НА ТЕЛЕВИДЕНИИ все возможно. Особенно под Новый год. Ищешь в длинных редакционных коридорах Эзопа или на худой конец тетушку Чарлея, вдруг одна из дверей распахивается, и:
- Да это же Павел Иванович Чичиков! Собственной персоной!
А Павел Иванович вам в ответ:
- Не надо все-таки путать героя поэмы Николая Васильевича Гоголя с героем фильма "Прохиндиада", а тем более с актером МХАТа Александром КАЛЯГИНЫМ.
- Александр Александрович, а ведь можно избежать путаницы довольно простым способом.
- Каким же?
- Если обычные журналистские вопросы вы будете задавать себе сами,
- А, что? Это мысль. Итак:
- Что вам принес уходящий год?
- Конечно же, работу над, к сожалению, бессмертным образом П. И. Чичикова.
- Бессмертным в литературном смысле?
- Нет, бессмертным в смысле его жизненности. Кто такой Павел Иванович? У Гоголя, если помните, он никакой. Как такого сыграть?
- Действительно, как?
- Так же, как, например, Эзопа.
- Как вам удалось совместить эту серьезнейшую работу с почти ежевечерней занятостью в театре?
- Я очень благодарен МХАТу за то, что мне дали на время вживания в образ Чичикова нечто вроде творческого отпуска. Хотя, конечно, в спектаклях я был занят.
- Александр Александрович, такой каверзный журналистский вопрос: как вы относитесь к своей популярности?
- Думаю, что с юмором. Не придаю ей никакого значения.
- А как ваши дети относятся к вашей популярности?
- Вы бы задали этот вопрос Ксении и Денису. Они ответили бы гораздо интереснее. Особенно Ксения. Она учится на первом курсе института и будет филологом. А филологи, мне кажется, должны уметь формулировать свои мысли очень образно.
- Александр Александрович, что самое важное в работе актера?
- То же самое, что и в любой другой настоящей работе, - принципы. Которые никогда не нарушаешь. Жизненная позиция, если хотите.
Еще я думаю, что вначале молодому актеру надо стараться сыграть все роли, которые ему предлагают. А вот потом, когда он достигнет определенного профессионального уровня, относиться к себе построже, точно оценивать свои возможности. В конце концов роли, которые мы выбираем, - это тоже жизненная позиция.
- Как вы считаете, какие роли вам ближе?
- Трагикомические.
- Это очень трудный жанр.
- Это самый трудный жанр из всех существующих. Как совместить трагедию с комедией?
- Жизнь убеждает, что это возможно.
- Но немыслимо сложно.
- Как вы оцениваете сыгранные вами роли?
- За двадцать лет, прошедших после окончания Щукинского училища, я в хорошем смысле слова научился относиться к себе с известной долей иронии. Поэтому выделить какую-то одну работу как любимую не смогу.
- Может быть, еще и потому, что вам приходится делить время и привязанность между театром и кинематографом?
- Здесь такой порядок: сначала дом, потом театр и уж потом кино. Это один из моих принципов.
- Говорят, если под Новый год загадаешь желание, оно обязательно сбудется.
- У меня есть мечта стать булгаковским Мольером. Только думаю, это мечта не восемьдесят пятого года.
А. Юсковец
Московский Комсомолец,
30.12.1984
http://www.kalyagin.ru/press/709/