В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Садовничий: Наследники Ломоносова Назад
Виктор Садовничий: Наследники Ломоносова
Альма-матер

Как крупный национальный праздник отметит Россия 250-летие Московского государственного университета. От него пошли все другие университеты страны. И ныне он по-прежнему первый и лучший наш вуз. На вопросы "Гудка" отвечает ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, президент Союза ректоров России академик РАН Виктор САДОВНИЧИЙ.


- Сегодня МГУ - это целый город! - рассказывает Виктор Антонович. - 40 тысяч студентов, 10 тысяч кандидатов и докторов наук. В мире нет другого вуза, где бы работал подобный научный потенциал. На 29 факультетах Московского университета преподают более 300 академиков. Ровно треть членов Российской академии наук за всю ее историю составляют выпускники или профессора МГУ. С 1992 года в МГУ есть и научный парк.

Московский университет сотрудничает со 180 вузами 57 стран. После распада Советского Союза мы продолжили сотрудничать с соседними теперь уже странами. В своем уставе объявили, что любой гражданин мира может стать студентом МГУ, если сдаст экзамены на общих основаниях. Так мы попытались сохранить единое образовательное пространство.

- Виктор Антонович, можно ли сказать, что в России своя система образования, моделью которой является МГУ?

- На протяжении всей истории Московского университета продолжается некая дискуссия. Борьба идет между двумя "партиями". По мнению одной, университет должен заимствовать, копировать западную систему и таким способом быстро выйти на передовые рубежи.

Я же отношусь к той партии, которая считает, что наша отечественная система образования - выдающаяся. Она доказала свои преимущества, свою жизнестойкость на протяжении столетий, является одной из лучших в мире, и, конечно, надо отстаивать наш путь в образовании. МГУ - это не просто учебный и научный центр. Это часть нашей отечественной культуры.

Образование в моем понимании -это фундаментальная университетская подготовка. Включаю сюда и крупные технические вузы. Например, транспортные - МГУПС (МИИТ) и РГУПС (РИИЖТ), которые строят обучение по университетскому принципу.

- Но как поддерживать сегодня традиции отечественного образования?

- Это невозможно лишь с помощью учебников или даже самых современных информационных технологий. Сам читаю лекции по математике и знаю, что они тогда хорошо читаются, когда ты занимаешься наукой. Вот получил результат - и на лекцию как на крыльях. Ты паришь перед студентами. И они это чувствуют. А если какой-то лектор выучил материал, а сам от науки далек, то и студенты уже по-другому его лекции воспринимают.

Одним словом, нужна полноценная университетская среда, где есть ученые, которые занимаются наукой и обучают студентов.

Печально, что сегодня наука России, и в частности университетская, испытывает немалые трудности. Наши научные школы, имеющие мировое признание, к сожалению, плохо поддерживаются финансово. Происходит - пусть не так интенсивно, как в начале 1990-х - и утечка "мозгов" за рубеж. Это тоже, конечно, наносит удар по науке, по образованию.

Если мы потеряем науку в университетах, наша отечественная система образования больше не будет уникальной, лишится того преимущества, которое всегда выгодно ее выделяло.

Кстати, в очередной раз имел возможность убедиться, сколь высоко ценят в мире нашу систему фундаментальной подготовки, когда в августе участвовал в Пекине во II Форуме ректоров ведущих китайских и зарубежных университетов.

В этой стране есть специальная программа поддержки 70 крупнейших государственных вузов. Например, Пекинский университет в соответствии с этой программой ежегодно получает от правительства сверх положенной суммы 100 миллионов долларов на приобретение научной аппаратуры и развитие своей базы. Кроме того, каждый профессор имеет 6 тысяч долларов сверх зарплаты, чтобы чувствовать себя независимым.

