В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Шаргунов. Огни в тумане Назад
Сергей Шаргунов. Огни в тумане
Четыре президентских инициативы, не успев прозвучать, были встречены ропотом недоверия.

Сама ситуация заставляет взять в руки старый "Крокодил" 30-х годов и насладиться карикатурами - ну, например, Константина Ротова. Мы увидим красного передовика (размахнись рука, раззудись плечо), сказочно мастерящего заводы и многоэтажки. Увидим и "старый мир" - оскалив желтые клычки, неприязненно морщась и щурясь, недавние хозяева жизни выглядывают из подернутого паутиной подвального оконца.

На стороне президентских национальных проектов вся мощь пропаганды, первые каналы телевидения, газета "Комсомольская правда", лояльность и дисциплина на местах, наконец, обильные финансы. Учитывая это, критики "очередного фарса", увы, напоминают тех самых недоверчивых недотыкомок с карикатуры Ротова. Как обстоят у них дела в подвальчике? На залитом дешевым вином столе развернута газета "Советская Россия", убеждающая, что гроздья гнева зреют, поскольку зарплаты учителям и врачам никто повышать не собирается. В углу (вместо клетки с канарейкой) подвешен транзистор, настроенный на единственную волну - радиостанции "Эхо Москвы". Транзистор надсадно трещит и нервно хихикает: национальные проекты - это пафос политического погрома и командно-административная нелепость...

Однако ни социалистическая газета, ни либеральная радиостанция не могут сравниться с мощью нового порядка. И оттого такая тоска в глазах у обитателей подвала, теснящих друг друга возле дыры наружу! Нет у них мощи. Они - живые мощи.

Но это сходство с ситуацией 30-х годов лишь на первый взгляд.

У президентских проектов (приток денег в здравоохранение и образование, развитие агропрома, формирование рынка доступного жилья) есть несколько стратегических изъянов.

Во-первых, отсутствие наглядности, информационная беспомощность. Да, ведущие СМИ оказались под контролем государства, но вместо государственнической пропаганды, которую, казалось бы, следовало ожидать, они по-прежнему увлечены деморализацией населения. Бесконечная похабная юморина - это, конечно, неплохая анестезия, но тогда возникает вопрос, что нам нужно: впавший в детство размагниченный телезритель или сознательный и дееспособный гражданин? Итак, пропаганда слаба и неудачна. Мы помним, как в случае с монетизацией льгот власть ничего толком не могла объяснить взволнованным людям. Так и теперь. Проведите опрос - многие ли знают о национальных проектах власти? Единицы. А кто слышал, те не верят. Почему? Потому ли только, что осуществление проектов вязнет в коррупции? Нет, прежде всего из-за болезни под названием "информационная недостаточность".

В свое время многие хозяйственные задачи перестройки были абсолютно правильными, но возобладали не здравые новации, а "революционные" идеи самоистребления. В свое время первый канал вещал против Ельцина и прибалтийской независимости. А народ сочувствовал Ельцину и прибалтам. Почему? Потому что государственные СМИ были бездарны. Так и сегодня - маломощные средства оппозиции эффективнее плодов поденщины унылых сотрудников какой-нибудь программы "Вести".

Без пропаганды нет энтузиазма первых пятилеток. "Пятилетка" для вас, читатель, слово вульгарное? Что ж, слово "спутник" тоже вульгарно. А без такого энтузиазма, без чувства духовного восстания никто в России ни за что не возьмется и ничему не доверится.

Второй изъян. Отсутствие жестких ответственных кадров. Отсутствие тех комиссаров самодержавия, контролеров из Центра, о которых я писал в своей статье "Посольский приказ" и которые, наделенные крайними полномочиями, способны совладать с коррупцией, с торможением и угасанием любых кремлевских инициатив.

Третий недостаток. Отсутствие главного проекта - сбережения нации. Теснимый с Востока и Юга, стремительно вымирающий, русский народ сегодня подобен снежной бабе, которую зачем-то перенесли со двора в дом. Эта снежная баба тает, сжимается, расползается и обречена растечься сиротливой лужей, если не вернуть ее обратно на мороз. То есть без нации все национальные проекты неосуществимы. Если не оберегать границы, если не поощрять рождаемость, то кого тогда лечить, учить, кого поддерживать в селе и кому предоставлять жилье? Все блага отдать пришельцам? С позиции абстрактного гуманизма - это ok, с позиции национальных интересов - катастрофа.

Таким образом, перечисленные изъяны связаны с одной бедой. Нехваткой политической воли.

Но нет смысла отдаваться критике. Сам факт, что власть заговорила языком проектов, сверхзадач, крупных планов уже свидетельствует о серьезных сдвигах в ее сознании. Наличие четырех проектов развития, подкрепленных наличием денег в казне, уже положительный знак.

Действительно, бюджетники пока получают копейки, хотя они и ангелы-хранители народа. Было бы верно проводить политику протекционизма, социальной защиты в отношении и медицины, и образования, и науки, и села. Слепой принцип "рыночной эффективности", проповедуемый некоторыми реформаторами, из тех, что ненавидят Достоевского, уже привел к тому, что "быдло" вот-вот лишат высшего образования, а картошку закупают в Новой Зеландии. Что до жилья, то площадь предоставляемой квартиры должна зависеть от количества детей в семье! Жилье - лучшее средство поощрения молодой семьи.

В общем, сколько бы ни было сомнений по поводу реализации проектов, без преувеличения замечательно, что они заявлены.

Ведь слово - это сигнал.

"Национальные проекты" будто маяки Черноморского флота. Хоть и переходят они порой в неласковые руки, пускай пропадают порой в тумане безвременья, все равно подмигивают нам огнем надежды.



23 января 2006 г
http://www.russ.ru/politics/docs/ogni_v_tumane

Док. 396220
Перв. публик.: 23.01.06
Последн. ред.: 14.11.07
Число обращений: 335

  • Шаргунов Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``