В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Спасибо: Доступная вода. Назад
Владимир Спасибо: Доступная вода.
Федеральным законом от 30.12.2004 г. No 210-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок отнесено установление системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
В 2006-2007 г.г. рядом местных самоуправлений РФ проведена работа по разработке подобных методик (Республика Татарстан, Краснодарский край, г.г Клязьма, Электросталь и др.).
Разработанные критерии доступности включают в себя в основном следующие составляющие:
1) физическую доступность товаров и услуг; определяемую возможностью доступа потребителя к товарам и услугам поставщиков,
2) экономическую доступность товаров и услуг; определяемую возможностью потребителя оплатить предоставленные услуги в полном объеме,
4) качество предоставления услуг, определяемое степенью удовлетворения запросов потребителя в отношении той или иной услуги и товара.
Можно рассмотреть эти критерии на примере системы коммунального водоснабжения и канализации (ВКХ) России.

Доступность физическая.
В условиях увеличения объемов строительства жилья, объектов социальной инфраструктуры многие объекты не могут быть приняты в эксплуатацию по причине отсутствия необходимых мощностей системы водоснабжения и водоотведения.
Доступность возможно обеспечить только за счет привлечения крупных операторов. Считается, исходя из опыта европейских стран, то в России может быть 7-10 компаний в системе ВКХ.
Скажем, в ноябре 2004 года имущественный комплекс МУП "ОмскВодоканал" сроком на 25 лет получило в аренду ООО "Евразийское водное партнерство" (ЕВП) с условием инвестировать в реконструкцию и развитие предприятия 4,3 млрд руб., (почти $180 млн.).
В результате сделки МУП было ликвидировано, имущество передано в аренду инвестору. С 1 апреля 2005 года водоснабжение областного центра осуществляет ОАО "ОмскВодоканал", которое ежесуточно поставляет потребителям 600 тыс. куб. м питьевой воды, принимает и очищает около 600 тыс. куб. м сточных вод. Включает 12 районных и 75 квартальных водопроводных насосных станций, 1500 км водопроводных сетей, четыре водозабора, четыре комплекса очистных сооружений. Среднее потребление питьевой воды на 1 жителя - 530 литров в сутки (проживает примерно 1 130 тыс. человек), в том числе в жилом секторе - 360 литров.
Группа компаний "Росводоканал", структура подразделения "Альфа-групп", в середине ноября 2007 г. приобрела 74,8% акций "ОмскВодоканала". "Росводоканал" ориентирован на развитие бизнеса в городах-миллионниках. Контролирует водоканалы Тюмени, Твери, Калуги, Краснодара, Оренбурга и Барнаула). И бизнес этот вполне прибыльный.
Сейчас "Омскводоканал" - крупнейший по размеру выручки водоканал Сибири. Выручка в 2006 г.- 2,14 млрд руб. Чистая прибыль - 343,9 млн руб. Рентабельность по чистой прибыли в 2006 г. - 16%. И это еще до запланированных инвстиций!
Любопытно, что в Новосибирске живет на 300 000 человек больше, чем в Омске, при этом выручка новосибирского МУП "Горводоканал" на 200 млн руб. меньше "Омскводоканала", рентабельность по чистой прибыли - около 9%.

Экономическая доступность.
Резкое увеличение стоимости холодной воды и канализации для населения - практически в 15 раз - произошло в период 2001-2006 гг. Так, например, в г. Пермь на 1 января 2000 г. 1 м.куб. питьевой воды населению обходился в 0,39 руб., промышленности - в 6,47 руб. На 1 января 2002 г. население платило 2,16 руб., промышленность - 12,62 руб. К 2006 г. цена воды для населения выросла до 8 руб.
В год на 1 жителя Омска в 2006 г. пришлось около 1400 руб платы за холодную воду и канализацию (остальные деньги платили предприятия промышленности, социальной сферы).
