Душу актеров понять невозможно. Даже сами они иногда признаются, что не знают, своей истинной сущности. Актер играет не только на сцене, но и в самой обычной жизни: сегодня он Гамлет, завтра - Ричард III, послезавтра - Иван-дурак. Большим актерам сложнее: их "нутро" переполняют сыгранные и не сыгранные персонажи, так и норовят вырваться наружу, подавить своего "хозяина". Сегодняшний юбиляр - народный любимец Александр Калягин - из таких. Уму непостижимо, как в нем ужились Ленин и чеховский Платонов, беккетовский Крэпп и всеми любимая тетка Чарлея! И за руководство театром, а потом - и Союзом театральных деятелей он, наверное, взялся от нереализованности. А, может быть, персонажи заставляют. Сыграл вождя - сам им становись!
Шутки - шутками, но я порой действительно удивляюсь тому, как Калягин умудряется тянуть воз всех своих обязанностей. А ведь актерский мир - это тебе не фабрика и даже не коммерческая фирма. Здесь к каждому нужен подход, ведь любой себя считает гением, пусть даже непризнанным. И, если что против его воли, обличает других: либо режиссера, либо худрука, либо председателя своего профессионального союза. Сколько шишек получил он на свою бедную, не слишком обремененную шевелюрой, голову, уму непостижимо! Собери все обвинения - лет на пятнадцать строгого режима явно потянет. Недавно одна барышня даже обвинила его в изнасиловании, дескать, привел на собеседование в кабинет и тут же "оприходовал". Так что скучно Сан Санычу не бывает. Казалось бы, не усидеть ему на "театральном троне" родного отечества. Но народ не глуп: критиковать-то каждый может, а вот быть рабочей лошадкой - это извини! Вот и избрали его в очередной раз своим Председателем. И Сан Саныч каждое утро надевает "спецовку" и бежит разруливать дела театральные и человеческие. И "Золотую маску" надо провести, и актерскую школу в Серпухове поддержать, и пожилого артиста в санаторий отправить, и друга похоронить.
Кто-то скажет: умелый царедворец, вот и усидел на троне. Что ж, согласен, без дипломатии в этой работе нельзя. Если начнешь в любой кабинет "буром переть", невзирая на лица, грош тебе цена. Но когда дело касается принципов, тут Калягина не остановить. Может быть, кто-то не знает, но именно он защитил наш отечественный репертуарный театр от надвигающейся катастрофы - реформы, от которой пострадали бы все провинциальные театры, влачащие и так жалкое существование. А недавно в истории с театром "Школа драматического искусства", именно Калягин выступил с гневным письмом в адрес властей: "Руки прочь от Анатолия Васильева". И именно его слова, думаю, сыграли не последнюю роль в том, что сильные мира сего оставили (может быть, только на время?) в покое этот театр. И даже организовали "высочайшую" телеграмму в день юбилея прославленного режиссера.
Читатель скажет, что же ты, дорогой автор, говоришь о каких-то дрязгах, бюрократических интригах? Это тебе ведь не какой-нибудь чиновник-управленец, а НАРОДНЫЙ АРТИСТ! Да, конечно, ты прав, дорогой читатель. Хотя творческая сторона жизнедеятельности нашего юбиляра, думаю, "широким массам" более или менее известна, не могу не сказать несколько слов и по этому поводу. Безусловно, деятель Калягин в определенной степени отбирает у нас артиста Калягина. И все меньше фильмов с его участием появляется на ТВ и, тем более, на широких экранах кинотеатров. Поэтому приходится лишь ностальгировать, например, по михалковским фильмам. Для тех, кто подзабыл, напомню - "Свой среди чужих", "Раба любви" и гениальную "Неоконченную пьесу для механического пианино". О последнем - разговор особый.
Многие знают, что Никита Сергеевич перед началом съемок поставил условие артисту: похудеешь на 20 кг, буду снимать! И даже нарисовал абрис фигуры будущего Платонова на фотографическом изображении Сан Саныча, раза в полтора его "ужав". Но мало кто знает: артист написал в дневнике после съемок, что Платонов забрал у него полжизни. И что бесследно он для него не пройдет. Думаю, что действительно, не прошел. Но такие "следы" - счастье. Кстати, на съемках этого фильма Калягин нашел и абсолютно реальное счастье - Евгению Глушенко, которую называет святой.
Вспомним и его "Прохидиаду", и "Старый Новый год", который благодаря "старому", не попсовому ТВ остался на видеопленке. Ну и, конечно, тетушку Чарлея, которая приехала из Бразилии, где так много "педров" и диких обезьян. Александр Сергеевич писал: "Как мысли черные к тебе придут, Откупори шампанского бутылку Иль перечти Женитьбу Фигаро". Признаюсь честно: у меня в моменты прихода "черных мыслей" рука тянется к диску с фильмом "Здравствуйте, ваша тетя!"
Театрал ходит "на Сан Саныча" в Театр Et cetera, где живут его Дон Кихот, Король Убю, несчастный одинокий старик Крэпп и другие друзья-герои. Ходит народ и на другие спектакли этого театра, выстраданные его худруком. В этом театре есть "Эфросовский зал", для Калягина это имя - святое.
В финале - несколько слов, которые авторы обычно предлагают читателю в самом начале. Сан Саныч родился в избе в далеком селе Малмыж. У него с рождения была парализована рука и, как пишут биографы артиста, сельский доктор вернул его практически с того света. Отец его умер меньше, чем через месяц после рождения сына. В детстве Сашу дразнили "Глобусом", но актерскую "заразу" это из души не вытравило. Хотя сначала пришлось по "постановлению" семейного совета закончить медучилище и "попахать" два веселых года на скорой помощи в 50-й горбольнице...
Много он пережил, всего в одной заметке не расскажешь. Но никогда никому не жаловался. Сказал в одном интервью: "Есть вещи, с которыми мужчина должен справляться сам. Один". И в этом - весь Калягин.
News Info
25.05.2007
http://www.kalyagin.ru/press/10171/
Док. 392918 Перв. публик.: 25.05.07 Последн. ред.: 18.01.10 Число обращений: 305
Калягин Александр АлександровичГлушенко Евгения Константиновна
|