В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`МНЕ НЕКОГДА ДУМАТЬ О РЕЙТИНГЕ!`-Интервью с Президентом Марий Эл Леонидом Маркеловым Назад
`МНЕ НЕКОГДА ДУМАТЬ О РЕЙТИНГЕ!`-Интервью с Президентом Марий Эл Леонидом Маркеловым
Сергей СМИРНОВ,
"Марийская правда"
...В 1815 году Наполеон во главе крохотного отряда бежал с острова Эльбы, где был заточен, и высадился во Франции. С триумфом он прошел через всю страну и вступил в Париж. На всем пути недавнего узника встречали восторженные тысячные толпы, а гарнизоны переходили на его сторону один за другим. Без единого выстрела Наполеон вновь стал императором. Так начались его знаменитые 100 дней... С тех пор считается, что за это время кое-что в этой жизни можно успеть.

Позади сто дней Президента Леонида Маркелова. Что успел человек, которому республика доверила власть и саму себя? За этот небольшой отрезок многое: Марий Эл все же не ввергли в темноту отключений от электричества, не набросили удавку полного отключения газа, людям выплачиваются заработанные ими же деньги и позабытые давно "детские", отлучены от бюджетной кормушки обласканные властью казнокрады, оживает производство, возвращаются в республику бежавшие от давления власти бизнесмены... Но самое, наверное, главное - исчез этот липкий, противный страх. Марий Эл вздохнула свободнее. Заметили?

А теперь - подробности. Из первых уст.

- Политолог Леонид Радзиховский, оценивая 100 дней со дня инаугурации Владимира Путина, заявил: "В экономической и социальной области не сделано ничего, но это хорошо (!), потому что не сделано глупостей". Однако же, Леонид Игоревич, вам не кажется, что неделание глупостей - это слишком мало все-таки? Да, вы говорили, что республика досталась вам в ужасном, разобранном состоянии. Но долго оправдываться этим не удастся. Нужны и какие-то реальные результаты, не считаете?

- Разумеется. Но надо действительно знать, в каком состоянии оказалась республика. Представьте: счет Марий Эл, арестованный на 140 млн. рублей. Любые дотации, поступающие из центра, с него просто списываются за долги, равно как и любые налоговые поступления, пени и штрафы постоянно растут. Мы буквально стояли на краю пропасти...

Но ведь люди этого не видели. Они озабочены не глобальными проблемами региона, его будущим, а сегодняшним днем - ценниками в магазинах, своей зарплатой. Сейчас, например, все йошкаролинцы возмущены поднятием квартплаты: как же так, мы ему власть, а он... И невдомек им, что тарифы - не дело рук Маркелова. Существует постановление Правительства России, согласно которому коммунальные платежи поднимаются по всей стране, мы лишь вынуждены подчиниться, как субъект федерации.

Но мы еще поборемся! Постановление о повышении тарифов я пока не подписал - выношу его 20 апреля на заседание Правительства, где мы со всеми заинтересованными ведомствами будем обсуждать каждую цифру, каждую! Как минимум, малоимущие получат дотации, чтобы сгладить удар по ним от повышения тарифов. Любой разумный политик должен идти и на непопулярные меры, чтобы только улучшить ситуацию. Если завтра у вас к дьяволу прорвет трубу - на какие деньги эти трубы менять? А если не будет ни горячей воды, ни отопления, ни света, ни лифтов? Вы хотите так жить? Прежние правители-популисты занижали тарифы, а в итоге жилищно-коммунальная отрасль не просто на грани разорения - она уже разорена! Мы сейчас выжимает последние капли из бюджета, лишь бы спасти ее.

Хотя я хорошо понимаю, как трудно будет теперь пожилым с их маленькими пенсиями. Но! Пенсии платит не республика, а центр. Понимаю, как тяжко придется рабочим, получающим мизерные деньги на своих предприятиях. И чтобы исправить ситуацию, надо не с плакатами на митинги ходить, а биться за повышение уровня жизни, за экономику!

