В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Калягин: `Кривляние и ничегонеделанье - моя стихия` Назад
Александр Калягин: `Кривляние и ничегонеделанье - моя стихия`
Эта встреча с Александром Калягиным произошла в его втором доме - театре "Et сetera", художественным руководителем которого он является. Перед интервью Александр Александрович заметил: "Сразу говорю, что человек я ироничный и по отношению к себе обладаю большой долей юмора. Поэтому все ответы на вопросы будут в своеобразном ключе: в них будет правда, но окрашенная толикой смеха". И еще. Калягин не любит ханжества, тусовок, комплиментов, не любит повторять и повторяться.

Так какой же он на самом деле?

- Сан Саныч, многим это покажется удивительным, но вы уже в пять лет знали, что станете актером. Откуда была такая уверенность?
- Трудно сказать, как я это почувствовал. Вначале Чарли Чаплин увлек меня, потом я бегал в студию художественного слова. Меня воспитывала мама, папы не помню - он умер, когда мне был месяц от роду. Поэтому с младенчества меня окружала только женская аура, меня обволакивала любовь и нежность. Как мальчик я это чувствовал и сразу садился на голову. А сев, проявлял свой настырный характер. И это при том, что я - человек ленивый. Но, видно, я рано понял, что кривляние и ничегонеделанье - моя стихия. Родные любили меня просто безмерно и были в восторге от моих выступлений. Им нравилось, когда я изображал кого-то. И тогда мне казалось, что работа актера - легкая...
- А в семь лет вам сосед-столяр соорудил деревянный "театрик", и все детишки из коммунальной квартиры приходили на ваши спектакли. Расскажите подробнее о первом в вашей жизни театре.
- Я сам нарисовал планшет, портал, авансцену, кулисы. Это я сейчас так умно говорю, а тогда я не знал этих слов, для меня авансцена была просто "выступом". Мама относилась к моим театральным капризам серьезно. И на сцене у меня были разложены мамины бусы, пудреница, цепочка, флакончик от духов - все это было плоско и наивно. Но было в моем детском театре самое главное: таинство, которое заключалось в одном - в занавесе. Я тогда уже понял, что театр - это загадка. Это - другой мир, зазеркалье...
- Вы в 13 лет написали письмо самому Аркадию Исааковичу Райкину. Он вам ответил. Это, наверное, сыграло главную роль в окончательном выборе профессии?
- Да, в какой-то степени. Бог послал мне, как и Моисею, скрижали, но только с одной-единственной заповедью. И эта заповедь была на одном из двух листочков, написанных Райкиным: без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Вы храните письмо?
- Конечно, и время от времени заглядываю в него.
- Говорят, что вы не любите хвалебных речей. Но все-таки позволю себе заметить, что у вас прекрасно сложилась и кинематографическая, и театральная карьера, и педагогическим даром вас Бог не обделил: вы вели свой курс в школе-студии МХАТ. А вслед за этим пришла и слава. Тяжело ее бремя?
- Поверьте, все, что я делал и делаю в жизни, достается великим трудом. Я никогда ничего не получал просто так. А если что-то вдруг сваливалось с неба, то тут же исчезало. Нетленное - это труд. Я даже вывел для себя формулу: с точки зрения своего бытия, я абсолютно идеально подхожу под свой зодиакальный знак. Я - Близнец, родившийся к тому же в год Лошади. А Близнецам свойственно артистическое раздвоение: я все время разный, меня преследуют вечные проблемы, я нахожусь в вечной борьбе - и мне постоянно надо пахать. А что касается бремени славы, то оно в определенной степени бывает приятно, особенно когда меня узнают мои друзья-гаишники, и я за это им безмерно благодарен. Бывает, что нарушаю правила дорожного движения, так как всегда тороплюсь. А вообще, с годами ценности узнавания меняются...
- В одном из ваших интервью можно прочитать: "Актер должен иметь слоновью кожу и кровоточащее сердце". Получается, что мы попадаем в анатомический театр?
- Нет, нет! Настоящий актер всегда выходит на сцену, как будто в последний раз, и работает с максимальной отдачей, вплоть до инфаркта, до кровоизлияния в мозг. А слоновью кожу надо иметь потому, что актер может услышать в свой адрес тысячу слов - от плохих до восторженных. И все это надо пережить. Пережить, когда вас сначала обливают кипятком, а потом - холодной водой... Все мнения отражаются на тебе - критиков, друзей, родных, общественное мнение.
- А к вашим кумирам - Чаплину и Райкину - за годы творчества кто-то прибавился?
- Знаете, есть актеры, у которых я учился. Для меня кумиры - Олег Борисов, Евгений Евстигнеев, Иннокентий Смоктуновский, Андрей Попов. Из зарубежных - Джек Николсон, Мерил Стрип.
- А как же заповедь: не сотвори себе кумира?
- Я думаю, что кумир должен быть в детстве, юности. А в зрелом возрасте облик кумира меняется, и он превращается в твоего Учителя. Это более значимо, чем кумир.
- Вы снимались в рекламе "Нескафе". Вам действительно нравится вкус и аромат этого кофе или...
- Честно скажу: мне деньги были нужны. Я не вижу в этом ничего плохого. Просто нужно заранее знать, в чем и как ты будешь сниматься. Мне предлагали попробовать себя во многих рекламных роликах. Но я не соглашался. Но в "Нескафе" мне показали сценарий, как все это будет выглядеть. А кофе я люблю и считаю себя даже в какой-то степени кофеманом...
- Ваша дочь Ксения живет на другом континенте - в далекой Америке. Как вы с ней общаетесь?
- Почти каждый день перезваниваемся по телефону. На гастролях, когда бываем в Америке, встречаемся, она сюда приезжает. У меня там внук появился - Матвей, ему уже скоро два года, и я безмерно счастлив.
- А как вы отдыхать любите?
- Мне иногда представляется, что в прошлой жизни я был водителем - только в машине, даже куда-то мчась, я расслабляюсь, отдыхаю...




Марина Тульская
Вечерние вести
14.01.2002
http://www.kalyagin.ru/press/2681/
    

Док. 394971
Перв. публик.: 14.01.02
Последн. ред.: 11.11.07
Число обращений: 442

  • Калягин Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``