В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
On-Line конференция на Известия. ру, 01.02.2001 Назад
On-Line конференция на Известия. ру, 01.02.2001
1 февраля состоялась on-line конференция художественного руководителя Et-cetera А. Калягина.
Эта конференция была опубликована на сайте Известия. ru.

Ниже мы приводим полный текс конференции в хронологическом порядке

16:19 Александр Иванович Савельев
-Александр Александрович, В чем, по-Вашему, состоит смысл человеческой жизни? Как этот смысл должен осуществиться в актерской профессии?

-На этот вопрос видимо каждый ответит по-своему. Видимо, каждый будет прав. Потому что этим вопросом задается любой мыслящий. Поэтому мой ответ на этот вопрос зависит еще от моего характера - мне кажется что смысл человеческой жизни это еще и радость помимо основополагающих (терпение, преодоление и т.д.). Живое существо должно испытывать радость, что оно появилось на свет и что ему дан шанс прожить по космическим меркам какое-то мгновение с радостью великой. Сразу можно ответить на второй вопрос. Все зависит от характера и в актерской профессии так много подводных камней, рифов, основанных на личностных качествах. Здесь и амбиции, тщеславие, что все равно все это должно испытывать радость, потому что люди творчества самоотверженны. Вы только вдумайтесь - всю жизнь заниматься лицедейством. То есть говоря бытовым языком кого-то изображать, кого-то показывать. Поэтому в этой профессии должны быть люди не лишенные чувства юмора.

16:22 Александра из Киева
-Когда можно увидеть любимого актера в Киеве?

-Киев один из ностальгических городов в моей душе, поэтому желание быть там проездом или на работе оно это желание всегда присутствует, но многое зависит не только от меня.

16:29 Светлана М. -Лондон
-Могли бы Вы назвать роль, которую Вы хотели бы переиграть сегодня, учитывая ваши идеи и мировоззрение?

-Это достаточно сложный вопрос, потому что в принципе, и я говорю абсолютно честно, я не могу назвать ни одной своей роли, которой бы я остался доволен. Мне кажется любую роль хочется переделать, но проходит время и ты понимаешь что "ребенок" родился таким, и надо носить и любить его какой он есть. Я всегда задаю себе вопрос, почему великие режиссеры иногда любят ставить пьесы, например, возвращаться к пьесам неоднократно. Например Роберт Стуруа 4 раза поставил "Гамлета". Мне самому это интересно даже с какой-то биологической точки зрения. Я понимаю, что Шекспир неисчерпаем, но почему один человек в течение своей жизни возвращается к одной и той же теме, пьесе? Актеру, видимо, труднее, потому что актер каждый день играет эту роль, и он каждый день практически вбивает в себя слова, мысли, философию роли, и потом выкорчевывать это все чрезвычайно сложно, даже спустя много лет. Мне так кажется. И пусть эти роли остаются в вашей памяти такими, какими они родились.

16:36 Александр Иванович
-Что из созданного Вами - Вы считаете наиболее значительным? Имеется в виду актерская деятельность.

-Идут года и мне уже страшно сказать, скоро 60 и с каждым годом задаешь себе один и тот же бестолковый вопрос, а что ты значительного сделал в этой жизни, я имею в виду в этой актерской профессии. Иногда мне кажется - ничего, иногда кажется даже, что я как был родом из детства, как мои родственники говорили всегда: "Аличка талантливо кривляется". Так, видимо, я до сих пор талантливо кривляюсь, а может быть и не талантливо, это зависит от формы, настроения. Но на этот вопрос, честно говоря, не хочется отвечать не потому что он плохой, а потому что с этим вопросом я живу все время. И мне всегда кажется, что сыгранная мною новая роль в кино, или в театре, что это тот пик, тот Эверест, который я наконец-то взял. Но проходит время и понимаешь, что тот самый Эверест, который мне казался Эверестом, на самом деле холмик.

16:43 Ксения (Киев)
-1. Занимаетесь ли Вы (помимо театра) каким-либо бизнесом? 2. Ваш любимый партнер на сцене и в жизни? 3. Есть ли у Вас домашние животные? Какие?

