В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Садовничий: Событие. Хвала Московскому Университету Назад
Виктор Садовничий: Событие. Хвала Московскому Университету
Именно этот день в 1884 году в России отменена автономия университетов. А 12 января (по старому стилю) 1755 года, был основан Московский университет. Его учреждение ознаменовало собой новый этап в развитии российского общества. Чтобы оценить в полной мере значение этого события для науки и образования России, давайте вспомним, как и зачем возникли университеты.

Первыми известными прообразами университетов были, вероятно, знаменитые центры античности - Пифагорейский союз, Академия Платона, Ликей Аристотеля и основанный Птолемеем Александрийский мусейон, имевший богатейшую библиотеку. Великие учебные заведения древнего мира оставили большой след в мировой культуре. Однако пройдет еще много веков, прежде чем возникнут первые университеты.

Первые европейские университеты появились около тысячи лет назад, чтобы обеспечить доступ к знаниям людям всех званий, возрастов и земель.

Неизбежность университета - и как идеи, и как формы ее конкретной реализации - связана с определенным этапом развития человечества, с радикальными изменениями характера общественного производства. Количество накопленного знания стало так велико, что возник вопрос не только о его пополнении, но и о разумном отборе и упорядочении. В полной мере была осознана универсальность знания и его значение для развития общества. Поэтому необходимо было научиться надежно сохранять и приумножать добытые знания, найти действенный, устойчивый и надежный способ передачи знаний от одного поколения другому. Для выполнения этой задачи и стали создаваться университеты.

Всякое объединение людей по профессиональному признаку в средние века носило название universitas. Соответственно представители педагогического и ученого ремесла назывались universitas magistrorum et scholarium. Со временем название корпорации - universitas - становится обозначением университета как учебного заведения.

Европейские университеты всегда были важным фактором развития общества, его культурной и социальной динамики, они внесли значительный вклад в становление науки и образования. В этих университетах выросли такие титаны науки, как Коперник, Галилей, Кеплер, Ньютон и многие, многие другие. Примечателен, например, путь Коперника, который сначала учился в университете Кракова, потом изучал медицину в Падуанском университете, астрономию в Болонье и, наконец, получил степень в области канонического права в Ферраре. Такое серьезное образование позволило ему не только 40 лет возглавлять обширную епархию, но и при этом написать одну из наиболее влиятельных книг своего времени - "О вращении небесных сфер".

Развитие России в первой половине XVIII века, необходимость освоения достижений европейской науки вызвали потребность в большом количестве образованных людей. Настало время появления первого российского университета. Мысль о создании университета в Москве вынашивал еще Борис Годунов, но благоприятная для этого историческая ситуация сложилась лишь к середине XVIII века.

Следует сказать, что к этому времени в России существовали свои, достаточно крепкие и глубокие образовательные традиции. Большое значение имела, например, Андреевская школа в середине XVII века, названная так по имени церкви Андрея Стратилата близ Воробьевых гор, а затем Славяно-греко-латинская академия, в стенах которой учился и Ломоносов. Основавшие ее греческие монахи - братья Лихуды, окончившие Падуанский университет и получившие там степень доктора, символизировали синтез православной культуры и западноевропейской учености. Именно Славяно-греко-латинская Академия явилась предтечей Московской Духовной академии и Московского университета. С тех пор российской традицией, в отличие от европейской, стало самостоятельное становление и развитие духовного и светского образования.

Феномен Московского университета невозможно понять без учета влияния национальных традиций на задуманную по европейскому образцу концепцию университета. Семена европейской учености, попав на российскую почву, оказались в благоприятной среде и дали мощное, величественное древо отечественной науки и образования.

Создание Московского университета явилось результатом совместных действий трех исторических сил: зарождающейся российской науки, просветительских взглядов и устремлений российского общества и государственной власти.

К этому времени в России появилась и стала крепнуть патриотически настроенная научная мысль, олицетворением которой был великий ученый-энциклопедист, один из первых русских академиков - Михаил Васильевич Ломоносов. Как образно сказал о нем Александр Сергеевич Пушкин, "он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".

Идея Ломоносова о создании университета в Москве нашла горячий отклик среди просвещенной части российского общества. Выдающийся общественный и государственный деятель своего времени, известный покровитель науки и культуры Иван Иванович Шувалов взялся за административную реализацию этой идеи. Поэтому он по праву считается также, наряду с М. В. Ломоносовым, отцом-основателем университета.

Московский университет создавался в условиях, когда европейские университеты насчитывали уже несколько веков исторического развития, и прошел аналогичный путь становления университетского образования за более сжатые сроки.

В XVIII веке в жизни европейских университетов произошли важные события. Провозглашается и постепенно завоевывает свои права принцип свободы научного исследования. Наряду с этим происходят глубокие изменения форм преподавания. Появляются академические свободы - свобода преподавания и обучения. Задачей преподавателя становится самостоятельный поиск истины и приучение студентов к такой же работе.

Другое событие того времени, вызванное как национально-политическими мотивами, так и необходимостью более широкого и быстрого распространения знаний, - отказ от всевластия латинского языка и переход к преподаванию на языке той страны, где находился университет.

Разумеется, процессы, происходившие в университетах Европы, нашли свое отражение при основании, в ходе становления и развития Московского университета. Практически с самого своего рождения он воплотил в себе черты так называемой классической модели университета, главным в которой является синтез науки и образования при условии университетской автономии, включающей полную академическую свободу.

На протяжении всей истории Московского университета его развитие определялось деятельностью выдающихся умов России. И поэтому первый российский университет стал поистине российским явлением, феноменом национальной науки и культуры, которым мы все гордимся и величие которого особенно глубоко осознаем в эти юбилейные дни.Великая мудрость этих ученых и государственных мужей проявилась в том, что они отстояли идею автономии Московского университета, без которой было бы невозможно выстроить ту уникальную, самобытную и весьма эффективную систему университетского образования, достижения которой признаются сегодня во всем мире. Выборность ректора, деканов, самостоятельность в формировании своей структуры, создании кафедр, утверждении учебных курсов, присуждении ученых степеней и званий - все эти и другие возможности развития, заложенные в университетской автономии, всегда воплощались в жизнь разумно и эффективно, с наибольшей пользой и для Московского университета, и для России.

Из Доклада ректора МГУ им. М. В. Ломоносова академика В. А. Садовничего

"Личные Деньги"

http://www.msu.ru/info/struct/rectintv.html?2006-09-04_11-58.663e5c6

04.09.2006

Док. 393323
Перв. публик.: 04.09.06
Последн. ред.: 08.11.07
Число обращений: 454

  • Садовничий Виктор Антонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``