В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Наумов: `Жизнь не имеет жанра и ее невозможно ограничить` Назад
Владимир Наумов: `Жизнь не имеет жанра и ее невозможно ограничить`
6 декабря выдающемуся режиссеру, автору картин "Бег", "Легенда о Тиле", "Тегеран-43", "Берег" и др. исполняется 80 лет. Накануне юбилея Владимир Наумов рассказал Newsinfo о своих сокровенных желаниях, о событиях, которые изменили его жизнь, и о том, кто из гениев мирового кино "сумел разложить человеческое сознание до молекул и высвободить колоссальную нравственную силу".

"Перед юбилеем у меня миллион дел!", - воскликнул Наумов кому-то на другом конце провода. Телефоны в его кабинете на Мосфильме трезвонили непрерывно. "Так. Сколько у нас времени?", - обратился он ко мне, помогая снять пальто с элегантностью истинного джентльмена. "Часа полтора", ответила я и, заметив, как изменилось лицо мэтра, поняла, что взболтнула что-то не то. "Ох, нет-нет! Еще столько работы!" - "Полчаса?.." - "15 минут!". Мысленно я списывала такое необычайно живое начало нашей беседы на этикет взаимного приветствия. "Владимир Наумович, что мы торгуемся? Вы же художник! Как скомандуете - "Стоп! Снято", так и закончим". В результате мы проговорили час с лишним. Кстати, о времени у Владимира Наумова свое, почти философское представление, которое он постарался передать в приуроченной к солидной дате, кино-притче "Джоконда на асфальте".

- Владимир Наумович, Вашу новую картину зрители уже успели посмотреть и оценить. Но, наверняка, не каждый смог понять, почему - "Джоконда" и почему "на асфальте"?

- Много лет назад, будучи в Гамбурге, я увидел бродячего художника, рисующего прямо на асфальте знаменитую "Джоконду". Рисовал очень здорово! Я постоял, посмотрел... Потом он закончил, собрал в шапочку заработанные монетки и ушел. А мне вдруг стало так жалко Джоконду. Ее лицо топтали прохожие, кто-то бросил в нее окурок... И, не заметно для себя, я стал с ней разговаривать - утешал, успокаивал, мол, не волнуйся, чего ж ты... Мимо проходили немцы, крутили у виска, думая, что я ненормальный. Она же смотрела на меня и даже как будто отвечала - мы, словно, почувствовали друг друга. В какой-то момент мне показалось, что есть в этом что-то символическое. Тот же окурок - был уже не просто окурком, а фактом нашего отношения ко всему духовному, к культуре. Через некоторое время я снова оказался в Гамбурге и, конечно, решил навестить "Джоконду". Она уже поистерлась, поизносилась - дожди смывали ее в грязный дорожный сток... И у меня опять возникло щемящее чувство жалости. И не как к картине, а как к живому человеку, к красивой женщине, утратившей свое очарование. Я снова утешал ее, говорил - "Ничего страшного. Только не волнуйся. Это же не ты на самом деле. Ты - там! Понимаешь - там! А это, может быть, всего лишь твоя тень..." Она вроде бы поняла меня.

- И улыбнулась?

- Улыбка? Улыбка, о которой написано миллион томов, на мой взгляд, какая-то всемирная ошибка. "Джоконда" вовсе не улыбается. То, что мы видим на ее лице - это предощущение улыбки. Предощущение... - Владимир Наумович повторил, практически, по слогам. И в ту же минуту у него появился "просветленный" единомышленник в моем лице. В убедительности этому человеку не откажешь. - В следующий раз я приехал в Гамбург зимой. От "Джоконды" к тому времени уже ничего не осталось. Но! Сквозь корку треснувшего льда был виден глаз - только один ее глаз. Это было неописуемое зрелище! И я вдруг понял, что время - убийца-время - постепенно уничтожающее красоту, способно создавать иную красоту... В течение нескольких лет "Джоконда" не отпускала меня, она мне часто снилась и ее ускользающая красота, словно, просилась на киноленту. Так и появилась моя "Джоконда на асфальте". Хотя, прямого отношение к сюжету фильма она и не имеет. Но, все-таки, эмоционально определяет прошедшее время и через разрушение показывает появление новой красоты.

- Вы довольны работой?

- Да. Особенно доволен игрой своей жены, которая всегда меня понимает. Ведь сколько времени уже вместе - 35 лет... Доволен работой дочери Наташи. Она, кстати, тоже снимает фильмы.

Наталья Наумова родилась 1 марта 1974 года. Окончила актерский факультет ВГИКа (мастерская Армена Джигарханяна и Альберта Филозова) и Институт повышения квалификации при Министерстве культуры РФ (мастерская Аллы Суриковой и Александра Муратова). С нялась в фильмах "Берег", "Законный брак", "Белый праздник", "Цветок дьявола". В семилетнем возрасте сыграла в картине отца "Тегеран-43".

- Владимир Наумович, Ваша супруга Наталья Белохвостикова снимается во всех Ваших фильмах. Это семейная традиция? Или без ее участия ни один Ваш фильм не будет полноценным?

- Это совершенно естественно! Почему Феллини снимал Мазину? Это же естественно! И потом, с моей точки зрения, Наталья, действительно, замечательная, талантливая актриса. Кроме того, она знает и понимает замысел картины с самого момента его зарождения, даже, когда его еще нет.

