вообще очень корректно выдавали информацию, даже сильно себя ограничивали.

Л. ЯКУБОВИЧ - Вы меня не так поняли. Можно ничего не говорить, можно просто показывать. Ничего не комментировать, просто показывать. Это равно знаете, я вспоминаю, как отец мне рассказывал, когда они от Москвы, наконец, на животах поползли на Запад, то сначала это были приказы - в атаку, вперед, за Родину, но когда начали освобождать первые деревни и увидели, что творили немцы с детьми, женщинами, дальше остановить это было невозможно. И задача командиров была только одна - остановить. Никакие приказы брать пленных, не брать, не действовали. У людей стали слепые глаза, люди сошли с ума от ярости. Многое из того, что происходит в Чечне, может привести к этому. Я там был, это чудовищно то, что там происходит. Но это все-таки для специалистов сдерживающий центр, что все-таки человек военный обязан держать себя в руках. Гражданские люди не обязаны это делать, это очень корректная, тонкая тема. Показывать подобные трагедии я полагаю, можно только, консультируясь со специалистом. С психологами, например, иначе можно вызвать слепую ярость, неуправляемый ответный бунт. Правый, не правый - вопрос второй. Но то, что зреет это так, оно вполне, кстати, логично и оправдано. Потому что смотреть на то, как по телевизору показывают как какой-то бульдозерист или как его там звали, отрезает нашему солдату голову, то по прежним-то временам вся нация бы встала на дыбы. Что и положено.

Е. АФАНАСЬЕВА - Вы, по-моему, говорите о перегибах. А не показывать вообще, то есть делать вид, что мы живем в стране, где нет Чечни, а есть только "Поле чудес" и "Фабрика звезд" невозможно. Это же страна во всем своем многообразии. Не говорить о Чечне, о сложностях на Кавказе и не только на Северном Кавказе, наверное, это просто непрофессионализм для телевизионщика. Вы так не считаете?

Л. ЯКУБОВИЧ - А я вообще ничего этого не говорил. У меня такое ощущение, что у нас параллельный диалог. Я не сказал, что не надо показывать. Я сказал, как показывать. Показывать надо, говорить надо, люди должны знать правду, вопрос только в том, как это делать. Повторяю, психология человеческая, психика человеческая вещь чрезвычайно тонкая. И легко, кстати, ранимая.

Е. АФАНАСЬЕВА - Слушатели разделились в своих репликах на пейджер. Александр написал, что Якубович заигрался в "Поле чудес", считая, что живет в стране дураков. А Елена пишет: "Спасибо вам господин Якубович, но ваша человеческая мудрость не поможет кровожадному "Эху". Вот видите, как делятся люди.

Л. ЯКУБОВИЧ - Ну, когда Александр приедет из страны дураков, то возможно интересно с ним будет разговаривать.

Е. АФАНАСЬЕВА - Ирина Анатольевна просит у вас помощи, сообщает свой телефон и говорит, что эта история началась на "Русском радио". Наверное, надо вам передать номер, или попросить Ирину перезвонить и сказать, что она имеет в виду. "Леонид Аркадьевич, чем вы объясняете долгую жизнь "Поля чудес", - Катя. Страна менялась, вы 13 лет ведете программу, ей 14. Поменялись телеканалы, государство, система идеологическая, финансовая, политическая. Почему она так долго жива?

Л. ЯКУБОВИЧ - Понятия не имею. И не надо теоретизировать на этот счет. По той простой причине, что есть время разбрасывать камни, есть время собирать камни. Эта программа, в общем, недостаточно умная по сути своей, ставит только одну задачу - развлечение. Или отвлечение.

Е. АФАНАСЬЕВА - Развлекательных программ за эти годы на телевидении появилось много и наших и лицензионных. Вообще долгая жизнь далеко не у всех была, несколько сезонов и они уходят.

Л. ЯКУБОВИЧ - Да бог судья, не знаю. Это оценивать, наверное, должны телекритики, если таковые имеются вообще. Наше дело - работать.

Е. АФАНАСЬЕВА - Насколько я знаю, телекомпания Эн-Би-Си обладатель прав на формат "Колесо Фортуны", который был в свое время скопирован "Полем чудес" когда еще советское телевидение не платило за покупку лицензионных прав, они очень долго изучали ситуацию вокруг "Поля чудес", можно ли в суд подать, нельзя ли. И пришли к выводу, что в суд подавать не будут, потому что это иной формат, потому что в основе "Колеса Фортуны" лежит угадывание буквы, а в основе "Поле чудес" персональное шоу, общение ведущего Якубовича с народом. Это так?

