В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
On-line интервью ректора МГУ Виктора Садовничего Назад
On-line интервью ректора МГУ Виктора Садовничего
On-line интервью ректора МГУ Виктора Садовничего закончено. Ответы - перед вами. Остальные вопросы, на которые не успел ответить ректор, ему переданы. Спасибо всем, кто их задавал.

- Здравствуйте, Виктор Антонович. // "Газета.Ru"

- Здравствуйте. Прошу прощения за опоздание, мы немного задержались в пути.

- Наше интервью практически полностью состоит из вопросов читателей. Их волнуют не только свои, но и общероссийские проблемы образования. Вот, например:
Входите ли вы в состав разработчиков реформы образования? Если да, то в каком качестве? И какие из ваших идей реализованы министерством образования? // Владислав (Казань)

- Я являюсь президентом Союза ректоров России. И, естественно, принимаю самое активное участие во всех вопросах образования. По указанию президента создана рабочая группа Госсовета, в которую я вхожу. Рабочая группа разрабатывает документ об образовательной политике в образовании. Документ ещё находится в стадии разработки, но многие мои идеи удалось в него внести. Например, приоритетная поддержка статуса учителя, преподавателя. Затем - передача всех школ на государственный уровень, вопросы отсрочки от армии, и другие.
Главное, что я считаю - чтобы модернизация образования опиралась на тот багаж, который накоплен столетиями, и новшества, которые вводятся, обсуждались широкой общественностью.

- В своем on-line интервью нашей газете министр образования Владимир Филиппов говорил, что одним из основных методов борьбы с коррупцией при поступлении в вузы он считает систему единых государственных экзаменов. Как вы считаете, спасет ли ЕГЭ абитуриентов от алчности преподавателей? Каких, по вашему мнению, последствий можно ожидать от введения этой системы? // "Газета.Ru"

- Я считаю, что борьба с коррупцией является действительно важнейшим вопросом для нашего общества. И вести её надо всем миром. Я думаю, что введение единых экзаменов сразу по всей стране может привести к неожиданным последствиям. Я выступаю за проведение эксперимента, широкого его обсуждения и принятия решений с учетом результатов этого эксперимента. Я думаю, что тест может явиться ещё одной дополнительной информацией о поступающих, и эту информацию необходимо учитывать. Однако каков вес теста в общей оценке и какие вузы будут иметь возможность проведения дополнительных экзаменов и собеседований, как сохранить систему отбора талантливых ребят, как быть с творческими специальностями - на все эти вопросы необходимо ещё найти нужные ответы.
И последнее. Я не знаю ответа на вопрос: "Спасет ли тест от коррупции?" Я много говорил на эту тему в прессе.

- Скажите, пожалуйста, как и когда при поступлении в МГУ начнут учитываться (и будут ли) результаты единого экзамена школьников? Предусматриваются ли какие-нибудь дополнительные формы проверки знаний абитуриентов? Спасибо. // М.А.Кравцова (г. Москва)

- В Англии применяется единый экзамен. Требования к нему разрабатывает Кембридж. В общей оценке тест учитывается на 25%, однако для себя Кембридж предпочитает оставлять обычные экзамены. Я думаю, что Московский университет - уникальное учебное заведение, он должен иметь возможность сохранить проверенную временем систему отбора, сохранить возможность поиска талантливых людей на олимпиадах, на выездных экзаменах во всех регионах России, через обучение в специализированных школах и так далее. То есть нельзя всё сводить к формальному тесту, который чаще проверяет формальные знания, а не умение творчески мыслить.
Приведу пример. Я поступал в Московский университет после сельской школы. И не знал раздела "Логарифмы". Экзаменатор - известнейший ученый страны - схватился за голову, когда я ему об этом сказал. Он спросил, знаю ли я показательную функцию? Я сказал: "Да". Тогда он мне предложил вывести свойства логарифма как функции, обратной к показательной. В результате я получил "пять". Если бы это был тест, я бы точно получил "два", и на одного академика было бы меньше.

