В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Садовничий: Интервью радиостанции `Маяк`: Сотрудничество университетов государств - членов СНГ (26.11.2003) Назад
Виктор Садовничий: Интервью радиостанции `Маяк`: Сотрудничество университетов государств - членов СНГ (26.11.2003)
Ведущий - Андрей Калугин

Мы поговорим о сотрудничестве университетов государств-участников Содружества. Повод для такого разговора есть, и повод замечательный: в нынешнем году Московский государственный университет отмечает свое 250-летие. Среди юбилейных мероприятий выделяется одно: в конце ноября в Москве состоится посвященная этой замечательной дате вторая международная научно-практическая конференция университетов. Ее проводят МГУ и Евразийская ассоциация университетов. Тема конференции: "Университеты и общество. Сотрудничество университетов в XXI веке" - куда как актуальна. Особенно сейчас, когда мы и на примере единой Европы, и на собственном примере убедились в том, что интеграции, тесному сотрудничеству в различных сферах жизни альтернативы нет.

В нашем разговоре участвуют: ректор Ереванского государственного университета Радик Мартиросович Мартиросян, ректор Евразийского университета имени Льва Гумилева Мырзатай Жолдасбекович Жолдасбеков и ректор МГУ имени Михаила Васильевича Ломоносова Виктор Антонович Садовничий.

- Следуя алфавитному порядку, я предоставляю микрофон Еревану. Радик Мартиросович, биография вашего университета, а ему исполняется в мае будущего года 85 лет, сама по себе служит доказательством того, что сотрудничество с коллегами из других вузов - важное условие становления и развития любого университета.

МАРТИРОСЯН: При организации нашего университета, конечно же, были приглашены специалисты из России. Наш первый ректор и основатель нашего университета - выдающий юрист Юрий Гамбаров, он окончил факультет юриспруденции Санкт-Петербургского университета. И другие профессора были приглашены. Ну и, конечно, была постоянная связь в деле подготовки кадров, и это продолжается до сих пор, несмотря на то что мы находимся в разных странах. Образовательное пространство высшего образования мы сохранили, я имею в виду ведущие университеты бывшего Советского Союза в рамках Евразийской ассоциации университетов. Наверное, в других областях нашей жизни вот такого не смогли сохранить.

- Евразийский национальный университет открылся в Казахстане всего несколько лет назад. Но я думаю, и в Астане уже почувствовали важную роль сотрудничества университетов и их значимое место в современном обществе. Слово ректору Евразийского университета имени Гумилева Мырзатаю Жолдасбековичу Жолдасбекову.

ЖОЛДАСБЕКОВ: Евразийский национальный университет очень молод, ему идет всего восьмой год. Президент образовал этот университет в новой столице в связи с расширением международных связей и реализацией евразийской идеи. Вы помните, во время официального визита в Астану Владимира Владимировича Путина, в составе делегации был тогда и Виктор Антонович, было подписано соглашение о создании ЕврАзЭС. Это был решительный шаг к реализации евразийской идеи. И сегодня мы можем доложить, что, несмотря на молодость, представительская функция Евразийского университета возрастает. Мы чувствуем очень мощную поддержку наших коллег, прежде всего Московского государственного университета. Наш президент был очень дальновиден, когда внес предложение о создании Казахстанского филиала МГУ на базе нашего университета. И то, что нам удалось с Виктором Антоновичем осуществить этот проект, это помогло становлению Евразийского университета. Мы чувствуем постоянно поддержку самого Виктора Антоновича, всех ученых МГУ. Резко возрос авторитет. И, что важно, специалисты, то есть профессора, академики МГУ, которые читают лекции в филиале Московского университета, ведут занятия у нас в Евразийском университете.

- Теперь - очередь нашего московского гостя. В московской студии радиостанции "Мир" находится ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Антонович Садовничий.

САДОВНИЧИЙ: Во-первых, я хотел бы поздороваться с моими друзьями и сказать им, что я жду их 27-28 ноября на нашей конференции в Московском университете. Это будет встреча друзей. Когда распался Советский Союз, то перед университетами встал вопрос, как сохранить единое образовательное пространство, наши научные школы, методики, терминологию, книги, учебники. И была создана Евразийская ассоциация университетов стран СНГ, России. И эта Евразийская ассоциация уже более 10 лет успешно работает и сыграла выдающуюся роль в объединении усилий университетов в целях интеграции. Мы регулярно собираемся на съезды, на заседания, на свои советы и обсуждаем фактически все вопросы взаимного сотрудничества. Мы сохранили нашу корпорацию, сохранили наше единство. И это заслуга, конечно, всех университетов, участвующих в этом сотрудничестве.

Но два года назад университет захотел шагнуть дальше. Мы поставили такую задачу: провести встречу не только руководства университетов - ректоров и проректоров, а устроить конференцию, съезд, куда приедут до тысячи участников из стран СНГ и Балтии. И вот два года назад такая конференция состоялась. Все ректоры всех столичных университетов названных стран сделали выдающиеся доклады, и в этих докладах была поставлена проблема образования. Вот интересная деталь: в адрес предыдущей конференции прислали свои приветствия все президенты всех стран-участниц. Это говорит о том, что руководство стран придает большое значение этому сотрудничеству, этой работе. Прошло два года, возникло много новых вопросов. Все эти вопросы требуют нашего обсуждения. Хорошо, что там будут также доклады ректоров, которые сами выдающиеся ученые и специалисты, и будут доклады известных ученых из этих университетов, методистов. И это все будет обобщаться, будут дискуссии, два дня непрерывной напряженной работы и дискуссий.