Л. ЯКУБОВИЧ - Я слышал это мнение, они приезжали ко мне и американцы, и французы, немцы. Это, правда, было достаточно давно. Им понравилось. Дело в том, что этот спор родился не сегодня и не сейчас. Вопрос был решен в 1991 году, я пришел в ноябре, декабре у нас затеялся длинный разговор с Владом по поводу того, что этой передачи жить полгода, может быть год, и я выдвинул предложение переиначить философию программы. Делать передачу не о том, во что играют, а сделать передачу о тех, кто в это играет.

Е. АФАНАСЬЕВА - Показать стране саму себя?

Л. ЯКУБОВИЧ - Да нет, почему саму себя. Кстати обращаю ваше внимание, несмотря на довольно неумное замечание по поводу страны дураков, ни в одной передачи нигде люди себя так раскованно не ведут как на "Поле чудес". Для этого требуется определенная подготовка, разговоры с ними, все-таки час я с ними беседую.

Е. АФАНАСЬЕВА - То есть сначала вы с ними общаетесь? Это принципиально?

Л. ЯКУБОВИЧ - Принципиально. Потому что нельзя заставлять человека действительно оказаться в образе дурака. Это довольно трудная история встать перед камерой. Оказаться впервые у микрофона и встать около камеры...

Е. АФАНАСЬЕВА - Можно выглядеть...

Л. ЯКУБОВИЧ - Надо просто спокойно, тихо поговорить с человеком и все.

Е. АФАНАСЬЕВА - Значит вы хороший психолог, раз вы можете любого человека в этот час разговорить.

Л. ЯКУБОВИЧ - Скажем так, меня научили задаткам этой психологии давным-давно.

Е. АФАНАСЬЕВА - Кто?

Л. ЯКУБОВИЧ - Мать, знакомые. По-разному. И профессиональные люди. Это дело тонкое, особенно когда касается детей, я помню моменты просто поразительные, когда мне приходилось выходить из студии и гулять с малышом по коридору, а была открыта дверь, у нас запись идет в режиме живого эфира, у нас никогда нет повторов, мы ничего не перезаписываем. Я гулял с ним по коридорам, мы с ним, извините, пели песенки, пританцовывали, и в этом состоянии держась за ручки, влетали в студию, он говорил то, что надо, уже совершенно другим голосом. И потом все это выглядело очень хорошо. А так молчал совершенно каменно со слезами на глазах. Были такие моменты.

Е. АФАНАСЬЕВА - Вы приходите, видите незнакомого человека, и эти люди измеряются сотнями, тысячами за эти 13 лет. Человек должен быть вам интересен, чтобы вы разговорили, или все-таки это просто ваша профессия, ваша работа, вы ее профессионально выполняете.

Л. ЯКУБОВИЧ - Это, наверное, вопрос к ведущему, человек, который сидит перед вами и который стоит в кадре, люди совершенно разные. Тем не менее, конечно, как только человек почувствует фальшь, он будет вести себя по-другому в кадре. Ни за что никогда не будет делать то, что делает на "Поле чудес". Это довольно странный момент, на который мало кто обращает внимание, 90% людей ведут себя или начинают вести себя естественно, что для многих даже профессионалов странно. Все-таки положено какое-то время прожить в кадре, чтобы вести себя так, как ты ведешь себя на улице, дома. А у меня всего 15 минут на каждого. Их 36 человек приходит на 4 программы. Что касается того, сколько людей было, 53 программы в год, 14 существует программа. Посчитайте, сколько народу.

Е. АФАНАСЬЕВА - А с чего вы начинаете, пытаетесь успокоить или наоборот чем-то раззадорить. Какой секрет, вы пришли к незнакомому человеку, чтобы он за 15 минут у вас размяк и был самим собой.

Л. ЯКУБОВИЧ - Да нет, еще хуже. Там сидит 36 человек, которые пришли на 4 съемки. И я сам не знаю. Не могу сказать. Но как-то довольно быстро происходит. И все говорят мне: Аркадьевич, и при всем этом уважении и повествуют какие-то таинственные вещи. Между тем вообще-то объяснение одно, мы собираем людей за сутки до программы, с целью узнать у них только одно - о чем нельзя говорить, чего не надо касаться...

Е. АФАНАСЬЕВА - А чего большинство людей просит не касаться?