- Как показывает статистика, процент уехавших за границу выпускников Физтеха гораздо выше, чем соответствующий процент в МГУ. И добиваются они там весьма приличных результатов именно в науке. Вспомним хотя бы недавний эксперимент Лукина в Гарварде. Чем же за границей МГУ (в смысле образования) реально проигрывает Физтеху? // Кирилл (Москва, физфак МГУ)

- Я много раз слышал рассуждения на тему, что лучше: физфак или Физтех? Считаю этот вопрос надуманным. Физический факультет МГУ - ведущий центр мира по подготовке физиков. Его специфика - фундаментальная подготовка. На физфаке работали в разное время пять Нобелевских лауреатов, 10% открытий страны сделано учеными физфака.
Сегодня утром я посетил кафедру, возглавляемую академиком Хохловым. Результаты, полученные на кафедре, оборудование - производят сильное впечатление. Скажу больше, подобных исследований в России больше нет. На оборудовании кафедры ведут исследования многие зарубежные лаборатории. Кафедра стала центром коллективного использования уникального оборудования. Я спросил, сколько аспирантов кафедры уехало за рубеж. Ответ был таким: "В этом году два". Хохлов пояснил, что в этом и нет особого смысла, поскольку идет непрерывный обмен с зарубежными коллегами. Подобные примеры можно привести ещё.
У Физтеха есть свои сильные стороны. Они заложены в самом названии ФИЗТЕХ.

- Уважаемый Виктор Антонович, около 10 лет назад по западным рейтингам МГУ был в десятке сильнейших среди неамериканских университетов. Сегодня он не числится и в первых 50. Скажите, как Вы оцениваете реальный уровень обучения в МГУ, и, главное, в чем Вы видите нынешнюю функцию университета в области фундаментальных наук? Не является тайной, что большая часть аспирантов и студентов, которые действительно хотят заниматься наукой, уезжает за рубеж. Не превратился ли тогда университет в "кузницу" математиков, химиков, физиков исключительно для поставки их за границу? // Валера (Бостон, MIT)

- Я знаю несколько исследований, проведенных зарубежными экспертами. В этих исследованиях МГУ отводится первое-второе место среди университетов мира. Созданная мной группа экспертов, состоящая из крупнейших ученых, сделала вывод: по уровню фундаментальной подготовки в области естественных наук (математики, физики, химии) нам нет равных. Приведу один пример. Месяц назад в МГУ состоялась крупнейшая научная конференция, посвященная памяти ректора МГУ Ивана Георгиевича Петровского. На нее приехали около 500 математиков со всего мира. Среди них многие - наши бывшие профессора, в свое время уехавшие за рубеж. Их общее мнение - любой ценой надо сохранить уровень такой математической подготовки, как в МГУ. Они говорили, что ничего подобного в своих университетах за рубежом они не видели. Кстати, их дети, как правило, обучаются в МГУ.

- На каких факультетах МГУ существует платная система обучения? Сколько это стоит? Нельзя ли сделать эту информацию общедоступной? // Иван (Самара)

- Вопреки распространенному мнению, МГУ - вуз, в основном, бесплатный. Ну, судите сами: на первый курс мы набираем 4000 студентов бесплатно. И около пятисот - сверх этого - на контрактной основе. То есть около десяти процентов. И эта пропорция сохраняется на всех курсах. Контрактная форма есть на всех факультетах, кроме юридического. На юридическом - контрактная форма только для второго образования. Стоимость контрактного обучения колеблется от полутора тысяч у.е. до трех с половиной в год, в зависимости от факультета. Существует правило: на контрактную форму принимаются только те, кто сдавал вступительные экзамены вместе со всеми и не добрал несколько баллов. Мы предъявляем те же требования к контрактным студентам, что и к бюджетным. То есть отчисляем их и так далее.
Факультеты МГУ имеют собственные сайты. На них можно получить информацию. К сожалению, на сайте Московского университета этот раздел отражен слабо. Мы делаем все, чтобы с сентября сайт МГУ был более обширным.

