В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Мелихов. Всему он предпочел дорогу Назад
Александр Мелихов. Всему он предпочел дорогу
Александр Городницкий. СТИХИ И ПЕСНИ . Избранное. СПб., "Лимбус Пресс ", 1999.




Видеть в этом великолепно изданном томе с незапамятных пор любимые шедевры - " Снег ", "Атланты " - даже несколько странно, как будто эти вольные сыны эфира вечно должны жить только в памяти, только в звуке. Но - даже самым летучим твореньям классиков рано или поздно положено обретать оседлое и респектабельное существование. Правда, эта книга вновь отодвинула мечту автора, чтоб хотя бы одна из его песен стала общей и безымянной, - теперь очень легко проверить, какие песни ему принадлежат. А ведь счастье было так возможно: о песнях " Всё перекаты да перекаты ", "От злой тоски не матерись ", "Бушует ливень проливной " мы когда-то спорили, кто их сочинил. Вот "У Геркулесовых столбов " - это ясно, Городницкий: больше так никому не суметь.

Сегодня редкая удача увидеть в поэте мужчину, тем более настоящего, способного одушевлять бойца для битвы с пространством, с опасностями, с одиночеством... И не пресловутым одиночеством среди толпы, а одиночеством среди снегов или океанских волн. И не с опасностями борьбы с начальством (правительством), которая уже много лет слывет единственной стоящей доблестью, а с опасностями борьбы против вечных стихий - ведь и сегодня тепло добывается не из батареи парового отопления, а из недр земли: "По мерзлой земле мы идем за теплом ". Городницкий - тот редкий поэт, которого, как встарь, хочется назвать певцом: в его поэзии нет надтреснутых звуков, вычурных метафор, прихотливых ассоциаций, которые приходится разгадывать, это царство сильных и ясных чувств. Городницкий почти не пытается непоэтические предметы превращать в поэтические - сильнее всего он в зоне, которой поэзия давно овладела ( " Старая романтика, черное перо! "). И нужен особый талант, чтобы эти почти канонические образы вновь обрели пленительную силу, чтобы от истины ходячей всем стало больно и светло. Когда поэт перебрасывает мостик от непоэтической злободневности к устоявшимся романтическим символам и эпизодам: духовой оркестр у метро превращается в несдающийся оркестр на палубе терпящего крушение судна, - читатель невольно поднабирается куражу, начиная прозревать в себе бесстрашного матроса. Правда, когда Городницкий пытается достичь эффекта страстно произносимыми, но рассудочными формулами, используя " вечные " образы в качестве иллюстрации, это иной раз не возвышает злободневность, а оскучняет вечность. " Монолог Моисея" с его очень уж неновым рефреном: "Сорок лет народ вожу я по пустыне, Чтобы вымерли родившиеся в рабстве ", "Гражданская война, гражданская война, Будь проклята она, будь проклята она! " - от этого слишком уж отдает истиной ходячей.

Но не будем придирками отравлять праздник, который нам устроил "Лимбус Пресс ",- этим пусть займутся литературоведы.




Александр МЕЛИХОВ
"Октябрь" 2000, No3
http://magazines.russ.ru/october/2000/3/panoram04-pr.html




Док. 412063
Перв. публик.: 30.03.00
Последн. ред.: 30.12.07
Число обращений: 295

  • Мелихов (Мейлах) Александр Мотельевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``