-Бизнесом я не занимаюсь никаким, но театр так как я руководитель, это видимо тот самый бизнес, который позволяет удовлетворять с одной стороны свои потребности, потому что занимаюсь актерским трудом, режиссурой, но с другой стороны приносит мучение, хлопоты, как и любой бизнес. Руководить театром сейчас это тоже своего рода руководить бизнесом, потому что за тобой люди, за тобой многие человеческие судьбы и все зависит от умения. Что такое любимый партнер на сцене? Это, видимо, простите за такую банальность, талантливый партнер. Но ни каждый талантливый партнер может стать любимым, и такой может быть ответ. Домашних животных нет. Хотя много раз были мысли завести домашнее существо, но для этого нужно время и ты понимаешь, что ты будешь отвечать за него, а в моей профессии мне представляется это тяжело.

16:48 Ирина, Москва
-Александр Александрович, а каково талантливому, тонко чувствующему актеру не в театре и не в кино, а в чиновничестве? Вы сознательно пришли к этому? Спасибо

-Я сразу хотел бы сказать, что я ни о чем не жалею, и когда 5 лет назад меня избрали председателем Союза театральных деятелей России, я очень хорошо понимал, что помимо почета и ответственности, это еще и каждодневная чиновничья волокита. Потому что председатель СТД это чиновник, который должен аккумулировать всю театральную жизнь России. И конечно я не был готов к этой чиновничьей профессии, но как бы задолго до избрания председателем, я начал руководить театром. А руководитель театра, это тоже чиновничья служба. Что такое чиновник в театральном смысле - это пробивать, ходить, топтать дорожки, ковры, молить, просить и, в каком-то смысле, талантливо просить, талантливо вымаливать. И если ты тонко чувствующий актер, то в конце концов можно испытать даже радость, когда в тонко сыгранной чиновничьей роли ты добиваешься каких-то результатов. То есть не без актерских способностей.

16:57 **********
-Господин Калягин во время вашего визита в Алматы в 80-х годах вы играли в спектале Ленина. Один из очивидцев тех событий спросил вас будет ли "киношная" версия спектакля про Ленина. По словам очивидца вы ответили что нет, поскольку Ленина надо смотреть только в Театре, а у телевизора в домашних тапочках - ни в коем случае. Господин Калягин скажите действителльно ли так и было, и как бы вы сейчас ответили на этот вопрос?

-Да, абсолютно правильно. Я так ответил. Политический фильм, политический спектакль, политическую роль надо смотреть в каком-то особом месте, в театре или в кинозале и желательно сообща, потому что политика это всегда публичность и хорошо бы, чтобы публичность была также и обратного свойства, то есть воспринималась не публикой-одиночкой, а публикой-массой.

16:59 Галина, Москва
-Чем сейчас занимается Ваш сын? Несколько лет назад он учился в Америке в престижной частной школе. Он пошел по Вашим стопам или избрал к-л другую специальность?

-Мой сын Денис заканчивает колледж и, к моему изумлению, он хочет идти в искусство. Пока он, может быть, до конца не определился, но из наших разговоров я понял, что у него большая тяга к режиссуре и дальше ему решать как и где учиться этой профессии.

17:11 Татьяна, Москва
-Что произошло с ВТО за время ельцинских реформ? Каким образом сегодня удается выживать российским театрам?

-СТД-ВТО в этом году 125 лет. Это мощнейшая театральная организация и конечно же за время ельцинских реформ она пережила бурное и тяжелое время. Благодаря деятелям театра, благодаря Михаилу Ульянову эта организация выжила и теперь, как мне кажется, пришло время когда СТД-ВТО, имея колоссальные корни, традиции должна приумножать и жить уже по рыночным законам, что иногда сложно. Российским театрам жить сейчас трудно. Кризиса театральных идей нет. Наоборот театральная жизнь очень бурная, разнообразная. Конечно у нас еще сильно хромает вкус, есть проблемы с театральной режиссурой, колоссальные проблемы с театральной критикой. Но эти проблемы были и будут, потому что театральная жизнь России очень живая ткань. Но российским театрам, подчеркиваю, как организациям, жить сложно. Это зарплаты, это деньги на постановку, это гастрольная жизнь... К сожалению, закон о театре до сих пор не принят, а мне кажется, что это во многом бы определило статус российского театра сейчас, как репертуарного так и антрепризного. В законе о театре должны были бы быть прописаны права актера, режиссера, работодателя в театральной жизни. Это особый статус, это особый разговор. Российским театрам как организациям, действительно очень тяжело жить. Власть это знает, нас слышат, понимают, но не всегда, к сожалению желание поспевает за законодательной инициативой.

