В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Калягин о Чичикове Назад
Александр Калягин о Чичикове
Когда я перешел в 1971 году во МХАТ, там еще доигрывали "Мертвые души", и я даже собрался идти к Ефремову и давать заявку на Чичикова. Но было уже три исполнителя, становиться четвертым не хотелось.
И тут судьба: на Чичикова меня позвал Михаил Швейцер, удивительный режиссер и уникальный человек, невероятной энциклопедической образованности. Когда он начинал рассказывать о Гоголе, его эпохе, о России, провинциальных городах, помещиках, лакеях, рождалось чувство какого-то открывающегося космоса. Я его называл профессором жизни. И у него было еще одно редкое качество: его образованность не подавляла собеседника, а окрыляла его. И если бы не вот эта постоянная поддержка режиссера, я не знаю, выдержал бы я ритм этой работы или нет. Девять месяцев, день в день, я провел на съемочной площадке. Ну, и партнеры были сказочные: Иннокентий Смоктуновский, Юрий Богатырев, Вячеслав Невинный, Инна Чурикова. У каждого можно было чему-нибудь научиться. Помню, как меня потряс Смоктуновский на озвучивании фильма. Перед тем как пойти к микрофону, он снял туфли, достал из пакета мягкие домашние тапочки, переобулся и пошел. Перед микрофоном ведь любой треск слышен: с ноги на ногу переступишь - все слышно. Вот он, как профессионал высшей пробы, и возил с собой всегда тапочки.
Когда меня утвердили на роль Чичикова, я уже как-то подспудно был уверен, что в этот раз у меня получится. Все сошлось в одной точке: режиссер, роль, мой жизненный опыт, моя психосистема. Если так происходит - это ядерный взрыв.
Чичиков - очень российский персонаж. Он не просто пройдоха, не просто жулик. Он чрезвычайно открытый, искренний человек, не без способностей в очень разных сферах жизни. Недаром Гоголь назвал своего героя: приобретатель. Очень емкое слово. Чичиков приобретает мертвые души, отношения с окружающими - помещиками, губернатором, приобретает деньги. Ему не столько важен результат, сколько интересно придумать, как добиться результата. Придумывать - это часть русского генетического кода. Чем мы все занимаемся? Все! В наше время и в этой стране мы все заняты придумыванием и приобретением: денег, отношений, любви к себе. И если разобраться, это прекрасная черта, она не позволяет скучать и бездействовать. Поэтому я не люблю, когда Чичикова определяют односложно: жулик или пройдоха. Он гораздо сложнее любых определений - тип национального характера, открытый и описанный гениальным писателем.
Чтобы понять свою страну, надо читать Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова. И Швейцер как никто умел "открывать" актеру именно автора, эпоху, давать ощущение исторического и литературного материала, который стоит за твоей ролью. Он буквально заваливал меня книгами, статьями, исследованиями... Сейчас можно признаться, что я успевал прочесть далеко не все. Скажем, Набокова о Гоголе прочел много позже. Но я старался этот недостаток знания компенсировать интуицией, работой. Мне кажется, что Швейцер как раз умел меня заставить пробиться к сути.

Александр Калягин

Из книги "Александр Калягин", 2002
http://www.kalyagin.ru/press/3287/
    

Док. 395206
Перв. публик.: 12.11.02
Последн. ред.: 12.11.07
Число обращений: 415

  • Калягин Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``