В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Непослушный мальчик-пай Назад
Непослушный мальчик-пай
Александр Калягин - один из немногих на сегодня людей, которых любят, не взирая на собственную политическую и иную ориентации, возраст и социальное положение. Любят коллеги и чиновники, бизнесмены и бабушки, торгующие у метро газетами, сигаретами и бессмертием души. Этой любви не мешает ни его затянувшееся отсутствие на киноэкране, ни его начальническое кресло председателя СТД, ни - что гораздо разрушительнее - его подозрительная удачливость в достижении цели почти немыслимой: добился таки помещения для своего театра и ни где-нибудь - на Новом Арбате. Пожалуй, Калягину смогут простить и белый "Мерседес" (если он когда-нибудь его купит), и визит президента на какой-нибудь юбилей. Снисходительно-любовное, нежно-любующееся отношение к "нашей тетушке" ничем не поколебать.

Артистов принято любить. И корни этой любви, в которой намешаны и снисходительность, и зависть, скрываются где-то в глубинах подсознания. Если поверить классику и предположить, что "все мы актеры в Театре Господа Бога", останется только изумляться малому количеству профессионалов среди огромной толпы любителей. Как бездарно мы играем в себя-мужей и себя-жен, себя-начальников и себя-подчиненных, себя-родителей и себя-влюбленных! Может, поэтому с таким жадными интересом мы и вглядываемся в актеров ("глумотворцев", "кощунников", скоморохов, лицедеев), особенно тех, кто имеет законное право заметить: "замрите, ангелы, смотрите, - я играю", - в актеров не только по профессии, но по призванию и по крови. Дело не в табели о рангах или мастерстве, а в том, что именно Калягин стал в нашей жизни символом актера, у которого не существует рамок амплуа, который с равным успехом играет любовников и простофиль, мужчин и женщин, вождей и прохиндеев, который, наверняка, может сыграть отблеск лунного света на воде или голодную кошку.

Тяга любителей к профессионалу плюс то самое пресловутое обаяние, которое кажется настолько неотделимым от человека, что приобретает в качестве эпитета фамилию: "леоновское", "евстигнеевское", "ефремовское". Наконец, "калягинское" - застенчивое мальчишеское обаяние "бэби из приличной семьи". Эти школьнические черты особенно трогательны в зрелом, расчетливом и чуть циничном мужчине. Больно ранившее когда-то прозвище "маменькин сынок" оказалось подарком, не менее ценным, чем мальчишеская легкость и доверчивость в общении с миром, непрерывающаяся связь с собственным детством, которая является самым ценным наследством любимых и балованных детей. Недаром как-то он обмолвился: "вспомните наши детские страхи, радости, одиночества -какие они теперешние".

В своих многочисленных интервью Александр Калягин всегда подчеркивает, что актером хотел стать с детства и никогда не мечтал о другой профессии. Более того, когда его дочь спросила, не стоит ли и ей попробовать свои силы на сцене, - вскипел: "если ты можешь себя представить в каком-то другом деле, актрисы из тебя не выйдет! Это профессия для одержимых". Как положено будущему актеру, он рано узнал радость веселого безудержного лицедейства, дураковаляния, откровенного пародирования друзей, учителей, знакомых. Был и традиционный набор. Непременные письма кумирам (боготворил Аркадия Райкина и Чарли Чаплина): Чаплину, по понятным причинам, писать не стал, а Райкин на восторженный лепет тринадцатилетнего пацана откликнулся, прислав обстоятельное письмо (оно Калягиным хранится до сих пор). Были кружки художественного чтения. Был - непременный спутник любых театральных биографий - картонный детский театр, где разыгрывались пьески для соседей по коммунальной квартире.

