В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Образование: реформы или коррупция? (Газета `Московская правда`, 1 августа 2006) Назад
Образование: реформы или коррупция? (Газета `Московская правда`, 1 августа 2006)


Какие реформы нужны российскому образованию, к чему приведет ЕГЭ и как бороться с коррупцией в высших учебных заведениях, об этом и многом другом мы поговорили с депутатом Государственной Думы, заместителем председателя Комитета по образованию и науке доктором политических наук Алексеем Геннадиевичем Чернышовым. - Алексей Геннадиевич, уже сейчас высшее образование в России напрямую зависит от платежеспособности населения. Как правило, учебных мест на коммерческой основе гораздо больше, чем на государственной, а для того чтобы поступить на бесплатную учебу, почти всегда все равно приходится кому-то платить. Останется ли вообще бесплатное образование в России? - Думаю, что останется доля, от которой государство не сможет отказаться в силу политической целесообразности. Но, поймите, нельзя соединять в одном вузе платное и бесплатное обучение, из-за этого происходит субъективная оценка знаний студентов. Хороший ректор должен выбирать студентов, находящихся в различных материальных условиях, не обращая внимания, будет ли в дальнейшем студент платить сам или государству придется оплачивать его обучение. Если же ректор университета ориентирован лишь на решение финансовых проблем, то ему, конечно, важны студенты-договорники. - Сейчас полным ходом идет реформирование образования, к примеру, введен единый государственный экзамен. Каким образом проходящие реформы в образовании влияют на его качество? - По моему мнению, Россию пытаются активно свернуть с пути, сломать ее исконно мощное образование. Доказательство тому - ЕГЭ. Такое тестирование уже доказало свою несостоятельность в США и Англии. Но почти вся страна уже втянута в этот эксперимент, 60 регионов РФ согласились участвовать в ЕГЭ, несмотря на то, что он действует не на основе постановления правительства, не законодательного акта Госдумы, а всего лишь на уровне приказа руководителя Федеральной службы в сфере образования и науки. - Почему вы так отрицательно настроены по отношению ЕГЭ? Он разве не создан для того, чтобы повлиять на снижение коррупции в сфере образования? - Ни для кого не секрет, что очень часто экзамены в вузах - это "кормушка" для преподавателей. Вводя ЕГЭ, чиновники вроде бы как пытаются снизить коррупцию. Но я считаю, что с ЕГЭ мы не сможем избавиться от этого. К тому же взятки, с которыми призвана бороться форма ЕГЭ, перейдут из вузов в образовательные комитеты. Уже сейчас налицо коррупция нового вида, когда ЕГЭ сдают платно: например, те, кто заплатил, сдают на одном этаже, а все остальные - на другом. Очень похоже на то, что - это прямое предательство национальных интересов, когда одни чиновники знают последствия ЕГЭ и четко проводят свою линию, а другие своим наплевательским отношением и одновременно обогащаясь, разрешают этому быть. - Насколько сегодня в России обострена проблема коррупции в высших учебных заведениях? Кто и каким образом ведет с ней борьбу? - Вузы находятся под контролем Федерального агентства по образованию. Но, к сожалению, оно, вместо того чтобы помогать работе, продвигать нормальные кадры, проложить четкую политику того, как все должно происходить, порождает обратный процесс. Вот, к примеру, некоторое время назад ко мне обратился за помощью И.П. Соколов, ректор Московского государственного университета сервиса. Дело в том, что руководство Федерального агентства по образованию в лице Г.А. Балыхина уволило ректора в то время, когда он находился на больничном, и назначило исполняющим обязанности А.А. Федулина, который был ранее уволен приказом И.П. Соколова с должности директора филиала МГУС. После того как я стал разбираться в этом деле, обнаружились и другие подробности, говорящие о "странной" политике Федерального агентства. Теперь на должность ректора МГУС поставлен человек, которого, по моим сведениям, не принимает коллектив университета. Кроме того, возбуждено уголовное дело по факту выдачи в 2000 году "Институтом туризма и гостеприимства" - филиалом МГУС дипломов о высшем образовании государственного образца студентам "Современного гуманитарного института". И это - не единственные факты, говорящие о некомпетентности этого человека. В период с 1996 г. по 2003 г. "Институт туризма и гостеприимства" (директор - все тот же Федулин А.А.) вел образовательную деятельность при отсутствии лицензии, а это незаконно. Получается, что Федеральное агентство само навязало "удобного" руководителя. Если в данном случае считать, что действия Федерального агентства осознанны, продуманны, то возникает слишком много вопросов. И - сомнения в "неподкупности" самого агентства. Вот еще один пример: создан "Фонд поддержки и развития образования", государственный фонд, где председателем попечительского совета является руководитель Федерального агентства по образованию. Надзор и контроль за деятельностью фонда ведет он же. При том, что существует закон, по которому госслужащие не имеют права совмещать государственные должности с руководством какими-либо фондами, но в правление попечительского совета фонда входят опять же только 3 человека - из администрации Федерального агентства по образованию. Напрашивается вопрос: для чего государство создает такую систему, когда поступающие от учащихся деньги вуз перечисляет в этот фонд? Как, например, А.А. Федулин, являясь директором филиала МГУС, в те годы перечислил 800 000 рублей в фонд, что отражено в отчете фонда за 2004 год. Далее руководитель Федерального агентства, который имеет "под собой" негосударственный "второй бюджет", внебюджетный фонд, начинает перечислять деньги, к примеру, муниципальным школам. И опять вопрос: как можно перечислять федеральные деньги на муниципальные нужды? Перечисление денег вузами в фонд - это, конечно, добровольная акция, которая превращается в принудительную, так как трудно проигнорировать подобный договор. Ведь впоследствии придется обратиться к Федеральному агентству по образованию за федеральными деньгами на нужды вуза... Говоря о коррупции в сфере образования, можно говорить о безнаказанности и бесконтрольности - начиная от родителей, которые несут взятку, от администрации вуза и до государственных чиновников. Это все происходит даже, несмотря на то, что президент В.В. Путин в своем послании немало говорил об ужесточении в борьбе с коррупцией. Получается, что чиновников не волнует повышение уровня образования, а больше интересует собственное обогащение через источники образования. - И как же решать эти проблемы? - Я думаю, корень проблемы в том, что стратегии образования уделяют мало внимания. Министерство образования и Федеральное агентство по образованию должны быть слиты, административная реформа, к сожалению, провалилась в этом разделении, и получилось, что в агентстве - деньги, а в министерстве - политика. Даже в случае с ЕГЭ, вместо того чтобы заниматься анализом практики, происходит тотальное давление на регионы, переводят эксперимент в режим обязательности. ЕГЭ - это не простой эксперимент, это не "монетизация", в которую втянуты только пожилые люди, здесь участвуют родители, подрастающее поколение, учителя, чиновники, вся страна буквально. И от правильности ведения этого эксперимента зависит итог: либо мы получим специалиста, который сможет стартовать и вносить свой вклад в развитие России, либо этот эксперимент загубит последнее. Такова цена вопроса. Брала интервью Людмила Мамаева



http://www.politgolos.ru/


Док. 401466
Перв. публик.: 01.08.06
Последн. ред.: 25.11.07
Число обращений: 400

  • Чернышов Алексей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``