17:15 Семина Ирина
-Добрый день, Александр Александрович. Накануне Съезда Союза театральных деятелей в октябре 2001 года Вы были на приеме у президента Путина. Уходя из Кремля, Вы сказали журналистам: "Я счастлив, что был понят. Театральное сообщество может быть уверено, что власть знает, слышит, понимает наши проблемы и делает все возможное, чтобы их решить". Прошло три месяца, что же все-таки сделано властью, решена ли хоть одна проблема или это просто пиаровские разговоры перед съездом?

-Дорогая Ирина! По-настоящему пиаровские разговоры так и останутся только пиаровскими, если они не подкреплены делом. Но если после встречи с президентом Путиным у нас сдвинулось с места решение о создании негосударственного пенсионного фонда театральным деятелям, - это уже много. Мы живем в России и, к сожаления, без решения высшего руководства ничего не делается. Негосударственная пенсионная система для театральных деятелей, для пенсионеров - это благо, и если это будет до конца доведено, это принесет колоссальную помощь пожилым людям театра, которые отдали жизнь на сцене. Сейчас мы этим занимаемся вплотную, как впрочем и другими проблемами о которых можно говорить и говорить.

17:20 Александр, студент
-Какова сейчас по численности труппа Вашего театра (Et cetera). Какие премьеры в ближайшее время нас ожидают? Почему такие дорогие билеты, выше, чем в среднем по Москве? Спасибо.

-В нашем театре - труппа около 22 человек. Есть много приглашенных актеров. Кстати, поэтому и цены на билеты у нас чуть выше, чем у других театров. Последняя наша премьера это пьеса Альфреда Жари "Король Убю". В этом спектакле я играю главную роль, режиссер Александр Морфов (Болгария). Этой премьерой мы гордимся. Я считаю, что это в какой-то степени прорыв в театральном сознании нашего зрителя. Это необычное представление и, как мне кажется, простите за нескромность, событие.

17:22 Анатолий
-Несколько лет назад Вы сетовали на то, что бизнесмены боятся вкладывать деньги в театр. Изменилось ли сегодня что-либо в этом плане?

-Я и до сих пор сетую, что бизнесмены мало вкладывают деньги в театр. Но они уже это делают и некоторые из них даже хорошо вкладывают деньги в театр. Но законодательно это никак не подкреплено, так как нет законодательного понятия меценатство. И поэтому пока мало что изменилось в этом плане.

17:23 Алексей
-Судя по тому, что в Интернете есть Ваш персональный сайт, Вы понимаете всю силу и значимость Интернета.. Вот и Ваше участие в он-лайн конференции это подтверждает. Однако непонятно, почему сайт Вашего театра, да и Ваш лично не обновлялся уже очень давно, в таком случае теряется весь смысл его существования. С уважением, Alex

-Спасибо, я учту и уж кое с кем поговорю об этом

17:33 Игорь, Ярославль
-Добрый день, уважаемый Александр Александрович. В царской России театральное общество, 125-летие которого отмечается в этом году, было под покровительством царя. Не мечтаете ли Вы о том, чтобы наш Президент наконец-то обратил внимание на бедственное положение российских театров и актеров, работающих в них (я не имею в виду столичные театры) и предложил бы свое кураторство над театрами, как, например, он на днях это сделал в отношении спорта и спортсменов?

-Спасибо вам за совет, дорогой Игорь. Я приложу все силы, и говорю это искренне, чтобы убедить нашего президента, что кураторство над российскими театрами это великое и благое дело.

17:37 Елена
-Каким критерием Вы руководствуетесь при выборе репертуара "Et Cetera"?

-Выбрать пьесу не сложно. Передо мной как и перед другим руководителем театра великая российская классика, потрясающая западная драматургия, современная драматургия, но любая пьеса, любой выбор, любая идея множится на возможности труппы и, пожалуй, самое главное, на возможности режиссера. Сейчас эпоха режиссерского театра, и вопрос о том, кто ставит пьесу, наиглавнейший. От этого зависит успех или неуспех спектакля.

17:42 Вера Николаевна
-Что дало Вам создание Попечительского совета "Et Cetera". Члены этого совета - это просто известные люди или люди, поддерживающие театр материально?

-Попечительский совет - это та идея, которая поможет выжить театру в рыночных условиях. Одна из возможностей. Да, в попечительском совете должны быть люди известные, и могущие дать материальную поддержку. И чем больше российские театры будут обзаводиться попечительскими советами, то есть людьми отвечающими за жизнь театра, тем легче будет театру. Это взаимная ответственность друг перед другом даст возможность чувствовать себя не одинокими в театральном мире.