В год на человека приходится примерно 130 м.куб. То есть холодная вода вместе с канализацией стоила порядка 11 руб. за м.куб.
Стоимость 1 м.куб холодной воды - 6 руб. Себестоимость - порядка 4 руб. В том числе электроэнергия - 0,7 руб, ФОТ - 1,0 руб. Вода - 0,04 руб.
Среднее потребление воды в Москве в 2005 году составило 360 литров на человека в день (холодной и горячей), а в отдельных районах доходило до 500 литров. В том числе 220 литров холодной воды и 140 горячей. Максимальный разбор воды - утром и вечером (душ, ванна, туалет, уборка, стирка, приготовление пищи, мытье посуды).
В Москве в 2007 г для жилых домов, оборудованных водопроводом, канализацией, ваннами с централизованным горячим водоснабжением действовали тарифы для расчетов при наличии приборов учета воды: водоснабжение- 9,78 руб/м.куб, водоотведение - 7,78 руб/м куб.
В Одинцовском районе Московской области в 2007 г. размер платы за услуги по водоснабжению и водоотведению для граждан, в квартирах которых установлены приборы учета в пределах установленного норматива потребления с учетом НДС за м.куб.: водоснабжение - 11,27 руб. Водоотведение - 11,81 руб.
Сверх установленного норматива потребления и для собственников, имеющих второе благоустроенное жилье (иные жилые помещения по месту регистрации на праве собственности или по договору найма) с учетом НДС за м.куб.: - Водоснабжение - 12,12 руб. Водоотведение - 12,70 руб.
Энергозатраты на производство и транспортировку питьевой воды в большинстве городов России составляют 0,7-0,8 квт.час на куб.м реализованной потребителям воды. Считается, что применение только частотного регулирования работы насосов позволяет снизить удельный расход электроэнергии на 20-30%. Правильный учет рельефа местности при прокладке водоводов позволяет экономить еще порядка 20-30% электроэнергии. В итоге расход электроэнергии системы ВКХ в городе Перми вдвое выше, чем в Бирмингеме при равной численности населения и близкой структуре промышленности.
1 киловатт-час электроэнергии для населения РФ обходился в 2005 г. в 1 руб (4,2 цента). В США - 8,4 цента. В Германии - 12 центов, в Англии - 9,8 цента. В Японии - 23 цента. В 2007 г. в Москве цена 1 кВт.-часа для населения составила уже 2,1 руб. В 2008 г. будет стоить 2,4 руб. Это сопоставимо с европейским уровнем. И меньше, чем в США.
Будем считать, что цена для промышленности и населения будет стабилизироваться. Тогда в цене 1 м.куб. холодной воды стоимость электроэнергии составит 1 руб. при снижении ее удельного потребления вдвое.
Численность персонала Водоканалов можно снизить в 2-3 раза за счет внедрения систем телемеханики и автоматизированного управления производственными процессами очистки и перекачки воды и стоков, а также за счет передачи Водоканалом функций строительства новых и капитального ремонта действующих основных фондов, автотранспортного обслуживания, реализации услуг, охраны объектов сторонним организациям. При сокращении численности обслуживающего персонала вдвое и росте заработной платы в 1,5 раза затраты на ФОТ составят 1 руб.
Амортизация из расчета 20 лет - 1 руб. (рассчитана исходя из объема инвестиций для модернизации "ОмскВодоканала").
Нормы потребления воды в Европе составляют от 105 до 175 литров на человека в сутки. В странах Прибалтики, Казахстане, где установлены 80-100% квартирных счетчиков, потребление воды колеблется около 150 литров на человека в сутки.
В Екатеринбурге с целью оценки величины фактического потребления воды учитывалось потребления воды за четыре месяца семьей из трех человек, проживающей в трехкомнатной благоустроенной квартире общей площадью 55,7 м2 приборами учета. При этом никаких мер по экономии расхода воды не проводилось и ограничение потребностей не пропагандировалось.
