В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
On-line конференция Александра Шмелева Назад
On-line конференция Александра Шмелева
1 августа, в среду, в 14:00 (мск) на сайте "Медиакратия" состоялась интернет-конференция главного редактора Деловой газеты "Взгляд" Александра Шмелева.

Тема: "Современные тенденции в развитии российской интернет-журналистики".

Александр Шмелев: Здравствуйте! Мне будет очень приятно ответить на все ваши вопросы. Я посмотрел - их довольно много. Не могу обещать, конечно, что отвечу подробно настолько, насколько вопрошающие хотели бы. Но, буду стараться по мере своих возможностей и компетентности.


Вопрос Николай Курочкин, Тверь: Как вы относитесь к мифологии Интернета - к Медведу, Ктулху, Креведко и прочим? Занимается ли газета "Взгляд" подобным мифотворчеством?
Ответ Александр Шмелев: Начну с того, что очень характерно, что первый же вопрос оказался на эту тему. Мы помним недавнюю конференцию Путина, где самыми популярными были вопросы про человекоподобных роботов. Это - реальность жизни, и сегодня люди хотят узнать именно об этом.
Мифология... Что тут сказать? В любом обществе всегда образуются свои субкультуры. Как правило, срок их жизни достаточно невелик, однако какие-то части разных субкультур затем переходят и в общенациональную культуру. Типичный пример этого - разнообразные жаргоны (молодежные, профессиональные). Слово "тусовка" теперь уже используется и людьми, не имеющими отношения к молодежной субкультуре, хотя еще 15-20 лет назад это слово было исключительным жаргонизмом.
Вероятно, и нынешняя интернет-мифология внесет вклад в общенациональную культуру. Может быть, какой-нибудь медвед станет персонажем, известным не только интернет-пользователям.
Сама газета "Взгляд" мифотворчеством не занимается. Она сообщает информацию и собственную оценку некоторых событий. Тем не менее, мы знакомы с этой мифологией и держим руку на пульсе Медведа.


Вопрос Дмитрий Петров, Москва: Деловая газета "Взгляд" очень активно используют баннерообменную сеть. Насколько, по-вашему, эффективен этот способ раскрутки СМИ?
Ответ Александр Шмелев: Способ, безусловно, эффективен. Зачастую, люди на сайт приходят именно таким образом, и ничего плохого в этом нет. Однако, главная проблема заключается в том, чтобы дальше этих людей удержать на нашем сайте. Собственно, над этим мы постоянно сейчас и работаем, про это постоянно думаем. В частности, в скором времени ожидается изменение нашего макета, нацеленное на то, чтобы удерживать читателей, случайно зашедших на "Взгляд", чтобы они оставались на сайте и продолжали специально заходить к нам. Дизайн мы вряд ли поменяем, а вот макет - да.


Вопрос Дмитрий Синяев, Тульская область, теле-радиохолдинг "ФМ-Медиа": В настоящее время довольно остро стоит вопрос авторских прав в интернете. Каким образом можно навести порядок в этой сфере?
Ответ Александр Шмелев: Мне кажется, что не существует отдельной проблемы авторских прав именно в интернете. Есть проблема авторского права вообще, и ее надо решать комплексно, в масштабах всей страны. Мы готовы принять то решение, которое страна примет в целом.
Проблему надо решать, даже притом, что она довольно сложна и далеко не так однозначна, как представляется многим. Авторские права надо не только защищать (как думают многие), тут надо найти определенный баланс между защитой автора (мысли и информация - тоже товар, и люди, нарушающие права, по сути своей, воруют товар), а с другой стороны есть право на информацию и распространение информации, и людей нельзя лишать этого права.
На мой взгляд, надо разделять коммерческое и некоммерческое использование информации. Если информация используется в корыстных целях, то ты должен автору заплатить. А если ты распространяешь информацию, чтобы ее все узнали и бескорыстно, ты платить не должен.
Однако, такую грань провести очень сложно. Даже блоги зарабатывают деньги, в том числе и на распространении информации, взятой из других источников.