Цель у правительства Китая была одна: нас просили рассказать о своем опыте, дабы его могла взять на вооружение Китайская Народная Республика, где самым серьезным образом нацелены на развитие фундаментального университетского образования. Надеюсь, и мы не отступим от традиций, которые всегда вызывали уважение у зарубежных коллег.

Таким образом, моя точка зрения неизменна: будущее России - в сохранении фундаментальной науки, высокой планки университетского образования, того интеллекта, который накоплен нацией не за одну сотню лет.

И еще. Я не думаю, что высшее образование можно отнести к сфере услуг. Безусловно, граждане страны должны в той или иной степени вкладывать свои ресурсы в подготовку высококвалифицированных специалистов. Но главным образом это, конечно, забота общества в целом и как выразителя взглядов общества - государства. Ведь далеко не каждая семья - даже в ближайшем будущем! - может платить за обучение своего ребенка. Тем более за обучение нескольких.

Поэтому я и стою на тех позициях, что образование не услуга. Образование - это стратегическая линия государства, его политика. Во всех странах мира образование является приоритетом для государства. Думаю, что и в России должно быть так.

- Как, на ваш взгляд, остановить утечку мозгов, удержать в университетских стенах молодежь?

- Для того чтобы молодежь шла в науку и педагогику, нужно несколько условий (я говорил о них в феврале в своем докладе на заседании Совета по науке и технологиям при Президенте). Вот эти условия: иной, чем сегодня, уровень оплаты труда, современное научное оборудование, возможность обеспечить молодых сотрудников жильем.

В Московском университете есть программы поддержки молодежи.

Программе "100 плюс 100" уже 10 лет. Каждый год 100 молодых кандидатов наук становятся доцентами без очереди на кафедрах (есть специальная очередь, когда, кто и что), и становятся профессорами также 100 молодых докторов наук. По этой программе за 10 лет прошло около тысячи молодых людей, которые повысили свое служебное положение, свой статус быстро: только защитились и сразу стали профессором или доцентом. Это задержало отток молодых специалистов в связи с их выездом или уходом на другую работу. Считаю, что это был правильный шаг.

Есть и другая программа, по которой ста молодым преподавателям, научным сотрудникам или аспирантам мы ежегодно присуждаем стипендию по конкурсу. 5 тысяч рублей ежемесячно - не очень большая сумма. Но эту стипендию (плюс зарплата!) молодые люди получают в течение года или двух. Тем самым мы закрепляем их на кафедрах.

Однако только наших усилий недостаточно. Чтобы поддержать талантливую молодежь, конечно, требуется государственная программа. Кстати, Правительство к юбилею выделило нам деньги на приобретение научного оборудования. Это позволит закупать самую современную научную аппаратуру, которая поставит нас по оснащению в один ряд с крупнейшими научными центрами мира.

- В этом учебном году МГУ принял участие в новой программе "Образование в кредит". Насколько она перспективна?

- Мне кажется, это абсолютно выгодное предложение для студентов: по условиям кредита не надо давать поручительств, не нужен имущественный или какой-либо другой залог. Начинать выплачивать кредит студент может после окончания университета, когда он устроится на работу. Таким образом, 5 лет банк оплачивает обучение студента, а студент возвращает банку деньги в течение последующих 5 лет с учетом 10 процентов годовых. Подобная кредитная программа была предложена трем университетам: СПбГУ, Плехановской академии и МГУ.

В этом году у нас была возможность взять тысячу студентов-кредитников. Речь идет о тех ребятах, которые сдавали экзамены, но не добрали балл и в результате на бесплатной основе не поступили. На сегодняшний день кредит согласились взять 200 студентов МГУ. Его размер в зависимости от факультета достигает 5 тысяч долларов в год.

Считаю, что за обучением в кредит - будущее. Думаю, уже в следующем учебном году количество абитуриентов, пожелавших взять кредит на обучение, значительно увеличится и что со временем его будут предоставлять как государственные, так и негосударственные банки.

