В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Россия. Профилактика и социальная реклама недостаточно активны. Назад
Россия. Профилактика и социальная реклама недостаточно активны.
Академик РАМН, руководитель Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом В. В. Покровский дал интервью еженедельнику "Аргументы и факты". Он отметил, что в России было официально зарегистрировано 357 500 случаев ВИЧ, а 10 500 людей с ВИЧ погибло. На сегодня под наблюдением до выявления статуса находится 14 306 детей, рождённых за последние полтора года ВИЧ-положительными матерями. К концу 2005 г. 0,4% населения страны в возрасте от 15 до 49 лет были официально зарегистрированы как ВИЧ-положительные. Среди россиян в возрастной группе 18-24 года таких уже 1%. По словам Вадима Валентиновича, наиболее напряжённая обстановка сложилась в Тольятти, Иркутске и Орехове-Зуеве (Московская обл.), где ВИЧ выявлен у 6-8% молодых мужчин в возрасте 18-30 лет.

До 2005 г. программы по борьбе с ВИЧ/СПИДом финансировались федеральным правительством на уровне 125-130 миллионов рублей в год. Эти деньги шли и на профилактику, и на диагностику, и на лечение, и на психологическую и социальную помощь. Фактически в России в 2005 г. доступ к лечению имели только 3500 человек. На профилактику получалось по 18 копеек на каждого россиянина (в США аналогичные затраты составляют 3 доллара, в Европе и Канаде - 1-2 доллара). Региональные российские власти денег на борьбу с эпидемией, как правило, вообще не выделяли. Теперь финансирование резко увеличено: на борьбу с ВИЧ/СПИДом были выделены дополнительные средства в рамках "Приоритетного национального проекта в области здравоохранения" - до 3,1 миллиарда рублей до конца 2006 года. Кроме того, в России начали осуществляться крупные международные проекты: программа по борьбе со СПИДом в рамках займа Всемирного банка (около 50 миллионов долларов на пять лет) и два больших проекта по грантам Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулёзом и малярией (в сумме около 200 миллионов долларов на пять лет).

Академик Покровский отметил, что теперь, когда расходы на противодействие эпидемии возросли более чем в 20 раз, на передний план выходит проблема исполнения проекта, проблема конкретных действий. Вадим Валентинович признаёт опасность неэффективной траты средств. По его мнению, отсутствует координация между ведомствами, которые в разной степени занимаются проблемой ВИЧ, а также неправительственными организациями. Средства Глобального фонда управляются негосударственными структурами, закупки лекарств осуществляются Федеральным агентством по здравоохранению, профилактические мероприятия - Роспотребнадзором. Министерство образования и науки и местные органы власти не могут выработать подход к половому воспитанию школьников. Решение о создании правительственной комиссии по ВИЧ/СПИД принято на президиуме Госсовета, однако пока не выполняется. Задерживается проведение тендера на закупку антиретровирусной терапии.

По мнению академика Покровского, 300 миллионов рублей в год на нужды профилактики явно недостаточно. Отсутствует массированная социальная реклама, на центральных телеканалах нет роликов, посвящённых угрозе ВИЧ. Вадим Валентинович неоднократно заявлял о том, что о ВИЧ/СПИДе нужно говорить с целыми коллективами: обращаться к школьникам, студентам, рабочим, военнослужащим, заключённым.

"...Всё же именно телевидение научило народ за три-четыре года пить пиво, - отмечают "АиФ". - Оно могло бы помочь обратить внимание на проблему... Вероятность того, что тебя услышат из телевизора, больше, чем вероятность того, что прочтут брошюру, посвящённую ВИЧ. К тому же известно, что, пока человек не столкнётся с проблемой напрямую, он вряд ли что-то будет читать. Телевидение в этом смысле вторгается в сознание не спрашивая, и это, наверное, один из немногих случаев, когда такому вторжению можно будет только порадоваться".


21 июня 2006 года
Аргументы и факты




Док. 403984
Перв. публик.: 21.06.06
Последн. ред.: 29.11.07
Число обращений: 516

  • Покровский Вадим Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``