Вопрос Сухарев Евгений, газета "Ставропольская правда": Добрый день, по вашему мнению, нужна ли Рунету цензура в какой-либо форме, и насколько она реально осуществима в обозримом будущем? Могли бы вы назвать положительные стороны интернет-цензуры, если они есть?
Ответ Александр Шмелев: Для начала, стоит определиться с понятием цензуры. На мой взгляд, цензуры сейчас в России абсолютно нет, если цензура - это согласовывание информации и текстов с государственными инстанциями перед размещением и донесением их до потребителя. Такого в России сейчас нигде нет.
Если говорить об ограничениях, то тут должен действовать универсальный принцип - свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Ты можешь распространять информацию до тех пор, пока она не превращается в клевету, оскорбление, разглашение чужих коммерческих тайн и прочие ограничения материальных и духовных свобод других людей.


Вопрос Егор Королев, "Полит-грамота", Санкт-Петербург: Недавно несколько молодых петербургских журналистов объединились для создания интернет-СМИ для молодых политиков. Полгода существует информационный проект "Полит-грамота", но существует совершенно без опоры на учредителей или спонсора. Как Вам кажется, могут ли подобные проекты стать реальными СМИ? Что Вы можете им посоветовать?
Ответ Александр Шмелев: Я не очень понимаю, что вы называете "реальным СМИ". В интернет граница между СМИ и не-СМИ очень размыта. Популярных блогеров читает больше людей, чем некоторые издания, претендующие на название СМИ в интернете. Но, тем не менее, если есть задача раскрутиться, стать более популярными, то это в интернете достигается пока еще значительно проще, чем в оффлайновом режиме. Надо просто сообщать как можно больше интересной информации и, главное, делать это как можно более оперативно. Поскольку главное требование потребителей интернета - это оперативность. Качественный текст может быть невостребованным, если он вышел с опозданием на несколько часов по сравнению с иными источниками.
С более прагматическим вопросом обращайтесь к нам. Я уверен, что наша команда поможет сделать ваше СМИ популярным.


Вопрос Алёна Полозова, Екатеринбург, "Областная газета": Смогут ли блоги, даже теоретически, заменить интернет-СМИ, или они и дальше будут дополнительным форматом? И как, в таком случае, изменятся традиционные интернет-СМИ?
Ответ Александр Шмелев: Это - очень интересный вопрос. На самом деле, я думаю, что идет объединение этих двух форматов. Популярные блогеры будут превращать свои дневники в мини-СМИ, а наиболее прогрессивные СМИ будут вводить все более интерактивные форматы и приближаться к блогам. Хотя, это - всего лишь прогноз.
Вообще, жизнь показывает, что далеко не все прогнозы сбываются, поскольку интернет - слишком динамичная сфера. Даже большие специалисты в интернете сейчас могут не угадать тенденций развития на несколько лет.


Вопрос Баженова Наталья, Ярославль, газета "Городские новости": Сейчас новостное пространство интернета пользуется все большей популярностью. Скажите, какова вероятность, что в скором времени могут кануть в Лету печатные СМИ?
Ответ Александр Шмелев: Я думаю, что окончательно они не исчезнут. Я думаю, что ситуация будет развиваться так же, как с театром после появления кинематографа. Театр ведь не исчез, а стал более элитарным, когда как основная масса зрителей переключилась на кинематограф.
Я думаю, то же самое произойдет и с газетами: массовый читатель переключится на интернет-СМИ, однако печатные СМИ останутся и трансформируются в нечто более элитное. Наверное, это будут, в основном, цветные, хорошо оформленные газеты и журналы.


Вопрос Алёна Полозова, Екатеринбург, "Областная газета": Какие требования развитие интернет-журналистики приносит в профессиональное журналистское образование? Необходимо ли менять образовательные стандарты, вводить новые предметы, и если необходимо, то какие?
Ответ Александр Шмелев: Главное требование - это оперативность, скорость работы с информацией. У нас были прецеденты, что люди, хорошо пишущие и работавшие в газетах и журналах, бывшие на хорошем счету, не справлялись со скоростной нагрузкой. Им нужно было посидеть над текстом, поработать, подумать, они пытались создавать качественные тексты в ущерб скорости их создания. Красивые приемы подачи информации приводили к тому, что, когда текст появлялся на свет, он был уже неактуален. В интернете приходится отдавать предпочтение журналистам, умеющим писать быстро. Важно проверить достоверность информации, но можно поступиться цветастыми оборотами. Введение предмета интернет-журналистики в вузах имеет смысл.
Пока отдельной специализации в вузах нет, а отдельные предметы уже вводятся.