- В свое время Вы работали с такими звездами, как Ален Делон, Клод Жад, Курт Юргенс... А кого из сегодняшних зарубежных актеров Вы хотели бы снимать в своих картинах?

- Де Ниро и Рэдфорда. Я собирался снять фильм о древнем Риме и приглашал Роберта Де Ниро на роль императора Домициана. Но, к сожалению, это оказалось очень дорого и от идеи пришлось отказаться. Другая история приключилась и с замечательным актером Робертом Рэдфордом. У него просто не было времени - киношная жизнь расписана на много лет вперед. Нам удалось только встретиться за чашкой кофе и немного поболтать.

- Владимир Наумович, как Вам сегодня живется и работается рядом с такими не менее успешными, но более светскими коллегами, как Андрей Кончаловский, Никита Михалков, Валерий Тодоровский, Федор Бондарчук?

- Абсолютно нормально! Вы назвали очень хороших режиссеров. Со всеми у меня замечательные, дружеские отношения. Тодоровский начинал в нашей студии, когда был у меня художественным руководителем. С Михалковым мы знакомы тысячу лет. С Бондарчуком - что тут говорить... Я крепко дружил с его отцом. Сергей Бондарчук был моим первым актером. Это была роль чешского писателя, автора романа "Репортаж с петлей на шее" - Фучика. И к Феде отношусь очень тепло, мне нравятся его картины. Я в отличие от многих деятелей искусства не ограничиваю себя собственным вкусом.

- Какое будущее ждет отечественный кинематограф?

- На мой взгляд, светлое. Правда, мне сегодня в кино, когда на экране избыток - как говорил Феллини - клипового сознания, не хватает философии и притчи. Я это люблю. Но с другой стороны, я понимаю, что люди должны и развлекаться. Жизнь у нас непростая... И легкое кино тоже нужно, как некое освобождение души. Вообще, жизнь не имеет жанра и ее невозможно ограничить какими-то рамками. Вспоминаются слова генерала Чарноты из фильма "Бег": "Моя родина не помещается в котелок, господа нищие!". Вот так и жизнь нельзя уместить в "котелок".

- Какие люди и фильмы в свое время изменили Вашу жизнь?

- Феллини. Великий Федерико Феллини, с которым мы дружили почти тридцать лет. И его картина "Восемь с половиной". Феллини - даже не режиссер, это - крупнейшее явление культуры XX века. И если ученые-физики разложили ядро атома и высвободили чудовищную энергию, которая способна уничтожить мир, то Феллини в своем фильме "Восемь с половиной" разложил человеческое сознание до молекул и высвободил колоссальную нравственную силу. Я вообще делю мировой кинематограф до "Восьми с половиной" и после. Но это, конечно, мое личное мнение, не имеющее отношения к искусствоведческим знаниям.

- Владимир Наумович, как Вы собираетесь отметить свой юбилей?

- Никак.

- Простите?

- А я никогда не отмечаю свои юбилеи. Спокойно к этому отношусь. Кто захочет придти, тот придет. Нет, я, конечно, накрою небольшой стол - посидим, поговорим, выпьем. Правда, я не пью, абсолютно не пью. Но вот этих положенных торжественных встреч где-нибудь в концертных залах - как бывает на юбилеях известных людей - с благодарственной речью и скучающими физиономиями, я не люблю и чувствую себя некомфортно. Мне предлагали организовать нечто подобное, но я отказался.

- Чего бы Вам очень хотелось из того, что не можете себе позволить?

- Мне, как художнику, хотелось бы всего несбыточного... Хотелось бы, что бы нашлись деньги на мои будущие картины, которые представляются мне очень дорогими. К слову сказать, ради интереса я попросил специалистов посчитать, хотя бы приблизительно, во сколько бы сейчас обошелся "Тегеран-43" или "Бег". Вышла такая сумма, что я боюсь даже вслух ее произнести. Это порядка 100 миллионов долларов!

- Зато никаких особых затрат не требуют краски и бумага. Знаю, Вы хорошо рисуете, Владимир Наумович...

- Рисую. В основном, по ночам. А я Вам сейчас покажу свои рисунки. - он достал толстую книгу и бережно пролистал ее. Помимо сюрреалистических рисунков Наумова, в ней были и фотографии разных лет из жизни режиссера - его встречи с самыми разными известными людьми. - Вот Рейган. А это - Папа, который предыдущий. Это - Шарль Азнавур, а здесь Ален Делон, что не пьет одеколон, а пьет двойной Бурбон. Параджанов, Франческа Рози, Мастрояни... А это - Джоу Энь Лай! Можете себе представить такой фокус! - вот я, а вот Джоу Лай!

- С каким чувством Вы переходите 80-летний рубеж?

- С чувством светлой надежды, что мне все-таки удастся осуществить что-нибудь из задуманного, но пока несбыточного. А в качестве подарка хочу получить право и дальше снимать свои картины. Больше мне ничего не надо, ничего. Все остальное у меня есть... Машина есть, передвигаться могу. Дача, которую двенадцать лет строил, тоже есть. - Владимир Наумович неожиданно рассмеялся, так, словно рассмешил сам себя. - На одежду и еду хватает. Я только одного хочу... Я хочу кино.

"Newsinfo" поздравляет Владимира Наумовича с юбилеем и желает осуществления всего задуманного.

Евгения Езерская
Правда.Ру

Док. 406220
Опублик.: 06.12.07
Число обращений: 189

  • Наумов Владимир Наумович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``