Л. ЯКУБОВИЧ - По-разному. Одни говорят о семье не говорить, другие просят не говорить о работе. Кто-то просит не касаться взаимоотношений с родителями. Есть какие-то тонкости вероятно, и чтобы ведущий не вляпался, не дай бог с каким-нибудь незатейливым дурацким вопросом, они сразу говорят, редактор отмечает: об этом не говорить. У меня в папочке записано: не говорить. Я запоминаю легко.

Е. АФАНАСЬЕВА - А в тот момент, когда вы с ними разговариваете и потом на записи вы разный?

Л. ЯКУБОВИЧ - Одинаковый. Я им сразу говорю: я такой, как я сейчас есть. И к голосу моему привыкайте и к глазам моим, и ко мне. Потому что за барабаном нас будет четверо, вас трое и я. И никаких камер, забыть об этом, про свет, звук, не имеет значения. В студии сидят 250 человек приглашенных, билеты у нас пригласительные, никогда не было платных билетов. Вот чувствуйте спиной, работайте для них, они пришли получить удовольствие от общения с вами. Это не запись и даже не концерт.

Е. АФАНАСЬЕВА - У вас часто в эфире бывает ощущение человека, которого все так достало, что иногда вот этим всем людям, которые не могут букву угадать, говорят какие-то наивно-глупые вещи просто уже все, все. И если человек чувствует, что вас это достало, он никогда не раскроется.

Л. ЯКУБОВИЧ - Но ведь раскрывается же. Тут, к сожалению, включается магия монтажа. Это положительный момент и момент отрицательный. Запись продолжается приблизительно 2-2,5 часа.

Е. АФАНАСЬЕВА - Вы только что сказали, что вы пишите один к одному.

Л. ЯКУБОВИЧ - 2,5 часа в режиме реального времени. Потом из этого надо сделать...

Е. АФАНАСЬЕВА - Я так поняла, что есть 52 минуты...

Л. ЯКУБОВИЧ - Ну что вы, это же от начала и до конца абсолютная импровизация. Понятия никто не имеет, о чем будут говорить игроки, что они вам могут ляпнуть. Но тем не менее...

Е. АФАНАСЬЕВА - А кто вас за эти 13 лет удивил? Что-то мешает? Девушки мешают. Почему?

Л. ЯКУБОВИЧ - Отвлекают.

Е. АФАНАСЬЕВА - Тут две очаровательные девушки, они просто работают звукорежиссер, и сейчас запустим интерактивное голосование.

Л. ЯКУБОВИЧ - Вот. А так все хорошо.

Е. АФАНАСЬЕВА - Хорошо, Леонид Аркадьевич секунду передохнет, а мы запустим интерактивное голосование в программе "Рикошет". Итак, согласны ли вы с мнением председателя СФ Миронова, что все негативные новости, которых перехлест на нашем телевидении, надо выносить в отдельную рубрику и показывать ее после спорта и погоды, кто хочет - посмотрит. Леонид Аркадьевич, вы готовы продолжать? Одна девушка нас уже покинула. За эти 13 лет кто-нибудь вас так поразил, что вы запомнили ведь, наверное, в общий поток слились все тысячи игроков. Был ли кто-то, кто вас поразил?

Л. ЯКУБОВИЧ - Практически в каждой передаче происходит. Другое дело, появляется ли это в эфире. Но бывало всякое.

Е. АФАНАСЬЕВА - Но удивление со знаком плюс или минус?

Л. ЯКУБОВИЧ - Плюс. С минусом был один момент, за что я так никак не могу извиниться перед человеком, потому что найти его адрес не могу, это было несколько лет назад. Это было чудовищно. Я в краске ходил, наверное, месяц. У меня не сходил румянец со щек стыдливый. Я страшно переживал. За 5 минут до передачи я как обычно прихожу сказать им: ни пуха, ни пера, а тут в углу обнаруживаю средних лет человека, скорее пожилого, который не очень хорош собой.

Е. АФАНАСЬЕВА - Вы имеете в виду внешне?

