В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Шаргунов. Диалектика цензуры Назад
Сергей Шаргунов. Диалектика цензуры
Проблема демографического увядания, равно как и идея высокого материального поощрения рождаемости, озвученные президентом, требуют пропагандистского довеска. И даже не довеска, а стержня. Вообще-то, даже та крупная сумма, которую обещано платить за рождение второго ребенка - это во многом психологический трюк. Акцент делается не столько на пачку денег, сколько на заинтересованность государства в том, чтобы "нашему роду не было переводу".

Главное - сигнал. Рожай! Так сказано Родине-матери.

Теперь любимая наша Родина, решительная женщина, грозовая красавица с плаката времен великой войны, всем своим видом рекламирует беременность. Ведь демографическая катастрофа - та же война, убивающая миллионы сограждан. "Я дам вам двести пятьдесят тысяч за второго ребенка", - за этими словами должен слышаться не шелест купюр, а глуховатый голос: "Братья и сестры!" из 41-го года.

Проект "общенациональные роды" невозможен без государственной энергии, без страсти, без осеменения.

Одними деньгами народ не увеличить.

Осеменение - это идеология.

Требуется диктат на тех информационных территориях, которые власть контролирует.

Какова востребованная идеология? Социал-патриотизм. Прищучить неправедных толстосумов, повысить уровень жизни простых тружеников. Сильная власть, способная эффективно обеспечить безопасность гражданина и страны в целом.

Мобилизация на деторождение - это лишь частный случай мобилизации народа на общее дело.

Здесь и возникает тема цензуры. Возможна ли пропаганда общего дела без доказательства от противного, т. е. преодоления негативных аспектов в работе СМИ? Каковы пределы цензуры? Каковы объекты, предназначенные для щелканья стальных ножниц садовника-цензора? Например, подпадают ли под воздействие государственного контроля художественные галереи и книжные издательства, или же только - пресса?

Таковы актуальные вопросы российского бытия. Хотим мы или нет, ответы на поставленные вопросы обязательно будут даны. Страх участвовать в дискуссии о цензуре не избавит нас от цензорской яви. Ввести "пропагандистский диктат" требует от власти элементарный инстинкт выживания. Соответственно, интеллектуальная задача - очертить границы неотвратимого контроля.

Для начала нужно еще раз подчеркнуть, почему контроль необходим.

Хаотичное информационное общество входит во все больший диссонанс с призывами и указами власти. Телевидение по-прежнему деструктивно. Это сплошной поток спама, одаривающего легковерного пользователя вирусом. Пивные волны рекламных роликов швыряют пену в глаза. Кроваво-грязные развлекательные репортажи сочетаются с демонстрацией трепещущей гузки очередного визжащего попсовика. Плюс тупая юморина. Увы, как элемент распада воспринимается и официоз - вести из Кремля, Дома Правительства, фракции "Единая Россия", унылая бессмысленная мантра протокола...

Где новые передачи патриота Невзорова? Где Говорухин? Где молодое яркое поколение государственников, полноценно выпущенное из интернетовского гетто в реальные СМИ? Я бы даже сказал: в СМАП.

СМАП - средства массовой информации и пропаганды. Именно так, с научно точной безжалостностью, без сантиментов, именовали прессу во времена социализма. СМАП - всюду. В США и Германии, в Казахстане и на Украине. От того, способна ли власть вложить нерв в контролируемую ею прессу, зависит исторический успех власти. Именно отсутствие пресловутого нерва, слюнтяйство и гудение, невнятность вместо "большого проекта" приводили и будут приводить к проигрышу в сколько-нибудь серьезной перспективе.

Телевизионные каналы должны стать огненно-образцовыми. От этого зависит простейшее: будет ли нынешняя власть исторически торжествующей силой или окажется временной "неплохой" корпорацией. Консерватизм власти, лишенной огня, приводит к распаду, прежде всего, внутри самой власти. И тогда за цифрой 2008 открывается поле политической неясности, больше напоминающее туманное болото.

