В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
За кулисами Назад
За кулисами
Первый вопрос к народному артисту России, лауреату государственных премий СССР Александру Александровичу Калягину на его творческом вечере в "Русском доме" Берлина был самый коварный: как Вы оцениваете ваше участие в так называемых "номенклатурных" или "большевистских" спектаклях? Актер не заставил себя ждать и сразу пояснил присутствующим, о чем конкретно идет речь. О нашумевшем в свое время спектакле Михаила Шатрова "Так победим!", где он исполнил роль В. И. Ленина. И в свою очередь задал вопрос залу: кто смотрел этот спектакль? В ответ раздался целый хор голосов, выразивших одобрение его игре. А один из зрителей даже закричал: "Это был достойный спектакль своего времени". "С такой оценкой я полностью согласен", - заключил Александр Калягин...
Но перед тем, как познакомить с любопытной историей своего "прихода" к роли вождя мирового пролетариата, стоит пояснить, почему одному из самых популярных актеров в Советском Союзе и новой России пришлось "держать оборону" в германской столице. "Русским домом" здесь называют Российский дом науки и культуры, где сейчас проводятся различные интересные мероприятия в связи с открывшимся в феврале Годом российской культуры в Германии. А с конца января тут "заработала" постоянная "Театральная гостиная", или своего рода "берлинский филиал" московского Дома актера. Первым дебютировал художественный руководитель "Сатирикона" Константин Райкин. Эстафету продолжил его коллега, воспитанник прежнего МХАТа, где и был поставлен Олегом Ефремовым спектакль "Так победим!" Теперь Александр Калягин возглавляет не менее популярный в Москве театр "Et cetera". И вот его история, связанная с ролью Ленина.
"Я отказывался. Говорю: ну, какой из меня вождь? Я - Платонов из фильма Никиты Михалкова "Механическое пианино" - трагикомическая фигура с уклоном в героя-любовника. И тут - Ленин!? Кроме того, я заметил, что все, кто его хорошо играл, просто умирали как актеры. Им ничего больше не давали играть, да и они сами не могли уже больше "выпрыгнуть" из такого амплуа. А мне тогда было 40 лет и "кончаться" в этой роли просто не хотелось... Но надо отдать должное Ефремову, он умел уговаривать. Мы сошлись на том, что попробуем репетировать, ну, а не получится... Он свое слово сдержал. Приказ в театре был вывешен, в нем против каждой роли стояла фамилия актера, а против роли Ленина - прочерк..."
В зале была полная тишина, а сам актер, одиноко стоя на сцене, в этот момент задумался и, действительно, стал похожим на Владимира Ильича в его, может быть, самый трагический момент жизни. "Я старался играть не вождя, а трагедию человека, понимающего, что он умирает, оставляя начатое им великое дело..."
"Такое было время, - подытожил в тишине Александр Калягин. И добавил: "Я не отрекаюсь ни от одной своей роли, которые, считаю, сыграл честно". Эти слова были встречены аплодисментами всего зала. А после них актер поделился с присутствующими любопытным прогнозом на будущее: "Пройдет лет сто и, я уверен, к образу Ленина театр вернется. И его будут играть. Ведь играют же и сейчас пьесы Шекспира, например, "Ричард III". И никто это нонсенсом не считает. Наоборот, каждый приличный актер мечтает сыграть главную роль. Призвание театра создавать художественный образ времени и человека, а не быть судебной инстанцией районного или какого-то другого масштаба". Это и один из творческих принципов театра "Et cetera".



Владимир Абросимов
Дуэль
11.03.2003
http://www.kalyagin.ru/press/2887/
    

Док. 394167
Перв. публик.: 11.03.03
Последн. ред.: 09.11.07
Число обращений: 368

  • Калягин Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``