Л. ЯКУБОВИЧ - Я говорю: вы извините ради бога, вы тут случайно не выпивали? Он говорит: Аркадьевич, все в порядке. Я говорю: послушайте, вы меня ради бога извините, через 5 минут запись, и я вас в таком состоянии туда пустить не могу. Он говорит: все в порядке, о чем ты говоришь. Все будет тип-топ. Я вызываю директора и говорю: либо приведите его сейчас в нормальное состояние, либо ищите замену, как хотите. Они хватают человека под белы руки, волокут его в грим-уборную, несмотря на яростное сопротивление, крики: все в порядке, мы сейчас, - суют ему голову под холодную воду, долго отмачивают его там. 20 минут я еще в студии раскачиваю аудиторию, рассказываю как надо себя вести. И потом быстро протерев его полотенцем, волокут его в студию, ставят его так как он стоит первым в первой тройке, я выхожу, и говорю: добрый вечер, уважаемые дамы и господа, пятница, в эфире капитал-шоу "Поле чудес". Представляю игроков и говорю: как вы себя чувствуете. Он говорит: нормально, и я понимаю, что труба, он в кадре. Я говорю: так что же ...и у меня уже глаза наливаются кровью, потому что я смотрю на директора, и в это время человек произносит фразу, после которой я потом месяц не мог отойти. Он говорит: Аркадьевич, ты не думай, я не пьяный, я всегда так разговариваю. О-о, приехал человек в костюме, тихий, спокойный, он вообще не пьет никогда, засунули под холодную воду. Батюшки мои, ну, наверное, месяца два я все адрес его искал, думал, может письмо написать. Боже мой, какой ужас.

Е. АФАНАСЬЕВА - Всего за 2 минуты нам позвонило 2134 человека. 29% согласны и 71% не согласен. Очень многие наши слушатели комментируют ваше высказывание о новостях. Несколько вопросов с пейджер. Из Мельбурна пришел вопрос, что Александр Масляков привозил команду КВН в Австралию, нет ли планов привести к ним программу "Поле чудес".

Л. ЯКУБОВИЧ - Замечательно. Никогда не был в Австралии, с удовольствием привезу вам "Поле чудес", если вам это интересно.

Е. АФАНАСЬЕВА - Кстати, еще один вопрос, Владимир из Бруклина: "Всем как показывать и как рассказывать это цензура. "Поле чудес" этим пользуется на полную катушку, получаются "Кубанские казаки" в исполнении отличных актеров". Из Бруклина.

Л. ЯКУБОВИЧ - Ну это из Бруклина. Он видимо давно уехал.

Е. АФАНАСЬЕВА - "Как попасть на вашу передачу?", - спрашивает Ксюша 15 лет и от Антона вопрос, где взять пригласительный билет.

Л. ЯКУБОВИЧ - Друзья мои, понятия не имею. Все билеты раздаются, большую часть забирают себе спонсоры. И те, кто перспективно рассматриваются как спонсоры в данной программе и приходят посмотреть, как снимается передача, приводят своих родственников. Процентов 30 уходит руководству и куда девается неизвестно. У нас печатается официально приблизительно 150-170 билетов, в студии 350 человек, все с билетами, я никогда не знаю, как это происходит.

Е. АФАНАСЬЕВА - Марат Мурадымский из Твери: "Ваше партийное кредо? "Вы никогда не афишируете ваши политические пристрастия. А все-таки вы за кого"

Л. ЯКУБОВИЧ - Я за. Я почти никогда не против.

Е. АФАНАСЬЕВА - Ваше кредо - всегда

Л. ЯКУБОВИЧ - Я полагаю, что нельзя бороться против, надо бороться за. Это касается одного человека в частности, ну нельзя бороться против дурака-начальника, надо в любом варианте бороться за кого-то, кто придет на его место. Иначе это бесперспективно. Ровно так же это касается и ситуации вообще.

Е. АФАНАСЬЕВА - А как вам было в роли такого Остапа Бендера в программе "Сентиментальное путешествие", первая программа цикла из Одессы.

Л. ЯКУБОВИЧ - Было бы нелепо, если бы я сказал, что мне все понравилось. И вся группа рассматривает это как первый во многом удачный, в чем-то не очень фильм. Предполагалось вообще, что поскольку я очень много истории знаю, и много объездил, у меня огромное количество знакомых и друзей везде, что это будут мои личные впечатления, мои грустные впечатления о городах, которые мы потеряли. То есть собственно города есть, а их в общем и нет. Потому что Одессы той, которая была когда-то, уже нет и вернуть ее нельзя. Потому что она уехала, умерла, растворилась, в мире не было такого города. Город-музей, его надо было закрывать со всех сторон и не пускать туда никого. Пусть бы они жили как хотели. Просто туда надо было выезжать на экскурсию. И нет этого города. Был мой любимый город Тбилиси, о чем будет следующий фильм. Был любимый город Ереван, было огромное количество городов моего детства, юности, моей любви первой. Они большие, маленькие разные. Может быть, это ностальгия не по географии, а по воспоминаниям.

