В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Садовничий: Интервью радиостанции `Маяк` (03.12.2004) Назад
Виктор Садовничий: Интервью радиостанции `Маяк` (03.12.2004)
Андрей Максимов (ведущий программы)

- Я должен сказать, что весна - это такое время, когда все начинают размышлять о вступительных и выпускных экзаменах, вообще тема образования становится одной из главных. И мы стараемся в это время приглашать людей компетентных в этих вопросах. Такой человек сегодня у нас в студии - ректор Московского университета Виктор Антонович Садовничий.

Я хочу сразу задать вам один вопрос, чтобы больше к этому не возвращаться. Вы не первый раз в этой студии. И мы обсуждали с вами не раз вопрос о едином государственном экзамене. Ваша позиция известна, мы повторять не будем. Но у людей сразу возникает вопрос. Раз ректор МГУ отрицательно к этому относится, то будут ли по результатам единого государственного экзамена принимать в университет?

САДОВНИЧИЙ: Нет. В этом году не будут. Наш Ученый совет единогласно принял это решение. Это, кстати, не только моя позиция, но и позиция Ученого совета. Мы предложили альтернативу. Эта альтернатива состоит в том, что мы обратились, я написал письма всем губернаторам в 89 субъектов Российской Федерации с просьбой направить нам, если согласны, школьников-победителей олимпиад регионов. Мы получили почти все ответы. И очень рады, что регионы согласились присылать к нам победителей своих региональных олимпиад. Таким образом, большая часть состава Московского университета будет сформирована из ребят с периферии - победителей олимпиад, то есть талантливых ребят.

- А вот если человек сдал единый государственный экзамен, то он в университет поступать не может?

САДОВНИЧИЙ: Нет, в этом году нет, поскольку идет эксперимент, и Московский университет в нем не участвует. Поэтому в этом году Московский университет единый экзамен учитывать не может.

- То есть он может поступать только в те институты, которые участвуют в эксперименте?

САДОВНИЧИЙ: Если говорить по Москве, то только по тем группам специальностей, которые определили Ученые советы этих институтов.
- Я должен сказать, что мы вчера объявляли о том, что вы будете у нас в гостях, и уже сегодня нам звонило довольно много людей с таким тоже практическим вопросом, что изменилось попадание студентов на военные кафедры университета. Я этого не знал. Раньше, когда я учился, каждый студент становился, а теперь туда надо поступать, на эту кафедру. Чем это вызвано, такой эксперимент? И не получится ли так, что молодые ученые будут вынуждены идти в армию вместо того, чтобы. ?

САДОВНИЧИЙ: Это, конечно, важный вопрос. Но он зависит не от университета. Речь идет о том, что Министерство обороны сокращает контингент обучаемых на военных кафедрах или на военных факультетах. И дается определенная цифра ребят, которые будут проходить военную кафедру. И вот в соответствии с этим планом, сейчас есть такой закон, положение, заключается контракт с молодым человеком о прохождении им военной службы на кафедре. И поэтому не все ребята попадают, хотя это очень значительное число, процентов 80-90 желающих, но все-таки есть те, кто не попал.

- А это сделано для чего?

САДОВНИЧИЙ: Это регулируется Генеральным штабом и Министерством обороны количество подготавливаемых офицеров по тем или иным военным специальностям. Поэтому это не университет решает.

- Поскольку услышали, что ректор МГУ, решили, что все в МГУ решаете вы.

САДОВНИЧИЙ: Нет. Не мы. Но есть отсрочка для всех поступивших в университет и любой другой ВУЗ, есть отсрочка от призыва в армию.

- Но отсрочка, она длится только пять лет. А дальше?

САДОВНИЧИЙ: В принципе офицер может быть призван также.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Мне бы очень хотелось узнать все-таки прямое отношение к самообразованию людей, которые уже не могут учиться в коммерческих ВУЗах, которые не имеют право, нет возможности, где это можно сделать, чтобы низкооплачиваемым людям можно было получить образование.

САДОВНИЧИЙ: Вот что касается молодых ребят, те, которые еще хотят быть просто студентами, то Московский университет, в частности, набирает четыре тысячи на первый курс на бесплатной основе, на бюджет, и только 10-15 процентов на платной. То есть можно сказать, что Московский университет в основном учит бесплатно, что касается студентов. Теперь что касается обучения взрослых, это действительно очень похвальное стремление учиться, потому что учиться действительно никогда не поздно. И могу сказать, что, к сожалению, в нашей стране во многом потеряны те наработки, которые были, скажем, 15 лет назад. Это были телевизионные программы, это были различные курсы.

- А что, есть много желающих взрослых учиться?

САДОВНИЧИЙ: В развитых странах мира это очень развитая форма. Я думаю, что люди одинаковые везде. Я думаю, что и у нас есть тяга. Просто поскольку народ знает, что это невозможно сейчас, практически невозможно, то они не шлют своих заявлений.