Однако экономический рост за 100 дней не обеспечит никто, ни Бог, ни царь, для этого нужны годы. Мы годами катились вниз, и все годами за этим наблюдали. Теперь - самое трудное, надо подниматься в гору. А для этого нужны силы и средства. Самое главное, что нужно было успеть, это, первое - создать управляемую власть, второе - правовое поле для притока инвестиций, благоприятный климат для развития предприятий и бизнеса. Вот этого, я считаю, мы добились. Сегодня уже 25 предприятий республики находятся под пристальным вниманием инвесторов, это предприятия-банкроты, а ведь на них работают тысячи человек, которые могут потерять источник к существованию. Мы хотим оживить эти производства притоком средств, приходом новых менеджеров.

- Я позволю себе продолжить параллель между вами и Президентом России (надеюсь, ни он, ни вы не будете в обиде). Путина после ста дней у власти критиковали за демонстративные жесты, когда пресловутое "наведение порядка" более осталось лишь на словах. Не было судебных процессов, никто не был арестован, так и не началась реальная война с коррупцией. Ничего похожего не замечаете?

- А я и не обещал, что начну всех сажать. Это не дело Президента, для этого есть правоохранительные органы. Идет большая работа по возмещению ущерба, причиненного государству некоторыми чиновниками, директорами. Но наша задача - не посадить любой ценой, а вернуть награбленное. В России и без того миллион заключенных, однако государство, во-первых, не может обеспечить им должного содержания, а, во-вторых, ясно, что из тюрьмы они исправленными не выйдут. Все, что я требую от директоров: заплатите налоги и поднимите заработную плату работникам - они же не виноваты, поверив вам свою судьбу, как дети, которые так же полностью зависимы от родителей. Поэтому изволь за свое кресло, за свои амбиции, за свою власть сделать так, чтобы люди жили достойно. Ведь дело не в повышении тарифов, а в очень низких зарплатах. В этом-то и беда нашей республики: доходы населения очень низки, а стоимость той же электроэнергии по всей России равна.

- Россия упорно ведет бессмысленную войну с Чечней, теряя жизни и, кстати, огромные деньги. Но поскольку Путин на ней поднялся, то он не может перечеркнуть собственную политическую биографию. Вы не считаете, что именно в этом причина продолжения бессмысленных военных действий в то время, когда нужны политические? И готовы ли вы поступиться своим рейтингом, чтобы пойти на непопулярные решения? Или для вас тоже рейтинг превыше всего?

- Сразу после избрания я впрягся в работу, ибо нас уже отключали от электричества, прекращали подачу газа, из Москвы иссякал поток дотаций. Надо было срочно менять ситуацию. И с января у меня еще не было возможности подумать о чем-либо другом, кроме как о работе. В том числе о рейтинге. О нем я вообще думаю меньше всего. Моя задача - выполнить свои обещания.

- Вы знаете, за что, согласно опросам, люди ценят вашего "начальника" - Сергея Кириенко?.. Кстати, можно его так назвать?

- Нет, конечно! Я подчиняюсь народу, меня избрал он, а не Кириенко.

- Ага, вот кто ваше начальство... Итак, Кириенко: а) разработал антикризисную программу, б) заставляет платить налоги монополистов, а также молод, интеллигентен, образован. Что для вас важно из этих качеств?

- Для меня самое главное - ум руководителя. Интеллигентность тоже важна, с грубым руководителем никогда не будет работать профессиональная, уважающая себя команда. А сбор налогов зависит от экономической ситуации в регионе. На сегодня налогов собрано, по сравнению с тем же периодом прошло года, 180%. А это говорит о том, что мы стали работать на 80% эффективнее.

- И не от громкости голоса Президента это зависит: если не с кого взимать налоги, то тут уж кричи - не кричи...