Е. АФАНАСЬЕВА - По молодости?

Л. ЯКУБОВИЧ - Наверное, но тем не менее...

Е. АФАНАСЬЕВА - Ведь каждое поколение начинает сетовать, что город их юности ушел, безвозвратно.

Л. ЯКУБОВИЧ - Это субъективно, а то, о чем я хотел говорить, объективно. Просто вообще потеряли какую-то странную нацию.

Е. АФАНАСЬЕВА - Страну общую. Не географически и идеологически, а человечески.

Л. ЯКУБОВИЧ - Кстати, тоже была неплохая страна, страна моей юности. Может быть, мне так казалось, но то, что мы потеряли национальность одессит...

Е. АФАНАСЬЕВА - В эфире этой грусти не почувствовалось. Получилась такая красивая энциклопедия детства, чем-то похожая на то, что Кирилл Набутов про Петербург делает, только более легкая, изящная.

Л. ЯКУБОВИЧ - Это как раз, быть может, тот недостаток, который для первого раза я ощущаю. Немножко больше глубины мне хотелось.

Е. АФАНАСЬЕВА - У вас же на канале есть программа "Возвращение домой", где ездят тоже по многим тем же городам, в Одессе были два выпуска. И там как-то более чего-то потерянного чувствуется.

Л. ЯКУБОВИЧ - Идея замечательная.

Е. АФАНАСЬЕВА - А здесь очень красивое, запах акации, вкус борща, творог на Привозе.

Л. ЯКУБОВИЧ - Поймите, я ведь только функция. И актер. Я не принимаю участие.

Е. АФАНАСЬЕВА - То есть вы не автор этой программы вы играете роль Якубовича в Одессе.

Л. ЯКУБОВИЧ - Да. Во многом я что-то пытался изменить, но я не имею права кардинально менять решение тех, кто затеял изначально эту историю, кстати, идея возвращения в детство мне нравится очень.

Е. АФАНАСЬЕВА - А вы не устали от роли Якубовича?

Л. ЯКУБОВИЧ - Это работа. Дело в том, что я играю эту роль в разных слава богу местах. И только была сыграна премьера в театре с замечательными актрисами. Я сам себе поражаюсь, кстати, удивляюсь собственной наглости. Нина Ивановна Русланова, талант безмерный. Лариса Ивановна Голубкина, Ксения Талызина, Саша Аверин, спектакль замечательный.

Е. АФАНАСЬЕВА - Какой спектакль?

Л. ЯКУБОВИЧ - "Полный Понтуаз", мы будем 28 декабря в театре Вахтангова играть премьеру.

Е. АФАНАСЬЕВА - Это антреприза.

Л. ЯКУБОВИЧ - Да. Сейчас выходит фильм "Клоунов не убивают", очень хороший состав, группа замечательная. Режиссер очень хороший, замечательный продюсер Игорь Толстунов. Снималось для СТС, на каком центральном канале она потом пойдет в показе, не знаю.

Е. АФАНАСЬЕВА - А что вы лицо Первого канала и работаете в сериале для другого, это не вызывает недовольства со стороны канала?

Л. ЯКУБОВИЧ - Я лицо Первого канала как ведущий программы. Как актер у меня нет таких договорных взаимоотношений, и было определено сразу, что я не имею права вести, не хотелось бы, чтобы я вел другую развлекательную программу на другом канале. Это вполне естественно. Играть в театре, сниматься в кино, летать на самолете, это моя жизнь.

Е. АФАНАСЬЕВА - Вы говорите этот образ ваша работа. То есть у вас есть какие-то стремления его не менять кардинально. А просто поменять место, где вы в этом образе работаете. В Одессу, например, приехать или в Тбилиси. Или на сцену выйти. А кардинально поменять идеи нет. Или есть желание? Сыграть роль трагическую, а не шоумена.

Л. ЯКУБОВИЧ - Я не понимаю, что такое шоумен. Это будет специальный отдельный разговор. Актер играет ту роль, которую ему предлагает режиссер или работодатель, если хотите. Ее надо делать качественно, в меру сил и способностей я делаю ту роль, которую мне предложили. И не во всем от меня зависит, делать новую программу, взять другую развлекательную программу, публицистическую или какую-либо другую, это все-таки прерогатива канала.

Е. АФАНАСЬЕВА - Общаясь с журналистами, гендиректор канала К. Л. Эрнст говорил, что готовит новый проект для вас. Что это будет?

