В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Калягин: `Великий, могучий, адаптированный` Назад
Александр Калягин: `Великий, могучий, адаптированный`
Завершился 2006 год. Невольно каждый из нас оглядывается назад, подводя свои собственные итоги. Мы возвращаемся к событиям минувшего года, оценивая многие из них с расстояния пройденного времени уже по-новому. То, что казалось крайне важным, отступает назад и кажется теперь не столь важным, а на первый план выступают проблемы, которые, как думалось раньше, могут и подождать своего решения.

Так уж случилось, что последние годы мы больше занимались отстаиванием своих прав. Мы бились за законы, которые могли бы нам обеспечить эти права, и добились своего. У нас есть основания предполагать, что жизнь театра должна стать комфортнее, что будут созданы более удобные экономические условия для существования театра, но есть ли у нас основания предполагать, что станет выше искусство театра? Трудно делать какие-либо прогнозы, и никакие астрологи, расписывающие чудесный характер красной свиньи, которую подложил нам наступивший 2007 год, тут не помогут. Здесь мы решаем сами, как и куда нам двигаться. Признаюсь, что многое меня тревожит, есть вопросы, на которые я не знаю ответов. Но в одном я точно убежден - нельзя двигаться вперед, не выстраивая мостов, связывающих нас с прошлым. Я много размышляю на этот счет и надеюсь, что своими некоторыми мыслями, которым не место в новогодней статье, сумею в ближайшее время поделиться с читателями "Культуры".

2007 год объявлен Годом русского языка. Нам, деятелям театра, в этой связи есть над чем поразмыслить. К сожалению, в нашем театре перестает звучать литературная русская речь. Мне кажется, что сегодня театральная сцена часто напоминает экран компьютера с плоским изображением и плоским содержанием. Как сбрасывают в Интернет все подряд, так и сцена становится помойкой, куда скидывается весь мусор нашей жизни. И так происходит не только при постановке современных пьес, но и классики. Классические тексты сплошь переписываются, все ненужное убирается, а ненужное - это высокие мысли, высокая философия, высокий стиль. В результате такого рода адаптаций остается лишь пародия на классическое произведение, которое и сыграть можно только в одном жанре - жанре капустника, самом популярном сегодня. Авторский текст подменяется сленгом, словесным мусором из сегодняшнего обихода. Я не ханжа, мой Папаша Убю тоже позволяет себе словечки, часто не вполне пристойные, но придуманы они не мной и не режиссером Александром Морфовым, а автором пьесы, Альфредом Жарри. Дело ведь не в том, чтобы запретить ненормативную лексику, оберегая целомудренных барышень, а в том, чтобы не допускать на сцену пошлость.

И мне кажется, что мы должны бороться не только за то, чтобы сохранить русский язык в мире, но позаботиться о том, чтобы не искажался наш великий могучий язык прежде всего в России. Уже не один год работает Программа поддержки русских театров за рубежом, инициированная СТД РФ. Мы делаем действительно большое дело - сохраняя русские театры, мы сохраняем русскую культуру и русский язык. Мы увеличиваем аудиторию говорящих по-русски людей, и это очень важно, тем более что некоторые ученые утверждают: через 25 лет русский язык перестанет быть мировым, а число его носителей уменьшится вдвое.

Да, это действительно важно, но не менее важно оградить русский язык от дилетантов, которые берутся за адаптацию русской литературы, предлагая нашим детям вместо великих книг написанные по их сюжетам комиксы. И страшно, что и театр занимается такого рода адаптацией, в результате огромная часть неискушенных зрителей, которые только на спектаклях знакомятся с классическими пьесами, оказывается обманутой. И то, что таких неискушенных зрителей становится все больше, - тоже серьезная проблема. Меня удручает вопиющая неграмотность сегодняшней зрительской аудитории, когда большинству неизвестны не только сюжеты пьес Сухово-Кобылина или Островского, но и авторов, которых изучают в школьной программе, - Пушкина, Грибоедова, Гоголя и т.д.

Надо заниматься духовным воспитанием наших детей. Конечно, важно, чтобы они были накормлены и одеты, но еще нужно, чтобы выросло образованное, творческое, инициативное поколение. Чтобы нравственные понятия, отнесенные к устаревшим, а значит, к ненужным, снова вошли в нашу жизнь. Всем этим должен заниматься театр, поэтому сейчас разрабатывается Союзом театральных деятелей России Программа по поддержке детского театра. Не только конкретно ТЮЗов, которых не хватает в стране, а поддержкой театрального искусства, адресованного юным зрителям. Это направление нашей деятельности поддержал Президент РФ Владимир Путин, и я надеюсь, что при его содействии программа начнет в ближайшее время действовать.

Президент также разделил и нашу озабоченность по поводу бедственного положения служителей сцены, оказавшихся недееспособными, попавшими в беду. Государством выделены деньги на оказание единовременной помощи деятелям театра, и к Новому году мы премировали денежными премиями в размере от 60 до 120 тысяч рублей наших коллег, проживающих в разных городах нашей страны. В их число вошли те, кто сегодня оказался в трудном положении: у кого-то случился пожар, кто-то серьезно заболел, попал в автокатастрофу. Замечательно, что у нас появились деньги, которые могут помочь, но дай Бог, чтобы людей, в них нуждающихся, становилось меньше.

Новый, 2007 год наступил, нам осталось 13 января окончательно закрепить его права. В Старый Новый год мы по обыкновению снова поднимем бокалы, пожелаем друг другу здоровья, счастья, а в нашей актерской семье - интересной работы, творчества, приносящего радость и удовлетворение. Мы поздравим друг друга с еще одной датой - 130-летием ВТО (СТД). Я верю, что у каждого обязательно воплотится все задуманное.

С Новым годом, друзья!

"Культура" No 01
11.01.2007
http://www.kalyagin.ru/press/8713/

Док. 392930
Перв. публик.: 11.01.07
Последн. ред.: 18.01.10
Число обращений: 341

  • Калягин Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``