- Абсолютно верно. Я больше скажу. Назовите мне предприятия, которые бы сбежали из республики при моем президентстве! Да, я убрал посредников при проведении зачетов по электроэнергии, тех самых людей, которых Вячеслав Кислицын подкармливал этими зачетами за счет казны и отчего, во многом, у нас и возникли такие долги. Да, убрал обласканных властью предпринимателей, которые заходили к Президенту в любой час и получали ни за что кредиты, наиболее выгодные направления в бизнесе. Олигархов при власти теперь у нас нет! Уголь покупаем самый дешевый и качественный, ГСМ - на самых льготных условиях, появилась конкуренция между поставщиками. А что было раньше? Республика покупала бензин у "ЛУКойла" по цене выше, чем на заправках, и всем его навязывали. Это - в прошлом. За счет бюджета кормиться не будет никто.

- А вы знаете, за что критикуют Кириенко? За те же самые отношения с монополистами (конфликты), за ту же самую антикризисную программу (не идеальна). Критикуют за то же! Видите, насколько неблагодарная работа - руководитель? Вы готовы к неблагодарности людей?

- Недовольные будут всегда. Те же местные олигархи, которых оторвали от бюджетной кормушки, - конечно, они недовольны! Я к этому готов. И вообще, я не женщина, чтобы меня любить. Моя задача - эффективное управление республикой.

- Вы сами признавали: если б не помощь центра, вам не удалось бы победить на выборах никогда. Значит ли это, что вы теперь - зависимый от Москвы Президент? Уже поползли зловещие слухи, что Марий Эл может сдать центру свои позиции в извечном споре вокруг Чебоксарской ГЭС и поднять таки уровень воды...

- Это очередной бред, который распространяют мои противники. Ни Маркелов, ни Федоров, ни Кириенко не в состоянии поднять уровень водохранилища, для этого требуется решение Правительства России. Но прежде, как минимум, - скрупулезный просчет возможных доходов и убытков. Этого не сделано, и вопрос такой даже не рассматривался. А вот некоторые газеты побежали впереди тепловоза. Газеты же теперь свободные, пишут все, в том числе и бред, а читатели почитывают... А насчет выборов - я благодарил центр только за то, что всем кандидатам в президенты Марий Эл дали равные возможности. Это была помощь не мне - республике.

- Вы знаете, чем удивительны слухи? В то время, как одни приписывают вам зависимость от центра, другие шепчут о прямо противоположном: де, между вами и центром пробежала черная кошка. В частности, так стали поговаривать после избрания второго сенатора от Марий Эл в Совет Федерации.

- У меня нет никаких проблем с центром, просто кому-то выгодно представить, что у Маркелова проблемы. То, что Тетерин выдумал, что его кандидатуру поддерживает округ, это просто обман. Любой депутат желает видеть такого представителя в Москве, который смог бы грамотно решать их вопросы в столице. Скажем, депутат-врач - ему что, нужен в Москве рычащий генерал? Или экономист, знающий, где найти ему рентген, как выбить дешевые лекарства? И когда депутаты увидели на трибуне Тетерина, кричавшего и не отвечавшего на вопросы, они поняли, что это второй Вячеслав Александрович. И почему все считают, что депутаты так уж зависимы? Голосование-то было тайное!.. После того, как Госсобрание поддержало кандидатуру Румянцева-Ломакина, я встречался с Кириенко. У нас состоялся трехчасовой разговор, и мы еще раз убедились, что у нас полное взаимопонимание с округом. Самое главное, что Президент Марий Эл не создает головную боль центру - за электроэнергию платим, зарплаты выплачиваются, нецелевого расходования средств нет, предприятия поднимаются, передела собственности, как и беспредела власти нет.

- Когда во главе МВД республики воцарился Григорьев, ключевые посты в министерстве "вдруг" стали занимать моркинцы, Кислицын привел с собой во власть людей из Медведева. Вот и теперь оба представителя Марий Эл в Совете Федерации - москвичи. Это что, история повторяется? Ведь вы происхождением тоже москвич, неужели грядет московское вторжение в "Серый дом"?