Любопытно проследить метаморфозы этой театральной коробочки, превратившейся в конце концов во вполне всамделишный и даже роскошный зал "Et cetera". Любопытно понять, что осталось от простодушной увлеченности семилетнего мальчика в настойчивости, с какой пятидесятипятилетний Александр Александрович Калягин строит собственный театр. Тем более что сам он связь эту, скорее, подчеркивает. Кто бы еще решился на провокационный вопрос жены: "ну, и на сколько, по-твоему, лет ты выглядишь?", отвернувшись от зеркала роскошно ответить: "На семь! Как был дураком, так дураком и остался!"

Это завидное самочувствие у Калягина вряд ли случайность: скорее позиция и норма существования. В конце концов, вполне возможно, что в самом деле вельможный, знаменитый Калягин - лишь маска озорного семилетнего школьника (дети обожают играть во взрослых: в их проблемы и заботы). По крайней мере, во всех перипетиях нелегкого (а у кого он бывает легким?) жизненного пути Калягин сохранил счастливое свойство детей и авантюристов: отношение к жизни как к партнеру по игре. Партнеру увлекательному, непредсказуемому, коварному, способному на выпады из-за угла и довольно подлые подножки. Задача - вовремя увернуться, элегантно отскочить или уж плюхнуться так, чтобы это было смешно, чтобы это было зрелищно. Чтобы он сам и возможные зрители получили удовольствие от этой игры со случаем. Так, даже рассердившись или ударившись, ребенок ревет во весь голос, но ревет с наслаждением от самого рева, от возможности вот так самозабвенно выплакаться. Ибо любая самозабвенность предполагает толику удовольствия.

Это свойство счастливой самозабвенности в общении с миром одновременно привлекает и раздражает. Черт возьми, почему? Почему все пашут, а он порхает? Почему все мучаются, а он получает удовольствие? Он включается в игру мгновенно (еще точнее было сказать, что "обыгрывает" любой жизненный жест). К примеру, кто-то начинает ломиться в наглухо забитую дверь его кабинета в СТД. Как поступить? Не заметить? Объяснить, что вход дальше по коридору? Послать к черту? серьезный председатель немедленно откликается: "толкайте сильнее, наверное, замок заело..." И несколько минут с азартом подначивает растерявшуюся даму за дверью, разыгрывая чудный этюд для корреспондентки, себя, да еще господа Бога.

В представление о кровавом и мучительном актерском деле Калягин внес привлекательную ноту беспечного баловства. Как иначе расценить его шокирующее признание, что актер - профессия для ленивых. Судите сами: балерина - целый день у станка, музыкант - часами разыгрывает гаммы, а актер на все приставания и указания своих режиссеров кивает головой, соглашаясь, что надо бы, но тайный голос удерживает его от любых изматывающих упражнений. Так как именно лень - самое надежное убежище таланта. В лукавой интонации так и слышатся бархатная хрипотца бесподобного кота Леопольда, уютно растворившегося в объемном кресле, и чуть не мурлыкающего от удовольствия.

Впрочем, доверять этой кошачьей ленце опасно. Щелкает внутренний выключатель, - и развалившийся котяра превращается в стальную пружину.

Покладистый, уступчивый, настоящий пай-мальчик (мечтая об актерском деле, он уступил настояниям мамы, и пошел в медицинское училище), Калягин умеет взорваться в самый неожиданный момент и решиться на поступки непредсказуемые и экстравагантные. Точно внутри у него остается неприкосновенная территория, уступить которую он просто не способен. В один прекрасный день, приехав по вызову "Скорой помощи" к "Киевскому вокзалу" медбрат Александр Калягин, аккуратно отодвигая ногой таз, куда неудержимо выворачивало очередного алкоголика, внезапно и твердо понял, что это дело - не для него. И отправился поступать в театральное училище... Потом позже он также резко будет менять театры, уходя из самых благополучных - в неизвестность. Странно, но, как правило, задним числом эти "неблагоразумные" поступки оказываются единственно верными.

