В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Et cetera!.. Назад
Et cetera!..
Александр Александрович КАЛЯГИН родился 25 мая 1942 года. 1962-1965 гг. - Высшее театральное училище им. Щукина. 1981 г. - Госпремия СССР. 1983 г. - Госпреми

"Мне повезло. В детстве у меня был Райкин, а потом - Анатолий Васильевич". Это Александр Калягин говорит сам о себе и о своих главных человеческих и артистических привязанностях - гении смеха Аркадии Райкине и гении красоты и нежности - Анатолии Эфросе. Два этих человека, два полюса театральности, так и остались, живут в душе и творчестве Калягина - артиста таинственного, непредсказуемого, не открытого до конца при всей его всенародной славе. Вахтанговец по школе, в юности он более всего мечтал попасть к Эфросу. Во времена, когда актеру легче было потерять работу, чем получить ее, Калягин менял театры, уходил со странной для начинающего бесшабашной отвагой. Но не метания чувствовались в этих приходах и уходах - какая-то потаенная, серьезная, высшая цель.
Сегодня о выдающемся Мастере написано много верного, точного, прекрасного.
Как об уникальном актере, которому доступна "высшая ступень комедийного мастерства", но в котором не умирает, всегда ощутим отзвук, отсвет печали, человечности и сострадания.
Я видела Калягина в дни его несчастья, оставшегося после смерти горячо любимой жены с крошечной дочерью на руках. Безвестным и бедным, метавшимся по раскаленному летнему Ленинграду в дешевых сандалиях на босу ногу и мятых хлопчатобумажных брюках, с развевающимися кудрями в поисках дефицитных в те годы детских одежонок. Чуть раньше или позже он, актер с уникальным даром смешного, не смешно, а горько и страшно сыграл "Записки сумасшедшего". Один. Пугающе самостоятельный на сцене во времена абсолютного господства режиссерского театра в России.
Как и многие другие, я видела его "маленьким, веселым, круглым человечком" - Оргоном в эфросовском "Тартюфе" на сцене МХАТа, больше, чем исполнителем, - комедийным вихрем, мотором спектакля, в котором был растворен воздух любви и красоты.
Но я помню и его Федю Протасова, чья мертвенная вялость и неистребимая печаль предвещали близкий и неизбежный конец. Помню, как сенсацией и потрясением распространилась по Москве весть о том, что комик Калягин будет играть Ленина в спектакле Олега Ефремова и Михаила Шатрова "Так победим...". Его больной, взнервленный, на крик кричавший Ленин, который прозревал гибель дела Революции в России, и стал главным оправданием и главной ценностью громоздкого и пестрого зрелища.
В роли Лени Шиндина - "винтика системы", толкача, рядового хозяйственника ("Мы, нижеподписавшиеся..." А. Гельмана) он забывал о своем гротескном даре и, защищая человека, был жизненно узнаваем, пронзительно искренен как актер бытового психологического театра.
Эфрос, с которым они репетировали Гамлета на телевидении (работа была запрещена), считал, что Калягин может играть все. Он - бездонный актер, которому доступна вся необъятность человеческого бытия.
В его великой чеховской роли - Платонове в фильме Никиты Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино" - он был не только трагичен, беспощадно и безнадежно зряч в видении жизни, но необыкновенно привлекателен и обаятелен по-мужски.
Ныне, перейдя рубеж шестидесятилетия, он по-прежнему разносторонен, стремителен и легок, по-вахтанговски, или по-эфросовски, или по-моцартовски. Руководит театральным Союзом. Бесконечно гастролирует. Но увлечен, влюблен, сосредоточен на собственном театре с названием "Et cetera", что означает "И так далее" или "Продолжение следует". Там он репетирует и играет свои новые роли - Венецианского купца Шекспира, Дон Кихота... А гротескного, устрашающего и раблезиански смешного Короля Убю играет так, что тени великих комиков - Бастера Китона и Чарли Чаплина - встают за его спиной...




Вера МАКСИМОВА
ВЕК
24.05.2002
http://www.kalyagin.ru/press/805/

Док. 394964
Перв. публик.: 24.05.02
Последн. ред.: 11.11.07
Число обращений: 409

  • Калягин Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``