Власть не может игнорировать фактор "идеального", поскольку сама политическая система - это область массового гипноза, сама легитимность власти больше обусловлена не формальными причинами (типа выборов), а ее психологическим доминированием. Психологическое преимущество позволяет создать параллельную советскую власть, как в 17-м, или арестовать неуверенное советское правительство, как в 91-м.

Давно уже очевидно и то, что "свобода СМИ", завяленная в перестройку, это только один из вариантов нового существования СМАП. Пропаганда и агитация не прекращались, но перешли на коммерческие рельсы. Потребитель - всегда ребенок, особенно, отечественный потребитель. Что интересно ребенку? Выпущенные кишки, смачные ругательства, все адски-яркое. Мусор. На картине французского сюрреалиста ангельски прелестный ребенок сжимает зубами за хвост дохлую крысу. За этим полотном - вечная правда о тяге светлых прозрачных душ к темному низкому уровню.

Как остановить мусорный ветер, от которого годами изнывает деморализованный русский человек? Чем питаются уличная агрессия и гражданская пассивность? Мифическим "русским фашизмом" и исконным пофигизмом? Или все же пропагандой вполне легальных телеканалов, предлагающих выбор героя для подражания: либо пассионарный душегуб, либо хихикающий пивной болван.

Спасение элементарно, и власть все явственнее выбирает спасение. У спасения есть имена: пропаганда и цензура. Это создание Комитета Пропаганды, а также Комитета Нравственного Контроля.

Интеллектуалы, те из них, кто, кроме антинационального кликушества, способен повторить за Пушкиным: "Не дорого ценю я громкие права, от коих не одна кружится голова...", так вот, интеллектуалы, дорожащие судьбой страны, обязаны участвовать в дискуссии о степени цензуры и формировать позицию власти по этому поводу.

Например, я резко против попыток государства влезть в искусство. Да, какие-то книжки можно продавать в целлофане, но мы как светское живое цивилизованное общество заинтересованы в свободе творчества, в полноте художественного поиска!

Это шовинизм, это дискриминация, но я настаиваю на том, что желтый телевизионный сюжет и, допустим, радикальная театральная постановка, похабная газетенка и художественный текст - это две большие разницы. Я настаиваю на свободе искусства, и, по-моему, именно движение "Идущие вместе" в свое время привлекло массовое внимание к творчеству Владимира Сорокина, занимавшего доселе вполне элитарную нишу, безопасную для общественной нравственности. Ценителям словесности предназначены книги "Трахни меня!" Виржинии Дюпант или "Отсос" Стюарта Хоума, и куча российских аналогов. Все это часть литературы. Ведь и в собрание сочинений того же Пушкина включались и будут включаться скандальные сексуальные эпиграммы и кощунственная "Гаврилиада".

Закономерен другой вопрос: а если телевидение станет фильтрованным, правильным, если единственным пространством вольности окажется искусство - не отшатнется ли зритель к книжным лоткам, и не возникнет ли многомиллионная армия поклонников "калоеда"?

Что ж, тем лучше для книг. А значит, и для России.

Россия - страна слова. Оживший интерес к книгам неизбежно подхлестнет талантливых людей засесть за литературные тексты, заставит государство поощрять подходящую литературу, предлагать ей героев, устраивать престижные конкурсы. Все это обернется госзаказом? И славно! В ответ критичная неофициозная литература разразится ядовитыми памфлетами, новыми образцами индивидуалистичных произведений. Это и будет расцветом искусств! Возрождением умственной духовной жизни в народе.

Итак, наша общая задача научиться разграничивать тонкую сферу искусства и махровую сферу агитпропа. Надо соображать, где государство должно выступить во всю мощь, а где его присутствие может быть относительным.

Это диалектика цензуры.

Давайте подумаем над извивами этой диалектики. Скоро некоторым из нас придется на практике, ежедневно вырабатывать гармоничную вменяемую философию "уместного контроля".

И давайте помнить: ни один роман-сказка не навредит россиянину сильнее телевизионного уик-энда.



11 мая 2006 г.
http://www.russ.ru/politics/docs/dialektika_cenzury


Док. 396214
Перв. публик.: 11.05.06
Последн. ред.: 14.11.07
Число обращений: 933

  • Шаргунов Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``