В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Веллер: Беда стране, что только выживает Назад
Михаил Веллер: Беда стране, что только выживает
Он свалился, как всегда, внезапно, словно сыр из облака. На сей раз корочкой служила новая его книжка под названием "Гонец из Пизы". О ней речь пойдет отдельно, в жанре попытки рецензии, ныне же продолжим диалог с "легенделлером" Невского проспекта Михаилом Веллером. Кого любить, кому же верить - вопрос российской действительности. Михаил Веллер когда-то ответил на него с присущей ему прямотой - майора Звягина, супермена медицинской службы, благодетеля питерских Золушек, любителя риска и молока. - В принципе, любой нормальный человек хочет быть самим собой, но при этом и немножечко себя лучше. Писатель может написать все, что придумал. Это спекулятивно, но практично. Понятно, что идеала на свете не существует, и когда вдруг возникает такой идеальный герой, он, конечно, придуман, сконструирован и нежизнеспособен. Для его создания воображаешь себе идеал, как-то улучшаешь себя самого, что-то берешь от конкретных людей, хорошо тебе знакомых. Таким образом, создавая рыцаря без страха и упрека, я породил сына от морганатического брака Робина Гуда с Теофилом Нортом, что было бы весьма модно в наши времена. По совести говоря, лучшее, что есть в этом романе, - это эпиграфы, которые написаны не мной, их я могу хвалить без стеснения. Один из них - это средневековый рыцарский девиз "Делай что должно, и будь что будет", а второй - это надпись на клинке гетмана Мазепы "Надежда в бозе, а сила в руце". Идеал мужчины всегда был один, и это всегда рыцарь, человек сильный, храбрый, великодушный, силой своего духа и руки имеющий власть над окружающими и использующий ее во имя добра.

- Он имеет только один небольшой недостаток - его на свете не существует.

- Это специфика жанра, однако, есть два вопроса, которые я должен поставить перед вами. Когда гусар Минский в домике станционного смотрителя лежал в горячке, кто выносил из-под него горшок - Дуняша или смотритель?

Вопрос второй - во время первого бала Наташи Ростовой во дворце большого вельможи как была организована там канализация? Когда космонавты поднимаются в космический корабль, то некие чемоданчики старательно прячут от камер, хотя народ очень интересует вопрос, как функционирует человеческий организм в условиях невесомости в ограниченном пространстве космического корабля. Мы ведь имеем дело с идеализированным героем, литературным, а в жизни у любого хорошего человека есть и приземленные вещи. Что касается моего скромного отставного майора медицины Звягина, то он совсем не голубой или розовый, и мне даже приходили разгневанные письма от читателей, говорящие, что он фашист, потому что играет людьми, как марионетками. А наигравшись, не желает знать, что будет с ними дальше. Да, не желает, но пока думает, делает что-то хорошее.

- Ну да, в первую очередь в смысле устройства их личной жизни. Но для этого сам автор должен знать, что такое хорошее устройство личной жизни. Ну-ка расскажите.

- Вынужден процитировать собственноручно написанное в книжке "Все о жизни", прямо из первой главы первой части. Это дюжина пунктов, которую люди знали вообще-то всегда, и первый встречный на улице повторит без труда. Человек хочет быть счастливым, для чего нужны взаимная любовь, здоровье, благополучие и здоровье близких, богатство, слава, интересная работа, путешествия по миру, уважение окружающих и еще кое-что по мелочи.

- Ловлю на первом пункте - взаимная любовь. Для нее как минимум нужны двое - мужчина и женщина. Опять-таки возвращаюсь к идеальному майору Звягину, который устраивал счастливые судьбы людей. Знали ли вы в жизни хоть что-то подобное или это все выдумка?

- Умирая от скромности, я вынужден сознаться, что несколько раз очень слабые и отдаленные намеки на подобные действия производил сам. Дело в том, что мне всегда в силу не высоконравственности, а только раздражительности была присуща совершенная нетерпимость к пассивности человеческой позиции. Когда человек канючит, что жизнь его ужасна, сделать ничего нельзя и остается только достать чернил и плакать, достать вина и плакать или достать веревку и плакать, мне хотелось бить его головой об стол, вбивая столом в дурную голову сознание того, что, пока ты сам не сделал абсолютно все, чтобы добиться цели, у тебя нет ни права, ни основания говорить о невозможности что-то сделать. Делать можно всегда. Звягин - это и есть человек, который делает то, что сделать можно. Хотя в целом, на самом деле, это сказки для мужчин среднего возраста, по отдельности то, что делает Звягин, совершенно реально, исполнимо и в силах очень многих людей. Почему это все-таки не делается - совсем другая история.

- Где сейчас мужчины водятся, произрастают или прячутся? Потому что любая женщина на улице вам скажет, что мужиков сейчас нет.

