В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Калягин - о женщинах и тетке Чарлея Назад
Александр Калягин - о женщинах и тетке Чарлея
У Мерил Стрип есть грандиозная фраза, которую надо бы выбить над входом всех театральных заведений: "Мужчина-актер должен быть больше мужчина, чем актер. Женщина-актриса должна быть больше актриса, чем женщина". Абсолютно точно. Когда мужик на сцене забывает, что он мужчина, начинает жеманничать, красоваться, по-актерски "подавать себя" - убить хочется. Когда стоит актриса, и ты видишь, что она заботится о том, чтобы быть хорошенькой, красивенькой, наивной, - прячешь глаза от стыда за нее. В жизни все гримасы раздражают почему-то куда меньше, хотя и в жизни ничего лучше нет женщины "нечаянно красивой". На сцене настоящая актриса заботится о смысле роли, а не о том, как она выглядит. Конечно, если это актриса. Если это Фаина Раневская. Марина Неелова. Эмма Попова. Ольга Яковлева. Инна Чурикова. Настя Вертинская. Всех не назовешь. Они на сцене актрисы, а не бабы. Актер должен быть на сцене бесстрашным. Можно сколько угодно размышлять: надо ли именно тебе играть эту роль, но уже когда взялся, надо отдаваться роли на все сто процентов, отключая все мешающие тормоза. Играешь ли ты героя-любовника или... Бразильскую тетку Чарлея. Мне всегда было немного смешно читать критические статьи с рассуждениями, что, мол, актеры по природе андрогины, поэтому могут играть и мужчин, и женщин. Ну, какой я андрогин! Я просто наблюдательный мужчина, который вырос среди женщин, который всю свою жизнь наблюдает за прекрасной половиной человечества. Из этих наблюдений и родилась тетка Чарлея, и не одна она.

Звериная наблюдательность, пожалуй, самая главная моя актерская черта. Именно она как бы компенсирует мою лень и все остальные недостатки. Наблюдательность, данная от Бога, но постепенно отшлифованная всей долгой жизнью. Мне иногда кажется, что у меня глаза как бы на затылке. Я "вижу", что происходит за спиной, я "читаю" собеседника не только на уровне его слов или жестов, но в сложном комплексе мельчайших движений, которые потом откладываются где-то в памяти. Можно ли взять роль наблюдательностью? Можно. Огромное множество ролей можно сделать благодаря наблюдательности и памяти.
Моя тетка Чарлея родилась из воспоминаний о воспитавших меня женщинах матери, тетках. В нее вошли черты девочек и женщин, в которых я был влюблен, которых просто мельком видел на улице или в транспорте. С режиссером Виктором Титовым мы ни разу не обсуждали: какой тип женщины надо сыграть? Боже упаси. Никогда не было в мыслях. Память выдавала "на-гора" то позу, то жест, то манеру держать веер, стрелять глазками, кокетничать, приподнимать ножку, хлопать ресничками... мы только отбрасывали, что не нужно.
Еще важнейшим в работе было воспоминание об опыте Чарли Чаплина, как-то снявшего коротенький фильм "Женщина". Мне тоже хотелось испытать: каково это? Что чувствуют и переживают эти существа в юбках, чулках и прочих деталях туалета? Женский костюм я обживал старательно, практически не снимая даже в обеденный перерыв. Дело в том, что эти перерывы были короткие, а в буфете - очереди. Если полностью переодеваться: снимать чулки, накидку, юбку и прочее, можно остаться голодным. Этого я себе не позволял никогда! Поэтому я снимал... только парик. Смотрели на тетеньку с лысой головой, мягко скажем, удивленно... И в нашей съемочной группе непрерывно хохмили по этому поводу.
Сыграв роли в разных фильмах-комедиях, я твердо убедился, что снимать комедии дело совсем не такое веселое, как кажется со стороны. За весь фильм "Здравствуйте, я ваша тетя" смеялись по-настоящему только на съемках сцены боя с тортами. Бюджет картины был небольшой. Костюмы - только в одном экземпляре. Стирать и ждать, пока они высохнут, времени не было. Нас предупредили, что на сцену будет только один дубль. Снимали с двух камер. И вот швыряю тортом в Джигарханяна, вижу его лицо в креме... и не могу удержаться, плачу от смеха. Понимаю, что нельзя, но удержаться никакой возможности.

Надо сказать, тогда никто не ожидал, что на долю именно этой картины выпадет такой успех, что она, высоким штилем выражаясь, окажется вписанной в судьбу нашей страны. Но сейчас выросло уже третье поколение, которое знает меня именно по "Здравствуйте, я ваша тетя!". Если говорить чеховским языком, то, когда скажут: "Калягин умер!", сразу пойдет: а, это та самая тетушка Чарлея! И не вспомнят ни Эзопа, ни Платонова, ни Чичикова, ни Ленина.




Александр Калягин

Из книги "Александр Калягин", 2002
http://www.kalyagin.ru/press/3291/

Док. 394989
Перв. публик.: 11.11.02
Последн. ред.: 11.11.07
Число обращений: 396

  • Калягин Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``