В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Маркелов: Люди не должны страдать от несовершенных законов Назад
Леонид Маркелов: Люди не должны страдать от несовершенных законов
Константин АЛЕКСЕЕВ,
"Российская правда", 30 апреля 2002 года N 78 (2946)
- Леонид Игоревич, поводом к нашей встрече послужил ряд публикаций о том, что в Марий Эл началась новая волна передела собственности. Не могли бы вы прояснить ситуацию?

- В последнее время в ряде средств массовой информации появились статьи о том, что в Марий Эл якобы идет массовое банкротство. Мы знаем, что деньги сегодня многое решают, и, обладая ими, можно направлять прессу в нужное кому-то русло. Но мне хотелось бы, чтобы со страниц такого авторитетного издания, как "РГ", читатель узнал правду.

Начнем с того, что мне как любому другому руководителю региона важно, чтобы предприятия работали хорошо и платили налоги. Когда предприятие полгода не платит людям зарплату, копит долги перед бюджетом - на это нельзя взирать спокойно. Тем более люди, оставшиеся без средств к существованию, идут именно ко мне и требуют: "Сделайте что-нибудь, мы ведь за вас голосовали". Их не волнует, что это предприятие и этот директор мне вовсе не подчиняются. Для них президент республики - это власть, и ко мне все претензии.

Приходится принимать меры в пределах подчас весьма скудных полномочий. Еще при советской власти в Марий Эл бы построен огромный завод по производству холодильников СП"Совиталпродмаш". Правительство СССР привлекло кредитные средства на строительство - 220 миллионов долларов. Хотели поставлять холодильники во все страны СЭВ. Началась перестройка, завод так и не успел поработать - из-за долгов попал под банкротство. Новое оборудование, корпуса - все это оказалось привлекательным для некой московской фирмы, которая заняла ключевое положение в процессе банкротства и попыталась продать имущество за 36 миллионов рублей. Сопоставьте две цифры - 220 млн. долларов и 36 млн. рублей - и вам все станет ясно. После этого в Москве создается новое предприятие - ЗАО "Совиталпродмаш", которому и передается все имущество. Предпринята попытка увести активы за пределы республики. Ни один губернатор с этим не согласится. Для меня такая ситуация неприемлема. Пришлось вмешаться. Тогда и начались публикации в прессе, переворачивающие все с ног на голову. Периодически на меня выходят люди и просят "помочь" решить эту проблему, получают отказ и затем появляются все новые и новые критические публикации в прессе.

- Какова роль ФСФО в этом действительно типичном примере теневого передела собственности?

- Нужно отдать должное руководителю ФСФО Татьяне Трефиловой. Она лично побывала у нас в республике, разобралась и по всем вопросам жестко отстаивает государственные интересы. И я надеюсь, что государственные интересы будут соблюдены, а предприятие сохранится как единый комплекс на территории Марий Эл.

- Возможно, уже в этом году появится новый закон "О банкротстве", который резко сокращает число лазеек для любителей легкой наживы. Может, тогда удастся выйти из тупика?

- Пока не принят новый закон, приходится руководствоваться действующим законом, а он несовершенен. Главной задачей должно быть не банкротство, а оздоровление. Один из директоров завода в Марий Эл проплатил налоги через проблемный банк. Конечно, деньги в бюджет не поступили. За несколько лет накопились долги вместе со штрафами в 230 миллионов рублей. Активы этого завода - максимум 60-70 миллионов. Конечно, ни при каком банкротстве кредитор - государство в данном случае - своего уже не получит. Так что не только в законе дело, но и в уродливой экономической практике.

- Ситуация зародилась еще при Вашем предшественнике, президенте Марий Эл Кислицыне. В какой мере это "тяжкое наследие" его администрации, о которой в прессе писали так много недоброго?

- Наследство действительно было незавидным. Счет республики был арестован за долги. Регион платил всего 6 процентов от должного за энергоносители. Долг по зарплате в республике перед бюджетниками составлял от 3 до 5 месяцев. На многих предприятиях налоги, зарплата не платились годами. Пришлось идти на непопулярные меры. Появились недовольные. Представляете, директор не платил зарплату, налоги, и никто с него ничего не требовал, а тут вдруг взялись. Но непопулярные меры неизбежны. Мне глава одного муниципального образования заявил: "Я пять лет ничего не платил и платить не буду". Он довел район до того, что долг района превышает его бюджет. Тем не мене сейчас совсем другая ситуация. Долги сократили, уровень налоговых поступлений значительно выше, чем в предыдущие годы. В республику пришли инвестиции, регион оживает.

