В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Сажинов, Председатель Мурманской областной Думы: Как лучше провести выборы в региональные законодательные органы по партийным спискам? Назад
Павел Сажинов, Председатель Мурманской областной Думы: Как лучше провести выборы в региональные законодательные органы по партийным спискам?
На недавнем заседании Совета законодателей развернулась дискуссия о перспективах законодательного обновления нашего государства. Пресс-служба Совета Федерации приводит выступление

Павла Сажинова, Председателя Мурманской областной Думы, по итогам этого обсуждения.

В соответствии с новым законодательством, начиная со второй половины этого года, не менее половины состава депутатов законодательных органов в регионах России должны избираться по спискам политических партий. Подобные нововведения вызывают на местах далеко не однозначное отношение. Так из 58 руководителей законодательных органов Федерации, откликнувшихся на мой запрос, 20 сообщили, что они в целом поддерживают такой порядок выборов. Столько же высказали отрицательное к нему отношение, а 18 ушли от конкретного ответа.
Необходимо отметить, что за приведенными цифрами стоит не только мнение отдельных руководителей, но и многих законодательных органов, которое выражено в принятых ими решениях. Так, к рассмотрению Госдумой принята законодательная инициатива Государственной Думы Астраханской области. Предлагается перевести установленную обязательную норму о выборах по партийным спискам в разрешительную. Ассоциация руководителей законодательных органов власти субъектов РФ, входящих в Приволжский федеральный округ, поддержала это предложение. С аналогичной инициативой выступила Дума Чукотского автономного округа. Имеется и соответствующее обращение в Конституционный Суд Орловского областного Совета народных депутатов.
О настороженном отношении к новой норме свидетельствует также и то, что все выборы, состоявшиеся после июня 2002 г., когда вышел закон о гарантиях избирательных прав, прошли по старым правилам. По прежней схеме намечено провести в марте-апреле выборы парламентов республик Башкортостан, Коми и Удмуртия. Закон это позволяет.
Что же мешает введению одной, казалось бы, очень простой, нужной и понятной нормы? С моей точки зрения, при определении нормы выборов по партийным спискамне были до конца проработаны возможные политические и организационные последствия, не полностью учтены региональные особенности и уже имеющийся опыт.
Прежде всего, там, где уже состоялись выборы по партийным спискам, резко возросло число представителей от центра субъекта. В Псковском собрании из 11 депутатов "партийцев" 10 представляют Псков. В Свердловской областной Думе из 14 "партийцев" 11 жители Екатеринбурга. А в целом по России, более 80 процентов депутатов, избранных от партий, представляют местные столицы. Одной из причин этого является малое количество мандатов, распределяемых по партийным спискам. Они достаются в основном партийным лидерам, проживающим в краевых и областных центрах. Другая причина отсутствие на местах регулирования избирательных процессов. Вевропейских странах, например, аналогичные выборы проводятся по системе открытых партийных списков, когда избиратель голосует одновременно и за список, и за конкретного кандидата в нем. Зарубежный опыт свидетельствует и об эффективности ценза оседлости, от которого мы почему-то отказались. Конечно, эти меры не полностью гарантируют от упомянутых перекосов, но позволяют избежать их хотя бы частично.
По отзывам коллег, норма распределения по партийным спискам заведомо велика и не адекватна ни количественному составу значительной части законодательных органов на местах, ни развитию партийной системы во многих субъектах РФ. Немало региональных парламентов по-прежнему остаются малочисленными по своему составу. Причем это не только небольшие автономные округа, где избрано 11 15 депутатов, но и крупные регионы: Хабаровский и Ставропольский края, Самарская, Ульяновская области и другие, где местные парламенты состоят из 24 26 депутатов. А в Волгоградской области с численностью избирателей в 2 миллиона человек в Думе лишь 16 законодателей. В этих условиях распределение даже половины мест по спискам партий едва ли даст результат, на который рассчитана новая система выборов. Не случайно в методических рекомендациях Центризбиркома к распределению по партспискам предлагается устанавливать не менее 20 мандатов.
Партийное самоопределение законодателей, безусловно, идет. По имеющимся у меня данным по 38 регионам, количество депутатов членов партий за время после выборов выросло с 216 до 430. Сейчас это почти каждый третий законодатель. Соответственно растет и число депутатских фракций и групп. Их ныне свыше 100, они созданы в двух третях законодательных органов субъектов РФ. Однако было бы преувеличением сказать, что партийное строительство повсеместно достигло московского илисаратовского уровней. В целом ряде республик, а тем более в автономных округах,зарегистрировано всего по два четыре отделения политических партий.
Поэтому представляется оправданным предложение: либо, во-первых, уменьшитьдолю депутатских мест, распределяемых в региональных законодательных органах попартийным спискам, либо, во-вторых, передать рассмотрение этого вопроса на усмотрение самих субъектов, сохранив при том как обязательное условие распределение части мандатов по партийным спискам.
Большим сдерживающим фактором в работе по исполнению федерального закона является необходимость внесения изменений в конституции и уставы субъектов РФ, которая возникает в связи с естественным увеличением депутатов местных парламентов. Принятие таких решений уже само по себе дело не простое, учитывая, что они принимаются двумя третями голосов. К тому же с увеличением составов парламентов неизбежен рост численности депутатов, работающих на постоянной основе, рост аппаратов и, конечно, расходов на содержание законодательных органов. Истины ради нужносказать, что законодательные органы на местах, в общем-то, не роскошествуют. Наосвобожденных должностях здесь работает менее 7 тысяч человек, а депутатов среди них 977. По меркам региональных парламентов других стран совсем немного. Поэтому некоторое увеличение численности и бюджетных расходов может иметь место. Однако все это, включая внесение изменений в конституции и уставы, требует согласованных действий с руководителями исполнительных органов власти.
Проведение выборов по смешанной системе взамен мажоритарной потребует кардинального изменения и действовавшей схемы нарезки избирательных округов. Здесь тоже много вопросов. Во-первых, в стадии рассмотрения проект нового закона о муниципальных образованиях, к которым должны привязываться избирательные округа. Во-вторых, сейчас установлены чрезмерно жесткие нормы образования данных округов. Ограничена по сравнению с прежним законом самостоятельность субъектов в нарезке округов. Желательно, чтобы эти проблемы нашли отражение в изменениях, которые сами собой напрашиваются в закон о гарантиях избирательных прав.
Разумеется, вопрос о проведении или не проведении выборов по партийным спискам не стоит и стоять не может. Политическое решение в виде закона принято и его необходимо исполнять. Другое дело как лучше провести эти выборы.

10.03.2003
http://www.regions.ru/news/1023620/

Док. 405729
Перв. публик.: 10.03.03
Последн. ред.: 04.12.07
Число обращений: 302

  • Сажинов Павел Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``