- То есть взрослому человеку заниматься самообразованием невозможно?

САДОВНИЧИЙ: Ну вот таких прямых форм помощи получить образование у нас, к сожалению, сейчас очень мало или почти нет.

- Мы вообще программа не политическая, мы политические новости не обсуждаем, но так, вот вы пришли к нам, обсуждается новый кабинет министров. Слилось два министерства - науки и образования, будет одно министерство во главе с одним министром. Как-то это отразится, например, на жизни главного вуза страны?

САДОВНИЧИЙ: Я думаю, есть один положительный момент. Дело в том, что наука в университетах и в Московском университете испытывала последние годы трудности. Эти трудности были связаны с тем, что были барьеры. Скажем, академическая наука и вузовская наука практически, если говорить о финансовых потоках, не могли взаимодействовать. Тоже самое было с так называемой отраслевой наукой. И мне кажется, что то, что мы сейчас в одном министерстве, это упростит интеграцию.

- То есть будет лучше?

САДОВНИЧИЙ: Я думаю, это правильно. Это естественный альянс объединения образования и науки. Конечно, есть вопросы, и все будет зависеть от конкретного администрирования.

- А главный вопрос какой?

САДОВНИЧИЙ: Вопрос главный вот какой. Все-таки это большое поле образование, это школы, дошкольные учреждения, среднее профессиональное образование, высшее образование и так далее, аспирантура и так далее. И наука, у которой есть свое поле. Вот вопрос в умном администрировании, чтобы вот этих два огромных поля были управляемыми. Я думаю, что в этом будет главная задача нового министерства.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Вопрос ректору. Скажите, пожалуйста, что за строительство ведет университет на другой стороне Ломоносовского проспекта. Там колоссальные какие-то здания строятся? Вот очень бы хотелось знать, что это такое, когда это будет закончено? И говорят, что там будут как-будто квартиры для профессорско-преподавательского состава? Ответьте, пожалуйста.

САДОВНИЧИЙ: Для меня этот вопрос ну просто подарок, потому что впервые Московский университет заканчивает строительство собственной фундаментальной библиотеки. Хотя Московскому университету 250 лет, но настоящей библиотеки у него нет.

- А Горьковская? Вот я ходил.

САДОВНИЧИЙ: Но она все-таки очень маленькая и обслуживала только те два-три факультета, которые на Моховой. А в общем, единой фундаментальной библиотеки у Московского университета нет. Все наши читальные залы разбросы по факультетам. И вот впервые в истории Московского университета мы строим огромное здание фундаментальной библиотеки Московского университета. Это будет современнейшая библиотека. Думаю, что она будет лучшая в стране. Там пять миллионов томов, там огромное количество читальных залов, музей и так далее. И это здание библиотеки будет закончено строителями в сентябре этого года, ну и после наладки технологического оборудования к 250-летию Московского университета, то есть к январю 2005 года оно будет открыто.

- То есть разговоры про квартиры - это все слухи?

САДОВНИЧИЙ: Нет. Я еще скажу. Важно, что в этой библиотеке будут публичные залы. То есть люди, не имеющие даже отношения к университету, но желающие иметь доступ к уникальным собраниям Московского университета, могут там заниматься. Кроме того, мы строим на этой территории поликлинический комплекс, новейший. В России при университетах еще такого комплекса нет. Высокие медицинские технологии. Там будет и линия Акчурина, и линия других выдающихся наших медиков. И мы надеемся, что впервые в Россию вернется медицина в университеты, как это принято везде в мире. Кроме этого, мы начнем строить там два учебных корпуса для гуманитарных факультетов. Таким образом начато грандиозное освоение новой территории Московского университета, равное по размаху вот тому освоению, которое было в 50-53 годы на Воробьевых, Ленинских горах. Там же будут построены несколько домов жилых. И некоторое количество квартир в этих жилых домах будет предназначено нашим профессорам.

- Знаете, с одной стороны, поразительно то, что вы рассказываете, с другой стороны, мы живем в такое время, что тут же хочется задать вопрос, откуда взялись деньги?

САДОВНИЧИЙ: Деньги взялись из инвестиционных контрактов. То есть мы поступаем так, как поступают сейчас все университеты. У нас есть земля. Мы на этой земле строим жилье. Это жилье в Москве востребовано. И часть жилья, принадлежащая нам, по праву, по закону реализуется. И эти деньги являются источником для строительства библиотеки.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: У меня вот такой вопрос. Я живу в 80-ти километрах от Москвы, военный городок. Школа находится в обособленном военном городке. Сын у меня 11-классник. Я бы хотела знать отношение уважаемого ректора Московского университета к мнению других представителей высшей школы и Министерства образования к такой проблеме, что ученики сельских школ не имеют права учиться в столичных вузах Петербурга или Москвы, потому что у них очень слабая подготовка в школе?