- Когда раньше назначали первым секретарем человека из Волгограда или из Москвы, народ это воспринимал без протеста. Любой руководитель всегда приводит с собой команду. Почему мне нужно кого-то навязывать? Я доверяю тем, кто профессионализм специалиста совмещает с порядочностью личной.

- То есть у власти должны быть профессионалы, и не важно, какой штампик о прописке стоит в паспорте?

- Ой, слава Богу, что вы это понимаете. Я готов сменить всех собственников тех предприятий, которые издеваются над своими рабочими. Если в любой обанкротившийся колхоз придет руководитель со стороны и сможет вывести его из ямы кризиса, я только двумя руками "за", и, думаю, сами работники с этим согласятся.

- Зотин обратил внимание на парламентское дежа вю - беспрекословное подчинение депутатского корпуса воле Президента республики. Неспособность депутатов перечить слову "хозяина" имела место в эру Кислицына, и вы сами ее резко критиковали. Власть сменилась, но нравы Госсобрания - нет. Теперь не смеют перечить вам. Вам самому не претит это раболепие?

- Я принимаю обдуманные решения и советуюсь с людьми, прежде чем его принять, - проходят заседания, делаются коллективные заключения. Я за разум, за договоренность. Какой же тогда смысл перечить общему решению?

- Михаил Леонтьев считает, что оборонка - это единственное, что отличает Россию как нацию, как государство от обезьян. Можно сколько угодно говорить о культуре или черной металлургии, но если мы потеряем оборонную промышленность, мы потеряем себя в мире. Понятно, что судьба ВПК решается не в Йошкар-Оле, и все же, что ждет эту отрасль и тысячи людей?

- Каждый должен заниматься своим делом. Оборонка - в руках Президента России. Все, что в моих силах - создать здесь, на месте благоприятные условия, чтобы эти предприятия заработали на пользу своим коллективам и бюджету республики. На ММЗ общими усилиями уже удалось разместить заказ - пусть пока не самый большой, но это только первый год, дальше рассчитываю на прорыв.

- Масса вопросов поступает от людей по поводу зарплаты: когда выплатят долги? Медики, например, не заплатили еще за октябрь-ноябрь прошлого тысячелетия, представляете?

- В этом году зарплата выплачивается вовремя - и трансферты Москвы, и свои доходы мы направляем в первую очередь на это. Но, кроме того, есть еще и огромные долги по детским пособиям, 800 млн. рублей долга за электроэнергию, 500 млн. за газ, и таких долгов набирается под четыре миллиарда - настолько огромен долг Кислицына! Сразу расплатиться по счетам мы просто не в состоянии. Но первые же деньги - людям.

- Что вы думаете о закрытии детских садов в Йошкар-Оле?

- Конечно, я против закрытия чего бы то ни было. Но это вынужденная мера, когда, скажем, в детсад ходят десять детей, а его содержание обходится в миллионы. Зачем же деньги народные транжирить?

- Монополисты пугают Марий Эл: "Ограничения до этого вводились минимальные, но теперь они будут увеличены". Так значит, с Чубайсом вам договориться не удалось? Грозит ли Марий Эл полная тьма?

- На нужном этапе велись переговоры и успешно. Но нельзя же всю жизнь договариваться, надо когда-то начинать платить, тем более, что на "левые" расходы, дочерние фирмы у многих директоров деньги почему-то находятся всегда. Платить придется. Когда мы приходим в магазин, то берем столько хлеба, сколько у нас денег, а не столько, сколько нам хочется, не так ли? Нельзя жить в долг и вешать его на наших детей.

- Один из жителей спрашивает: "В предвыборных баталиях говорили, что Кислицын, мол, что-то крал, о каких-то уголовных делах. Но вот выборы прошли и... тишина. Ответит ли он за содеянное?" Действительно, если он не виноват, перед ним надо извиниться. Если виноват, он должен ответить. Иного не дано.

- Только один пример: по распоряжению Вячеслава Александровича в 1998-99 г.г. были получены ГСМ, получены в долг, из Госрезерва. А эта организация за вовремя не отданные кредиты карает огромными, втрое большими штрафами. Взял 10 млн. - отдашь 40. И сейчас республика должна около 50 млн. только за эти художества данного товарища. А отвечать будет бюджет.

