В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Верить и побеждать Назад
Верить и побеждать
(В сокращении)

Государственная премия СССР присуждена драматургу Михаилу Шатрову, режиссеру Олегу Ефремову, артисту Александру Калягину за спектакль "Так победим!" в Московском Художественном академическом театре имени М. Горького.

Уже третий театральный сезон идет этот спектакль. Но и сегодня, когда зажигаются огни на афише здания МХАТа на Тверском бульваре и встают эти слова: "Так победим!", зрители с большим волнением входят в зал. О премьере писали газеты как о большом событии в нашей жизни, и это не было премьерным преувеличением.
Писатель Михаил Шатров тщательно изучал каждый час великой биографии.
Олег Ефремов поставил спектакль-протест против обывательского сознания. На сцене мы видим великого человека, понимающего, что победоносное революционное восстание - это только начало.
Только действительно просвещенный человек понимает, что советская демократия находит свою устойчивость в способности видеть перспективу, в способности двигаться, идти вперед.
Готовить такой спектакль можно только с верой, что проблемы, волнующие авторов, - это живые проблемы, они действительно занимают и волнуют миллионы людей, образуют центр духовной жизни современников.
До начала спектакля оставалось чуть больше часа. И автор, и постановщик, и артисты были уже в театре. Мы условились о беседе в кабинете главного режиссера. Шатров, Ефремов, Калягин - все трое, конечно, как бы единый автор этого спектакля, но решили Александра Калягина не ждать. Мы все знали, он сейчас ходит в своем сером свитере по затемненной сцене, один. Что он там делает - неизвестно, может, сцену проверяет, хотя, конечно, без него тысячу раз все проверено. Просто ходит и молчит. Оставим его...
- Олег Николаевич, что Вы можете сказать об этой своей работе читателям "Известий"?
Лауреат Государственной премии СССР Олег Ефремов:
- Искусство все время хочет приблизиться к жизни, оно питается жизнью. Не люблю мистических определений, вроде "тайны театра", но всегда хочется что-то вытянуть из жизни, ведь когда факт, явление становятся материалом искусства, они приобретают всеобщее обозрение, получают новое осмысление. Если мы не находим в жизни нового, мы останавливаемся.
После войны и в мировом искусстве, и у нас возникла тяга к документальности. Это по своей сути тяга к первооснове, к правде. Именно в этот период успешно развивается документальный жанр и в литературе, и в кино в особенности, и в театре. Свою трилогию "Декабристы", "Народовольцы", "Большевики" в театре "Современник" мы задумывали как документальные пьесы и о декабристах, и о народовольцах, и о большевиках. Не хотелось привнесения вымысла, требовалось самому встретиться непосредственно с фактом, подойти к нему и понять, что хорошо, что плохо. Для меня с того времени самый любимый жанр - документальный. Я хочу увидеть мир таким, гаков он есть на самом деле. Но для режиссера все в конечном счете определяется еще и тем, как он относится к факту жизни, все зависит от умения действительно правдиво воспроизвести правду истории. Наша работа с Михаилом Шатровым была основана на общем пристрастии к документальности. Только эта основа могла нам помочь решить сложную и благородную задачу - поставить спектакль о Ленине. Надо отдать должное Шатрову - он всегда работает, как принято говорить, в содружестве с театром. И мы действительно работали вместе от самых истоков, вместе вслушивались в события жизни Владимира Ильича, которые всегда для нас современны.
...Часы пробили шесть, скрипнула дверь. В дверях стоял Калягин. Скрестив руки на груди, молча умолил отпустить его и сразу исчез. О. Ефремов продолжал:
- Читая пьесу, я представлял Владимира Ильича человеком бойцовского склада. Замечательный темперамент, мудрость, глубина...
Калягин репетировал очень серьезно, шел не только вслед за словом, но пытался постигнуть течение жизни В. И. Ленина. Он и сейчас продолжает работать над ролью. И она растет, от спектакля к спектаклю растет, набирает дыхание.
Лауреат Государственной премии СССР Михаил Шатров:
- Я бываю почти на каждом спектакле. Страшно нервничаю, переживаю. Очень люблю иногда смотреть в зрительный зал. И вот лица зрителей, их глаза во время спектакля и после спектакля - это для меня самая огромная награда, дающая чувство огромного счастья. Потому что видишь: то, что ты хотел сказать, зрители понимают и принимают к сердцу.
Александр Александрович Калягин показал мне письмо - он много писем получает по поводу своей работы в этом спектакле. Вот строки из письма:
"И вот я была на спектакле "Так победим!". Ожидала начала, вся сжавшись, боялась фальши, отсутствия меры, и Вашего голоса боялась, который привычен для других игровых ситуаций.
Так вот для меня загадка: где Вы взяли искренность, редкое обаяние и даже физические силы, чтобы так рассказать нам об этом великом человеке?".
Идите сегодня во МХАТ, вы испытаете счастье, счастье, которое дает человеку уверенность в своей правоте. Быть смелыми учит этот спектакль, не сглаживать, не прятать противоречия, но анализировать их и побеждать!



Нинель Исмаилова
Известия
16.11.1983
http://www.kalyagin.ru/press/990/

Док. 395266
Перв. публик.: 16.11.83
Последн. ред.: 12.11.07
Число обращений: 421

  • Калягин Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``