В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере? Назад
Театральный союз: трейд-юнион или товарищество на вере?
За месяц до своего очередного съезда деятели театра стали спорить о будущем



Неделю назад (см. "НГ" от 18.09.06) мы опубликовали интервью народного артиста России, худрука Александринского театра Валерия Фокина, в котором известный режиссер высказывает и свою позицию относительно будущего Союза театральных деятелей. По его мнению, лучше всего было бы, если бы СТД преобразовался в профсоюз. Его точку зрения, к слову, разделяют и некоторые другие уважаемые деятели театра. Мы опросили известных актеров и режиссеров, чтобы представить как можно более полную картину взглядов на будущее творческого союза, очередной съезд которого пройдет в Москве 21-22 октября с.г.

Александр Калягин, народный артист России, председатель СТД РФ, художественный руководитель театра Et cetera

Я очень хочу, чтобы мне кто-нибудь вразумительно объяснил: почему люди, которые считают, что необходим профсоюз, не займутся его организацией? Я совершенно не против создания профсоюза, готов и сам в него вступить. Но почему, чтобы создать профессиональный союз, надо обязательно разрушить творческий? Я хочу напомнить, что в 1894 году Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям было преобразовано в Русское театральное общество с новым уставом, в котором была четко обозначена суть отличия - "благотворительная деятельность, бывшая главной целью прежнего Общества, поставлена на второй план, на первом же плане является содействие всестороннему развитию театрального дела в России..." А теперь мы вот так легко готовы разрушить старейшую организацию, которую бережно сохраняли наши предшественники, сузить ее цели, лишить полномочий и прав. Для чего?

Второе. По-моему, никто не помнит, что профсоюз, если это не профанация, обеспечивает не только права, но и предполагает обязательства. Кроме того, надо смотреть правде в глаза: творческая жизнь будет жестко регламентирована, и театр не только перестанет быть Домом, но и местом, где возможна свобода творчества и полет фантазии, потому что ровно в 13.00, именно тогда, когда вдруг у вас стало что-то вырисовываться, вам объявят обеденный перерыв, а в 15.00 артисты покинут сцену.

И, наконец, третье. Какой профсоюз будет создан? Профсоюз работодателей, то есть директоров и художественных руководителей? Профсоюз артистов? Профсоюз технических работников? Объединить их всех вместе нельзя. Предлагаю всем вспомнить ситуацию в Авиньоне, не уверен, что когда нечто подобное случится у нас, кому-то это понравится.

Рифкат Исрафилов, народный артист России, худрук Оренбургского государственного областного драматического театра им. М.Горького

Я считаю, что мысль заменить Союз театральных деятелей на профессиональный союз - это непонятное, ничем не оправданное предложение. Возникшее еще до революции ВТО было задумано гораздо лучше, чем придуманные позже профсоюзы, которых сейчас много в нашей стране, но никакой пользы для творческих работников они еще не принесли. Надо напомнить, что все ведущие режиссеры конца XX века, нового времени, были воспитаны именно союзом. Мы прошли лаборатории Товстоногова, Эфроса, Завадского и других. Эта работа продолжается: есть творческие лаборатории, мастер-классы при СТД. Это помогает растить новое поколение театральных деятелей.

Сергей Безруков, заслуженный артист России

По ряду причин мое участие в Союзе театральных деятелей состоит лишь в том, что я регулярно плачу членские взносы. Что касается профсоюзов... Вы знаете, может, и не стоит нам ориентироваться на западные формы общественных организаций, потому что там они действуют, и действуют замечательно, но еще неизвестно, как они приживутся у нас. По большому счету мне все равно, как будет называться организация, - главное, чтобы она давала реальную помощь всем, кто состоит в этой организации. Хотелось бы, чтобы нам оказывалась профессиональная поддержка, дабы актер не был вынужден постоянно думать о хлебе насущном, снимаясь в рекламе или в низкокачественной телепродукции, а имел бы возможность просто заниматься искусством. Русский театр не должен скатываться только лишь на уровень коммерческих спектаклей, чтобы прокормить себя. Очень важно, чтобы этот союз мог обеспечить пожилым актерам нормальную, достойную старость. Конечно, все это - проблема не только нашей театральной сферы, но скорее проблема всего государства в целом. Но уж коли существует такая театральная организация, то хотелось бы, чтобы она помогала решать наши проблемы. И, повторюсь, как она при этом будет называться - абсолютно не важно.

Георгий Исаакян, худрук Пермского театра оперы и балета

На мой взгляд, мнение, что творческий союз необходимо заменить на профсоюз, ошибочно. Доказательство тому - история в Челябинском театре оперы и балета им. Глинки, где я недавно ставил оперу "Князь Игорь". За неделю до премьеры артисты оркестра по всем правилам западных профсоюзов написали заявление о забастовке, выдвинув к властям массу требований: немедленно повысить зарплату, немедленно выделить гранты, и т.д. И в день премьеры перед полным зрительным залом они сели в оркестровую яму и отказались играть. Премьера прошла под рояль. Власть не захотела с ними разговаривать. Во-первых, понятно, что в бюджетной сфере "немедленно" ничего не бывает, во-вторых - такой профсоюзный принцип деятельности в применении к профессиональному искусству в России не функционирует. Он на Западе-то смешно выглядит. Я недавно был во Франции, и мне рассказали, что гендиректор Гранд-опера из 12-14-часового рабочего дня 2-3 часа посвящает переговорам с профсоюзами музыкантов или кого-то еще, и там постоянно то одни бастуют, то другие. И выглядят смешно и нелепо, когда, например, Мутти на открытии сезона в Ла Скала был вынужден сесть за рояль и играть "Травиату", - ситуация возникла аналогичная челябинской.

Если сегодня в России закроются все театры кроме 2-3 самых известных, никто даже не почешется. Поэтому методы профсоюзной борьбы в прямом смысле - с демонстрациями, забастовками - в сфере культуры неприемлемы. Вы можете себе представить бастующих Спивакова и Темирканова? Это бред! Но и профсоюзы директоров - тоже бессмыслица: если директор областного театра не может договориться с местной властью, то никакой профсоюз ему не поможет.

В творческом союзе разговаривают о жизни театра все-таки с точки зрения искусства. Мне кажется, что творческие союзы могут вывести разговор на другой уровень, потребовать уважительного к себе отношения, а профсоюзы - нет. Единственные парламентские слушания были по поводу театра - с инициативной группой театральных деятелей. СТД РФ - это последний действующий творческий союз, который хоть что-то смог отстоять за эти годы.


Лиана Халина, Григорий Заславский
Независимая Газета©
28.09.2006
http://www.ng.ru/culture/2006-09-28/10_union.html

Док. 393971
Перв. публик.: 28.09.06
Последн. ред.: 18.01.10
Число обращений: 408

  • Калягин Александр Александрович
  • Исрафилов Рафкат Вакилович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``