- Но конференция - это все-таки праздничное событие. И собственно сотрудничество не ограничивается двумя днями обмена мнениями и напряженных дискуссий. Это постоянная и многоаспектная работа. Я хотел бы, чтобы участники разговора подробнее рассказали о направлениях этого сотрудничества. Радик Мартиросович, вам слово.

МАРТИРОСЯН: Я бы хотел сказать, что вот эти интеграционные процессы происходят не только в рамках стран СНГ, а в мировом масштабе и в европейском масштабе. Даже существует декларация Болоньи, где основной целью называется создание единого интеграционного образовательного пространства. Возвращаясь конкретно к нашим интеграционным процессам, Московский государственный университет определен по решению интеграционных структур СНГ как ведущий университет по разработке новых ученых планов и прочего в области естественных наук. А гуманитарных, если не ошибаюсь, - Санкт-Петербургский университет. А это означает, что в нашем университете мы ждем уже этих разработок. Я знаю, что в отличие от прежних наших учебных планов предусматривается сокращение аудиторных лекционных часов студентов, вообще учебного плана. То есть другие методы подхода к обучению, новые технологии должны быть внедрены, причем они разрабатываются совместно. Другой пример. Современные тенденции развития общества и экономики в целом требуют более гибкого подхода к подготовке кадров, то есть высшее образование должно реагировать на изменения в жизни. Нужны совершенно новые специальности. В этом плане интеграционные процессы нам помогут подготовить кадры в области юриспруденции, в области экономики, в области социальных наук, банковской системы, по вопросам собственности, туризма, международных отношений. Раньше мы вообще этим не занимались, были центральные институты в Москве, которые готовили международников для всех нас. А теперь каждая страна должна иметь свою внешнюю политику, поэтому нужно. Но здесь нам помогают МГИМО, Московский университет и другие. То есть интеграционные процессы совершенно конкретные, и мы в этом направлении стараемся поддерживать то взаимодействие, те связи, которые мы имеем, и расширять их.

- Насколько я знаю, у вас есть специальный подготовительный факультет для иностранных граждан. Видимо, Ереванский государственный университет накопил какой-то свой опыт работы с не гражданами Армении. Не могли бы вы поделиться этим опытом? Тем более что на конференции в Москве будут обсуждены проблемы развития и углубления сотрудничества евразийских университетов. И одной из серьезных проблем прямо названо участие университетов в формировании национальной и региональной политики в области науки и образования.

МАРТИРОСЯН: Факультет подготовительный у нас был один из самых известных во всем Советском Союзе, потому что мы готовили абитуриентов для различных вузов не только Армении, а всего Советского Союза, и для Прибалтики, и для других стран. Этот опыт сохранился до сих пор, и учебная база, и целый комплекс у нас для этого есть. Но здесь есть проблема - проблема обучения на других языках. Правда, в законе сказано, что на языке иностранных граждан можно осуществлять преподавание. Поэтому сейчас не только в нашем университете, но и, скажем, в инженерном университете, медицинском университете есть группы иностранных студентов, обучение которых ведется на других языках, не на армянском, а на английском, на французском и на русском, между прочим. Скажем, есть иностранные граждане, которые приехали учиться, но они лучше знают русский язык, чем какой-нибудь другой европейский язык. И поэтому у нас есть такие группы. Но в любом случае я знаю, что пути преодоления языковых проблем существуют.

САДОВНИЧИЙ: Я рад, что у нас и в Астане, в Евразийском университете, уже три года существует филиал Московского университета, в котором учатся уже 300 ребят, кстати, на русском языке. И я рад, что мы создали и филиал Белорусского университета в Московском университете, и он начинает свою работу. Вот это, может быть, и есть то самое реальное сотрудничество.

- Виктор Антонович, интеграционные процессы - тенденция мировая. Развивают сотрудничество университеты и вузы Америки, ширится так называемый Болонский процесс, одна из целей которого - выработка единых подходов к образовательным стандартам. Ясно, что и Евразийская ассоциация университетов не замкнута внутри самой себя. Развитие отношений, вектор которых направлен вовне с постсоветского пространства, наверняка ставит новые вопросы и перед вашими евразийскими коллегами.

САДОВНИЧИЙ: Возникают вопросы, как быть с нашими докторскими степенями, национальным достоянием России. Срок обучения. Ведь три года для высшего образования - это мало. Может быть, не сразу ломать все, что мы имеем. То есть надо дискутировать, надо спорить, надо находить лучшее решение. И вот в этом смысле, конечно, мы тоже что-то будем обсуждать. Но хочу повторить, что любой университет-член нашей ассоциации, как и положено в объединении университетов, имеет собственное право принимать те решения, которые более выгодны ему. Наша задача состоит в том, чтобы наше богатство, наш опыт, наш потенциал сохранить. Я хочу сказать, что мы будем сотрудничать по всем направлениям: на Восток, на Запад, через океан. Будем сотрудничать с Китайской Народной Республикой, с другими государствами Азии, Европы, Америки. И наша задача, чтобы наши потомки не сказали нам: "Все было так хорошо, но что-то сломали, и это теперь надо восстанавливать". А нам бы было приятно, если бы потомки сказали: "Какие мудрые были люди в то время, которые на нужном этапе, в нужное время сумели все так перенять друг у друга, воплотить взаимные идеи и обогатиться, и нам теперь легче".

Программа была подготовлена журналистами межгосударственной радиокомпании "Мир". Провел ее Андрей Калугин.


http://old.radiomayak.ru/schedules/8/12634.html

26.11.2003

Док. 393628
Перв. публик.: 26.11.03
Последн. ред.: 08.11.07
Число обращений: 540

  • Садовничий Виктор Антонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``