Поверив в собственное призвание, он еще должен был убедить в нем окружающих. На собеседовании в Щукинском училище ему сказали прямо и безапелляционно: "У Вас хриплый голос и неярко выраженная внешность". Пухлый, рано начавший лысеть мальчик явно не подходил на амплуа героя-любовника, не было в нем ярко выраженной характерности, да и с социальной характерностью дело обстояло неважно.

Время учебы Калягина - 60-е годы - время триумфов "Современника", "розовских" мальчиков. Время, когда на сцену и на экраны вышла новая генерация актеров, резко сокративших дистанцию между собой и зрительным залом. Актеров, чья личность, казалось, просвечивает сквозь черты ролей, чьи убеждения, вера, гражданский пафос, самая манера поведения казались такими родными и близкими зрителю. В них радостно узнавали себя. Личность актера, угадывающаяся за его ролями, казалась интереснее, привлекала больше, чем собственно исполняемая роль. Славное было время. На "Идиота" в БДТ ехали со всей страны как когда-то во МХАТ - очистить душу. И Н. Берковский нашел слова, которые смогли выразить это потрясающее впечатление настолько полно, что потом цитировались постоянно: "в исполнении Смоктуновского князь Мышкин - весна света, та самая ранняя весна, что начинается в воздухе, освещении".

Черты актера-исповедника, актера-трибуна, актера на роль героя времени напрочь отсутствовали в индивидуальности Александра Калягина. Его ожидали иные герои и иной способ существования в профессии.

От исключения со второго курса училища его спас неожиданный триумф самостоятельной работы по чеховскому рассказу "Свидание хотя и состоялось, но...". На просмотры сбегалось все училище (был среди зрителей и будущий друг-режиссер, в чьих фильмах он сыграет свои этапные роли, - Никита Михалков). А вскоре и курс, на котором он учился, получит прозвище - "калягинского курса". Как сказано в одной хорошей книге: "Проделав все это, судьба отошла в сторонку, и за дальнейшим ходом событий наблюдала уже издали".

Роль гимназиста, который собирается на первое свидание, пьет пиво для храбрости и не рассчитывает дозу, проявила те черты актерской индивидуальности, которые скоро станут "фирменным знаком" Александра Калягина: непосредственность, правдивость, взрывной темперамент, умение внутренне оправдать внешнюю эксцентрику. (Любопытно, что именно встреча с Чеховым открыла в нерадивом студенте гордость училища, также как позднее чеховский Платонов раскрыл Калягина - трагического актера, а свой театр Калягин суеверно открыл постановкой чеховского "Дяди Вани").

Слишком обыкновенные, "негероические" герои Калягина не очень вписывались в окружающий пейзаж. Слишком "человеческие", они напоминали о тех чертах людской натуры, о которых хотелось скорее забыть. Калягинский герой был как-то раздражающе неопределенен: то омерзителен, а через секунду благороден, то ли любит, то ли нет, в нем всегда угадывалась возможность каких-то подвохов, неожиданных слов, действий, поступков. Герои Калягина ждали своего часа (любопытно, что одна из первых серьезных ролей была в фильме с многозначительным названием "Преждевременный человек"), ждал своего часа и актер.

Сам Калягин считает, что его долгий путь к успеху и признанию был благотворен для него, что это была хорошая закалка: воспитание необходимого мужества профессионального и чисто человеческого. Надо было обладать немалой твердостью и определенным легкомыслием для того, чтобы по собственному желанию уйти из суперпопулярной Таганки (где играл, шутка ли, Галилея в одноименном спектакле) в глушь театра имени Ермоловой. А потом, не будучи ни учеником, ни давним соратником Олега Николаевича Ефремова, шагнуть за ним в черную дыру МХАТ 70-х годов. А потом уйти из МХАТа в начале 90-х. Он учился отстаивать себя, свое представление о профессии и о своем пути в театре. Учился вырываться из ловушек привязанностей и капканов привычек: учился уходить из дома, где такие родные вахтеры на входе, и штатное расписание на стене, и своя гримерка, и такие знакомые лица вокруг. "Актер должен уметь уходить". В одной из лучших статей, написанных об Александре Калягине, критик Анатолий Смелянский сравнил его с кошкой, которая гуляет сама по себе, приходит и уходит, когда вздумается (сравнение герою запомнилось и польстило).