- Скажите пожалуйста, может ли гражданин другого государства СНГ получить бесплатное обучение в Вашем вузе? Если нет, то сколько стоит обучение? // Лариса (Москва)

- Каков процент иностранных студентов в МГУ, каким факультетам они отдают предпочтение? Существует ли специальная система отбора для граждан других стран, желающих учиться в России? // Elena (University of Maine at Farmington)

- В уставе Московского университета есть пункт: любой гражданин мира, если он сдал вступительные экзамены, может стать студентом университета с теми же правами, что и российские граждане. Ежегодно из стран СНГ, Балтии к нам поступают около пятисот студентов. Они получают стипендию, живут в общежитии. Насколько я знаю, это правило действует только в Московском университете. И мы с удовольствием помогаем гражданам этих стран получить качественное образование. В одном из обращений такой же вопрос задавал гражданин Германии. Это относится и к нему.
Если же гражданин другого государства не может сдать вступительный экзамен, он может поступить в МГУ как иностранец, по особым правилам. Мы рады любому приехавшему к нам гражданину из любой страны мира и обещаем дать качественное образование.

- Кстати, я хотел сказать про вопрос Чингиса Куулара из Тувы. Уважаемый Чингис, хочу сообщить Вам, что Вы будете студентом МГУ. Прошу Вас позвонить мне по телефону 939-27-29.

- Виктор Антонович, расскажите немного о себе. Вот, что Вы, например, обычно говорите жене, когда остаетесь ночевать на работе? // "Газета.Ru"

- Доброго дня, Виктор Антонович! А о чем Вы думаете по вечерам, сидя дома в кресле, когда все уже спят? Спасибо.
// София (Москва)

- Какая у Вас зарплата? Где учатся Ваши дети и внуки?
// Владимир (Москва)

- Я знаю, что многие преподаватели университета живут прямо на его территории. А где живете Вы? // Сергей (Иркутск)

- О себе. Вся моя семья - математики. Жена - однокурсница, трое детей окончили мехмат. Сын - доцент-преподаватель МГУ и школы-интерната при МГУ, дочь окончила аспирантуру и работает в другой организации. Младшая дочь - аспирантка МГУ, скоро защищает диссертацию.
Жена сына и муж младшей дочери - тоже математики, окончившие мехмат.
Зарплата ректора МГУ - 2791 рубль 40 копеек. Если бы я не получал академическую стипендию, я бы, наверное, не смог прожить. Немного помогают научные гранты.
Живу я действительно на территории МГУ, где проживает ещё 120 семей профессоров.
Мне действительно приходилось несколько раз при отстаивании бюджета МГУ задерживаться до глубокой ночи. Кстати, вечеров для сидения в кресле у меня почти не остается. В любую свободную минуту отправляюсь гулять.

- МГУ - огромная машина и требует для поддержания огромных средств. И людям, которые работают в университете, явно не хватает на жизнь тех денег, которые им выдаются в день зарплаты. Это создает прекрасные предпосылки для коррумпированности как чиновников МГУ, так и преподавателей. К нам поступили десятки жалоб как общего характера, так и с указанием конкретных должностей и фамилий. Причем жалуются на военную кафедру, экономический факультет, приемные комиссии... // "Газета.Ru"

