В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Александра Калягина на парламентских слушаниях, посвященных обсуждению законопроекта об Общественной палате Назад
Выступление Александра Калягина на парламентских слушаниях, посвященных обсуждению законопроекта об Общественной палате
Уважаемые господа!

Я представляю здесь всероссийское общественное объединение, насчитывающее более чем 125-летнюю историю и объединяющее более 25 тысяч членов. Мы - один из немногих творческих союзов, может быть, единственный творческий союз, не потерявший своего единства и своей целостности в эти бурные переходные годы, Более того, все эти годы мы последовательно воплощаем в жизнь наши уставные задачи, отстаиваем интересы и театрального искусства, и театрального сообщества. В том, что за эти годы не только сохранился, но и приумножился мировой престиж отечественного театра, растет его востребованность обществом мы видим и нашу определенную заслугу.
Мы на себе испытали все сложности становления гражданского общества в новой России, и поэтому осознанно поддерживаем инициативу формирования Общественной палаты. Однако именно пройденный нами путь, наш опыт позволяет высказать несколько суждений.
Мы знаем, что административная реформа в стране была обусловлена в том числе осознанием избыточности функций исполнительной власти. Сталкиваясь с властными структурами объективно приходишь к выводу - чем ниже уровень власти, тем больше стремление удержать властные полномочия в своих руках, тем сильнее, как сказал Достоевский, административный восторг. Быстро и конструктивно мы решаем назревшие проблемы с руководством страны и нередко пробуксовываем на более нижних этажах власти. Чтоб не быть голословным, приведу пример - мы быстро договорились с министрами о компенсации Союзу налоговых потерь, но долгих 10 месяцев потребовалось, чтобы чиновники более низкого уровня оформили это решение в соответствующее постановление.
Создание Общественной палаты позволит, на наш взгляд, более эффективно воплощать в жизнь наши права и конституционные гарантии.
Особенно важным мне представляется, что к задачам Общественной палаты в проекте Закона отнесены проведение экспертизы проектов законов и выдвижение гражданских инициатив. У всех на слуху недавние, я не побоюсь сказать, общественные выступления театральных деятелей по поводу реструктуризации бюджетного сектора. Наибольшее возмущение мастеров сцены вызвало то, что нашу судьбу пытались решить за нашей спиной, за закрытыми дверьми чиновничьих кабинетов. Первая же попытка диалога, установившегося только вмешательства Председателя Правительства РФ, показала, что в наших предложениях много разумного и разработчики легко приняли их. Должен признаться, что по некоторым вопросам полемика продолжается до сих пор, но главное, кажется, нас готовы слушать и далее.
Вместе с тем, нам кажется, что в тексте проекта есть отдельные недоработки и спорные предложения.
Первое, на что хотелось бы обратить внимание - заорганизованность предложенного порядка формирования Общественной палаты. Создается впечатление, что предлагая создать структуру гражданского общества самому гражданскому обществу в этом вопросе не доверяют. Из статьи восьмой проекта следует, что половина состава Общественной палаты в ее первом составе будет представлять объединения, отобранные властными структурами, причем критерии их отбора четко не определены. За этим видится стремление слышать не реальное, а удобное и приятное для уха власти общественное мнение. Я не вижу в предложенном порядке формирования возможность проявиться всей многоголосице нашего времени. А время взыскует корпоративную защиту профессиональных, социальных и других общественных интересов. Только в нашем театральном сообществе за последние 4 года возникло несколько новых действенных объединения - гильдия режиссеров, ассоциация музыкальных театров, лига продюсеров. Аналогичные процессы идут в концертном и музейном сообществе.
Настоящая демократия заключается не только в силе большинства, но и в уважении мнения меньшинства. Отсутствие широкого общественного диалога всегда и неизбежно снижает тонус творческой энергии и созидательного труда, что, рано или поздно, приводит к социальному тупику. Хотелось бы, чтобы в дальнейшей работе над законопроектом это замечание было учтено.
И второе. Опасно, если деятельность Общественной палаты превратится в пустую говорильню. Так может быть, если в Законе не будет прописан механизм учета мнения Общественной палаты властными структурами. Сегодня из статей 19 и 20 следует, что Общественная палата проводит экспертизу проектов законов и направляет свое заключение в соответствующий орган законодательной власти. Это заключению подлежит обязательному рассмотрению с участием представителя Общественной палаты. Получается, что общественности дали возможность высказаться, поблагодарили и предложили успокоиться.
Я понимаю, что, вероятней всего, не каждое предложение Общественной палаты следует принимать. Но аргументировать мотивацию неприятия - необходимо. Это будет во благо и законодателям, и Общественной палате - в этом процессе они будут учиться понимать друг друга.
В заключение хотелось бы сказать, что мы готовы участвовать в строительстве гражданского общества, но не хотим, чтобы вместо механизма реального и эффективного взаимодействия был создан механизм выпускания социального пара.
Спасибо за внимание.




Александр Калягин
15.12.2004
http://www.kalyagin.ru/press/4612/
    

Док. 394084
Перв. публик.: 15.12.04
Последн. ред.: 09.11.07
Число обращений: 379

  • Калягин Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``