В тяжелые годы, когда умерли мать и жена, и он остался с маленькой дочкой на руках, он понял, что готов вообще уйти из театра, если это потребуется. Что для него есть вещи важнее профессии, карьеры, возможности самореализации. К счастью для нас, не знаю, как для него, он остался в театре, остался актером. Медленное, постепенное движение в профессии оказалось путем к славе. Эзотерическая известность в критическом кругу пришла после роли Поприщина, сыгранной в "Записках сумасшедшего". Славу среди миллионной аудитории принес кинематограф.

Переломной точкой его биографии стало исполнение роли Платонова в фильме Никиты Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино". Перерабатывая оставшуюся в черновиках (не сохранилось ни названия, ни точных данных о времени написания) пьесу Чехова, сценаристы Михалков и Адабашьян прицельно писали роль главного героя "на Калягина". В отличие от поздних полифонических чеховских пьес эта драма по структуре явно относится к монодрамам, и поэтому в театральных постановках часто называется по фамилии главного героя - "Платонов" (по аналогии с "Ивановым"). Остальные персонажи раскрываются большей частью во взаимоотношениях с ним.

Среди водоворота страстей, измен, любовей, нежности и злобы одиноко стоял усталый человек с редеющими волосами и тихим голосом. Он явно тяготился своей обязанностью играть роль героя в глазах окружающих, когда на нее нет ни сил, ни воли, ни душевных данных. Опустошенный, усталый этот Платонов находился в той сложной жизненной поре, когда время жить надеждами уже позади, а возраст существования "на автопилоте" еще не наступил. Он разрушал чужие судьбы и собственную жизнь не в азарте злобы, но от внутренней пустоты.

Остановившись и задумавшись, он буквально взрывался отчаянием, и каждый взрыв был, по выражению И. Бродского, "формой философского бешенства": слова застревали, он заранее знал, что его попытке объясниться никто не поверит, что все, что он скажет - никому не нужно, и сникал в безысходном молчании. В какой-то момент этот Платонов понимал простую истину, что человеку, который не имеет достаточно смирения, чтобы довольствоваться имеющимся, и не имеет необходимого мужества, чтобы переменить свою жизнь, - такому человеку жить незачем. Он прыгал с обрыва в реку, чтобы утопиться, но красивой смерти ему было не суждено. Попав на отмель, он потом брел как мокрая курица по колено в воде... Калягин играл человека, живущего в ситуации исчерпанного сюжета.

В Платонове Калягин нашел удивительный фокус существования в роли: он весь растворен в своем персонаже и одновременно - точно видит его со стороны, отстранено и холодно. Легко, без натуги он скользит между этими крайними точками восприятия, или удерживает их одновременно. И нас, зрителей он втягивает внутрь и заставляет смотреть на его героев из какой-то невообразимой дали. И это странное чувство раздвоенности, сбитой дистанции мешает однозначности восприятия.

Его героев трудно определить, с ними трудно соотноситься: они одновременно привлекают и отталкивают, манят и отпугивают. В них почувствовали какую-то новую правду существования, новую форму присутствия актера в роли.

К середине 70-х в обществе заметна усталость от героев, от "идейных тружеников". Их место занимают профессионалы. Идея служения заменяется культом мастерства, умения, "хорошо сделанной роли". Калягин идеально вписывается в облик актера-профессионала, актера, который в рамках своей специальности может все: неправдоподобно, пугающе широкий диапазон его ролей, легкость существования в полярных условиях сцены и экрана; виртуозное владение разными жанровыми формами.