Вопрос Сергацкова Екатерина, Волгоград, "Московский комсомолец" в Волгограде": Недавно я услышала мнение, что современный объем информации вредит людям. Согласны ли вы с этим? И как сами думаете - проблема информационной перенасыщенности явление временное, или оно будет дальше прогрессировать? Спасибо.
Ответ Александр Шмелев: Я не считаю, что это вредит людям. Однако, я согласен с тем, что поток информации на рубеже XX-XXI веков сильно изменился. Произошло примерно то же самое, что на рубеже XIX-XX веков произошло с образованием. Если мы вспомним, в XIX веке число образованных людей был меньше, однако уровень образования у них был выше. В XX веке грамотных людей стало больше, а совокупный уровень образования снизился. С информацией - то же самое.
Ранее источников информации было меньше, зато информация тщательнее проверялась, и ей можно было верить. Сейчас информации много, однако, естественным образом, среди нее много слухов, неправды и прочее. Произошла популяризация информационных потоков за счет снижения их качества. Это будет прогрессировать и дальше, и читателю надо учиться отделять пену от серьезной информации.


Вопрос Максим Ермаков, выпускающий редактор газеты "Авангард", Амурская обл.: Александр, в последнее время наблюдаю такую закономерность: тиражи региональных общественно-политических газет падают, а тиражи региональных таблоидов растут. То же самое с подпиской. Как вы считаете, людям стало неинтересно читать качественные новости, серьезную аналитику? Почему так происходит?
Ответ Александр Шмелев: Я бы так не сказал. Серьезную аналитику всегда было интересно читать довольно небольшому количеству людей. Большинство людей интересует новости, скандалы, расследования и т.п.
В 1990 годы наиболее интересные скандалы и расследования проходили в общественно-политической сфере, и накал страстей в этой области был намного больше, чем сейчас.
Сейчас в политике у нас стабильность, ничего горячего не происходит, а происходящие общественно-политические события недостаточно горячи и интересны. Хотя, могу сказать, что сильно возрос интерес к внешней политике, отношениям России с другими странами и к милитаристской составляющей (к разработке оружия и т.п.). Конечно, это - опыт нашего издания.
Новости внешней политики и вооружений пользуются не меньшей популярностью, чем новости шоу-бизнеса. Вероятно, это отражает наличную общественно-социальную ситуацию в стране.


Вопрос Яхиханов Зелимхан, Чеченская Республика, газета "Молодежная Смена": Скажите, пожалуйста, каковы отличия в интернет-журналистике западных и российских СМИ? Какой опыт европейских и американских коллег нам не помешало бы применить на практике у себя? Спасибо.
Ответ Александр Шмелев: Мне кажется, что я на эту тему частично говорил. На Западе уже поняли, что интернет-журналистика - отдельный вид журналистики. У них есть отдельное направление в обучении. Однако, интернет в России развивается даже более динамично, чем на Западе, и некоторые вещи мы умеем делать лучше. В частности, можно посмотреть на такой сервис, как Живой Журнал. В США в ЖЖ в основном сидят подростки, обсуждая свои личные дела и частные проблемы, а российский ЖЖ стал местом, где ведут дискуссии известные политики, журналисты, и, в связи с этим, уровень дискуссии выше. Традиционно считается, что в России люди - более творческие, чем на Западе. Поэтому, в некотором роде мы тоже можем поделиться своим опытом с западными коллегами. И тут уместнее говорить о взаимном обогащении, чем о перенимании нами их опыта.


Вопрос Антон Ханин, главный редактор молодежного издания, Томск: Как вы можете охарактеризовать российскую Интернет-журналистику? Какая она - необъективная, "желтая", непрофессиональная или, наоборот, авторитетная, более независимая и прямолинейная?
Ответ Александр Шмелев: Интернет-журналистика - растущая и развивающаяся.
Трудно выделять интернет-журналистику из всего интернета. Возвращаясь к блогерам - являются ли они журналистами? Скорее - нет, хотя по популярности они не уступают многим СМИ. Главные качества - оперативность, главные свойства - рост и развитие.