Л. ЯКУБОВИЧ - Вот это тайна. Я хочу, чтобы это был сюрприз.

Е. АФАНАСЬЕВА - А когда его ждать?

Л. ЯКУБОВИЧ - Вот это надо спросить у Константина Львовича.

Е. АФАНАСЬЕВА - Содержательный ответ. Ксюша уточняет, что она спрашивала, как попасть на вашу игру в качестве участника, а не зрителя.

Л. ЯКУБОВИЧ - Все по-прежнему. Работает отдел писем, вы присылаете письмо о себе, хотелось бы, чтобы оно было веселое, маленькую фотографию и дивно составленный кроссворд. Он должен быть из не очень большого количества слов, но просто должен был отличен от того, что печатают в газете. Именно по этому принципу отбирают людей. Больше ни по какому.

Е. АФАНАСЬЕВА - Вопрос от Николая, он его уже третий раз повторяет. "Почему вы не отвечаете, для чего вы берете подношения в виде спиртного, съестного и так далее. Это же равносильно взятке, которую вы пропагандируете на всю Россию".

Л. ЯКУБОВИЧ - Я не знаю, сколько ему лет, но пусть он обернется и спросит у своих родителей. Мы единственная страна в мире, где всю жизнь ходят в гости со своей жратвой. Причем ни к кому чужому не ходят никогда, только к родным и близким, родители каждый новый год ходили с тазиком с салатом, банка с селедкой...

Е. АФАНАСЬЕВА - Огурцы соленые.

Л. ЯКУБОВИЧ - Обязательно, колбаса, если в наборе попадалась, если шпроты это счастье. Бутылка шампанского и редко кто задумывался над тем, чтобы купить цветы хозяйке. Все бегали и искали что-нибудь вкусненькое, приходили радостные, смотри, что я принес. Я помню, как моя мама тащила под Новый год в гости утятницу, отец ее чуть не убил. Тяжеленная чугунная утятница, в которой был гусь. И это счастье то, что люди приезжают как к родному со своими...Это не подарки, это гостинцы. Это совершенно разные вещи. Другое дело, что грустно, что все эту вкуснейшую еду нельзя отдать кому-то.

Е. АФАНАСЬЕВА - Вера спрашивает: "Какова судьба музея, куда деваются вот эти соленые огурцы..."

Л. ЯКУБОВИЧ - Дело в том, что санэпидстанция запретила нам передавать это детским учреждениям, потому что на самом деле неизвестно кто это готовил, и сколько это везли. Музей существует...

Е. АФАНАСЬЕВА - Так это просто все выбрасывается?

Л. ЯКУБОВИЧ - Я бы наврал. Это уничтожается до того, как я успеваю сыграть с первой тройкой.

Е. АФАНАСЬЕВА - Бедные участники, как они вкладывают душу в эти соленые огурцы для Якубовича.

Л. ЯКУБОВИЧ - Это совсем другая история. Легче и лучше дарить, чем принимать подарки. Музей существует на ВДНХ, там целый павильон, огромное количество экспонатов, минус естественно почти 5 тысяч 728 бутылок. Около тонны еды всякой и так далее. Просто не хранится. И отдать некому, не имеем мы право кому-нибудь отдать. Приезжайте с удовольствием забирайте колбасу, пожалуйста.

Е. АФАНАСЬЕВА - 203-19-22. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ - Приятно слышать. Скажите, а что изменилось в вашей жизни, когда летать-то начали. Захотелось так сбросить надоевшее, может быть, телевидение.

Л. ЯКУБОВИЧ - Насчет бросить это вопрос некорректный. А изменилось все. И каждый раз когда я поднимаюсь в небо, это ведь если вы летчик, вы должны знать, я не хочу, чтобы меня обвинили в цинизме, но тем не менее абсолютно убежден, что каждый полет этот как в церковь. Каждый, кто летает, общается с богом, я убежден в этом абсолютно. Там живут совершенно просветленные люди. Во мне что-то поменялось с тех пор, когда меня приняли в экипаж. Это поразительные совершенно люди.

Е. АФАНАСЬЕВА - Можно два слова, где вы летаете?

Л. ЯКУБОВИЧ - Это не имеет значения.

Е. АФАНАСЬЕВА - Это какая-то школа частная?