Калягин не относится к категории актеров-небожителей, отделенных от зрителей непроходимой стеной, на которых смотрят издали с почтительным восхищением. Он не относится и к актерам, чья личность властно заслоняет создаваемый ими облик персонажа, взрывает любой текст, любые ситуации, актеров, которые остаются самими собой, - и за эту неизменность их и любят. Калягину не приходилось, как Мери Пикфорд, беречь и лелеять созданный образ (по контракту Мери Пикфорд не имела права появляться в публичных местах в глубоком декольте, слишком коротких платьях или в обществе актрис, известных любовными похождениями). Более близкий пример - старший коллега, Михаил Ульянов в реестре сотен сыгранных ролей едва ли насчитает парочку отрицательных. Можно рассуждать о "герое" Олега Ефремова или Евгения Леонова. Вычленить единый образ "калягинского героя" в сотнях сыгранных им персонажей не удается. Он одинаково убедителен и органичен и в фарсовой тетушке Чарли, и в патетическом Ленине, в трагическом Феде Протасове и в неуловимом Чичикове.

С середины семидесятых годов начинается стремительный взлет. "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Раба любви", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Допрос" - в кино. "Здравствуйте, я ваша тетя!","Вариант "Омега", "Адам женится на Еве", "Мертвые души" - на телевидении. Во МХАТе он играет Петра Полуорлова ("Старый Новый год"), Леню Шиндина ("Мы, нижеподписавшиеся"), Ленина ("Так победим!"), Федю Протасова ("Живой труп"), Оргона ("Тартюф"), Симона ("Тамада") и т.д. Он играет, режиссирует, преподает. Калягин - в кино, на телевидении, в театре, в мультипликации, на эстраде, на радио. Он - вездесущ, он на пике формы. Работает с Олегом Ефремовым, Анатолием Эфросом, Камой Гинкасом, Никитой Михалковым, Михаилом Швейцером. Специально для него пишутся роли. Он позволяет себе отказываться даже от заманчивых предложений, если видит в них опасность самоповтора. Никита Михалков до сих иногда вспоминает, как Калягин прятался от своих работодателей, притворяясь по телефону другими голосами...

Корреспонденты интересуются тяготами популярности. И Калягин, великолепно подыгрывая, с должной долей скромности, объясняет: "Когда я слышу "известный актер Калягин", я всегда помню, какой я был неизвестный".

Сложившись в партнерской работе с Никитой Михалковым, в театре Калягин формировался под мощным излучением Олега Ефремова и Анатолия Эфроса. Что значила для него встреча с Эфросом, Калягин сформулировал на примере неожиданном и убедительном: "Знаешь, иногда встречают женщину и говорят: я Вас ждал всю жизнь. Так у меня с Эфросом. Я бегал к нему в театр. искал общих знакомых, какие-то пути и ниточки. И, наконец, сбылось".

Сам Анатолий Эфрос вспоминал, что поначалу не слишком интересовался этим актером, а потом произошел внезапный перелом: "Вдруг в один прекрасный день мне стало казаться, что Калягин может сыграть все: и Гамлета, и Федю Протасова, и Оргона... Он умеет что-то сказать так незаметно, что эта незаметность одновременно почему-то выпукла. Выходит на сцену даже несколько мрачноватый, а потом вдруг повернется и что-то вкрадчиво скажет и неожиданно становится легким-легким, как надувной шарик. Молниеносный, легкий, вкрадчивый".

С Эфросом Калягин работал в постановках "Тартюфа", где он сыграл Оргона, и "Живого трупа", где он сыграл Федю Протасова. Оба спектакля остались в театральных легендах: праздничный, упоительный, легкий "Тартюф" и не очень принятый критикой, странный, неровный Федя Протасов. Эфрос оставил в своих книгах зарисовку не какой-то конкретной репетиции, но атмосферы их совместной работы. "Я могу, загнав в бешеный ритм, утомить любого актера, - но не Калягина. От моих показов, от моего напора могут устать все, - но не Калягин. Он похож на мячик или кубарь - три, четыре часа катается по сцене со страшной силой. Он может упасть, подняться, лечь, снова встать, куда-то броситься. Бегать, снова упасть и снова вскочить. И все время - как налитое яблочко". Именно Эфрос впервые назвал Калягина "эталонным, образцовым актером", выделив в нем ум и неутомимость, абсолютный сценический слух... и особую уютность, с какой он обживается на сцене. Эфрос же отметил, что есть своя логика в том, что Калягин "в конце концов, попал в Художественный театр". Калягин там - "свой среди своих".