- Скажу сразу, что вопрос о коррумпированности системы образования действительно является злободневным. Однако здесь соединилось несколько наслоенных друг на друга явлений.
Первое. Действительно, преподаватели вузов и учителя школ получают исключительно малую зарплату. В подавляющем большинстве это высокопорядочные и интеллигентные люди. Единственное, что у них есть - это их багаж знаний. И если эти знания востребованы теми, кто не доучился в школе или не получил надлежащий уровень знаний, то естественно, преподаватели-учителя дают платные уроки. Кстати, в России, да и в других странах, это было всегда. Это явление получило у нас название "репетиторство" и приобрело негативный оттенок.
Действительно, репетиторство создает неравенство в получении знаний для детей из семей с разным достатком. И с этим надо бороться всем обществом, в том числе искореняя причины массового репетиторства. Деньги, которые платят родители репетиторам, часто относят к взяткам и говорят о коррупции.
Поскольку репетиторство не запрещено законом, единственный эффективный способ борьбы - исключать из приемных комиссий занимающихся им преподавателей, что и делается в МГУ.
В этом году мы принимаем более 50% иногородних. Три тысячи проэкзаменовали на выездных олимпиадах в пятидесяти регионах России. 12 тысяч участвовали в предварительных олимпиадах. Мы стараемся, чтобы репетиторство минимальным образом влияло на поступление в МГУ.
Второе. Часто говорят о взятках, даваемых преподавателям или руководству вузов за поступление. Я многие годы веду прием в Московский университет. Ни разу я не получил достоверной информации на эту тему. Я и сейчас обращаюсь ко всем - обещаю сохранить полную конфиденциальность. Сообщите, пожалуйста, мне конкретные факты. Предлагаю для этого встречу. Обещаю в дальнейшем Вам помочь в получении образования.
Действительно, в некоторых вопросах были названы конкретные фамилии преподавателей МГУ. Все указанные факты я проверяю, а кое-что уже проверил. Однако эти вопросы анонимны, что затрудняет оценку достоверности информации. Но я продолжаю проверку, и в ряде случаев будут созданы комиссии.
Третье. О едином вступительном экзамене как панацее от коррупции. Я считаю, что введение единого экзамена без широкого обсуждения результатов эксперимента может привести к неожиданностям. Единый экзамен не должен быть единственным критерием при зачислении в университеты. Судите сами: проведение теста потребует значительно большего числа людей, чем сейчас в приемных комиссиях. Тем самым увеличивается вероятность нового витка коррупции. Кроме того, тест, как было сказано в одном из вопросов ко мне, раз и навсегда дает право молодому человеку на поступление в вуз. Очень большая цена вопроса. Эксперимент по тесту требует широкого обсуждения.

- Единый государственный экзамен. Будет ли он засчитан в этом году в МГУ? Вопрос актуален, т.к. моя сестра сдавала его в Чувашской Республике и сейчас подает документы в московские вузы (она - золотая медалистка физмат школы).
// Святослав Михайлов (Москва)

- В В этом году результаты теста, проводимого в ряде регионов, МГУ для себя не учитывает. Они учитываются только вузами того региона, где проходит тест.

- Наших читателей очень интересует развитие университета. Насколько нам известно, в последнее время в МГУ появилось несколько новых факультетов, например, Высший колледж наук о материалах, факультет фундаментальной медицины.
// "Газета.Ru"

- Как Вы считаете, какого факультета не хватает Московскому университету? // Георгий, вып. юрфака МГУ 1999 года (Москва)

- Добавлю к вопросу, что за последнее время у нас появилось шесть новых факультетов.Кроме названных двух - факультет государственного управления, педагогического образования, факультет дополнительного образования и факультет искусств. Факультет искусств создан в этом году, и на него летом будет произведен первый набор. Мы хотим создать факультет, который дает выпускникам фундаментальную университетскую подготовку в гуманитарных науках, а с другой стороны, раскрывает художественные таланты молодых людей.
Я думаю, что Московскому университету в ближайшее время надо создать факультет с подготовкой специалистов в области биоинженерии. В развитых странах происходит настоящий бум вокруг этого вопроса. Мы имеем все необходимое для создания этого факультета. Научный потенциал биологического, химического, физического факультетов, научно-исследовательского института физико-химической биологии. Конечно, этот вопрос требует внимательного обсуждения.
Для развития МГУ крайне необходимо строительство научной библиотеки. Я надеюсь, что в связи с 250-летним юбилеем университета указом президента о юбилее Московского университета с соответствующим решением правительства, а также, благодаря поддержке правительства Москвы мы построим к юбилею нашу библиотеку на новой территории. Это, кстати, и будет началом освоения этой территории.
Хотелось бы, чтобы статус и роль Московского университета, его профессоров и преподавателей резко возросла. Россия от этого только выиграет.