- Как же вы решаете проблемы в РАО "ЕЭС России"? Ведь до сих пор не урегулирован вопрос с зоной затопления Чебоксарской ГЭС

- Мы полностью оплачиваем текущее потребление. Погашаем старые долги постепенно, потому что они колоссальны. Что можно сделать в такой ситуации? Только платить. Долги Правительства республики незначительны, а вот долги муниципальных образований - это настоящая головная боль. Проблема ликвидации последствий , причиненных в результате строительства ГЭС, очень серьезные. Только для ликвидации последствий необходимо выполнение работ в Республике Марий Эл на сумму 3 млрд. рублей. РАО "ЕЭС России" таких денег сегодня выделить не может. Тем не менее необходим диалог.

- В любом регионе наиболее важными вопросами на сегодняшний день являются выплата зарплаты и выплата энергоносителей. Как обстоят дела у вас?

- Сейчас за потребляемую электроэнергию регион добился 100%- ной оплаты. За газ в 2001 году заплатили 110%, как добросовестные плательщики вошли в программу РАО "Газпром" по инвестициям строительства газопроводов в республике. То же самое в РАО "ЕЭС России". Что касается выплаты зарплаты, впервые за 8 лет нет задолженности по зарплате. Как достигли? Жесткими мерами, иногда не популярными: приходилось требовать от муниципальных образований выплаты зарплаты и оплаты энергоносителей. У них есть бюджет, который они сами принимают. Сами себе устанавливают приоритеты. Некоторые вместо выплаты зарплаты и оплаты энергоносителей устраивают спортивный праздник. Говорят, что им нужно содержать футбольный клуб, или загоняют деньги в долгострой. Я понимаю, что строить нужно, но не за счет зарплаты. А если мы не будем оплачивать энергоносители, отключат тепло, и все замерзнут. В бюджеты республики и муниципальных образований вводим защищенные статьи по заработной плате и энергоносителям. Есть недовольные, но другого способа достичь желаемого результата нет. Постановления Правительства РФ, субъектов федерации для муниципальных образований носят рекомендательный характер, это не закон для выбранного народом главы местного самоуправления. Но если его район или город отключат от тепла и света, в глазах населения виновато будет правительство. Фактически муниципалитеты в России никому не подчиняются, в условиях несовершенства законодательства подобное положение может привести, и в ряде случаев приводит, к кризисным ситуациям. Местное самоуправление нуждается в серьезной реформе. Глава местного самоуправления не подчиняется главе субъекта федерации. Это ослабляет государство.

- Вам не нравится местное самоуправление? Оно предусмотрено Конституцией России.

- Нравится, но в Конституции не написано, что местное самоуправление бесконтрольно, что глава может не платить зарплату, не оплачивать энергоносители, никому не подчиняться. А в результате страдает население. Приведу пример. Город Волжск. Избрали мэром бывшего руководителя обанкротившегося банка. Выборы шли под лозунгом возврата вкладов. Избрали. В результате продано 22 объекта госсобственности, часть объектов недвижимости попала в руки родственникам, часть объектов продана без торгов или передана в собственность без оплаты. Выявлен целый ряд фактов нецелевого использования бюджетных средств, возбуждены уголовные дела по фактам злоупотреблений в различных службах города. Из муниципальных учреждений бюджетные деньги прямыми платежами перечислялись на фирмы - однодневки, где исчезали. За пять лет деятельности такого мэра долг города вырос с 9 до 320 миллионов рублей. Энергоносители в необходимом объеме не оплачиваются. Счета города за долги арестованы. И кому такое самоуправление нужно? В результате Правительство республики занимается выплатой зарплат, ремонтом канализации, функционированием служб города, оплатой энергоносителей. Это нужно сделать не потому, что хочется власти больше, а чтобы людей оградить от самоуправства. Вдумайтесь в смысл слова "самоуправление". Сам термин подразумевает, что жители могут сами управлять. Как это сделать в многотысячном или миллионном городе. Это сделать невозможно.

- А как же Послание Президента, где сказано о поддержке местного самоуправления?

- Я с этим целиком согласен, необходимо поддержать. Сейчас местное самоуправление не в состоянии выполнить возложенные на него функции. Поэтому их нужно передать на уровень субъекта федерации. Охрана здоровья государственная задача? А образование, содержание ЖКХ? Пусть эти государственные полномочия осуществляют органы власти. Необходимо четкое разграничение полномочий между уровнями власти. Потому что люди власть не делят. И страдать они не должны от несовершенства законов. Всегда ответственность несет руководитель органа власти. А самоуправление должно быть, и решать оно должно те вопросы, которые жители поселка, двора, микрорайона могут решить сообща.