Ностальгия обычно затуманивает глаза, и Художественный театр 70-середины 80-х является райским видением, неправдоподобным Эдемом, где собрано целое созвездие режиссеров, художников, актеров. Позванный в МХАТ "княжить и володеть" Олег Ефремов привел с собой давних соратников по "Современнику", одновременно начав планомерную и целенаправленную компанию по превращению МХАТ в "лучшую труппу страны". Ему это удалось: по уровню актерской труппы, по количеству замечательных сценографов и режиссеров, приглашенных на постановки, - МХАТ не знал себе равных. Всего несколько "старых фотографий", проявленных памятью. "Старый Новый год" (1973, режиссер Олег Ефремов) с Калягиным, Вячеславом Невинным, Евгением Евстигнеевым. "Соло для часов с боем" (1974, реж. Ефремов и Анатолий Васильев) с Ольгой Андровской, Виктором Станицыным, Алексеем Грибовым, Михаилом Яншиным, Марком Прудкиным. "Иванов" (1976, реж. Ефремов) с Иннокентием Смоктуновским, Екатериной Васильевой, Андреем Поповым. "Чайка" (1980, реж. Ефремов) с Андреем Мягковым, Смоктуновским, Калягиным, Анастасией Вертинской. "Тартюф" (1981, реж. Анатолий Эфрос) с Вертинской, Калягиным, Станиславом Любшиным, Ангелиной Степановой. "Вагончик" (1982, реж. Кама Гинкас) с Васильевой и Владимиром Кашпуром. "Амадей" (1983, реж. Марк Розовский) с Олегом Табаковым. "Господа Головлевы" (1984, реж. Лев Додин) со Смоктуновским, Васильевой, Анастасией Георгиевской, Георгием Бурковым. "Дядя Ваня" (1985, реж. Ефремов) с Евстигнеевым, Вертинской, Олегом Борисовым... Выбор названий и работ сугубо субъективен, другие выбрали бы другой ряд, иные имена...

Если бы сейчас, когда миллион премий на одну две достойные работы, положить этот список перед экспертами или жюри.

Раздел МХАТ - тема до сих пор болезненно-кровоточащая. Не один мхатовский Регистр поставил в свой театральный дневник черный крест на недоброй дате. Когда-нибудь бесстрастные историки подытожат все плюсы и минусы этого события. В подарочном буклете-поздравлении к 70-летию Олега Николаевича Ефремова Калягин скажет: "Я поддерживал Ефремова в этот период, ходил по инстанциям, писал письма. А сейчас думаю: так ли уж он был прав?"

Рушился МХАТ, рушилась страна, где играл и жил признанный популярный востребованный актер Александр Калягин. К пятидесяти годам, когда принято получать ордена и подводить итоги, он оказался в вакууме. "Это был развал всего. Снимались с репертуара спектакли. Полетел один из моих любимых - "Тамада" Камы Гинкаса. Все было мучительно. МХАТ ничего предложить не может, Ефремов сам на распутье находился, Эфроса нет. Гинкас у нас не ставит. Умирают близкие друзья или уходят из театра. В эти годы я перешел из штата на контракт. Кстати, это время полного обвала в кинематографе: фильмы не снимаются, кинопрокат развалился. Я не востребован даже тут. Я, действительно, находился на распутье. Такой классический русский вопрос: что делать?".