Потребление холодной воды на 1 человека в месяц в среднем составило около 3 м.куб., горячей - 1,35 м.куб. Суммарно потребление в сутки - 145 литров. Или втрое меньше, чем в среднем расход по Москве, или Омску.
Потребление холодной воды из расчета суммарно 150 литров на человека можно оплачивать по льготному тарифу, на уровне минимальной рентабельности 15%. На человека - примерно 35 руб в месяц.
Следующие 150 литров - из расчета утроенного льготного тарифа. Это еще 105 руб.
Наконец, сверх 300 литров - по удесятеренному льготному тарифу.
В Москве в 2007 г для жилых домов, оборудованных водопроводом, канализацией, ваннами с централизованным горячим водоснабжением для расчетов с населением при отсутствии приборов учета воды действовали следующие нормы оплаты с человека в месяц с НДС: водоснабжение - 67,80 руб. Водоотведения - 90,90 руб. Горячее водоснабжение - 228,70 руб. В том числе холодное водоснабжение для нужд горячего водоснабжения -46,4, руб. Подогрев воды для нужд горячего водоснабжения - 181,7 руб.
То есть потребитель суммарно за холодную воду (включая расходуемую на подогрев) и канализацию платил 205,1 руб.
Логика в том, что потребитель стимулируется рационально расходовать. Устанавливать водосберегающую сантехническую аппаратуру.
При этом установившийся уровень тарифов необходимо зафиксировать и повышать его только на величину уровня инфляции. Тогда Водоканал будет всячески стремиться снизить издержки и сетевые потери для получения необходимой прибыли.
Схема взаимоотношений "Водоканал - население".
Водоканал полностью отвечает перед конечным потребителем за объем и качество оказываемых услуг, а конечный потребитель перед Водоканалом - за оплату оказанных услуг.
Водоканал заключает договоры с каждым конечным потребителем и соответственно производит с ними расчеты за оказанные услуги (выставляет счета, учитывает предусмотренные законодательством льготы, собирает платежи).
Водоканал решает проблемы с обслуживанием внутридомовых сетей.
Водоканал решает проблемы с квартирным учетом объемов водопотребления.
Схема "Водоканал - управляющая компания - население".
Управляющая компания действует как агент Водоканала, оказывающий коммунальные услуги непосредственно населению.
Водоканал влияет на условия договора, заключаемого с населением; на выставление населению счетов и сбор с населения платежей за воду и канализацию; отключение неплательщиков и взыскание с них задолженности в судебном порядке.
К сожалению, пока этот вопрос не проработан. Так, постановлением Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. предписано вести учет водопотребления общедомовыми и квартирными приборами одновременно. То есть потребители оплачивают свой расход по квартирным приборам, а потом еще непонятно чей - по домовым приборам учета.
В постановлении указан расход воды для общедомовых нужд (полив зеленых насаждений, заливка катков, уборки лестничных клеток, холлов, коридоров, прилегающих территорий). Но при чем здесь жители?
При опросах специалистов муниципальных органов управления 51% высказались за заключение договоров на поставку ЖКУ через управляющую жилищную организацию. 32% считают, что предпочтительнее для муниципалитетов практика заключения населением прямых договоров на поставку коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. 17% считают, что в договорах на поставку населению коммунальных услуг обязательно должен в качестве одной из сторон фигурировать профильный комитет или управление органа местного самоуправления.
Интересен пример организации водоснабжения и водоотведения в Англии и Уэльсе.
В 1989 г. 10 крупных компаний водоснабжения и водоотведения были приватизированы и стали самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они перестали получать финансирования из государственного или местных бюджетов. Финансирование капиталовложений и эксплуатационных затрат происходит через тарифы на услуги, путем привлечения займов на финансовых рынках или выпуска облигаций на фондовой бирже. Это компании со значительными ресурсами, огромными оборотами и надежными источниками поступления доходов.