17:47 Раиса Михайловна
-Добрый день Александр Александрович. Как Вы относитесь к ТВ-каналу "Культура". Почему по другим телевизионным каналам практически не показывают всеми любимые театральные постановки и новые театральные спектакли? Проводится ли в этом направлении какая-нибудь работа Союзом театральных деятелей России, который Вы возглавляете?

-К сожалению, Союз театральных деятелей не влияет на работу телевидения и в частности ТВ "Культура". Телевидение такой монстр со своими законами, своими мощными структурами, что мне кажется, что им не до театра. Единственный "свет в окошке" в мире театра, это канал "Культура". Спасибо что он есть, что он существует и Союз театральных деятелей будет поддерживать все театральные идеи, связанные с каналом "Культура".

17:54 Алексей
-Вы актер русской театральной школы. Не считаете ли вы, что молодые актеры не обладают навыками той школы актерского мастерства, которая позволила создать атмосферу "Неоконченной пьесы для механического пианино"? Не утрачивается ли "игра глазами", говоря словами Алексея Юрьевича Германа?

-Дело в том, что как ни странно, молодые иногда способны очень чувствовать время. Поэтому история создание чеховских пьес говорит о том, что как правило выдающееся исполнение рождается у молодых актеров, в основном. Молодые актеры Художественного театра во главе со Станиславским сделали легендарную "Чайку". Молодые люди, актеры во главе с режиссером Никитой Михалковым создали "Неоконченную пьесу для механического пианино". Все зависит от режиссера, молодого взгляда талантливого человека. И вообще пик, творческий пик у творцов, простите меня, недолог. Все что до 40, до 50. Такова творческая биология талантливых людей.

18:01 Лариса
-Скажите пожалуйста, как Вы оцениваете свою работу в "Шейлоке"?

-Простите за такой ответ, но оценка моей работы когда я играю, продолжаю играть роль, ее нет. Я еще живу, я еще играю эту роль, я проживаю эту роль каждый раз когда выхожу на сцену. Видимо, оценку я поставлю позже, а может быть только после того, как перестану играть эту роль. Если говорить о теме, о больной теме, то это тема самая глубокая, самая сильная и самая животрепещущая в этом мире. Глубинная ненависть человека к человеку как выясняется определяется иногда не взглядом на какие-то идеи, на вкус, на что-то еще, а изначальной ненавистью только потому, что ты другой крови. Об этом писали многие, об этом написал и Шекспир. Сыграть Шейлока в постановке Роберта Стуруа, это значит каждый раз выворачивать себя наизнанку и говорить не о расовых предрассудках, и каких-то других человеческих предрассудках, а о глубинном ядре, что движет человечеством. Понимания или непонимания, что человек другой крови он тоже человек. Это вопрос философский, политический, гражданский, личностной. Мне далеко не безразлично, и совсем не безразлично, что человек думает, когда говорит со мной или рассказывает мне какой-нибудь анекдот из еврейской жизни, к примеру.

18:05 Андрей, Москва
-Возможно ли рождение в ближайшее время новых сенсационных театров - таких, какими были в свое время Художественный, театр Мейерхольда, Современник или Таганка? Что вообще может сегодня стать в театре сенсацией - новые формы, новые темы и так далее?

-Театры рождались и будут рождаться только если во главе стоит талантливый руководитель-режиссер. Только новая идея режиссера-постановщика может родить новое направление в искусстве театра, новую форму и как вы пишите новые темы. Хотя содержание как правило старо как мир, да и темы старые. Все может родиться новым талантливым взглядом талантливейшего режиссера. Сейчас рождаться будут в основном талантливые спектакли, а не театры. Театры как таковые они существуют, но в них должна происходить бурная, театральная жизнь, во главе с реформатором-руководителем, режиссером который предложит новый язык на старую тему.

К сожалению, не на все интересные вопросы смог ответить, потому что мало времени. Но я испытал колоссальный интерес, практически весь мир перед тобой. И знаменитые творческие вечера, или даже вопрос из зала, они сейчас заменяются интернетом, который практически весь мир - твой зал. Я счастлив, что я это испытал.

2001
http://www.kalyagin.ru/press/732/
    

Док. 395217
Перв. публик.: 12.02.01
Последн. ред.: 12.11.07
Число обращений: 388

  • Калягин Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``