САДОВНИЧИЙ: Я могу сказать, что это, конечно, неправильно и неверно, что в Московском университете не учатся ребята из сел. Вот я хочу еще раз повторить то, что я сказал. У нас более 50 процентов иногородних, из очень далеких уголков России.

- Вы расскажите, откуда приехали вы.

САДОВНИЧИЙ:Если говорить о моем примере. Я тоже приехал из небольшого села. Сейчас, правда, это заграница, это Харьковская область, Украина. Но я вообще приехал без паспорта и закончил сельскую школу. Но есть еще один очень хороший канал. Мы за собственные деньги, за собственные, внебюджетные, набираем на подготовительное отделение ребят из сельских школ. То есть достаточно иметь справку, что он в сельской школе и там живет.

- А где он будет жить?

САДОВНИЧИЙ: Даем общежитие. И мы его на год берем на подготовительное отделение, готовим. И он уже поступает в Московский университет, будучи подготовленным. Это делает только Московский университет, чтобы взять контингент из сельских школ.

- Вот эта женщина, она немножко предвосхитила вопрос, который я хотел вам задать. Все-таки прошло довольно большое время, когда изменилось образование, появились частные школы, появились лицеи, появились колледжи, как они все называются. По вашему ощущению, приходящие сегодня в университет ребята, они подготовлены лучше, чем те, кто был подготовлен, грубо говоря, при советской власти, или хуже?

САДОВНИЧИЙ: Я бы не сказал, что лучше. Есть хороший критерий для сравнения. Взять варианты вступительных задач в то время и сейчас. Я бы не сказал, что сейчас труднее. Конечно, больше дифференциация. Сейчас есть школы, которые готовят первоклассно и, наверное, лучше, чем готовили тогда. Но, конечно, есть ребята, которые подготовлены очень слабо. То есть налицо тот факт, что школы разделились по уровню. Видимо, это зависит от условий, которыми они обладают. Но вы знаете, это вопрос философии. Я считаю, что человечество совершенствуется очень медленно. И даже Древний Рим или Древняя Греция, они решали те же задачи.

- А разве оно вообще совершенствуется?

САДОВНИЧИЙ: Может, даже и не так.

- Если сравнивать с Древней Грецией, это все не в лучшую сторону.

САДОВНИЧИЙ: Поэтому, конечно, нельзя говорить, что настолько все шагнуло вперед, что сейчас совсем другие молодые люди. Они другие. Они, может быть, лучше, но сказать, что они шире и намного лучше подготовлены в фундаментальных науках, я не могу.

- Скажите, подготовка к университету, к институту, она начинается с того, как ребенок, родители, правда, выбирают школу, куда он поступает и готовится в школе. Иногда нет выбора. В военном городке выбора нет. Когда есть выбор в больших городах, есть ли какие-то критерии, по которым надо выбирать школу, чтобы потом поступить в Московский университет или в какой-то хороший вуз?

САДОВНИЧИЙ: Ну, естественно, надо заметить склонность ребенка. Вот когда заметят, родителям виднее. Но я бы после того, как эти склонности обозначены, начинал бы развивать ребенка больше в этом направлении, не забывая о широте подготовки. То есть ошибкой является, если забыть все остальное и развивать только, ну скажем, физику или химию, или математику. Если склонности все-таки есть, надо постараться эти склонности развить. И для этого, может быть, употребить всякие возможности кружков, различных курсов, семинаров или, может быть, собственных знаний родителей. Вот так, мне кажется, еще в раннем возрасте закладывается интерес ребенка к какой-то науке. Естественно, когда уже идешь поступать, скажем, в Московский университет, то уже надо четко знать - ты гуманитарий или естественник. И если естественник, то кто.

- А как вам кажется, когда критический возраст? Понятно, что в 5-7 лет ребенок еще не может выбрать. Когда критический возраст, что вот если в этом возрасте ребенок еще не знает, куда пойти, это уже тревожно?

САДОВНИЧИЙ: Вы знаете, для будущего вообще это в принципе не важно. Я знал людей, которые и в 20, и в 25 лет выбирали другую науку и становились выдающимися людьми, даже специалистами номер один. Другой вопрос, сможет ли он поступить? Потому что поступление - это конкурс, это борьба, это спорт. И, естественно, что вот тут надо быть готовым, чтоб не застать врасплох. То есть, скажем, если вы за день до экзамена решили пойти куда-то, то трудно рассчитывать на успех. Поэтому лучше где-то иметь года 1,5-2, ориентируясь уже на тот предмет и тот вуз, в который ты решил идти.

http://old.radiomayak.ru/schedules/93/14254.html

03.12.2004

Док. 393622
Перв. публик.: 03.12.04
Последн. ред.: 08.11.07
Число обращений: 493

  • Садовничий Виктор Антонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``