Вопрос Яхиханов Зелимхан, Чеченская Республика, газета "Молодежная Смена": Пользуясь случаем, хотелось бы поинтересоваться, имеются ли у Интернет-газеты "Взгляд" свои корреспондентские пункты по России, и каковы шансы сотрудника региональных СМИ на сотрудничество с Вами? Спасибо.
Ответ Александр Шмелев: Сейчас мы создаем региональную корреспондентскую сеть и очень заинтересованы в региональных журналистах, способных добывать и передавать нам эксклюзивную и интересную информацию. Если Зелимхан готов, мы будем рады сотрудничеству.


Вопрос Елена Ковтуненко, Ленинградская область: Кому, на Ваш взгляд, сегодня больше доверяет аудитория - супер-оперативному и бойкому Интернету или традиционным СМИ (газетам, радио, ТВ)?
Ответ Александр Шмелев: Мне кажется, что не существует аудитории как единого целого. Более старшее поколение доверяет газетам, радио и ТВ, поскольку большинство из них не очень знакомо с интернетом. А молодежь, скорее, более склонна доверять интернету. Я лично, даже еще до работы в газете "Взгляд", довольно много лет смотрел телевизор только по служебной необходимости, когда надо было посмотреть конкретную передачу, а новости узнавал через интернет. Однако, большая часть аудитории вообще не различает интернет, газету, радио и ТВ: какая информация попалась, такая и попалась.


Вопрос Наталья Кондратенко, журнал "Реальный бизнес", г. Ростов-на-Дону: 1. Насколько высока рентабельность современных интернет-ресурсов по сравнению с печатными СМИ? 2. Я была Вашим постоянным читателем, когда постоянно находила ссылки на материалы "Взгляда" на интернет-портале Mail.Ru. Скажите, почему анонсы газеты "Взгляд" не размещаются больше на этом портале? Это - политика "ВЗГЛЯДА" или решение владельцев портала?
Ответ Александр Шмелев: Конечно, пока доходы у нас ниже, чем у печатных СМИ, зато и расходы многократно ниже. Нам не надо тратиться на бумагу и типографию. Пока мы, как я думаю, более рентабельны, чем большинство печатных СМИ. Надо учитывать, что именно эта сфера бизнеса развивается сейчас более динамично. За последние 3-5 лет количество денег в интернете выросло в несколько раз. А по прогнозам американских специалистов к 2013 году совокупные деньги, затрачиваемые на рекламу в интернете, будут больше затрат на рекламу на телевидении.
По второму вопросу могу посоветовать заходить сразу на Vz.Ru. Зачем для этого использовать Mail.Ru?
Сотрудничество с Mail.Ru было определенной стратегией. Мы хотели заявить о себе, добиться высокого посещения. А теперь у нас несколько иная задача: удержать постоянного читателя, который хочет прийти именно к нам. Поэтому, полгода назад мы, по взаимному соглашению, прервали сотрудничество с Mail.Ru, и сейчас активно расширяем круг собственных читателей. Наша задача заключается в том, чтобы 60-70% наших посетителей шли к нам по прямой, а не по ссылкам.