Л. ЯКУБОВИЧ - Нет, я приписан к авиапредприятию. У меня есть лицензия пилота коммерческой авиации 3-го класса, я второй пилот на самолете ЯК-40. Имею право возить пассажиров. Но это второй вопрос. Ровно так же как после каждого взлета и посадки что-то меняется психологически, я понимаю, это странно для человека, которому в следующем году 60, но у меня ощущение, что я очищаюсь. Вот так как я очищаюсь в театре, и так поверьте на слово, как я очищаюсь каждый раз, когда попадаю в горячую точку. В Чечню, например. Или еще куда.

Е. АФАНАСЬЕВА - А на телевидении уже так не очищаетесь?

Л. ЯКУБОВИЧ - Нет. Уже сработала привычка уже 13 лет. И телевидение в моей профессии, в моем маленьком ремесле такой ламинарный поток, такой турбуленции нет. Все это довольно спокойная работа несмотря ни на что. А там совсем другое. Тут пришел, радостно повеселился в меру сил и способностей, забыв про зубную боль, но это мелочи. А та это понимаете, Экзюпери когда-то написал книгу, я думаю не от того, что так бог сложил, что он рукой двигал по бумаге, а просто от невозможности молчать. "Ночной полет" это понять может только человек, который хоть раз ночью поднялся в небо сам. И книга эта с одной стороны литература, но для тех, кто поднялся это абсолютное описание это эмоция, это не словосложение, из какого-то другого ряда. Просто надо самому почувствовать и понять. Это как первый поцелуй.

Е. АФАНАСЬЕВА - 203-19-22.

ДАРЬЯ - Здравствуйте Леонид Аркадьевич, год, наверное, назад видела вас на выставке, издали посмотрела, был художник, академик Василий забыла, неважно, а сейчас у меня старенький журнал и там вы на фестивале с дочкой и женой. У вас потрясающей красоты дочка. Как она себя чувствует, скажите два слова. Сколько ей, любите ли вы ее?

Е. АФАНАСЬЕВА - Странный вопрос, любите ли вы дочку.

Л. ЯКУБОВИЧ - Дочери исполнилось 6,5 лет. Я не могу сказать, что у нас все в порядке со здоровьем, но, тем не менее, все хорошо. Все хорошо. А кого мне еще любить кроме дочери? Никакого воспитания, естественно...

Е. АФАНАСЬЕВА - Балуете.

Л. ЯКУБОВИЧ - Нет, я не балую. Я не знаю, кто кого воспитывает. Она по мне ползает, в общем, короче говоря, пропащий я мужик.

Е. АФАНАСЬЕВА - Добрый вечер.

БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ - Леонид Аркадьевич, в молодости говорят, вы были очень неплохим игроком в преферанс. Играете ли вы сейчас?

Л. ЯКУБОВИЧ - Это отголоски. Я думаю, полагаю, что преферанс, равно как и бильярд замечательное времяпрепровождение среди очень близких людей. Я не имею в виду коммерческий преферанс или бильярд. Поскольку иных уж нет, а те далече, компания наша распалась, к сожалению. И играю я в эту хорошую игру довольно редко. Что печально.

Е. АФАНАСЬЕВА - Антон спрашивает, кто вы по образованию?

Л. ЯКУБОВИЧ - По образованию, у меня два диплома. МИСИ им. Куйбышева, и Калужское авиационно-техническое училище, которое я окончил 3 года назад.

Е. АФАНАСЬЕВА - Николай задает вам такой вопрос. "Вы считаете, что летчики, которые бросали атомную бомбу на Хиросиму и Нагасаки общались с богом?"

Л. ЯКУБОВИЧ - Лихо. Вот это поразительная история. Ну что же во всем надо искать гадость какую-нибудь. Во-первых, летчик одно, военный летчик другое. Я хотел бы посмотреть на вас, если вы когда-нибудь надевали форму, чтобы вы не выполнили приказ. Морально-этические обязательства среднего командного состава, как и рядового довольно трудная история. Есть приказ, его надо выполнять, а потом история оценит, насколько этот приказ правильный или нет. Я думаю, что отвечать за то, что сделано, должны не летчики, а те, кто принял решение. С таким успехом можно обвинить самолет за то, что он его туда довез, и вообще саму бомбу.

Е. АФАНАСЬЕВА - И тех, кто ее сделал.

Л. ЯКУБОВИЧ - Немножко в этой истории они исполнители, механизм. Тут мы можем до чего угодно договориться, сейчас мы дойдем до тех, кто убивает по заказу и так далее. Всему свое время и бог судья. Но, тем не менее, что с ними потом происходило всю оставшуюся жизнь, и насколько они ни секунды покоя не имели потом и бессонные ночи вероятно да, они общались с богом, который в эту секунду от них отвернулся. Так я думаю.

