В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Калягин: Мы - партнеры государства Назад
Александр Калягин: Мы - партнеры государства
"Слова, слова, слова..." Мне кажется, что никогда так много не произносилось слов: красивых, пафосных, умных. Сплошная "говорильня" - так мы, артисты, называем пьесы, где много слов, но нет действия. Иногда просто приходишь в отчаяние - сидишь на высоких собраниях, слушаешь правильные речи о том, как важно сохранить культуру, что для этого необходимо сделать, вроде все знают, как должно и как нужно поступать, но при этом ничего не происходит. Даже в самых важных инстанциях, где все должно решаться, ничего не решается. Чьих указов мы все время ждем? Где сегодня Теляковские и Гедеоновы, которые докладывали самому императору о состоянии театрального дела в стране? Кто у нас на государственном уровне отвечает за судьбу театра в России?

И потому в нашей стране, где реформы всегда "спускаются" сверху, стала возможной ситуация, когда реформированием театрального дела занялись Министерство экономического развития и торговли и Министерство финансов. "Наверху" нет такого ведомства, которое своевременно и грамотно подключилось бы к разработке законов, необходимых для развития театрального искусства. И, если бы Союз театральных деятелей России не взял бы на себя труд отстоять интересы своего сообщества, то неизвестно, какие результаты мы сегодня имели бы, хотя точнее, мы бы уже имели известные результаты. Правда, и сейчас мы далеки от победы, но важно, что Союз театральных деятелей заявил о своей позиции, и, надо сказать, она услышана. Мы сумели начать диалог с властью, впрочем, что об этом рассказывать - вся борьба происходила и происходит на глазах у театральной общественности и вместе с ней, и все предпринятые нами шаги, хорошо известны. Конечно, проблем у нас больше, чем достаточно, но наш Союз оказался единственной организацией, сумевшей и пожелавшей встать на защиту отечественного театра. Я это говорю не для признания наших заслуг и даже не для того, чтобы возразить тем, кто считает СТД организацией, отжившей свой век. Я просто хочу еще раз напомнить, что театр без государственной поддержки превратится в дискотеку.

И еще. Вопреки утверждению - "партнеры государства - не творческие союзы", я заявляю, вполне ответственно, что на современном этапе наш творческий союз, будучи общественной организацией, пытается решать задачи государственного значения.

Именно мы выступили с государственной идеей поддержки русского театра за рубежом, и уже два года успешно осуществляем стратегически важную программу по объединению культурного пространства стран СНГ и Балтии. Мы реализуем программу по дополнительному пенсионному обеспечению театральных деятелей России, мы осуществляем взаимодействие с региональной властью для решения в области или крае театральных проблем. А разве огромная творческая деятельность, которую ведет СТД - это не дело государственной важности? Ежегодно около 150 критиков выезжают в провинцию, участвуя в фестивалях, итогах сезона, просто обсуждая спектакли российских театров. Проходит масса семинаров и лабораторий. Кто-то не хочет замечать этой деятельности, да, Бог с ними, мы же не для них стараемся. Но одну историю в этой связи я хочу рассказать, потому что, мне кажется, она интересна своими совпадениями. 27 марта на праздновании Дня театра в СТД присутствовали участники закончившей работать в эти дни режиссерской лаборатории, которую вел Л. Е. Хейфец. Режиссеры, приехавшие из самых отдаленных городов страны, выступали со словами благодарности, говорили о том, как важны для них эти встречи. И в этот же самый день в газете "Театрал" (Новые театральные известия) художественный руководитель театра "Школа современной пьесы" Иосиф Райхельгауз выступил с утверждением, что СТД РФ уже многие годы не проводит ни семинаров, ни лабораторий. Звонить ему и приглашать его встретиться с режиссерами из лаборатории Хейфеца, а до этого - Васильева, а еще раньше - Шапиро, мы не стали. Мы решили не приглашать его и в Санкт-Петербург, где начинала работу режиссерская лаборатория под руководством Льва Додина, и куда тоже должна была съехаться масса народу. Зачем, чтобы доказать ему, что он не прав? Так он сам это знает - ему, например, прекрасно известно о ежегодных выставках сценографов "Итоги сезона", в которых принимала участие его родная дочь. Тоже, между прочим, творческие мероприятия Союза театральных деятелей России, ну, это так, что называется, a propos.