- Московский университет - символ не только российской высшей школы, но и российской науки. Что вы думаете о перспективах российской науки? Считаете ли вы, что нынешнее "падение" науки необратимо или этот процесс можно изменить? // Андрей (Москва)

- За последние годы российская наука понесла тяжелые потери. Более половины сотрудников ушло из этой сферы. Практически прекращена поддержка материальной базы институтов, университетов. Многие молодые ученые уехали в зарубежные лаборатории. Но что интересно: в последнее время все чаще и чаще мы получаем письма с просьбами принять этих людей снова в университет. Я думаю, что даже при минимальном возрастании поддержки нашей науки, особенно университетской, мы способны восстановить многие исследования. Конечно, России, наверное, не под силу содержать весь фронт исследований. Однако по отдельным направлениям ученые РАН, МГУ и других учреждений занимают неплохие позиции. Задача состоит в выработке правильной государственной линии на поддержку этих точек роста. Ученые сумеют ответить конкретными результатами, в том числе доведенными до высоких технологий и рынка.

- Добрый день. Вопрос такой: могу ли я учиться on-line.....?
// Nick (Chicago)

- Можно получить дистанционное образование для иностранцев в МГУ, или нет? Спасибо. // Anton (America)

- Начну со следующей информации. В конце мая я делал доклад на 161-й сессии исполкома ЮНЕСКО об информационных технологиях. Доклад вызвал большой интерес у представителей всех государств, присутствующих на сессии в Париже. Одна из тем моего доклада была о роли интернета и дистанционных методов обучения. Не имея возможности повторять доклад, скажу лишь, что в таком огромном положительном явлении, как интернет, есть и проблемы. И об этом говорили многие выступающие после доклада. Отмечу некоторые: интернет и этика, самоидентификация народа и глобализация, сохранение культуры и распространение интернет. Что касается дополнительного образования, то оно бесспорно имеет много положительных сторон. И это хорошо известно. Однако есть и проблемы. Роль преподавателя и ученика. Роль прямого общения. Серьезное фундаментальное образование, лаборатории, практики, практикумы, работа на оборудовании и интернет.
Что касается Московского университета, то на многих сайтах кафедр факультетов имеются курсы лекций, методики, оригинальные разработки. Многие из них были рассказаны на прошедшем несколько дней назад в Московском университете крупном международном конгрессе, проводимом консорциумом военных академий и институтов при центре Маршалла. В нем участвовало около 500 участников из разных стран. Тема конгресса - роль информационных технологий в образовании, науке и культуре. Мы постараемся сообщить через интернет материалы этого конгресса. Кстати, тема дистанционного образования обсуждалась на многих секциях.
Выдачу дипломов через дистанционное образование Московский университет пока не проводит. У нас даже практически нет заочного образования, поскольку мы считаем его уровень ниже, чем при очном образовании. Однако этот вопрос является важным, и Ученый совет МГУ активно обсуждает возможности дистанционного образования.

- Огромное спасибо, Виктор Антонович, что нашли время ответить на вопросы наших читателей. // "Газета.Ru"

- Со своей стороны, хочу поблагодарить вас за возможность напрямую пообщаться с интернет-аудиторией.

- До свидания, Виктор Антонович. // "Газета.Ru"

- До встречи.


http://www.gazeta.ru/mgu.shtml

19/11/2007

Док. 398236
Опублик.: 19.11.07
Число обращений: 277

  • Садовничий Виктор Антонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``