В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сан Саныч Назад
Сан Саныч
Душу актеров понять невозможно. Даже сами они иногда признаются, что не знают, своей истинной сущности. Актер играет не только на сцене, но и в самой обычной жизни: сегодня он Гамлет, завтра - Ричард III, послезавтра - Иван-дурак. Большим актерам сложнее: их "нутро" переполняют сыгранные и не сыгранные персонажи, так и норовят вырваться наружу, подавить своего "хозяина". Сегодняшний юбиляр - народный любимец Александр Калягин - из таких. Уму непостижимо, как в нем ужились Ленин и чеховский Платонов, беккетовский Крэпп и всеми любимая тетка Чарлея! И за руководство театром, а потом - и Союзом театральных деятелей он, наверное, взялся от нереализованности. А, может быть, персонажи заставляют. Сыграл вождя - сам им становись!

Шутки - шутками, но я порой действительно удивляюсь тому, как Калягин умудряется тянуть воз всех своих обязанностей. А ведь актерский мир - это тебе не фабрика и даже не коммерческая фирма. Здесь к каждому нужен подход, ведь любой себя считает гением, пусть даже непризнанным. И, если что против его воли, обличает других: либо режиссера, либо худрука, либо председателя своего профессионального союза. Сколько шишек получил он на свою бедную, не слишком обремененную шевелюрой, голову, уму непостижимо! Собери все обвинения - лет на пятнадцать строгого режима явно потянет. Недавно одна барышня даже обвинила его в изнасиловании, дескать, привел на собеседование в кабинет и тут же "оприходовал". Так что скучно Сан Санычу не бывает. Казалось бы, не усидеть ему на "театральном троне" родного отечества. Но народ не глуп: критиковать-то каждый может, а вот быть рабочей лошадкой - это извини! Вот и избрали его в очередной раз своим Председателем. И Сан Саныч каждое утро надевает "спецовку" и бежит разруливать дела театральные и человеческие. И "Золотую маску" надо провести, и актерскую школу в Серпухове поддержать, и пожилого артиста в санаторий отправить, и друга похоронить.

Кто-то скажет: умелый царедворец, вот и усидел на троне. Что ж, согласен, без дипломатии в этой работе нельзя. Если начнешь в любой кабинет "буром переть", невзирая на лица, грош тебе цена. Но когда дело касается принципов, тут Калягина не остановить. Может быть, кто-то не знает, но именно он защитил наш отечественный репертуарный театр от надвигающейся катастрофы - реформы, от которой пострадали бы все провинциальные театры, влачащие и так жалкое существование. А недавно в истории с театром "Школа драматического искусства", именно Калягин выступил с гневным письмом в адрес властей: "Руки прочь от Анатолия Васильева". И именно его слова, думаю, сыграли не последнюю роль в том, что сильные мира сего оставили (может быть, только на время?) в покое этот театр. И даже организовали "высочайшую" телеграмму в день юбилея прославленного режиссера.

Читатель скажет, что же ты, дорогой автор, говоришь о каких-то дрязгах, бюрократических интригах? Это тебе ведь не какой-нибудь чиновник-управленец, а НАРОДНЫЙ АРТИСТ! Да, конечно, ты прав, дорогой читатель. Хотя творческая сторона жизнедеятельности нашего юбиляра, думаю, "широким массам" более или менее известна, не могу не сказать несколько слов и по этому поводу. Безусловно, деятель Калягин в определенной степени отбирает у нас артиста Калягина. И все меньше фильмов с его участием появляется на ТВ и, тем более, на широких экранах кинотеатров. Поэтому приходится лишь ностальгировать, например, по михалковским фильмам. Для тех, кто подзабыл, напомню - "Свой среди чужих", "Раба любви" и гениальную "Неоконченную пьесу для механического пианино". О последнем - разговор особый.

Многие знают, что Никита Сергеевич перед началом съемок поставил условие артисту: похудеешь на 20 кг, буду снимать! И даже нарисовал абрис фигуры будущего Платонова на фотографическом изображении Сан Саныча, раза в полтора его "ужав". Но мало кто знает: артист написал в дневнике после съемок, что Платонов забрал у него полжизни. И что бесследно он для него не пройдет. Думаю, что действительно, не прошел. Но такие "следы" - счастье. Кстати, на съемках этого фильма Калягин нашел и абсолютно реальное счастье - Евгению Глушенко, которую называет святой.

Вспомним и его "Прохидиаду", и "Старый Новый год", который благодаря "старому", не попсовому ТВ остался на видеопленке. Ну и, конечно, тетушку Чарлея, которая приехала из Бразилии, где так много "педров" и диких обезьян. Александр Сергеевич писал: "Как мысли черные к тебе придут, Откупори шампанского бутылку Иль перечти Женитьбу Фигаро". Признаюсь честно: у меня в моменты прихода "черных мыслей" рука тянется к диску с фильмом "Здравствуйте, ваша тетя!"

Театрал ходит "на Сан Саныча" в Театр Et cetera, где живут его Дон Кихот, Король Убю, несчастный одинокий старик Крэпп и другие друзья-герои. Ходит народ и на другие спектакли этого театра, выстраданные его худруком. В этом театре есть "Эфросовский зал", для Калягина это имя - святое.

В финале - несколько слов, которые авторы обычно предлагают читателю в самом начале. Сан Саныч родился в избе в далеком селе Малмыж. У него с рождения была парализована рука и, как пишут биографы артиста, сельский доктор вернул его практически с того света. Отец его умер меньше, чем через месяц после рождения сына. В детстве Сашу дразнили "Глобусом", но актерскую "заразу" это из души не вытравило. Хотя сначала пришлось по "постановлению" семейного совета закончить медучилище и "попахать" два веселых года на скорой помощи в 50-й горбольнице...

Много он пережил, всего в одной заметке не расскажешь. Но никогда никому не жаловался. Сказал в одном интервью: "Есть вещи, с которыми мужчина должен справляться сам. Один". И в этом - весь Калягин.





News Info
25.05.2007
http://www.kalyagin.ru/press/10171/

Док. 392918
Перв. публик.: 25.05.07
Последн. ред.: 18.01.10
Число обращений: 305

  • Калягин Александр Александрович
  • Глушенко Евгения Константиновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``