- Чем, на ваш взгляд, руководствуются абитуриенты при поступлении в МГУ: желанием выбрать профессию по душе или прагматичным стремлением получить специальность в самом престижном вузе страны, которая гарантирует им после окончания высокооплачиваемую работу?

- У нас примерно одинаковое число естественных и гуманитарных факультетов. Среди гуманитарных наиболее популярны юридический и экономический. При поступлении на них конкурс очень высокий. Здесь, наверное, преобладает желание поступать на тот факультет, после которого легко найти хорошую работу.

Но при этом каждый год растет конкурс и на "тяжелые" факультеты: механико-математический, физический, химический, биологический.

- Но куда сейчас податься после окончания кафедры микробиологии или генетики? Это же чисто научная работа...

- Тем не менее конкурсы на эти факультеты огромные. Думаю, в основном у студентов преобладает все-таки желание получить фундаментальное образование.

Есть еще одна вдохновляющая тенденция: заметно улучшилось качество подготовки абитуриентов, причем это касается в первую очередь регионов. Больше половины наших первокурсников приехали к нам учиться из самых разных уголков России.

- Минувшим летом МГУ по-прежнему не учитывал результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ). А ведь сейчас проходит ЕГЭзация всей страны...

- Считал и считаю, что ЕГЭ у нас в России не может быть единственной формой оценки знаний. Я сторонник творческого подхода в образовании, всегда настаиваю на живом общении с поступающими. Терпимо отношусь к тому, если студент или поступающий чего-то не знает, забыл определение или формулу - это абсолютно не важно. Важно, чтобы он мог эту формулу вывести, чтобы знал, в каком она ряду.

Я приехал в МГУ, окончив сельскую школу на Украине, под Харьковом. Учитель не знал раздела "Логарифмы". И я, соответственно, тоже не знал. Меня экзаменовал известный математик. И сразу спросил про логарифм: "Батюшки, как же вы пришли на мехмат, не зная логарифм?" Была пауза не в мою пользу. А потом он говорит: "А показательную функцию вы знаете?!" - "Знаю". - "Так вот, логарифм - это функция, обратная показательной". Он спрашивал, я отвечал на любой вопрос, получил свою пятерку, стал студентом и потом академиком.

Поэтому-то и сам следую такому принципу, и коллег к этому призываю: надо понять талант человека, может быть, не очень быстро умеющего отвечать "да - нет", и развить этот талант.

Кстати, это миф, что ЕГЭ победно шагает по планете. В тех развитых странах, где существует такая форма экзамена, действуют одновременно и другие критерии оценки знаний. И уж точно крупнейшие университеты - Кембридж, например, Гарвард или Оксфорд - никто не лишает права самостоятельно принимать решение о зачислении того или иного абитуриента.

Вот и у нас нельзя предъявлять одинаковые формальные требования к выпускнику платного московского лицея, где преподают профессора, и к выпускнику сельской школы, где один учитель преподает и физику, и математику, и химию. Я предлагаю открыть талант сельского ученика с помощью олимпиад, конкурсов, бесед. С результатами ЕГЭ связано прежде всего финансирование: чем больше баллов получит ученик, тем больше денег он будет иметь для обучения. Я же убежден в том, что с помощью тематических олимпиад можно выявить талантливых людей и дать им возможность получить настоящее образование.

- Вы проводите предварительный отбор талантов в регионах -можно ли, исходя из этого, говорить, что Ломоносовы в России продолжают произрастать именно в глубинке?

- Несомненно. Как показывает многолетний опыт, из ребят, прошедших через международные, всероссийские, региональные интеллектуальные соревнования и добившихся там хороших результатов, вузы, в том числе и МГУ, получают самое качественное пополнение. Большинство этих ребят из глубинки.