Вопрос Прокопий Бубякин, редактор газеты "Эдэр саас", Респ. Саха (Якутия): Такие солидные газеты, как "Известия" и "Коммерсант", размещают на своих сайтах интернет-версии. Это удобно для таких отдаленных регионов, как Якутия. Когда-то самые интересные материалы были недоступными (платными) для интернет-читателя. Сейчас все доступно, что очень хорошо. Чем вызвано такое решение?
Ответ Александр Шмелев: Почти во всех вопросах я отмечал, что интернет динамично развивается. Газеты-же интересуются проблемами интернета и думают, как им играть на этом поле. Но у них есть, на мой взгляд, две проблемы. Первая - чтобы в онлайновых СМИ бороться за лидерство, надо очень оперативно обновлять контент. Понятно, что СМИ, имеющие бумажную составляющую, не очень заинтересованы в их быстром размещении в сети прежде, чем на бумаге. Соответственно, есть только три варианта: делать упор на онлайн, снижая престиж и значимость бумажной версии; ориентироваться на бумажную версию, но тогда проигрывать онлайновым версиям; создавать отдельную редакцию, которая, независимо от "бумажной", работает в сети.
Вторая проблема состоит в том, что для онлайнового бренда должны быть определенные показатели: читатель должен быть уверен, что издание не пропустит важную информацию, интересно и качественно ее осветит. И все. А для оффлайновых изданий важен еще и момент статуса. Я привык покупать именно эту газету, и читаю только ее. Это - проблема привлечения сторонней аудитории. "Известия" могут разместить ссылки на свои материалы на сторонних сайтах, и люди, никогда не читавшие бумажных "Известий", пойдут по ссылкам на сайт газеты. Таким образом, понижаются оффлайновые бренды, как "Коммерсант" и "Ведомости", поскольку в интернете любое издание читает кто угодно - студенты, домохозяйки.
Полный отказ известных газет от бумажной версии - это реальная ситуация. Бумажная версия не только менее рентабельна, но и уступает в оперативности. Кроме того, есть проблемы, о которых я уже говорил.


Вопрос Верхотуров Михаил, Хакасия, Хакасский региональный сайт www.khrs.ru: Александр, по вашему мнению, появилась ли в России мода на чтение прогосударственных СМИ и журналистов? Удалось ли полностью преодолеть период, когда эталоном журналистики считались "либерасты-пораженцы" только лишь потому, что они плюют во власть? Заранее спасибо.
Ответ Александр Шмелев: Скажем так, русская интеллигенция традиционно ориентирована на оппозиционность, и пока журналистика была, в первую очередь, интеллигентским занятием, она была более оппозиционна, чем сейчас. Впрочем, спрос на журналистов-государственников тоже был всегда, просто таких журналистов было мало, но имеющиеся - Максим Соколов, например, - все 1990-е годы считались лучшими журналистами России, несмотря на свои государственнические взгляды. Вопрос моды - вопрос отдельный и интересный. Одна из задач нашей газеты и холдинга в целом - сделать сильной государственническую, охранительную, консервативную позицию. Этим, в некотором роде, мы из занимаемся.


Вопрос Яхиханов Зелимхан, Чеченская Республика, газета "Молодежная Смена": И немного личный вопрос: Александр, Вы еще очень молоды на фоне своих профессиональных достижений и успешной карьеры. В чем секрет Вашего успеха? Спасибо.
Ответ Александр Шмелев: (смеется)
Я думаю, что любой ответ на этот вопрос будет более чем нескромен.
Мне кажется, в последние годы в России произошел поколенческий прорыв. Довольно большое количество сравнительно молодых людей прорвалось на достаточно значимые позиции. И, вероятно, это связано с проблемой 1990х годов, с проблемой поколения рубежа, которое, в некотором смысле, стало потерянным поколением. Люди не очень четко понимали, что происходит вокруг, и даже теряли ориентиры жизни. И проблемы предыдущего поколения - 1960х годов рождения - во многом предопределили то, что люди конца 1970х - начала 1980х годов рождения резко вышли на поверхность, как бы несоответственно своему возрасту.
А так, любой конкретный ответ на этот вопрос будет более чем нескромен.


Вопрос Александр Шмелев: Вопросов было много, они были достаточно интересны и остры. Многие из них заслуживали более развернутых ответов, и по многим вопросам я бы мог говорить часами, но, к сожалению, в силу формата, этого не случилось. На мой взгляд, интерес к интернету в российском обществе, бизнесе и власти растет, и это хорошо. Надеюсь, что такая тенденция сохранится и впредь. Читайте газету "Взгляд"! Заходите на сайт Vz.Ru. До свидания.

01.08.2007
http://www.mediacratia.ru/owa/mc/mc_conf.html?a_id=17925

Док. 412028
Перв. публик.: 01.08.07
Последн. ред.: 29.12.07
Число обращений: 167

  • Шмелев Александр

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``