В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Калягин. `Настоящих буйных мало...` Назад
Александр Калягин. `Настоящих буйных мало...`
- Раз в два года летом, когда театральная жизнь повсеместно затихает, Москва становится театральной столицей мира, собирая на Чеховский фестиваль театры самых разных жанров из самых разных стран. Размах фестиваля впечатляет, в его афише фигурируют известные имена, представлены театральные культуры стран и континентов. Надо отдать должное замечательному театральному деятелю Валерию Ивановичу Шадрину, главному идеологу фестиваля: его программа была составлена таким образом, что оказалась интересной не только театральным специалистам, но и широкому кругу зрителей. 200 тысяч человек посмотрели спектакли Чеховского фестиваля. И это замечательно! Прошли времена, когда мы жили в полнейшей изоляции и каждые гастроли зарубежного театра воспринимали как открытие. Мы стали ездить по миру, многие наши театры гастролируют и участвуют в международных театральных фестивалях, больше режиссеров ставят за рубежом. Все это дает понимание процессов, происходящих в мировом театре, которое необходимо для того, чтобы осознать свое место, определиться в своем движении.

Мне кажется, что сегодня преобладают две тенденции. С одной стороны, это, условно говоря, театр эксперимента - театр, работающий для фестивалей, театр высоких технологий, высочайшей культуры сцены и высочайшей актерской техники. С другой стороны, это театр для зрителей, рассказывающий обыкновенные человеческие истории, - к сожалению, сегодня он находится на весьма среднем уровне. По какому пути идет наш театр? Мне думается, мы находимся посередине, между двумя линиями, которые неизвестно когда сойдутся. У нас нет таких технических возможностей, которыми располагает сегодня западный театр, когда вопрос, как это сделано - прежде всего технически сделано, - становится главным. В этом театре, похожем больше на кино, причем на современное кино, где главный элемент - компьютерная графика, ты восторгаешься артистом, который виртуозно попадает в кадр, становится частью изображения и остается абсолютно органичным в этом странном симбиозе театра и технологий. Мы пытаемся освоить такой театр, но мне думается, что успехов достигли здесь пока небольших, а потери уже понесли серьезные. Простите меня, но я повторю мысль, которую уже не раз высказывал: мы активно теряем свою актерскую школу - потребность в артисте-технаре вытеснила потребность в артисте-личности, умеющем то, что раньше называлось "жизнью человеческого духа". О кризисном состоянии отечественного театрального искусства в голос говорят и продвинутые западники, и консерваторы. Я лично думаю, что, во-первых, слухи о смерти театра в России сильно преувеличены. А во-вторых, существование между двумя параллелями не может быть долгим, надо прочерчивать свою линию развития театра.

Многие критики свои отсчеты в искусстве ведут, исключительно переезжая с одного фестиваля на другой, пренебрегая неспешной внутренней работой театра, но, я уверен, верные ориентиры можно обрести, анализируя именно эту ежедневную постоянную внутритеатральную работу.

Сразу хочу сказать, что я не за консерватизм в искусстве, я не призываю превратить театры в музеи.

Напротив, я за смелость и дерзость эксперимента, но собственного, на своей почве. Был ли Юрий Петрович Любимов, наш сегодняшний патриарх театра, отмечающий свой 90-летний юбилей, экспериментатором? Конечно, был. Он развесил в фойе портреты русских театральных гениев: Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова, но стал лидером своего театрального направления и потому имел признание во всем мире. Мне кажется, что сегодня нашему театру не хватает как раз смелости и, как ни странно, свободы. Даже поколение молодых талантливых режиссеров, я убежден, работает с оглядкой: кто - на ведущих артистов, чтобы понравиться им, кто - на критиков, чтобы войти в фавориты рейтингов, кто - на директоров фестивалей, чтобы участвовать в международных проектах. И потому сегодняшнее время не выдвинуло новых театральных лидеров, на память невольно приходят слова из песни Высоцкого: "Настоящих буйных мало - вот и нету вожаков". Театру нужны "вожаки", но они не получаются из прагматиков, нужны романтики, которые верят в свою мечту и верят в себя. Таким дерзким театральным романтиком был Олег Николаевич Ефремов - миссионер и реформатор, который уверенно строил свой театр, ошибался, но продолжал бороться за свою идею художественного театра. 1 октября ему исполнилось бы 80 лет - это еще одна дата, которая навела меня на все эти размышления. Вновь хочу уточнить: вспоминая прошлое нашего театра, я не пытаюсь найти в этом, даже самом великом прошлом выходы для настоящего. Искать пути развития нашего театра надо сейчас и здесь, в России.

Но не в изоляции. Надо понимать, что происходит в мировом театральном процессе, только тогда можно найти в нем свое законное место. И я очень рад, что в свое время СТД РФ сохранил Международные центры, которые вводят театры России (все театры, а не только столичные) в мировое театральное пространство. Центры собирают всю информацию о международных театральных фестивалях, конгрессах, разного рода форумах, театральных школах и т.д. Это важно, но не менее важно, чтобы и мир узнал, как живет российский театр. Усилиями Международного информационного центра СТД РФ работает двуязычный портал, оповещающий и обо всех российских фестивалях, и обо всех международных программах. Кроме того, центр выпускает электронное издание на английском языке, которое рассказывает о важнейших событиях театральной жизни России. Как мне рассказали, очень много людей в самых разных странах мира читают выпуски этого издания. Кроме того, благодаря деятельности центров мы не потеряли право официально представлять театр России в мире. Участие в Пражской квадриеннале, где впервые за 30 лет мы получили главный приз, "Золотую Тригу", обеспечило членство России в Международной организации сценографов, техников и театральных архитекторов (ОИСТАТ). Это большая победа, с которой мне хочется поздравить все наше театральное сообщество. "Золотая Трига" - это три лошади и колесница с ангелом, который держит в одной руке венок, в другой поводья, - возвышается в моем кабинете как знак того, что и сегодня отечественные сценографы не только могут конкурировать с зарубежными коллегами, но и быть первыми. Участие Российского центра в Международной ассоциации любительских театров (АИТА) позволило делегации Союза театральных деятелей России на ее XXVIII конгрессе, прошедшем в начале августа в Южной Корее, в Сеуле, добиться права на проведение юбилейного Х Всемирного фестиваля детских театров в Москве. Решение участников конгресса было единогласным. Эту информацию мы, люди театра, приняли, наверное, с неменьшим ликованием, чем вся страна - известие о том, что в Сочи будет проходить зимняя Олимпиада в 2014 году. X Всемирный фестиваль детских театров "Дети играют для детей" пройдет в Москве в июле 2008 года. Заявки на участие в нем уже поступили из Колумбии, Латвии, Индии, Эстонии, Венесуэлы, Италии, Чехии, Словении, Зимбабве, Великобритании, США, Бангладеш и других стран. В структуре союза работают еще два центра: Международный союз деятелей театра кукол (УНИМА) и Международная ассоциация театров для детей и молодежи (АССИТЕЖ).

Мы действительно одержали две серьезные победы, которыми можем гордиться. Так что, друзья, не все так плохо в нашем родном Отечестве. Начался новый театральный сезон, будем работать.


Александр КАЛЯГИН, председатель Союза театральных деятелей РФ

Культура, No 39
04.10.2007
http://www.kalyagin.ru/press/10824/

Док. 392897
Перв. публик.: 04.10.07
Последн. ред.: 18.01.10
Число обращений: 350

  • Калягин Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``