Я уже давно считаю, что вопрос: "Нужен ли Союз театральных деятелей России?" - риторический, кто не согласен со мной, предлагаю отправиться по российским городам. Так случилось, что в этом году я объездил практически всю страну, участвовал во многих отчетно-выборных региональных конференциях. Я общался с огромным количеством людей разных театральных профессий, и все они говорили об одном и том же, что самое главное - быть вместе. Это, как в семье - когда приходит беда, люди объединяют свои силы, свои усилия, забывая обо всех своих обидах, распрях, недовольстве друг другом. Сегодня мы растеряны перед переменами, которые неминуемо коснутся всех нас, поэтому сегодня особенно важно не терять единства. Даже режиссеры, которых мы всегда считали людьми, обреченными заниматься творчеством в одиночку, даже они решили объединиться в Гильдию режиссеров России. Союз инициировал появление этого объединения и всячески помогает его деятельности. Я был на нескольких заседаниях, и был удивлен, что режиссеров занимают не только вопросы организационно-правовые, но и творческие. Я услышал озабоченность их теми же проблемами, о которых сам много думаю. Режиссеров волнует, что сегодня театральную инициативу и у государства, и у творческих лидеров все чаще и чаще перехватывают случайные люди, именующие себя менеджерами, которые в большей степени заняты распределением театральных площадей, - речь идет, конечно, не об известных и болеющих за театр директоров. Меня тоже беспокоит эта ситуация, не сулящая никаких радушных перспектив для искусства театра.

Надо сказать, что всех нас пугают перемены, не потому что мы можем потерять материальное благополучие, как некоторые говорят, свои засиженные кресла, мы боимся потерять возможность заниматься тем, для чего нас предназначила жизнь, - театром. И вот этим стремлением заниматься истинным театральным творчеством живут практически все, с кем мне довелось общаться в своих многочисленных поездках. Мы сейчас пускаемся в теоретические рассуждения о том, что такое театр России. Что мы защищаем сегодня? Традицию русского репертуарного театра или систему государственных театров? Наверное, они важны эти формулировки, когда пишутся законы. А для нас главное сохранить отечественный театр во всех его проявлениях, во всем его многообразии, сохранить как вид искусства, как часть культуры. И нам по большому счету не важно, в какой организационно-правовой форме существует тот или иной конкретный театр, где он находится - в столице или в небольшом провинциальном городе, не важно, и какое театральное направление он исповедует, а в нашей многонациональной стране - еще и на каком языке говорят с его сцены.

Союз театральных деятелей РФ в этот самый сложный период нашей отечественной театральной истории взял на себя ответственность за судьбу театра России. Просто потому, что больше некому. Меня поразило, что сейчас в регионах на должность председателей местных организаций СТД, баллотировалось сразу по несколько человек. Никогда раньше такого не было, кому нужна лишняя головная боль в виде общественной нагрузки. Но, видимо, с одной стороны, люди понимают, что сегодня реально необходима эта трудная неблагодарная работа по защите интересов театрального сообщества, а, с другой стороны, очевидно, что вырос авторитет этого театрального сообщества, к голосу которого власть вынуждена прислушиваться.

Конечно, во всех регионах "прислушиваются" по-разному. В Омске - городе театральных традиций, и где руководит просвещенный губернатор Л. К. Полежаев, театры живут хорошо и тому свидетельство, что в нынешней афише фестиваля "Золотая Маска" участвуют сразу три спектакля омских театров. Благополучно существуют театры в Самаре, Челябинске, Иркутске, Татарстане... Меня настораживает ситуация, сложившаяся в Карелии. В Петрозаводске закрыт Музыкально-драматический театр, сложная ситуация - в Липецке. Понятно, что благополучная ситуация складывается в тех регионах, где власть понимает значение театра и поддерживает его. Это хорошо, что есть такие руководители, честь и хвала им. Но жить, уповая исключительно на милость власти, на ее хорошее отношение, на ее капризы и пристрастия, больше нельзя. Все взаимоотношения с государством должны быть урегулированы законами. Битва, а по-другому, нашу жизнь в последние два года не назовешь, будет продолжаться. Десять лет назад я обещал делегатам съезда, Ульянову М. А. сделать все возможное, чтобы сохранить наш творческий союз, как единую организацию. Сегодня нам жизнь ставит задачу еще более сложную - сохранить театр России. И мы не собираемся сдаваться.




"Культура"
20.04.2006
http://www.kalyagin.ru/press/7295/
    

Док. 393980
Перв. публик.: 20.04.06
Последн. ред.: 09.11.07
Число обращений: 433

  • Калягин Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``