- Это только половина вопроса, потому что любой мужик скажет вам, что сейчас нет настоящих баб, нет в них кротости, домовитости, беззаветной привязанности. А есть самостоятельные амбиции, излишняя любовь к материальным благам, способность любить одного, выходить замуж за другого, а спать с третьим и все такое. Каков поп, таков и приход, что прихожане, то и староста. А мужчины растут везде, функционируют везде. Сказка про аленький цветочек - это не русское изобретение, а вечный мировой сюжет, и в нем большое рациональное зерно. Чтобы получить рыцаря, нужно сначала его увидеть, потому что женщина мудрее мужчины, всемогущее мужчины, от нее зависит больше, и глаз у нее зорче. Верно присловье, что муж, конечно, голова, а жена - шея. Женщина скорее сделает мужчину таким, каким она хочет его иметь, чем наоборот. Так что искомые мужчины - это и клерки, и бандиты, и нищие учителя, и кто угодно. Будучи поставлены в определенные условия, они становятся беззаветными бойцами и совершеннейшими рыцарями. Другое дело, что поймать такое положение вещей, когда человек проявляет все главное и лучшее в себе, очень трудно. Тем более что наше время - это эпоха перемен, а в такие времена процветают самые гибкие, легко адаптирующиеся, самые неразборчивые в средствах и самые энергичные. Поэтому мы имеем политиканов, бизнесменов и бандитов, которые никак не соотносятся с рыцарством, а только с хищничеством и достижением цели любой ценой.

- Вы говорите, что муж голова, а жена - шея. До какой степени эта шея может вертеться, вернее, какой ее поворот может вытерпеть голова? Ведь женщина самой принадлежностью к этому полу получает презумпцию неимения некоторых пороков.

- Степень вращения шеи такова, что по сравнению с ней шарикоподшипник, смазываемый лучшим маслом, - это замшелый валун, под который вода не течет. Да любая степень! Особенно если ради ребенка. Пока женщина ради своего ребенка будет способна на все, человечество будет жить, и, слава Богу, что это так, потому что мораль мы придумаем всякую. Материнство первично, а мораль вторична. Мать сохраняет ребенка любой ценой. - Любой - это значит, что возможны и низость, и подлость, и угроза нравственной сущности этого самого ребенка...

- Мне странно слышать такие речи в стране с усердно насаждаемым православием. Читайте Священное Писание, ибо живая собака лучше мертвого льва. Сначала твой ребенок должен выжить, а потом уже все остальное. Это не значит, что нужно сделать его предателем, научить отвертеться от всего на свете, но ради своего ребенка можно отдать жизнь...

- И честь, и собственное достоинство?

- И отдают! Послушайте, мне кажется, что почти у всех проституток после определенного возраста есть дети, и вы полагаете, что они свое занятие считают уважаемым? Да нет, они бы сменили профессию, но им нужно кормить детей, чтобы дети в рахите не жили впроголодь на макаронах через день. И правильно делают.

- Мужчин этот правило тоже касается?

- Мужчина должен сделать так, чтобы этого не было, а если не может, то пусть заткнется. И еще насчет "любой ценой" - если вы против инстинкта, то здесь сетования бессмысленны, так и должно быть. Но начался разговор с того, куда девались настоящие мужчины. Они никуда не девались, вопрос в том, чем заняты сегодня настоящие мужчины.

- Так чем?

- Настоящие мужчины не прозябают, им не дает высокая энергетика, их мужская суть и потребность эту жизнь лепить, рвать и вообще переделывать. Но заняты они в основном вещами неблаговидными, морально непохвальными, и можно говорить о том, какова доля ответственности их и эпохи, на которую все можно свалить. Отвечаю: и то и другое. Мы живем в горестное время продолжающегося распада державы, когда возможны всякие остановки, замедления, откаты назад. Здесь уже нельзя удержать державу, но можно урвать свой кусок.

- Что же делать женщине - соглашаться с мужчиной, который рвет свой кусок?

- Делать все, что угодно, чтобы спасти, вырастить и воспитать своего ребенка, а с моралью всегда можно договориться.

- Не могу с вами согласиться, потому что вырастить ребенка-бандита или паразита - невелика радость. Он будет жив-здоров, упитан и "упакован", но по сути - предатель, и не задумываясь предаст собственную мамочку, примеров сколько угодно.

- Еще раз повторю - сначала нужно быть живым, а потом - все остальное. На это можно возразить, что когда для людей нет никаких целей выше жизни, значит, обществу хана. И когда в пору перестройки стали выплескивать с водой не только младенца, но и все вообще, то, пардон, на журналистах лежит вина за разрушение каких бы то ни было идеалов. У нас отсутствует не идеология, а идеалы. Когда люди, объявляющие себя совестью народа и духовными водителями нации, проповедуют, что нет ничего выше прав отдельной личности и бесценной жизни человека как таковой, им надо прочистить мозги. Ведь когда для человека нет ничего дороже самой жизни, это уже не человек, а животное, удовлетворяющее свои желания. Когда нет ничего дороже жизни, то государство обречено на гибель, ему не помогут никакие программы, никакие кредиты, никакая политика и экономика




Вечерний Петербург
25.11.2000
http://www.weller.ru/?id=44&cid=4

Док. 392751
Перв. публик.: 25.11.00
Последн. ред.: 02.02.10
Число обращений: 326

  • Веллер Михаил Иосифович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``