Регулирования деятельности предприятий водоснабжения и водоотведения государственными организациями направлено на обеспечение учета социальных, экономических и политических аспектов финансирования услуг водоснабжения и водоотведения.
На период с 2000 по 2005 гг. Генеральный директор организации по услугам водоснабжения и водоотведения (директор OFWAT) ставил перед компаниями ВКХ задачу повысить качество услуг при одновременном снижении тарифов в реальном выражении по сравнению с концом 1990-х гг., с тем чтобы они обеспечивали финансирование проектов модернизации за счет повышения эффективности, а не за счет установления более высоких тарифов.
Компании могут увеличивать прибыль за счет повышения эффективности и делить эту прибыль с акционерами и потребителями. Экономия достигается за счет снижения эксплуатационных затрат, повышения эффективности планирования капиталовложений и уменьшения стоимости строительства.
Экономическое регулирование основывается на принципе установления лимита тарифов. Лимит ограничивает изменения тарифов уровнем, учитывающим инфляцию (через ежегодный индекс потребительских цен, публикуемый правительством) и коэффициент, отражающий прогнозируемое повышение эффективности деятельности компаний ВКХ.
Прозрачность системы регулирования обеспечивается за счет публикации большого количества сравнительных данных по показателям хозяйственной деятельности приватизированных компаний ВКХ. Эти сравнения имеют важное значение и позволяют устанавливать жесткие ограничения тарифов. Компании, добивающиеся большей эффективности в своей деятельности относительно среднеотраслевых показателей получают дополнительную выгоду. Это своеобразное квазирыночное регулирование.
Создание конкурентной среды обеспечивается также предоставлением возможностей для участия других компаний в борьбе за заключение контрактов на водоснабжение с крупными абонентами, общим использованием системы водотранспортировки и водораспределения соседними компаниями ВКХ, что позволяет им оказывать абонентам услуги вне зависимости от границ зон их обслуживания
Общий государственный контроль за деятельностью этих частных компаний обеспечивается в рамках системы государственного лицензирования каждой из этих компаний. Лицензия на осуществление деятельности продлевается при условии достижения приемлемых показателей эффективности. По истечении первых 25 лет действия лицензии, т.е. после 2014 г., в случае неудовлетворительных показателей деятельности компании правительство может ее отозвать, уведомив компанию за 10 лет до отзыва.
Лицензирование осуществляется с целью экономического регулирования отрасли - контроля цен, обеспечения соответствия режима оказания и качества услуг установленным стандартам и защиты потребителей.
В лицензии устанавливаются: формула расчета лимита тарифов; ограничение суммы, взимаемой компанией за первое подключение жилого объекта к системам водоснабжения и водоотведения; темпы повышения платы; запрещение предоставление необоснованных льгот любым категориям потребителей и их дискриминацию; виды отчетов и финансовой информации для Директора OFWAT; публикация и утверждения Директором сводов правил работы с абонентами; описаний оказываемых услуг, размера платы, правил выставления счетов, порядка снятия показаний приборов учета воды и реагирования на жалобы абонентов; порядка отключения абонентов от системы водоснабжения; начисление платы абонентам с установленными приборами учета воды в случае необнаруженной утечки в части системы водоснабжения, которая находится в зоне ответственности абонента; ежегодный отчет о надежности оказываемых услуг, оптимизации режимов напора в сетях, уменьшения количества перебоев в водоснабжении, уменьшения числа случаев подтопления зданий из канализационных коллекторов и т.д.
Одним словом, если не произойдет изменения в тарифной политике, то платить за воду население будет все больше, а качество ее будет все хуже.


11.12.2007
www.nasledie.ru

viperson.ru

Док. 407037
Перв. публик.: 11.12.07
Последн. ред.: 27.10.10
Число обращений: 684

  • Спасибо Владимир Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``