Е. АФАНАСЬЕВА - 203-19-22. Добрый вечер.

ЛЮДМИЛА - Почему Леонид Аркадьевич чувствует себя в Чечне примерно так же, как когда он поднимается на самолете высоко. Это первое. И второе. Как Леонид Аркадьевич считает, вообще телевидение не должно отражать нашу жизнь во всех ее проявлениях, оно должно быть только развлекательным. Я очень прошу ответить.

Л. ЯКУБОВИЧ - Что касается Чечни. Как ни покажется странным или парадоксальным, это одна из немногих сторон человеческой жизни, которой я коснулся, где сохранились прежние человеческие взаимоотношения. Они очень точные и правильные. Вот здесь свои, а там чужие. Вот тут друг, а тут враг. И понятие предательства, подвига или товарищества там имеет абсолютно однозначное значение. Не бывает по-другому. И я не могу себе представить, чтобы на какой-нибудь заставе как-нибудь не так был бы разделен паек. Это не может быть по определению. Потому что это видите, в авиации я встретился к счастью с одним понятием, которое называется экипаж. Вот то, что на маленьких горных заставах это экипажи. Там нет лишних людей, они сами по себе выдавливаются, там совершенно другие понятия о чести, о совести о храбрости, чего во многом мы лишены здесь на равнине. И поэтому я, когда соприкасаюсь с этим, там поразительные офицеры. Что касается ребят, которые работают в спецназе, никакие стивены сигалы и шварценеггеры киношные рядом не стоят с тем, что я там видел и с теми, кто там есть и кто там воюет. Серьезные мужественные парни и единственная повторяю я вам, надежда этого общества, то есть нас с вами. Только на этих парней. На погранцов на этих, на спецназ этот. На внутренние войска.

Е. АФАНАСЬЕВА - Что же у нас такая власть безнадежная, что никакой надежды, только на людей с оружием.

Л. ЯКУБОВИЧ - Власть простите, понятие относительное. Власть, в том числе включает в себя силу. То есть волю. А то у нас сила есть, воля есть, а силы воли нет никак. Теперь что касается второго вопроса. Я еще раз повторяю, для меня неважно что, важно как. Я не сказал, что чего-то надо приглаживать или не показывать. Я повторяю. Надо очень осторожно относиться к человеческой психологии и особенно к психике. Мы с вами люди задерганные нервные, слава богу, или не слава богу живем не в 18 веке. Информации у нас огромное количество, и мы все немножко пациенты психиатрических клиник. Это вы можете спросить у любого врача. Телевидение мощнейшее оружие и обращаться с ним надо очень аккуратно. Я помню историю с Кашпировским, это привело к такому количеству, не совру трагических последствий, опять можно спросить у медицины, с тяжелейшими психическими отклонениями. Я боюсь, что эта черная информация, негативная, которая сто процентов валится бесконечно со страниц газет и экранов телевидения, в результате сильно действует на психику в отрицательном смысле. Я просто предупреждаю, мне так кажется, что с этим надо обращаться аккуратнее. И полагаю я, что в составе людей, которые дают эту информацию, в составе этой команды должен быть психолог обязательно.

Е. АФАНАСЬЕВА - Спасибо. Это был Леонид Якубович в программе "Телехранитель".

АНОНС

Е. АФАНАСЬЕВА - Леонид Аркадьевич, что вы советуете не пропустить, что в ваше телесмотрение обязательное входит?

Л. ЯКУБОВИЧ - Да смотрите, что хотите, лишь бы не выключали телевизор. Пусть кто хочет, смотрит, а кто хочет, вот снегу навалило, идите, катайтесь на лыжах, санках.

Е. АФАНАСЬЕВА - Рейтинг погасите, начальство на вас ругаться будет за такие предложения.

Л. ЯКУБОВИЧ - Я не по поводу рейтинга. Вы меня очень расстроили в начале передачи, потому что это мой очень хороший товарищ. Я очень к нему трепетно очень трогательно относился. В связи с этим, вы меня извините, пойду выпью рюмку водки в память о хорошем человеке.

Е. АФАНАСЬЕВА - Это был Леонид Якубович. До встречи в следующее воскресенье.

21 Ноябрь 2004

http://www.echo.msk.ru/guests/2328/

Док. 392490
Перв. публик.: 21.11.04
Последн. ред.: 06.11.07
Число обращений: 448

  • Якубович Леонид Аркадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``