В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века Назад
Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра XX века
(Отрывок)

Сквозь все последние десятилетия нашего века, от Таганки до Художественного театра, прошел свою актерскую дорогу Александр Калягин. В известной мере Калягин олицетворяет современную актерскую стихию; она разливается широко, вопреки принятым прежде ограничениям. Бытовая и экзотическая индивидуальность Калягина таит в себе возможность многих воплощений. Этот артист не вмещается в рамки какого-либо жанра, амплуа и тем более - художественного направления. Когда Калягин играет очередную комедийную роль и она приносит ему популярность, зрители не сомневаются, что этому артисту под силу и трагические роли. А если бы этот импульсивный и темпераментный артист сыграл Короля Лира (и как странно, что Калягин еще не сыграл его!), мы, растрогавшись, подумали бы, что роль шута он сыграл бы еще лучше. Роль Санчо Панса подошла бы ему так же, как - Рыцаря Печального Образа. А роль корпулентного романтического и неврастеничного интеллектуала, принца Гамлета, кажется, написана для него; впрочем, как и роль Полония.
В душе Калягина кипят разнонаправленные настроения. Он не дает воли эмоциям, рвущимся наружу с огромным ускорением, и притормаживает, пропуская их через своего рода остранение. То, что он раскрывает в своем герое, не больше того, что остается втуне, дразня любопытство зрителя. Когда он "переживает" и мы видим его выразительные глаза, полные нетерпения, недоумения или печали, нельзя ручаться, что через мгновение он не пойдет трюкачить. Поклонник Чехова, загадочный и стильный Платонов, он достиг вершин успеха в "Тетке Чарлея" и "Тартюфе". Артист современных, западающих в душу интонаций, он каким-то образом вобрал в себя многовековой актерский опыт и пользуется им не задумываясь как законный наследник старинных гистрионов.
Можно сказать - Калягин-трагикомик, эксцентрический артист, пренебрегающий границами амплуа и национальных культур; вернее судить о нем как о художнике всемирной отзывчивости.



Борис Зингерман

Из книги: Западное искусство. XX век.
2001
http://www.kalyagin.ru/press/3496/
    

Док. 395213
Перв. публик.: 12.11.01
Последн. ред.: 12.11.07
Число обращений: 354

  • Калягин Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``