- Это что же, за его художества рассчитываться будем мы?

- Да, и вы, и я, вся республика!.. Так вот, об уголовных делах я никогда не говорил, говорил лишь о глупости и редкой бесхозяйственности. Ущерб республики только по тому эпизоду достиг десятков миллионов, а нужно было всего-то вернуть кредит! И таких примеров привести можно десятки...

- Как подготовилась республика к посевной?

- Как ни странно, нормально. Кое-кто кричал, предрекая нам провал. Но нет. Мы получили достаточный объем беспроцентных ссуд, хорошо работаем с коммерческими банками и они стали кредитовать сельское хозяйство. Мы нашли десятки платежеспособных предприятий, которые взяли шефство над конкретными хозяйствами на селе. Мы дали возможность проплатить и семена, и удобрения, и ГСМ, и запчасти для тракторов. Сев, обещаю, проведем, причем с персональной ответственностью руководителей за каждый объект, каждое хозяйство, потому что все, что нужно, мы селу дали.

- Извечный вопрос - газификация республики. Сколько выборов не проходит...

- ...все обещают газ. У нас есть план реструктуризации долга перед "Межрегионгазом" - деньги, которые будут идти поступать от должников, станут идти на газификацию районов республики.

- А можно пару человечных вопросов?.. До сих пор люди спрашивают о вашей семье - кто ваши родители, которые воспитали Президента?

- К сожалению, их уже нет со мной сейчас. Мать была экономистом, трудилась в Министерстве пищевой промышленности, отец - строителем, работал на серьезных, руководящих должностях. С детства прививали важнейшие для меня и поныне ценности: самое дорогое в жизни - семья, самое важное - родители и дети, самое главное - честь. Так и живу сам, так же и воспитываю сына.

- Путин как-то признался журналистам, что дочери его практически не видят: когда Президент России уходит на работу - они еще спят, когда он приходит - уже. Но стоит ли жертвовать семьей ради работы, пусть даже президентской? Вы сами на глаза семье показываетесь?

- А вы знаете, у меня было так же - родители уходили и приходили, когда я спал. Самое главное - духовная атмосфера, которая царит в семье. Конечно, общаюсь с сыном, хотя он еще маленький. А работа - я такой человек, который... устает отдыхать. По мне так лучше работать.

- Освоилась ли госпожа Маркелова с ролью первой леди?

- Нет. И, думаю, не освоится. У меня очень скромная жена, она сильно отличается от начальственных жен. Во всяком случае ко мне никаких просьб, ни тем более требований с ее стороны нет. Если и просит, то не для себя - для друзей, и то в случаях, когда требуется, скажем, лечение.

- Ваше хобби?

- Мне сейчас не до хобби. Оно у меня одно - Глава Правительства Марий Эл. Но уделяю внимание здоровью: хожу в спортивный клуб, занимаюсь на тренажерах, держу форму.

- Ваш коллега, так сказать духовный президент республики - епископ Марийский и Йошкар-Олинский Иоанн называет вас "Ваше превосходительство". Это самый сильный комплимент в адрес Маркелова?

- Ну, это, конечно, не комплимент, а ритуал, вековая традиция взаимоотношений церкви и власти. К главе церкви я тоже обращаюсь почтительно - "Владыка".

- Кстати, вы были на Пасху в церкви? Мода у нынешних политиков - посещать напоказ святые места, правда, непонятно, насколько искренне... Вы верите, и если да, то во что или в кого?

- Да, я был на Крестном ходу, присутствовал на службе в Пасху. Мне кажется, каждому человеку нужна вера. Я - верю, православный христианин. Хотя крестился в зрелом возрасте, но - совершенно осознанно. И не стесняюсь этого.

http://gov.mari.ru/main/pres/smi/interview1.phtml

Док. 405610
Опублик.: 03.12.07
Число обращений: 324

  • Маркелов Леонид Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``