- Зарплаты - понятно, но регион должен развиваться.

- Конечно, и я с этим целиком и полностью согласен. Поэтому у нас республиканским бюджетом принята инвестиционная адресная программа, другими словами,- бюджет развития. Согласно средствам, которые аккумулируются в республике в каждом районе, предусматриваются социально-значимые объекты: школы, больницы, газификация и т.д. Без этого не один регион развиваться не может.

- Марий Эл - республика скорее аграрная, чем промышленная. Сейчас разрабатывается закон об обороте сельхозземель, и от вашего региона в рабочую группу при Госсовете поступило несколько предложений. Есть ли у вас надежды возродить марийское село?

- Земля у нас, конечно, не такая, как в Краснодарском крае. Сейчас на селе мало собственников, которые могут эту землю купить. Коллективно-долевые хозяйства в долгах. Правительство республики спасает их, объединяя слабые хозяйства с сильными, создавая агрофирмы. Другого пути на сегодняшний день нет.

После появления закона о земле это будет делать легче. К тому же закон, по моему мнению, стимулирует эффективного собственника. Считаю, землю надо просто дать тому, кто на ней в состоянии работать, поэтому реформа должна идти именно на уровне субъектов федерации - как это и прозвучало на Госсовете. В то же время необходимо предусмотреть механизм изъятия земель у недобросовестных собственников в случае их нецелевого использования.

- Как чувствует себя оборонка, которой так много в Вашем регионе?

- Сейчас есть все шансы возродить нашу оборонную промышленность. А это можно сделать только через получение госсзаказа. Марийские предприятия оборонного комплекса вошли в состав вновь созданного оборонного комплекса "Антей-Алмаз". И мы ждем реальных шагов по подъему оборонного комплекса страны. В свою очередь, органы власти республики вместе с руководством завода сделали все возможное для сохранения его потенциала.

- Давайте попробуем подвести итог, и выберем для этого несколько неожиданную тему. Республика славилась криминалом, в том числе экономическим. Вы пришли полными решимости навести порядок. Требуется ли Вам для этого помощь центра, и какая?

- По Конституции Марий Эл ответственность за состояние правопорядка возложено на президента республики. Но силовики подчиняются не главе субъекта федерации, а напрямую своему руководству в Москве. И как в такой ситуации можно отвечать за правопорядок? Никак. В то же время люди не вникают в эти тонкости, им все равно кто кому подчиняется. Поэтому как Глава Правительства республики ответственность не снимаю. Правительство выстроило деловые, конструктивные отношения с силовиками, и мы совместно решаем вопросы наведения порядка в республике. В рамках принятой программы "Правопорядок" ежегодно предусматриваем финансирование на укрепление материально-технической базы силовых структур. Средства, предусмотренные на содержание милиции общественной безопасности, выделяются в полном объеме. Ежегодно эти средства будут увеличиваться. А вот расследование конкретных уголовных дел - это уже работа правоохранительных органов.

- То, о чем мы только что говорили, - это как спасение тонущего корабля. Вы, наверное, задумываетесь над стратегией развития региона, какова она?

- Что для этого нужно? На всех предприятиях должны быть эффективные собственники. Сейчас идет нормальный процесс оздоровления. Пришли инвесторы, которые выплачивают зарплату своевременно, увеличили объемы выпускаемой продукции, строятся новые заводы, реконструируются уже существующие, - это расширение налогооблагаемой базы. Чтобы достичь результата, нужна жесткая финансовая политика, экономия бюджетных средств, рентабельная работа всех отраслей экономики, привлечение инвестиций. Другого ничего на сегодняшний день не придумано. Никто никогда не использовал должным образом недра и природные ресурсы республики. У нас неплохой лес, но нет переработки, кругляк идет в соседний регион, там и остаются налоги. Строим свой деревоперерабатывающий завод. У нас под ногами кварцевый песок. Есть полумертвый стекольный завод. Мы сейчас строим два новых, крупных, современных. А вообще - пробуем все пути. Главная задача, хочу еще раз подчеркнуть - увеличение налогооблагаемой базы. От того, какие доходы, зависит и жизнь региона.

- Благодарим за беседу.



Информационно-аналитическое управление
Администрации Президента РМЭ

http://gov.mari.ru/main/pres/smi/interview12.phtml

Док. 405622
Опублик.: 03.12.07
Число обращений: 342

  • Маркелов Леонид Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``