Героини русской сказки-притчи две лягушки, попав в горшок с молоком, на него ответили по-разному. Одна, сложив лапки, утонула. Вторая - начала энергично барахтаться и в результате сбила-таки из молока масло. (Правда, одна мудрая женщина как-то заметила, что из молока сбить масло - реально, а вот из дерьма и пробовать бесполезно). То, что Калягину удалось выстоять, переломить ситуацию - признак обнадеживающий.

Калягин слишком неповторим и своеобразен, чтобы назвать его типом времени, но симптомом времени он, безусловно, является.

Калягин вошел в меняющийся мир, если и без прежнего азарта, то с ясным сознанием цели: "никогда не думал, что в пятьдесят лет начну осваивать новые профессии, искать себе новые грани применения. Учусь этому, как учился в молодости актерской профессии". Ниша, в которой он существовал, разрушалась на глазах, и он начал строить новую - свой театр.

Пройдя огонь, воду и медные трубы, пройдя сотни кабинетов, деловых встреч, наглотавшись отказов и обещаний, отлежавшись от инфаркта, поиграв в "азартные игры" с государством, Калягин добился невозможного: он выстроил "Et cetera". Часть опыта общения с чиновниками он вложил в сценарий "Прохиндиада-2": приходя на съемки, рассказывал очередные "хождения по мукам" сценаристу Алексею Гребневу. В интервью с Романом Должанским на просьбу дать рекомендации на тему: "Как создать театр", Калягин охотно откликнулся. "Нужно сначала долго репетировать, Бог знает, в каких помещениях - от туалета до подворотни, ходить по кабинетам чиновников, упрашивать, найти здание, испытать унижение, когда тебя из него выгонят. Писать, убеждать. Умолять. Войти в политическое движение, кого-то поддержать на выборах, получить инфаркт".

Роль делового человека Калягин сыграл с обычной виртуозностью, став не только руководителем театра, но и председателем Союза театральных деятелей. Себя, правда, на этом посту воспринимает чуть иронически: "Я всегда себя успокаиваю: поломать систему СТД, залаженную уже сто двадцать лет назад, может либо круглый идиот, либо сама жизнь. К идиотам я себя не отношу, хотя со стороны виднее. А если разрушит сама жизнь, - тут уж ничто не поможет". Пожалуй, "деловой человек" - одна из наиболее удачных ролей, сыгранных им за последнее время, более живая, разнообразная и разработанная, чем, скажем, Кочкарев в "Женитьбе" или Шекспир в "Смуглой леди сонетов". Калягин вполне убедителен на трибуне, на председательском кресле, в роли гостеприимного хозяина.

Кому-то кажется, что эта роль сильно мешает Александру Александровичу, кто-то говорит о погубленных возможностях, о несыгранных ролях. Калягин фаталистически отмахивается от слишком назойливых сожалений: ну, не сыграл, что делать? Тревожится ли он сам по этому поводу - трудно сказать. Вероятно, опять принимает наступившие времена, в которые именно актер Калягин не очень вписывается. Калягин (как немногие оставшиеся "зубры" - Табаков, Юрский, Басилашвили) кажется слишком избыточным для сегодняшнего театра и кино: слишком настоящим, слишком изощренным, слишком профессиональным: как будто вам подали в "Макдональдсе" фарфор рядом с пластмассовым картонным "новоделом". Слишком многие из его умений сейчас не нужны.

-Скажите, а что изменилось бы в Вашей жизни, если бы Вы выбрали другую профессию?

- Хороший вопрос. Я оглядываясь назад, на прожитую жизнь и понимаю, что, действительно, я мог бы заниматься чем-то другим. Профессия это что-то внешнее. Будь она другой, ничего бы не изменилось. Я сейчас могу все бросить, уйти, уехать куда-нибудь и все равно останусь тем же Александром Калягиным.

Наверное, он прав, хотя я с ним абсолютно не согласна.



Ольга Егошина
Независимая газета
1998
http://www.kalyagin.ru/press/788/
    

Док. 395236
Перв. публик.: 12.11.98
Последн. ред.: 12.11.07
Число обращений: 370

  • Калягин Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``