Раньше на особых условиях к нам поступали и победители олимпиад МГУ. Теперь эту схему поступления решили упразднить, потому что она не совсем справедливая. Факультеты в апреле - мае проводят свои олимпиады. В них принимают участие в основном москвичи, которые еще до начала приемной кампании становятся наполовину студентами. Приезжают летом молодые люди, скажем, из Якутии поступать, а им говорят, что мест осталось всего ничего. Это несовершенная схема. Мы же - за совершенную. И за справедливую систему образования.

К сожалению, закон, позволяющий принимать победителей олимпиад в вуз без экзаменов, до сих пор не принят. Олимпиадное движение должно, безусловно, развиваться, но эту систему надо привести в порядок, создать для нее необходимые условия. Видимо, должен быть и независимый общественный совет, который станет тому способствовать.

- Виктор Антонович, от имени почти четверти миллиона читателей "Гудка" я поздравляю МГУ с предстоящим юбилеем. Как вы собираетесь его отмечать?

- Программа большая, и осуществляется она давно. Только в прошлом году мы провели сотни конференций, съездов, симпозиумов, связанных с юбилеем.

Написан гимн МГУ. Теперь каждое наше торжественное событие будет начинаться с его исполнения.

В декабре пройдет Общее собрание Российской академии наук и МГУ имени М.В. Ломоносова, а также съезд выпускников университета разных лет. В январе будут Ломоносовские чтения. В их рамках пройдет встреча ректоров зарубежных и российских университетов.

И наконец, в день своего рождения, 25 января, проведем в Государственном Кремлевском дворце торжественное заседание, в котором будут участвовать главы многих государств, 50 нобелевских лауреатов и около тысячи гостей из зарубежных университетов.

В дни юбилея в космос будет запущен научно-образовательный спутник - "Татьяна - Университетский", выйдут все 250 томов серии "Классический университетский учебник", завершится реконструкция зданий на Моховой, появится специальный нагрудный знак в честь 250-летия Московского университета. Наши профессора, преподаватели и молодые специалисты получат около 250 квартир на проспекте Вернадского, в Матвеевском, Давыдкове и в других местах.

Но главным подарком к юбилею будет новая фундаментальная университетская библиотека площадью 55 тысяч квадратных метров. Она сможет одновременно обслуживать до полутора тысяч читателей.

Мы планируем сделать эту библиотеку, оснащенную по последнему слову техники, общедоступной. Перед ней установлен памятник графу Шувалову - одному из учредителей Московского университета. Шувалов перед библиотекой смотрит на Ломоносова, который стоит перед главным зданием.

Это будет самая современная библиотека в России на 5 миллионов томов. Кстати, предстоящие юбилейные торжества будут проходить также и в ее актовом зале на 1300 мест.

Сюда переедет коллекция редких изданий, которые хранятся в университетском здании на Моховой. Этим раритетам нет цены, многие остались в одном-единственном экземпляре, в новом хранилище им наконец-то будет обеспечена должная сохранность.

В библиотеке разместится и Музей истории Московского университета. Но сначала его экспозиция "250 лет МГУ имени М.В. Ломоносова" в течение трех месяцев будет демонстрироваться в Государственном историческом музее.

А еще мы возвращаемся к той традиции, когда при классических университетах существовали клиники. Неподалеку от библиотеки вырастет комплекс для факультета фундаментальной медицины с собственной стационарной клиникой на 300 мест. Здесь будут проводиться самые современные научные исследования. Кстати, так же как и библиотека, клиника будет служить не только университету, но и Москве.

Таким образом, университетская территория расширится, приобретет новый вид. А сразу за библиотекой будет проложена еще одна дорога к МГУ. Эту красивую аллею решено назвать Татьяниной - в честь святой Татианы, покровительницы Московского университета.

Николай ГОЛОВКИН

Гудок (Москва) , N218

http://www.msu.ru/info/struct/rectintv.html?2004-11-19_14-15.16bf658

19.11.2004


Док. 393466
Перв. публик.: 19.11.04
Последн. ред.: 08.11.07
Число обращений: 450

  • Садовничий Виктор Антонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``